Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках русского языка и литературы


Обобщение опыта работы по теме
"Формирование УУД на уроках русского языка и литературы"
1. Актуальность опыта.
Задача современной системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Об этом идёт речь в стандартах второго поколения ФГОС.
Важнейшим является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя, тогда как сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;- коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;- информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;- автономизационная компетентность - умение саморазвития – способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособность;- социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;- нравственная компетентность – готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать»
К сожалению, на сегодняшний день эти задачи не нашли должного положительного решения. Можно говорить пока ещё о достаточно низком уровне сформированности ключевых компетентностей у учащихся. Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному учению, к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, многие молодые люди либо останутся по жизни неуспешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям. Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
2. Теоретическая база опыта.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они- носят надпредметный, метапредметный характер;- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.К основным функциям УУД относятся:- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, толерантности в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.
Теоретико-методологическим обоснованием формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова. В данном подходе наиболее полно раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся. Качество усвоения знания определяется характером и многообразием видов универсальных действий: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий: • личностное, жизненное самоопределение;• действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;• действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребенок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события. Критериями сформированности личностных УУД следует считать: 1) структуру ценностного сознания; 2) уровень развития морального сознания; 3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения; 4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.К общеучебным универсальным действиям относятся:• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;• структурирование знаний;• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. Логическими универсальными действиями являются:• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;• подведение под понятие, выведение следствий;• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;• доказательство;• выдвижение гипотез и их обоснование.Постановка и решение проблемы:• формулирование проблемы;• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: • произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;• уметь устанавливать причинно-следственные связи;• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; • уметь устанавливать аналогии;• владеть общим приемом решения учебных задач;• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины); • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;• уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.К коммуникативным действиям относятся:• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Можно выделить следующие преимущества совместной работы: - возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);- снижается школьная тревожность;- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;- возрастает сплоченность класса;- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым». Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:• выбирать средства для организации своего поведения;• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;• начинать и заканчивать действие в нужный момент;• тормозить ненужные реакции. Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий. Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах. Однако если языковая грамотность в первую очередь формируется на уроках русского языка, то логическая грамотность – в процессе изучения математики. Можно отметить, что предметы естественнонаучного цикла, позволяют целенаправленно формировать логические универсальные действия и открывают возможности их систематического использования в различных предметных дисциплинах; учебные предметы гуманитарного цикла и в первую очередь литература наиболее адекватны для формирования универсального действия нравственно-этического оценивания. Основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, естественным образом распространяются на все учебные предметы. Действительно, в школе нет учебных дисциплин, где дискуссии были бы неуместны. В рамках любого предмета можно организовать работу учеников в малых группах.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом. Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. 2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. 3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. 4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов. 5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества.
3. Мой опыт по использованию педагогических технологий
Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием. Предметы русский язык и литература, на мой взгляд, относится к дисциплинам наиболее благоприятным для формирования конкретных видов УУД и создающих для них зону ближайшего развития.
Формирование всех видов УУД на уроках русского языка и литературы происходит на каждом этапе при использовании различных педагогических технологий.
Формирование УУД при использовании ИКТ
Формирование познавательных и регулятивных универсальных учебных действий сегодня немыслимо без использования новых информационных технологий, целью которых является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, создание условий для активизации учебной деятельности школьников.
Методы и приемы при проведении уроков с использованием информационных технологий:
Методика использования обучающе-контролирующих ИКТ: тестовые задания с последующей самопроверкой или взаимопроверкой, работа с наглядными пособиями, звуковое сопровождение. С интересом ученики вставляют слова, буквы, расставляют знаки препинания, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают (или не знают) правила правописания, редактируют тексты при подготовке к сочинению, в том числе на ЕГЭ и ГИА.
Методика использования творческих заданий с применением программ Microsoft Office: Word, Excel, PowerPoint (самостоятельная работа обучающихся при выполнении домашнего задания)
Начиная с пятого класса учащиеся самостоятельно или в группах создают тематические презентации и защищают их на уроках перед однокласскниками, например, "Жизнь и творчество А.П. Чехова", "История создания повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба", "Женские образы в творчестве русских писателей 19 века" и др.
Я уверенна, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности и интереса к предмету, развивает логическое мышление.
Формирование УУД при использовании технологии проектной деятельности
Технология проектной деятельности позволяет реализовать личностно – ориентированный подход в обучении, позволяет формировать личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные УУДОбучающиеся создают различные проекты: доклады, рефераты, творческие отчёты, проводят исследоваательскую работу, например, исследовательская работа "Обращение вчера и сегодня", проведенная ученицей 7 класса , заняла 1 место в мунципальном туре научно-практической конференции "Шаг в будущее"
Умения, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют осмысленное исполнение жизненно важных умственных и практических действий, то есть формируются составляющие познавательной, информационной, социальной, коммуникативной, рефлексивной, ценностно- смысловой компетенций. Таким образом, проектная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений в современном образовании по овладению знаниями в процессе социализации.
Формирование УУД при использовании игровых технологий, при использовании нестандартных заданий
С успехом идет формирование УУД при правильном использовании игровых технологий.
При всём богатстве содержания нашего языка предмет «Русский язык» частенько относится детьми к наиболее скучным. Чтобы переломить это стойкое убеждение, обращаюсь к необычным и ярким урокам: путешествие по Грамматике, урок-игра по мифологии, викторины по творчеству того или иного писателя. Использую уроки-практикумы по самым разным темам лингвистики и литературоведения, уроки-концерты и уроки-конкурсы.
Также игровые методы и приемы используются мной и во внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении предметных недель «День славянской письменности» (2011г.), конкурсы чтецов «Живая классика» (20112г.), участие в олимпиадах. Это позволяет ребятам реализовать свои творческие возможности.
Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь «с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной», творческой.
Нестандартные уроки, необычные задания, применение игровых технологий способствует формированию регулятивных, познавательных, коммуникативных и личностных УУД.
Из нестандартных заданий можно отметить следующие:
"перевод" иноязычных, профессиональных, устаревших, жаргонных слов, например: не видно ни зги; бить челом; брось заливать; меня не колышет и т.п."перевод" текстов, составленных в одном стиле, на «язык» другого стиля, например: прочитайте доверенность, написанную К. И. Чуковским. На чем основан ее юмористический эффект? Какие правила оформления данного документа нарушены? Исправьте ошибки.
Доверенность.
Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный, и, надеюсь, денег моих не растратит.
угадывание слов по толкованию (в том числе и образному) или по общему признаку. Пример, угадайте слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.
- Противопоставление контрастных понятий для создания художественного образа (антитеза).
- Стилистический прием сопоставления на первый взгляд несопоставимых взаимоисключающих понятий (оксюморон).
- Разговор между двумя или несколькими лицами (диалог).
- Список, перечень предметов, составленный в порядке, облегчающий их поиск (картотека).
расшифровка пословиц, поговорок, фразеологических оборотов по отдельным признакам. Пример, какие пословицы, поговорки здесь зашифрованы? Объясните смысл.
- Она пуще неволи.
- Суп, сваренный Демьяном.
Полезность такой работы очевидна: обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Все это, в свою очередь, способствует развитию творческих возможностей самих учащихся.
вопросы проблемного характера. Пример, сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос. Почему пожелание "Бывайте здоровы" может обидеть вашего друга.
- Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются? Стукнете - стукните. Вырастешь - вырастишь. В пенье птиц - в пении птиц.
развернутый ответ на вопрос проблемного характера или необычно сформулированный вопрос (в основе - сопоставление несопоставимых на первый взгляд фактов);
сочинение на лингвистическую тему. Пример, подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и другие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.
- Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? (этимологический словарь).- Верно ли утверждение, что слова, начинающиеся с буквы Ф, по происхождению являются нерусскими? (этимологический словарь, учебник по исторической грамматике)
- Зачем нужны архаизмы? (словарь устаревших слов).
ИЛИ: Напишите сочинение на одну из тем (в форме, сказки, детектива и др.)
- Покой морфемам только снится.
- Все флаги в гости к нам (о заимствованных словах).
- Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую).
- Быть или не быть Собственным?
Нестандартные задания расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к обучающимся в процессе изучения русского языка (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.
К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:
редактирование предложений и текстов (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями). Задание. Найди и исправь стилистические ошибки:
- Мы поражались его поразительной памяти.
- На день рождения своему другу я подарил памятный сувенир.
- Открывая форточку, в нее залетел воробей.
подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной - по принципу «кто больше?», например, подберите синонимы к словам смелый, ласковый, строгий.упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»), например, найдите "лишние" слова. По какому признаку можно объединить другие слова?
1) Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый;
2) Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать
Задания этого типа предполагают формирование у учащихся познавательных ууд (на доступном для определенного возраста уровне): умение работать с научно-популярной литературой и справочниками; регулятивных ууд: умение анализировать языковые единицы, формулировать выводы; коммуникативных ууд: умение составлять текст (сообщения, реферата, доклада) и сообщать новые знания одноклассникам, личностных ууд: присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения.Формирование УУД при организации самостоятельной работы.
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствие с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс.
Самостоятельная работа создает условия для осуществления деятельности ученика, когда он сам продумывает материал, анализирует и обобщает его, проверяет свои выводы, сличая их с эталоном. Подобная работа позволяет формировать все виды УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли в диалогической и монологической видах речи), регулятивные (ставить перед собой цель и определять пути ее достижения, осознание уровня освоения изучаемого материала), познавательные (произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям, уметь устанавливать причинно-следственные связи, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, уметь устанавливать аналогии, осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины)) Самостоятельная работа с литературой помогает становлению ученика как будущего социального исследователя.
В своей практике использую различные виды самостоятельной работы, которые требуют от ученика знаний русского языка и литературы, проявления элементов творчества, новаторства, способствуют развитию у учащихся внимания, воображения. Приведу примеры некоторых самостоятельных заданий.
- Используя материалы предыдущих упражнений, написать такое сочинение о природе, которое можно было бы поместить в газете.
- Подобрать рисунки. По рисункам составить 10 предложений, добавить в каждое предложение деепричастный оборот, чтобы более точно описать основное действие.
- Прочитать сведения о причастиях. Составить сложный план и подготовить сообщение о причастии как об особой форме глагола, приводя примеры из художественных произведений (можно взять любую изучаемую часть речи).
- В журналах, газетах найти примеры статей, написанных в публицистическом стиле. По образцу написать мини-сочинение (тема свободная).
- Составить небольшой текст в публицистическом стиле, используя фразеологические обороты. Обратиться за помощью к Школьному фразеологическому словарю и т.п.
Формирование УУД при организации работы в группах
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка) успешно формируются, если правильно организована на уроках работа в паре или в группе. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу.
Целесообразно применять общение в паре или в группе на уроках систематизации и обобщения пройденного, на уроках контроля, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения новых знаний. Так ученики могут рассказывать друг другу правила также помогать осваивать новые знания в процессе частичной исследовательской работы с материалом, выставляя оценки друг другу за устную работу. Более успешные ученики с удовольствием помогают слабым, что способствует созданию благоприятной атмосферы на уроке и созданию ситуации успеха. Часто на уроках используем словарные диктанты с последующей взаимопроверкой. (ученики пишут, затем обмениваются в парах работами, проверяют, выставляют оценки; критерии оценивания выписываются на доску).
Работа в паре или в группе позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

Формирование УУД при работе с таблицами и схемами.
С пятого класса мы ведем тетради с опорными конспектами, где собран практически весь материал в крупных блоках. Это позволяет использовать его при подготовке творческих работ: сочинений, рефератов, исследовательских работ, а также при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
К числу универсальных учебных действий относится работа с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, схема), овладение умениями преобразования информации из одного вида в другой.
На уроках использую таблицы и схемы обобщающего характера, например,
Стиль Цель Особенности
Лексические Морфологические Синтаксические
Научный Научно-популярный (разновидность научного). Официально-деловой Публицистический Разговорный
Формирование УУД при работе с текстом
Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом поставила перед собой следующие задачи:
1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом: • комплексная работа с текстом; • лингвостилистический анализ текста; • «самодиктанты»; • сочинение-рассуждение, описание, повествование. • редактирование текста; • интеллектуально-лингвистические упражнения; • работа с текстами-миниатюрами; В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова.
Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки учащегося в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи.
4. Результаты работы.
На протяжении последних 5 лет общая успеваемость по русскому языку составляет 100%, качественная успеваемость колеблется от 48% до 63%.
Общая успеваемость по литературе составляет 100%, качественная варьируется от 45% до 70%.
Большое внимание уделяю работе с одаренными детьми. Мои обучающиеся активно участвуют в школьных, муниципальных, интернет- олимпиадах по русскому языку (Александрович А. - 2 место в муниципальном туре олимпиад 2011-2012 уч.год, 1 место в рейтинге в муниципальном туре олимпиад 2012-2013 уч.г., Кононец К. 1 место в школьном туре олимпиад в 2012-2013 уч.г., призер районного тура олимпиады по русскому языку 2012-2013 уч.г., ). В муниципальной научно-практической конференции "Шаг в будущее" Александрович А. стала победителем в 2010-2011уч.г.
Мой опыт работы был представлен на открытом уроке в рамках методического семинара для завучей района по теме "Правописание приставок"(обобщение) (2011г.), на открытом уроке в рамках методического семинара для молодых специалистов по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" (2012 г.).
В рамках школьного методического объединения был проведен открытый урок по теме "Не с прилагательными" (2012г). Была представлена работа по формированию универсальных учебных действий при использовании ИКТ, групповой, парной форм работы, при использовании частично-поисковой деятельности обучающихся.
5. Трудности формирования УУД
Наряду с положительными результатами имеются и сложности в формировании УУД:
Умение определять главную тему текста, умение сравнивать, классифицировать, обобщать способны не все учащиеся, а это значит, что они не владеют данными умениями как универсальными.
Необходимо освоить технологии деятельностного характера всем членами коллектива, когда продвижение в процессе формирования определенных умений у учащихся идет последовательно во всем образовательном процессе, начинается одним предметом и продвигается усилиями других.
Любым способом: путем саморазвития, самообучения, использования возможностей интернета - педагогу необходимо изучать психологию современного ребенка, осваивать новые технологии деятельностного характера, которые действительно выводят ребенка на позицию субъекта учебной деятельности, пополнить и расширить свои предметные знания и т.д.
6. Заключение
Необходимость формирования УУД очевидна. Овладение УУД ведёт к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности: познавательные и учебные мотивы; учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции.
Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор проблемно-ориентированной исследовательской познавательной деятельности, он создает условия, поддерживает инициативу. Учебный предмет не самоцель, а средство развития личности. Владение современными технологиями, творческий подход, совершенствование средств обучения и развития ведет к положительным итогам.
7. Рекомендуемая литература.

1. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. – 2006. - №3.
2. Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. – М.: Педагогический поиск, 2003.
3. О.Г.Черных Практикум по литературе. 7 класс- М "Вако" - 2010г.
4. О.Г.Черных Практикум по литературе.9 класс- М "Вако" - 2010г.
5. В.А.Малюгина. Игровые уроки по литературе. 6 класс. - М. "Вако" - 2009г.
6. В.А. Малюгина. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы. - М "Вако" - 2010г.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
9. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / Под ред. Л.Г. Петерсон. – М., 2010.
10. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по специальности «Русский язык и литература». – М.: Просвещение, 1988.
11. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.
12. Мячина, Н.Г.Использование новых технологий на уроке русского языка / Н.Г. Мячина. [Режим доступа]:
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
14. Сайты Интернета.