Программа коррекционно-развивающего сопровождения замещающих семей Подари улыбку


Пояснительная записка
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», ориентируясь на решение Министерства образования «о работе центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи с безнадзорными детьми», условия должны способствовать интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию ребёнка. В период пребывания воспитанников, как в организации, так и в замещающих семьях, обеспечивается психологическое сопровождение воспитательной и образовательной деятельности, а также консультативная, реабилитационная и профилактическая работа с детьми. Проводятся необходимые мероприятия, направленные на компенсацию недостатков, коррекцию физического и психического развития, учитываются индивидуальные и психофизиологические особенности детей. В соответствии с правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Деятельность ведется в соответствии с Конвенцией о правах ребенка "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения". Работа построена в рамках проекта Концепция Федеральной целевой программы «Россия без сирот» на 2013-2020г.г.
Развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зависит от созданных социальных условий, которые определяют его быт, его физическое здоровье, характер его общения с окружающими людьми, его личные успехи. Поэтому целесообразно обеспечить важность в непрерывном воспитании личности, как здоровых детей, так и с ограниченными возможностями здоровья, достижения успеха в благополучной адаптации, гармоничном межличностном взаимодействии с социумом по прибытии в учреждение или замещающую семью. Перед приемными родителями стоит непростая задача — формировать и развивать профессиональную компетентность в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей. Непростая судьба определила особенности развития этих детей, присущие им нарушения в развитии являются следствием депривации. При отсутствии благоприятных условий проживания и специальной работы по реабилитации они переходят в разряд стойких нарушений - личностных, социальных и впоследствии профессиональных. Поэтому ребенку необходима не просто семья, а семья, обладающая определенными ресурсами для его интеграции, обученная профессиональным базовым навыкам, позволяющим ей справиться с проблемами, возникающими во время адаптации ребенка в новой семье.
Адаптация - процесс привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. В первые две-три недели закладываются основы будущих взаимоотношений в семье. Успешность адаптации ребенка в первую очередь зависит от умения взрослых построить внутрисемейное общение.
Воспитанники специализированных учреждений, как правило, испытывают затруднения в общении с членами семьи, не сразу «вписываются» в сложившуюся систему семейных отношений. Они глубоко обижены кровной семьей, не умеют сопереживать другому человеку, проявлять любовь к нему, не доверяют окружающим, сохраняют дистанцию при взаимодействии с ними. Им трудно контролировать поведение, видеть последствия своих поступков, быстро освоить правильный тон общения. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке.
В соответствии с целью и задачами организации, с учётом всех направлений работы, разработана программа коррекционно-развивающего сопровождения «Подари улыбку», ориентированная на решение проблемы дезадаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа по программе начата в 2011 году, построена с учетом особенностей детей с ограниченными особенностями здоровья, направлена на гармоничное развитие личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует их гармоничному развитию, обеспечивает успешную адаптацию в замещающей семье. Программа может быть пролонгирована с учетом применяемых адаптированных диагностических методик и подобранных форм и методов коррекционной работы.
Новизной данной программы является применение комплекса коррекционно-развивающего характера в психолого-педагогической работе, ориентированного на формирование успешной адаптации в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учетом с ограниченных особенностей их здоровья. Материал был использован в результате проведения социально-психологического обследования семей, в которых проживают дети с ограниченными возможностями здоровья.Установлены факторы успешной адаптации и факторы, нарушающие ее. В связи с полученными результатами в коррекционной работе применена разработанная ранее комплексная структура интерактивных игр и упражнений, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия совместно с техниками арт-терапии, направленны на создание психолого-педагогических условий, способствующих решить поставленные задачи в психолого-педагогической деятельности.
Программа составлена на основе идей М.В.Киселевой, изложенных в монографии «Арт-терапия в работе с детьми», и работы Г.И Макартычевой «Профилактика асоциального поведения» и адаптирована с учетом психофизических возможностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Елены и Геннадия Тимченко программа «Семья и дети». Также использую ранее созданную мной программу «Добрые руки», ориентированную на коррекционно-развивающее сопровождение воспитанников.
Исходя из цели учреждения, поставленных задач в деятельности Центра сопровождения замещающих семей соответственно определены следующие психолого-педагогические конкретные цели и задачи.
Целью программы является:
Формирование комплексного психолого-педагогического сопровождения замещающих семей, способствующее успешной адаптации в замещающей семье, что влияет на полноценное развитие личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и повышение психолого-педагогической компетентности замещающих родителей в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями.
Реализация программы направлена на решение следующих задач:
Осуществлять диагностическую деятельность, ориентированную на детско-родительские отношения, позволяющую определить проблему дезадаптации ребенка в семье.
Реализовывать профилактическую деятельность дезадаптивных состояний детей и подростков.
Разрабатывать и внедрять действенную форму консультативной работы законных представителей и участников педагогического процесса, с целью повышения осведомленности и грамотных подходов в процессах воспитания, с учетом индивидуальных психофизических особенностей воспитанников.
Способствовать коррекции психических отклонений, профилактике асоциального поведения через групповые и индивидуальные формы работы.
Отслеживать результативность положительной динамики успешной адаптации детей в замещающей семье.
Данная программа направлена на то, чтобы ребенок
получил дополнительные возможности для самовыражения;
сформировал способность к проявлению и осознанию своих чувств;
имел возможность выплеснуть негативные переживания, эмоции мягким способом;
повысил самооценку;
развивал свою фантазию, творческие способности, навыки общения.
Направленность психолого-педагогической деятельности ориентирована на модель успешно адаптированного приемного ребенка (см. заключение).
Актуальность разработки программы «Подари улыбку» исходит из основных принципов, целей и задач концепции образовательной, воспитательной и реабилитационной помощи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Где психолого-педагогическая работа занимает одно из важных мест в системе воспитания, и заключается в том, что способствует формированию гармоничных межличностных отношений, как между детьми, так и в отношениях с приемными родителями. Дети, попадая в чужую семью, по разным причинам, имеют свой жизненный опыт, свои индивидуальные психофизические особенности. Каждый переживает психологическую травму, при расставании с кровной семьей. Привыкание к новому окружению, к новым условиям жизни, связано с целым рядом трудностей, справиться с которыми ребенку без помощи взрослых практически не по силам.
Занятия проводятся в соответствии с внутрисемейной ситуацией, которая определяется по характерному поведению членов семьи, их выраженных мотивов, для определения достоверности существующей проблемы, в работе применяется адаптированный диагностический инструментарий. Исходя из результатов диагностики, определяется коррекционно-развивающая работа как индивидуально, так и с группой. Чаще всего законные представители обращаются с проблемой приобретения навыков взаимодействия для установления контакта с детьми, в частности с ограниченными возможностями здоровья:
- раннего возраста, которые проходят период адаптации до года;
- переживающими подростковый период;
- имеющими эмоциональные, физические и умственные отклонения;
- состоящими на учете по правонарушениям и употреблению ПАВ.
- испытавшими на себе жестокое обращение взрослых;
-пережившими утрату близкого человека.
Программа по срокам реализации ориентирована индивидуально на каждую семью, работа по разделам подразумевает, период сопровождения семей от полугода, по необходимости сроки увеличиваются. Данная разработка может быть дополнена с учётом индивидуальных особенностей детей, и степени осведомленности в вопросах воспитания их замещающих родителей.
Реализация программы осуществляется по следующим направлениям:
- диагностическое;
-коррекционно-развивающее;
-консультативное;
-просветительское, профилактическое;
-организационно-методическое.
В диагностическом направлении внимание акцентировалось на подбор диагностического инструментария, который ориентирован на определение уровня сформированности детско-родительских отношений. В работе используется и адаптируется методическое пособие Е.И.Николаевой фонда помощи обездоленным детям и детям, лишенным родительской ласки, детский фонд «Виктория».
Практическая значимость представленной работы заключается в том, что для эффективности оказания психолого-педагогической помощи замещающим семьям необходимо подобрать действенные методы, приемы, техники, которые бы способствовали решению проблем своевременно и позволили найти правильные, грамотные пути коррекции и профилактики. Особую значимость в определении цели и решении поставленных задач программы имела постановка вопроса с особой категорией детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Реализуя психолого-педагогическую деятельность с замещающими семьями, в которых проживают дети, требующие специальный подход к вопросам коррекции, разработан отдельный раздел программы, ориентированный только на детей с психофизиологическими нарушениями.
Коррекционные воздействия строились в соответствии с уровнями развития, опираясь на свойственные данному возрасту особенности и достижения. Учитывалось, что коррекция должна быть направлена на исправление и доразвитие, а также компенсацию тех психических процессов и новообразований, которые начали складываться в предыдущий возрастной период и которые являются основой для развития в следующий возрастной этап.Коррекционно-развивающая работа должна создавать условия для эффективного формирования тех психических функций, которые особенно интенсивно развиваются в текущий период детства, направлена на гармонизацию личностного развития ребенка на данном возрастном этапе. «При выстраивании тактики коррекционно-развивающей работы не менее важно учитывать и такое ключевое явление как зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Это понятие можно определить как различие между уровнем сложности задач, доступным ребенку при самостоятельном решении, и тем, которого он способен достичь с помощью взрослых или в группе сверстников. Коррекционно-развивающая работа должна строиться с учетом сензитивных периодов развития тех или иных психических функций. Следует также иметь в виду, что при нарушениях развития сензитивные периоды могут сдвигаться во времени. Поэтому, внимание акцентировалось на повышении грамотности замещающих родителей в вопросах воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа состоит из пяти разделов.
1. Раздел «Друг для друга» (структура состоит из):
- доверительных бесед;
- интерактивных игр и упражнений;
- техник арт-терапии.
2. Раздел «Сад моей души» (структура состоит из):
- бесед о семейных традициях;
- приемов повышения уровня знаний родителей.
3. «Хочу все знать» (структура состоит из):
- доверительных бесед ориентированных на осведомленностьвпроцессах воспитания законных представителей;
- совместного изготовления поделок своими руками (фолк-терапия).
4. «Наши цели» (структура состоит из):
- бесед о профилактике вредных привычек;
- коррекционно-развивающих занятий, ориентированных наформирование положительной динамики эмоционально-волевой сферы;
- профориентационного тестирования.
« Наш путь к здоровью» (структура состоит из):
- бесед с родителями об особенностях психофизиологического развития их приемных детей;
-коррекционно-развивающих занятий, ориентированныхнаформирование положительной динамики эмоционально-волевой сферы;
- интерактивных игр и упражнений;
- техник арт-терапии.
Структура всех коррекционно-развивающих занятий состоит из:
- доверительных бесед
- интерактивных игр и упражнений
- техник арт-терапии
Занятия могут быть дополнены тематическими мероприятиями:
«День именинника», «День семьи», конкурсы «Самые находчивые», «Любимые питомцы», «Мир увлечений» и т.д.Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, но если ситуация определяется, как критическая, то количество проведения занятий увеличивается.
Тематическое планирование
Раздел «Друг для друга»
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей
Доверитель
ная беседа Техника
арт-терапии Интерактивные игры
и упражнения Результат Количество часов
«Мои чувства и
эмоции» «Наши ладошки»
изотерапия«Передай улыбку по кругу»
«Дружеская рука» Осознание своего «Я» 6
«Семейное пространство» «Парное рисование»
изотерапия«Самый, самый»»
«Ласковое имя»
Выявление особенностей ролевого поведения 4
«Здесь и теперь» «Мой портрет глазами других»
изотерапия«Коллективный счет»
«Правила группы»
«Новое,хорошее» Установление лидерства 4
«Сказочные персонажи» «Волшебные краски»
изотерапия«Перевоплощение»
Изучение характера взаимной поддержки 2
«Семейные традиции» «Наши ладошки»
Изотерапия с элементами сказкотерапии«Огонек доверия»
Выявление особенностей функционирования семьи 2
«Мои ценности» «Цветной мир»
изотерапия«Мой дневник»
Определение жизненных ценностей и мотивов 2
Всего:20 ч.
Раздел «Сад моей души»
Цель: формирование представлений об ответственности за свое поведение, самоанализ поведения
Доверитель
ная беседа Техника
арт-терапии Интерактивные игры и упражнения Результат Количество часов
«Семейный совет» «Рисование музыки» «Зеркало» Обучение конструктив
ным способам взаимодействия 6
«Обмен ролями» «Маски»
сказкотерапия«Встреча взглядами»
Предоставление возможности посмотреть на ситуацию глазами другого человека (развитие эмпатии и способности взаимодействовать из разных ролевых позиций) 6
«Запретные желания и
чувства» «Мыльные пузыри»
изотерапия«Ласковое слово»
Выявление скрытыхпотенциальныхвозможностей, возникновениенежелательных маниакальных ощущений. 4
«Семейная фотография» «Птица счастья»
фолктерапия«Волшебный мешочек»
Уточнение достоверности гипотезы возникновения конфликта в семье 6
«Наша история» «Домовенок»
фолктерапия«Наш дневник» Определение желаемых перспектив членов семьи 6
Всего 28 ч.
Раздел «Хочу все знать»
Цель: активизация познавательных процессов детей, мотивация замещающих родителей на получение дополнительной информации об особенностях их приемных, опекаемых детей.
Доверитель
ная беседа Техника
арт-терапии Интерактивные игры и упражнения Результат Количество часов
«Если бы я был
волшебником» «Веселые магнитики»
фолктерапия«Здравствуй, я, мой любимый»
Выявление симпатий, предпочтений членов семьи 2
«Каким меня видят»» «Автопортрет»
изотерапия«Мои ресурсы» Определение привязанности членов семьи 4
«Кирпичики счастья» «подарки» «Рисуем музыку» Определение привязанности членов семьи друг к другу 2
«Копилка радостей и обид» «Дорисовывание образа»
изотерапия«Я желаю тебе» Определение лидерствующих позиций, степени доверия друг к другу 2
Всего 10ч.
Раздел «Наши цели»
Цель: осознание желаний и возможностей
Доверитель
ная беседа Техника
арт-терапии Интерактивные игры и упражнения Результат Количество часов
«Мое поведение» «Театр на тарелках» «Встреча взглядами» Определение сильных сторон личности
3
«Моя индивидуальность»
«Веселые помпоны» «Комплименты» Способствовать дальнейшему желанию и возможностям находить в себе индивидуальные особенности 4
Всего:
7 ч.
«Наш путь к здоровью»
Цель: коррекция личностных нарушений
«Зачем нужны правила»
«Театр на тарелках»
«Я умею»
«Именно сегодня»
«Мешок с капризами»
Создание условий, способствую
щих освоению детьми простых жизненных правил поведения, сохранению их здоровья.
8
«Мы вместе»
«Веселые помпоны»
«Путешествие в волшебный лес»
«Волшебная палочка»
«Я желаю вам добра» Коррекция отклонений в эмоционально-волевой сфере, успешной адаптации, с учетом индивидуальных способностей, и потребностей. 6
«Подари улыбку» «Я дарю вам солнце» «Я все преодолею» Способствовать формированию возможностей реализовать свой потенциал
6
Всего 20ч.
Содержание программы
Раздел «Друг для друга»
Цель: формирование духовно-нравственных ценностей.
Занятие№1
«Мои чувства и эмоции»
Цель: развитие умения понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение.
Задачи:
1.Закреплять умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.
2.Совершенствовать коммуникативные навыки детей.
3.Воспитывать доброжелательность, сочувствие.
Предварительная работа:
Ход занятия:
Приветствие гостей.
Ритуал приветствия.
 Игра-упражнение “Передай улыбку по кругу”
Упражнение «Дружеская рука» (см. Фопель К. Как научить детей сотрудничать)
Упражнение «Солнечный зайчик». 
Игра « Что может поднять тебе настроение». 
Игра «Паутинка».
Обратная связь.
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии «Наши ладошки», см. Приложение3.
Занятие №2
«Семейное пространство»
Цель: создание условий для психологической подготовки детей и родителей к совместной жизни.
Задачи.
Содействовать формированию осознанного отношения к ценностям семьи и развитию бережного отношения к своей семье;
Способствовать коррекции поведения личности в семье через самосознание;
Способствовать развитию рефлексии.
Ход занятия:
приветствие «Ласковое имя».
Сказка В.Сухомлинского “Семь дочерей”.
Групповое сочинение «Моя будущая семья».
Упражнение «Самый- самый».
Обратная связь.
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие№3
«Здесь и теперь»
Цель: формирование навыка самоконтроля за эмоциональным проявлением страха, принятие собственных эмоциональных реакций.
Анализ психологической природы страха.
2) Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого.
3) Развивать способность невербального выражения страха.
Ход занятия
а) упражнение «Коллективный счет».
б) упражнение «Правила группы».
в) упражнение “Новое – хорошее”.
Обратная связь:
– что нового узнали на занятии? Чему научились?
– Что понравилось? Что не понравилось на занятии?
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие№4
«Сказочные персонажи»
Цель: Развитие активности, любознательности, сенсорного восприятия, формирование общего кругозора детей. Обогащение тактильного опыта детей. Развитие зрительно-слуховых связей. Развитие мелкой моторики рук. Формирование навыков практического экспериментирования с различными предметами.
Оборудование – специальная песочница, кварцевый песок.
Ход занятия:
Притча «Ворона и павлин».
«Перевоплощение».
«Упражнение «Полное дыхание».
«Волшебные краски»
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии «Парное рисование», см. Приложение3.
Занятие №5
«Семейные традиции»
Цель: выявление особенностей функционирования семьи. Создание благоприятного психологического климата. Развитие саморегуляции, умения работать по правилам, навыков конструктивного взаимодействия, умения понимать собеседника, совместно работать и договариваться для достижения единого результата, снятие психоэмоционального напряжения, развитие вариативности мышления, восприятия, креативности.
Ход занятия:
Материалы: стаканчики, кусочки ткани, нитки, иголки, свечи.
«Наши ладошки».
Рисование ладоней красками, дорисовывание образа.
«Огонек доверия».
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №6
«Мои ценности»
Цель: развитие навыков общения, воображения. Определение жизненных ценностей.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение  «У нас с тобой общее…»: участникам предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что их  объединяет.
Упражнение «Я хотел бы с тобой вместе…»: каждому участнику предлагается кинуть мяч любому человеку из круга и назвать то, что он с ним вместе хотел бы сделать.
Арт-терапевтическое упражнение «Цветной мир». Группа делится по парам. Каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок или карандашей, фломастеров. Дается инструкция.
«Мой дневник»
Цель: создать в группе атмосферу доверия и открытости.
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Раздел «Сад моей души»
Цель: формирование представлений об ответственности за свое поведение, самоанализ поведения.
Занятие №1
«Семейный совет»
Цель: обучение конструктивным способам взаимодействия
Ход занятия: Двое рисуют на листе на заданную тему (например, «Каникулы»). Разрешается разговаривать, обсуждать совместный рисунок.После завершения работ проводится обсуждение: Что помогало вам в работе? Что мешало? Как происходил процесс рисования? Как вы договаривались? Кто был ведущим, кто ведомым?
Двое рисуют на листе на заданную тему «Мои мечты» (разговаривать в процессе рисования нельзя). После завершения работ проводится обсуждение:
- как происходил процесс рисования на этот раз?
- как вы договаривались?
- кто был ведущим, кто ведомым?
- как назовет картину каждый из ее создателей?
После завершения работ проводится обсуждение:
- какова была тактика рисования?
- как вы понимали друг друга?
- кто ведущий, кто ведомый? Дайте название картине. Довольны ли вы результатом?
Упражнение «Зеркало»
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Обсуждение по итогам рисования: какой вид рисования был наиболее интересным? Что было важно в работе? Где может пригодиться умение чувствовать и понимать другого человека?
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №2
«Обмен ролями»
Цель: развитие возможности смотреть на ситуацию глазами другого человека (развитие эмпатии и способности взаимодействовать из разных ролевых позиций).
Задачи: 
Формировать умение снимать тревожность, эмоциональное напряжение.
Развивать оригинальность, ассоциативность мышления.
Способствовать повышению самооценки, развитию навыка рефлексии.
Ход занятия:
Необходимые материалы: листы бумаги, фломастеры, краски, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Ритуал приветствия.
Упражнение «Пожелание по кругу»: участники желают что-то своему соседу справа то, что они хотели бы пожелать себе.
Упражнение «Ассоциации»: участники по кругу называют ассоциации определенных понятий, не повторяясь. Например, ассоциации со словом «Праздник», «Каникулы», «Школа».
Арт-терапевтическое упражнение «Мой портрет глазами группы».
«Встреча взглядами»
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №3
«Запретные желания и чувства»»
Цель: знакомство участников, сплочение группы, настрой на совместную работу, развитие креативности и воображения.Выявление скрытых потенциальных возможностей, возникновение нежелательных маниакальных ощущений.
Задачи: 
Осуществлять сенсорно-перцептивное развитие.
Способствовать снятию эмоционального напряжения, развитию гибкости, оригинальности мышления.
Необходимые материалы: 
- гуашь жидкая, пластмассовые стаканчики;
- растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль;
- листы бумаги (плотные), клеенка, газеты, салфетки для вытирания рук, ватман;
- релаксационная музыка.
Ход занятия:
«Мыльные пузыри» изотерапия.
Упражнение  «Имя-движение»: первый участник называет свое имя и производит любое движение. Второй участник повторяет имя и движение предыдущего и называет свое имя, производя новое движение и т.д. по принципу «Снежный ком».
Ритуал приветствия: участники предлагают ритуал приветствия, который будет использоваться на каждом занятии. Выбирается понравившийся всем ритуал.
Арт-терапевтическое упражнение «Волшебные краски»:
«Волшебная краска» изготавливается самими детьми и родителями.
Участники рассаживаются вокруг материалов.
Первый этап: ребята в стаканчики насыпают необходимое количество муки, куда постепенно добавляют соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.
При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения. В процессе смешивания компонентов нужно попросить ребят прокомментировать свои ощущения, чувства. Родители помогают.
Обсуждение:
- какие ощущения у вас были?
- Когда вы рисовали волшебными красками?
- Понравилось или не понравилось рисовать?
- Что вы хотели изобразить?
- Что получилось?
- Что хотелось бы изменить?
- Дайте название своей работе.
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №4
«Семейная фотография»
Цель: творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности. Уточнение достоверности гипотезы возникновения конфликта в семье.
Задачи: снятие тревожности, повышение самооценки, развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Необходимые материалы: листы бумаги А3, гуашь, кисти, тряпочки для вытирания рук, баночки с водой, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Приветствие»:  участники закрывают глаза, ведущий берет за руку одного из участников и выводит в центр круга. Проходя по кругу, дотрагивается ладонями до ладоней остальных. Участники должны отследить свои ощущения, описать, какие руки они ощутили, отгадать, чьи ладони это были.
Арт-терапевтическое упражнение «Рисование ладонями».
Психолог предлагает разукрасить свою ладонь гуашью и провести ею по листу бумаги. Должны получиться картины-отпечатки с разноцветными разводами. Упражнение проводится под релаксационную музыку. По желанию участников можно дорисовать получившееся изображение до конкретного образа.
«Птица счастья» фолктерапия.
«Волшебный мешочек» игра.
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №5
«Наша история»
Цель: творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности. Определение желаемых перспектив членов семьи.
Задачи: снятие тревожности, повышение самооценки, развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Необходимые материалы: картон, игла, нить, капрон, пуговицы.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Настроение»
Упражнение «Наш дневник»Цель: формированиевозможности создания доверительной атмосферы общения, коммуникативных умений у членов семьи.Разбить участников на пары. Ведущим произносится часть тела, которой воспитанники должны дотронуться друг до друга, как-бы приветствуя. Попросить участников поделиться своими ощущениями.
Арт-терапевтическая техника «Домовенок».
Обсуждение:
- нравится ли тебе, что у тебя получилось?
- Какие мысли у вас возникли в процессе изготовления поделки?
- Что хотелось бы изменить?
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Раздел «Хочу все знать»
Занятие№1
«Если бы я был волшебником»
Цель: творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности.
Задачи: снятие тревожности, повышение самооценки, развитие гибкости, оригинальности мышления, воображения.
Необходимые материалы: мешковина, игла, нить, поролон, пуговицы и т.д.
Ход занятия:
Упражнение «Ассоциации»: ребята по кругу называют ассоциации определенных понятий, не повторяясь. Например, ассоциации со словом «Праздник», «Каникулы», «Школа».
Упражнение «Здравствуй я, мой любимый».
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
Арт-терапевтический прием «Веселые магнитики».
Обсуждение:
- Нравится ли тебе, что у тебя получилось?
- Какие мысли у тебя возникли в процессе изготовления поделки?
- Что хотелось бы изменить?
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие№ 2
«Каким меня видят»
Цель: формирование навыков спонтанного самовыражения, повышения уверенности в себе.Определение степени возможности выработки навыков эффективного взаимодействия, развития креативности. Определение привязанности членов семьи.
Задачи: 
Способствовать снижению уровня тревожности.
Развивать коммуникативные навыки, воображение, оригинальность мышления.
Необходимые материалы: 
- ватман, листы бумаги для рисования, карандаши, фломастеры, краски или другие изобразительные средства (по желанию участников);
- цветная бумага, журналы, клей, ножницы, скотч, простые карандаши;
- релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Комплимент»: у ведущего в руках мяч. Он бросает его одному из участников, предварительно назвав его по имени, и говорит ему комплимент. Поймавший мячик благодарит за комплимент словом «спасибо», затем бросает его другому, предварительно назвав его по имени, и говорит свой комплимент. Желательно, чтобы мяч побывал у каждого.
Обсуждение:
- какие эмоции испытывает человек, услышав комплимент в свой адрес;
- как это способствует сближению людей;
- что вам было приятнее: слушать комплимент или говорить его?
Упражнение «Строим фигуру»: участники, закрыв глаза и взявшись за руки, по сигналу ведущего должны построить обозначенную фигуру (круг, треугольник, квадрат).
Арт-терапевтическое упражнение «Цветной мир».
Используя заранее подготовленные материалы и средства для рисования, участникам предлагается сотворить эмблему своей семьи так, как они это видят. Важно соблюдать одно условие: в работе должны принимать участие все.
Упражнение «Мои ресурсы».
Техника арт-терапии «Мой автопортрет».
Обсуждение:
- что вам удалось изобразить?
- Что понравилось в работе?
- Что бы хотелось изменить?
- Какое участие каждый принимал в создании работы?
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №3
«Кирпичики счастья»
Цель: творческое самовыражение, развитие творческого мышления, креативности. Определение привязанности членов семьи. Определение привязанности членов семьи друг к другу.
Задачи: 
1.Формировать умение снимать эмоциональное напряжение, тревожность мягким способом.
2. Развивать воображение, фантазию, гибкость и ассоциативность мышления, оригинальность.
3. Способствовать развитию умения в осознании собственного состояния, чувств и эмоций.
Необходимые материалы: краски, кисти, альбом для рисования, музыка, передающая разные настроения.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Подарки»: дети по кругу невербально дарят подарок друг другу. Адресат должен угадать, что ему подарил сосед.
Упражнение «Звуки»:
-  какие звуки вызывают у вас приятные ощущения?
- Какие вызывают страх?
- Какие неприятны?
- Какие звуки вызывают любопытство?
- Можно назвать или изобразить?
Арт-терапевтическое упражнение «Рисуем музыку».
Проводится беседа о музыке:
- какая музыка нравится вам?
- Какую музыку слушаете, когда вам грустно, когда радостно?
- Почему?
Включается музыка, передающая разные настроения. После прослушивания, или во время, каждый должен нарисовать то, что ему  навеяла эта музыка (настроение, впечатления, что-то конкретное или абстрактное).
Обсуждение после каждой мелодии: Что ты изобразил? Почему именно это? Какие чувства у тебя вызвала мелодия? Чья еще картина похожа на твое настроение после мелодии?
Обратная связь.
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие№ 4
«Копилка радостей и обид»
Цель: развитие самосознания, самовыражения, творческого мышления, креативности. Определение лидерствующих позиций, степени доверия друг к другу.
Задачи: 
Оказать помощь в развитии эмоциональной грамотности, представления о социальных ролях, осознанию многогранности своего Я и принятие различных его сторон.
Развивать творческое самовыражение, что способствует повышению самооценки, формирует личностную зрелость.
Необходимые материалы: листы белой бумаги А4, краски, кисти.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Игра «Истина и ложь».
Цель: формировать умение сопереживать, оказывать эмоциональную поддержку.
Участникам предлагается выбрать кладоискателя, доброго волшебника (фею), злого волшебника. Кладоискателю завязывают глаза, волшебники примерно в двух метрах от него кладут монету. Добрый волшебник, говоря Кладоискателю, куда надо идти, чтобы найти клад, всегда говорит правду, а Злой Волшебник всегда обманывает и отправляет в ложном направлении. Когда Кладоискатель найдет монетку, он снимает повязку, и все поздравляют его бурными аплодисментами. Затем наступает очередь другой тройки.
Арт-терапевтическое упражнение «Маски».
Ребятам предлагается сделать маску. Темы работы над масками могут быть разными: «Каким я хочу, чтобы меня видели», «Каким меня видят».  Главное, чтобы маска отражала его внутренний мир, характеризовала его. Перед началом работы следует рассказать о том, что есть маска для человека, для чего в разных культурах применяются маски. На листе бумаги рисуется овал по размеру лица подростка, определяется место для глаз и рта. Затем, используя краски, маска наполняется содержанием. В своей творческой работе дети остаются свободными от каких-либо правил. Подросток сам должен придумать ее и воплотить на бумаге. Следующий этап — маску необходимо вырезать, одеть себе на лицо. Затем маска «оживает» и ей предоставляется время для выступления. Далее группа делится на пары и внутри каждой пары происходит обмен масками. Надев на себя маску партнера, подросток повторяет те слова, которые сказала маска, будучи одетой на партнере. «Хозяин» маски должен рассказать о том, что он чувствует, когда видит свою маску на другом человеке и слышит свои слова. Затем те же действия совершает второй партнер.
Обсуждение:
- какая маска понравилась?
- Почему?
Техника арт-терапии «Дорисовывание образа».
Игра «Я желаю тебе».
Обратная связь.
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Раздел «Наши цели»
Занятие №1«Мое поведение»
Цель: развитие самосознания, творческое самовыражение, развитие креативности. Определение сильных сторон личности.
Задачи: 
Формировать умение снимать тревожность мягким способом.
2.Развивать интерес в повышении самооценки.
Ход занятия:
Необходимые материалы: листы бумаги А3, старые журналы, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Снежинка».
Цель: принятие себя, как ценности, появление и укрепление веры в себя, развитие положительных коммуникативных навыков.
Ведущий предлагает сложить листок бумаги с закрытыми глазами, с начала пополам, затем повторить процедуру, до тех пор, пока останутся маленькие, многократно сложенные листочки, затем открывают глаза. Обсуждение полученного результата. Подчеркнуть индивидуальность каждого человека.
Арт-терапевтическое упражнение коллаж «Какой Я».
Ребятам дается инструкция: Вам необходимо вырезать из газет и журналов картинки, лозунги, слова, части текста и из них составить композицию на заданную тему. Если для завершения композиции не хватает материала (его не нашлось в предлагаемых журналах), тогда разрешается дорисовать ее фломастерами и карандашами. Темы могут быть различными: «Грани моего Я» (младшая группа), «Реальное Я — Идеальное Я» (старшая группа) и т.д.
Обсуждение:
- по окончании работы каждый коллаж должен быть назван и представлен. - -- Что нового и интересного вы узнали о себе, друг о друге?
- Что было неожиданным?
Техника арт-терапии «Театр на тарелках».
Упражнение «Встреча взглядами».
Обратная связь.
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №2
«Моя индивидуальность»
Цель: развитие самосознания, творческое самовыражение. Определение сильных сторон личности. Способствовать дальнейшему желанию и возможностям находить в себе индивидуальные особенности.
Задачи: 
Оказать помощь в развитии эмоциональной грамотности, представления о социальных ролях, осознанию многогранности своего Я и принятие различных его сторон.
Развивать творческое самовыражение, что способствует повышению самооценки, формирует личностную зрелость.
Необходимые материалы: листы бумаги А3, старые журналы, ножницы, клей-карандаш, фломастеры, цветные карандаши, релаксационная музыка.
Ход занятия:
Ритуал приветствия.
Упражнение «Комплименты».
Цель: нахождение у участников привлекательных сторон личности.
Упражнение «Спутанные цепочки».
Техника арт-терапии «Веселые помпоны».
Обратная связь.
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Раздел «Наш путь к здоровью»
Занятие №1
«Зачем нужны правила»
Цель: создание условий, способствующих освоению детьми простых жизненных правил поведения, сохранению их здоровья, коррекции отклонений в эмоционально-волевой сфере, успешной адаптации, с учетом индивидуальных способностей, и потребностей.
Ход занятия:
Разминка
Обсуждение записей в дневнике.
Упражнения на развитие самоутверждения и повышение самооценки:
Игра «Я умею»
Группа делится на пары, в которых есть первые и вторые номера. В качестве игровой основы избираются любые сложные жизненные ситуации, с которыми родители детей с отклонениями в развитии часто сталкиваются, например:
- отношение социума к ребенку с проблемами в развитии;
- психологическое состояние родителей, испытывающих переживания из-за проблем в обучении и развитии ребенка;
- межличностные и супружеские конфликты.
В процессе игры распределяются номера между участниками таким образом, чтобы родители невротичного типа смогли бы почувствовать собственное самоутверждение, а родители авторитарного типа испытали бы смущение перед стойкостью первых. Каждая пара работает на виду у всех. Группа оказывает помощь первым номерам и препятствует работе вторых.
Задача первых номеров заключается в том, чтобы доказать вторым с помощью мимики, жестов, поз, игровых действий и набора фраз: «Я могу», «Я умею», «Я знаю», «Я права», «У меня получится». Что они действительно могут преодолеть любую трудную жизненную ситуацию, например: во время прогулки с ребенком не обращать внимания на любопытствующие взгляды или реплики прохожих, связанные с ограниченными возможностями здоровья ребенка. Акцентировать внимание законного представителя на то, что не нужно повышать голос на ребенка и не впадать в истерику из-за того, что у него что-то не получается, например: нечетко проговаривает слова, не может самостоятельно одеться или выполнить домашнее задание.
Во время игры первые номера должны почувствовать и продемонстрировать группе свою глубочайшую уверенность в том, что они в действительности могут все это преодолеть и у них все это получается именно так. Вторые в это время всеми способами стараются им помешать, создают дополнительные препятствия и трудности. Затем участники меняются ролями.
Зарядка «Именно сегодня».
Упражнение «Потянулись – сломались» (техника телесно-ориентированной терапии). Цель: развитие способности к снятию мышечных зажимов, что часто является сопровождающим фактором при стрессовых ситуациях. Родителям предлагается из исходного вертикального положения устремиться всем телом вверх, сначала не отрывая при этом пятки от пола, а затем потянуться и на носочках. После команды «Сломались» мышцы расслабляются, напряжение спадает, тело обвисает, «ломается» в суставах и участницы опускаются на пол.
Музыкальная релаксация.
Подведение итогов занятия.
Домашнее задание: запишите в дневник ласковые слова, которыми вы поддерживаете сами себя; прочитывайте их в трудные для вас минуты жизни.
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие №2
«Мы вместе»
Цели: коррекция личностных нарушений, обсуждение проблемы негативного восприятия отцом недостатков развития его приемного, опекаемого ребенка, формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения, межсупружеских и детско-родительских взаимоотношений. Обучение приемов релаксации через мышечное расслабление.
Ход занятия
Разминка
Приветствие
Обсуждение дневниковых записей.
Знакомясь с итогами выполнения домашнего задания, необходимо дать ответ на вопрос:
- Понимаем ли мы с мужем друг друга?
- Что нас объединяет?
Необходимо выяснить позиции участников группы.
Беседа по обсуждению дневниковых записей не должна превышать 3-5 мин.
Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Диалог с собой».
Пластический тренинг «Цветок».
Музыкальная релаксация.
Домашнее задание: отметить в дневнике и описать радостные события.
Обратная связь:
Ритуал прощания.
Применение техники арт-терапии, см. Приложение3.
Занятие№3
«Подари улыбку»
(упражнения для работы с родителями)
      Цель:формирование умений передачи позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта.
Ход занятия: члены группы становятся в круг, берутся за руки и по инструкции психолога передают друг другу с помощью тактильного контакта свои положительные чувства(результат проверяется с помощью обсуждения).Обсуждение.
Упражнение «Мы чувствуем поддержку друг друга».Цель: передача позитивных чувств друг другу с помощью тактильного контакта. Члены группы работают в парах. Они поворачиваются друг к другу спиной и соприкасаются, мысленно передавая другому тепло, любовь, поддержку.
Упражнение «Делай, как я». Цель: активизация внимания участников группы.Показываются простые движения, а группа их повторяет; затем хлопками в ладоши задается простейший ритм, а члены группы поочередно или все вместе его повторяют.
 Упражнение «Я все преодолею»  Цель: снятие эмоционального напряжения. Участники группы по инструкции должны представить, а затем и показать себя идущими по осколкам разбитого стекла, холодному снегу, скользкому льду, горячему песку.Упражнение «Я все смогу».Участники группы должны представить и показать себя спешащими домой после работы, идущими к зубному врачу, в кабинет к начальнику, едущими после рабочей недели на дачу и т. д.
Упражнение «Я дарю Вам солнце». 
Цель: сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы. Участники группы передают друг другу по кругу желтый шарик, символизирующий солнце, при этом каждый желает своему соседу добра, здоровья, счастья.
 Упражнение «Разговор через стекло». Цель: понимание невербального поведения других лиц.Участники группы устанавливают контакт друг с другом с помощью жестов.
Упражнение «Я не боюсь».
Цель: обучение высвобождению страха.Участники группы, относящиеся к тревожным, обучаются реагировать гневом на проблему, вызывающую у них страх.
Упражнение «Я не злюсь».  Цель: обучение высвобождению гнева.Участники группы, относящиеся к импульсивным, ригидным и оптимистичным лицам, учатся высвобождать свой гнев с помощью физических упражнений.
Методическое обеспечение
Голубева, Ю.А.Тренинги с подростками [Текст] /Ю.А.Голубева/-2009.-206с.
Копытин, А. И. Основы Арт-терапии [Текст] /А.И.Копытин/СПб., -1999.-167с.
Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии [Текст] /А.И.Копытин/-СПб., 2000.-140с.
Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии [Текст] / А.И.Копытин/ – СПб.: Питер, 2002.-56c.
Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. [Текст] /Л.Д.Лебедева/— СПб.: Речь, 2003.-105с.
Макартычева Г.И. Тренинг для подростков профилактика асоциального поведения [Текст] /Г.И. Макартычева/ Москва «Владос» 1996.- 256с.
Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях [Текст] / М.Ю.Михайлина /2013г.-249с.
Подольская И.А. Программа арт-терапевтических занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Текст] /под ред. И.А. Подольской/. – Калуга. 2009.-95c.
Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию[Текст]
/ К.Р. Роджерс/пер. с англ.  М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.-34c.
Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования[Текст]: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.-34с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога[Текст]/Е.И.Рогов / 2001.-67.
Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие[Текст] / Н.А. Сакович/.-Минск, 2005.- 34с.
Цветкова Т.В., Беличева С.А. Вестник[Текст]/Т.В.Цветкова/,2003.
Юнг, К. Архетип и символ[Текст]:/К.Юнг/ [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991г.-57с.
Гринберг С.Н.Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги [Текст]/ С.Н. Гринберг /. - Санкт-Петербург: Речь, 2007.74с.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.[Текст]/ А.М.Прихожан /. - СПб.: Питер, 2005.- 400 с.
Пути решения проблемы сиротства в России[Текст]/ В.К. Зарецкий /. - М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. -208 с.
Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Пособие для педагогов-психологов, социальных работников, приемных родителей // Под.ред. д.п.н., проф. Р.М. Чумичевой. - Ростов-на-Дону, 2010.-74с.
Спиваковская А.С. Психологическая помощь семьям, взявшим на воспитание детей из государственных учреждений: хрестоматия.[Текст]/ А.С.Спиваковская /. - М., 1991. – 127с.
Стрельцова М.В. Педагогические условия социальной адаптации и реабилитации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. [Текст]/ М.В.Стрельцова /. - М., 2005.-105с.
Терновская М.Ф. Педагогические основы адаптации детей - социальных сирот в системе патронатного воспитания.[Текст]/ М.Ф.Терновская /. - М., 2004.-37с.
Ушакова Е.В. Социально-психологические возможности приемной семьи как реабилитационной структуры для детей-сирот. [Текст]/ Е.В.Ушакова /. - М., 2003.-127с.
Фетисова О.В. Приемная семья как способ семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации.[Текст]/ О.В.Фетисова /. - М., 2005.-67с.
Фетюхин М.И. Приемная семья как форма опеки и попечительства / Учеб.пособие // М.И. Фетюхин, С.Ю. Кочетков, Ю.М. Фетюхин. Волгогр. гос. ун-т. - Волгоград: Перемена, 2000.-53с.
Филиппова Л.Н. Социальное сиротство в современном российском обществе: Социально-философский анализ.[Текст]/ Л.Н.Филиппова /. - Ростов-на-Дону, 2004.-24с.
Фурманов И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. [Текст]/ И.А.Фурманов /. - Минск, 1999. - 48-49с.
Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка [Текст]/ Г.Т.Хоментаускас /. - М., 2006.-89с.
Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации. - [Текст]/ В.А.Цветков /. Омск, 2005.-178с.
Чернышева Л.А. Социально-психологическая адаптация ребенка в приемной семье и психокоррекционная помощь приемным семьям. [Текст]/ СЛ.А.Чернышова /. - Самара, 2004.-98с.
Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов-на-Дону. [Текст]/ Т.Шибутани /. Феникс, 1999.-34с.
Интернет-источникиВоспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Направленное обучение ребенка с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rekomendatsii-roditelyam-vospityvayushchikh-detey/ . Загл. с экрана.
2. Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения») методический сборник [Электронный ресурс] http://cpms-smol.ru/spec-mp/83-ssps. Загл. с экрана.
3. «Пособиедляпринимающихродителей» / Николаева Е.И. - – М.: [Электронныйресурс] htt://pvictoriacf.ru/biblioteka/metodicheskie-materialy. Загл. с экрана.
Заключение
В соответствии с направленностью деятельности, соблюдая следующие условия адаптации ребенка в семье:
- благополучный психологический климат;
-адекватная самооценка ребенка;
-определение самоценности ребенка для родителей;
-систематическое формирование устойчивого интереса к обучению в школе;
-дружеское общение со сверстниками;
-недопустимость физического воздействия;
-предоставление самостоятельности;
-учет темперамента ребенка;
-организация мягкого контроля за ребенком;
-поощрения за успехи и достижения;
-моральное стимулирование;
-развитие самоконтроля и самооценки.
Мы стремимся к формированию следующей модели приемного, опекаемого ребенка в семье.
Модель приемного ребенка
415671037465003070860355600010991853746500
Человек знающий Человек культурный Человек социальный
(владеет мыслитель- (осуществляет (владеет умениями
ными операциями, самоконтроль, осоз- и навыками
навыками планиро-нает свою индивидуаль- сотрудничества
вания, трудовыми ность, отстаивает свои знает о способах
умениями и навы- жизненные позиции) социального
ками) воздействия, владеет культурой общения)
Оценка эффективности программы
Практика показала, что на любом возрастном этапе занятия в форме игры, беседы, различных арт-терапевтических приемов достаточно результативны, способствуют достижению желаемого результата, поставленных целей, решения задач. Предполагаемый результат и способы проверки:
На уровне сформированности ключевых компетенций, связанных свзаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего его мира, формирования гармоничных межличностных отношений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с педагогами, с представителями замещающих семей предполагается:
- успешная социализация приемных и опекаемых детей (в новой семье, школе, территории);
- овладение детьми и их законными представителями умениями и навыками сотрудничества, уважения и принятия другого, погашения конфликтов;
- развитие педагогической компетентности замещающих родителей в вопросах психологической направленности, ориентированных на развитие ребенка, как полноценной личности;
- успешная включенность приемного ребенка в искусство ведения диалога, полилога (коммуникативная активность).
Достигнутые результаты отслеживаются посредством набора методик, выявляющих уровень адаптивности, привязанности в семье, сформированности психических процессов.(Диагностический инструментарий Е.И.Николаевой детский фонд «Виктория»).
Материалы, которые подобраны и представлены в тематическом планировании используются в работе с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут взаимодополнять друг друга по необходимости, в зависимости от результатов диагностики и необходимых путей коррекционной работы.
Приложение1Диагностические сравнительные результаты на первых этапах вхождения ребенка в семью

Ситуация критическая, на первом обследовании выявлено, что адаптация проходит сложно, сопровождается ослабленной мотивацией, достаточно высокой тревожностью членов семьи, эмоциональный фон законных представителей нестабилен.
После проведенного цикла коррекционно-развивающих занятий результаты изменились, наблюдается положительная динамика у всех членов семьи, привязанность у ребенка отслеживается.
Пути коррекции представлены в разделе «Друг для друга».
Диагностические сравнительные результаты психологической работы с семьей, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В проведении диагностической работы учитывалось, что приемный ребенок имеет диагноз, ориентированный на ограниченные возможности здоровья, вследствие чего осуществлена связь со специалистами коррекционного образовательного учреждения. Развитие психических процессов не изменилось, повысилась грамотность законных представителей в вопросах воспитания, соответственно адаптация в итоге проходит успешно, законные представители эмоционально более устойчивы.
Пути коррекции представлены в разделе «Наш путь к здоровью».
Таким образом из общего количества семей, с которыми проведена коррекционно-развивающая работа в соответствии с поставленной целью и решенными основными задачами выявлено:
Результат
эффективного уровня детско-родительских отношений в замещающей семье в результате проведения комплекса коррекционно-развивающих занятий

Сравнительный результат из общего количества семей, в отношении которых проведены коррекционно-развивающие занятия

Доля положительной динамики, как эффективность разработанной системы в коррекционно-развивающих занятиях, в осуществлении психолого-педагогической работы.
Приложение2Советы для родителей
способствующие повышению их осведомленности в процессах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья
Этапы построения домашней программы специального обучения и стимулирования детей с особыми потребностями.
Внимательно понаблюдайте за ребенком, чтобы оценить, что может и чего не может он в каждой области развития.
Отметьте, какие вещи ребенок только начинает делать или пока делает с трудом.
Решите, какому, навыку его нужно научить или какое действие нужно поощрять, чтобы использовать те навыки, которые у него уже имеются (пусть об этом будут знать се члены вашей семьи).
Разделите каждый новый навык на маленькие ступени - на такие действия, которые ребенок может освоить за несколько дней, и только освоения данного навыка переходите к следующей ступени.
Не ожидайте слишком многого сразу.
Общие рекомендации по оказанию помощи ребенку с особыми потребностями в развитии.
Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается.
Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, игрушки и т.д.
Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это – «золотое правило реабилитации».
Советы замещающей семье по адаптации ребенка
Не стоит торопить события, как бы Вам не хотелось, чтобы ребенок скорее привык к Вам и к жизни в семье.
Адаптационный   период -  4-5   недель.  За это   время с  ребенком проводят постепенную психологическую подготовку для жизни в новой семье. При   первом   знакомстве  с   ребенком,   постарайтесь  с   ним  
пообщаться, поиграть наедине, в отдельной комнате.
После первой встречи желательно оставить какой-либо маленький подарок,     чтобы ребенок почувствовал внимание и заботу со стороны пока мало знакомого человека.
Если визиты проходят успешно, ребенок ведет себя спокойно, уверенно, его можно взять в семью на сутки.
При    проведении    с    ребенком    нескольких    дней    в   семье,    по   
его   эмоциональному состоянию можно определить, как он себя в этой семье чувствует: комфортно ли ему, удобно ли, стремится ли он встретиться с этой семьей снова.
Родителям замещающей семьи необходимо в первые недели пребывания ребенка в домашних условиях сохранить тот режим дня, к которому он привык.
 Нежелательно приглашать в дом гостей, собирать шумные компании.
Ни в коем случае нельзя плохо отзываться о родителях ребенка, расспрашивать о прошлых травмирующих событиях.
Уважайте ребенка, т.е. верьте в его способности, относитесь к нему как
к человеку, который имеет право на самостоятельные решения.
Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребенка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, к которому вы привыкли, а ребенок никогда его не видел.
Приложение 3
Интерактивные игры
Цель: формирование умения выражать свои чувства, коррекция психических процессов.
Интерактивная игра Результат Кол-во часов
«У нас с тобой общее…»
развитие саморегуляции, умения работать по правилам 6
«Пожелания по кругу»
снятие тревожности, эмоционального напряжения 8
«Имя, движение» сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие гибкости мышления 5
«Чья ладонь»
снятие тревожности, повышение самооценки 8
«Настроение»
творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности 10
«Ассоциации »
творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, 10
«Комплимент» повышение уверенности в себе, выработка навыков эффективного взаимодействия 6
«Подарок по кругу»
снятие эмоционального напряжения, развитие воображения 5
«Истина и ложь»
развитие саморегуляции, умения работать по правилам 8
«Снежинка»
сплочение группы, настрой на совместную работу 6
Педагог-психолог Н.С.Зуева