Доклад к презентации опыта работы по теме Формирование УУД в начальной школе


Доклад
по теме «Формирование УУД в начальной школе»
Слайд 1. МБОУ Таловская средняя общеобразовательная школа Змеиногорского района Алтайского края
Пыльчева
Оксана
Алексеевна
учитель
начальных классов

Слайд 2. Так приобреталась профессия…
В 2006 году закончила Барнаульский государственный педагогический университет, получила специальность «Педагогика и методика начального образования». Через год пришла работать в Таловскую школу, где меня встретил опытный и добрый коллектив учителей, который всегда и во всем был готов помочь мне !
Слайд 3. Мои первые рабочие будни…
Мой самый первый класс, мой первый педагогический опыт.
Слайд 4. Мечты сбываются…
В период с 2010 г по 2015 г у нас родились две долгожданный, замечательные доченьки: Настенька и Ксюшечка.
Слайд 5. И снова школа…
В 2015 году я вновь принимала 1 класс. Передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, отличительные особенности по сравнению с прежним стандартом. Изучила документы и дополнительную литературу, разработала рабочие программы по предметам. Я определила, что один из важных моментов реализации ФГОС – это формирование УУД.
Слайд 6. Методическая тема
Поэтому методическую тему, над которой работаю, сформулировала так: «Формирование универсальных учебных действий в начальной школе».
Слайд 7. Цель
Главная цель работы над темой:
Создание условий для формирования УУД в ходе усвоения разных предметных дисциплин обучающимися в начальной школе.
Слайд 8. Задачи
Изучить сущность универсальных учебных действий.
Проанализировать УМК «Школа России» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД .
Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.
Слайд 9. Предполагаемые результаты.
Формирование у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющих учащимся самостоятельно организовать собственную деятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Повышение уровня профессионализма учителя
Повышение качества преподавания
предметов.
Слайд 10. Направления работы.
Профессиональное:
Повышаю свое профессиональное мастерство, обучаясь на курсах и посещая дистанционные семинары.
В 2013 году прошла курсы повышения квалификации по теме «Использование возможностей информационно-образовательной среды школы для реализации требований ФГОС начального общего образования» г. Барнаул.
В 2016 году:
дистанционные курсы по теме «Содержание и организация формирующего оценивания учащихся и учителя (внутриклассного оценивания) на разных уровнях общего образования» (Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва);
дистанционные курсы по теме «Формирование контрольно-оценочной самостоятельности школьников» (Открытый институт «Развивающее образование» г. Москва);
АКИПКРО по теме «Проектирование и реализация адаптированной образовательной программы для учащихся с ЗПР в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ».
Совершенствую свои знания в области классической и современной педагогики и методики.
Изучаю образовательные стандарты новых программ и учебников, выявляю их особенности.
Слайд 11.
Методическое
- Применяю на уроке новые педагогические технологии, формы, методы и приемы, способствующие формированию УУД.
- С 2014 года успешно совмещаю работу учителя с должностными обязанностями руководителя школьного методического объединения учителей начальных классов и школы компетенции учителей начальных классов Таловского школьного округа.
- систематизирую материалы методической и педагогической литературы по теме, создаю электронную папку лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.
Слайд 12. Этапы работы
Определила этапы работы. На данный момент осуществляю работу на 1 этапе. Изучила педагогическую и методическую литературу, сущность и особенности новых ФГОС, материалы и документы по теме, особое внимание уделила программе формирования ФГОС.
Слайд 13. Универсальные учебные действия (УУД) - неотъемлемая часть ФГОС.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: предметных , метапредметных и личностных.
Предметные результаты – это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана.
Метапредметные результаты можно представить как регулятивные, коммуникативные и познавательные учебные действия в программе формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Достижение метапредметных результатов обеспечивается благодаря компонентам образовательного процесса — учебным предметам.
Слайд 14. Личностные УУД.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

Самоопределение
смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о  том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Слайд 15. Что делаю для формирования?
участие в проектах;
подведение итогов урока;
творческие задания;
зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
самооценка события, происшествия;
Слайд 16. Регулятивные УУД
Регулятивные качества обеспечивают организацию учащимися своей деятельности. По сути, им необходимо уметь организовывать самих себя. Для этого нужно научиться ставить цели и достигать их. В учебной деятельности потребуется применять некоторые принципы.
Целеполагание учит детей ставить учебные задачи и соотносить уже известный материал с незнакомым.
Далее требуется планирование - это значит, что ученик обязан определить последовательность действий в решении полученной задачи, выработать определенный план и следовать ему.
Прогнозирование поможет увидеть предварительный результат и степень усвоения, а также временную шкалу получения результата.
Контроль, коррекция и оценка действий помогут выработать способности самоконтроля. Контролируя и сверяя свои работы с предложенным образцом, исправляя свои действия в соответствии с правильным решением, ребенок учится правильно принимать решения и вырабатывать определенный план действий.
Требуется также саморегуляция - способность мобилизовать собственные силы и преодолевать возникшие препятствия
Слайд 17. Приемы, используемые мною:
- Совместная формулировка учебной проблемы.
- Работа по предложенному плану , использование необходимых средств (учебник, простейшие приборы и инструменты)..
- Планирование учебной деятельности на уроке.
-Проговаривание последовательности действий на уроке.
-Совместная эмоциональная оценка деятельности класса на уроке.
-Отличие верно выполненного задания от неверного.
-Высказывание своей версии, попытка предлагать способ её проверки.
-Определение успешности выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Слайд 18. Познавательные УУД
общеучебные универсальные действия 
логические универсальные действия
действия постановки и решения проблем.
Слайд 19. Приемы формирования
- Самостоятельная формулировка цели .
- Ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).- Ответы на вопросы, используя учебник, компьютерные средства , свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.- Выводы в результате совместной работы всего класса, группы, пары.- Сравнивание и группировка предметов .- Нахождение закономерности в расположении слов, фигур по значению одного признака.- Называние последовательности простых знакомых действий, нахождение пропущенного действия в знакомой последовательности.- Подробный пересказ сказок, небольших текстов, определение и формулировка их темы.
- Игры «Верю- не верю», «Если бы...», «Закончи предложение»…
- Исследовательская работа.
-  Конструирование вопросов.
Слайд 20. Коммуникативные УУД
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную осведомленность и учет взглядов других людей по одному и тому же вопросу. Детям необходимо научиться слушать и слышать других, вступать в диалог и учиться обсуждать возникшие проблемы мирным путем, вести дискуссии и строить взаимные отношения со сверстниками и взрослымиСлайд 21. Что делаю для формирования?
1.Организация групповой работы учащихся и работа в паре:
Работу я начала с выработки основных правил. Мы пришли к выводу, что должно достигаться:
-  полное внимание к однокласснику;
-  серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками  товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
- распределять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
2.Заучивание наизусть стихотворения, прозаического фрагмента.
3. Выразительное чтение и пересказ текста.
4. Выстраивание бесед на уроке и в жизни…
Слайд 22. Внеурочная и внеклассная работа
Считаю, что образовательный процесс не может ограничиваться только урочной деятельностью. Поэтому большое внимание уделяю организации внеурочной и внеклассной работы.
Наиболее оптимальными формами организации внеклассной работы по предмету в начальной школе являются предметные олимпиады и конкурсы, предметные недели, внеклассные мероприятия по предметам.
Мои воспитанники являются участниками Всероссийских, районных и школьных конкурсов.
№ п/пВиды участия во внеурочной деятельности Фамилия, имя ученика Уровень мероприятия Результат
«Я - энциклопедиЯ»
2016 г 3 участника Международный конкурс по основнымшкольным предметам. Участие
«Природа – наш общий дом»
2016 г 1 участник Районный конкурс Участие
«Учи.ру»
2015-2016 уч.г6 участников Всероссийский конкурс Участие
Олимпиада по математике 6 участников Школьный Спиваков В. – 1 место
Олимпиада по литературному чтению 6 участников Школьный Каширских А.- 1 место
Бруннер Ю. – 2 место
Стяжкина К. – 3 место
Олимпиада по окружающему миру 6 участников школьный Бруннер Ю.- 1 место
Слайд 23. Мастер-класс на тему «Цифровое лабораторное оборудование Vernierв урочной и внеурочной деятельности»
С помощью цифровых приборов создаю условия для изучения объектов и явлений окружающего мира. Проводя подобные мастер-классы, привлекаю учащихся к познанию окружающего мира через эксперимент, тем самым развивается интерес, переходящий в потребность к познанию.
Слайд 24. Распространение опыта
Активно участвую в работе школьного МО. Изучаю опыт работы лучших учителей школы, района.
Слайд 25. Для учителя тоже есть правила.
Для учителей, которые только начинают работать по ФГОС, разработала небольшую памятку, куда включила некоторые правила.
Слайд 26. Перспектива.
В заключении хотелось бы сказать, что учитель – это человек, готовый и умеющий непрерывно учиться. Только человек, горячо влюбленный в свою профессию и постоянно самосовершенствующийся, может сегодня успешно работать в школе. Поэтому в перспективе я планирую:
- продолжить работу по изучению и использованию образовательных технологий;
- продолжить работу по теме самообразования;
- активизировать работу по обобщению и распространению своего педагогического опыта.