Урок внеклассного чтения по произведениям Б. Васильева «А зори здесь тихие..», Г. Кукареки «Наташина роща» и С. Каляев поэма «Тамара»

Урок внеклассного чтения по произведениям Б. Васильева «А зори здесь тихие..», Г. Кукареки «Наташина роща» и С. Каляев поэма «Тамара»
Тема урока: «У войны- не женское лицо»
Цель урока: показать учащимся героизм скромных девушек на войне, понимание каждой из них своего счастья., своего назначения на земле. Показать, как раскрываются люди в сложных ситуациях, что война не для женщин
.Оформление: Эпиграф к уроку И памятью той, вероятно,
Душа моя будет больна,
Покамест бедой невозвратной
Не станет для мира война.
(А.Т. Твардовский)
Ход урока: Слово учителя (читает стихотворение Ю. Друниной «Солдатские будни». , «Баллада о десанте» Героини стихотворений Ю. Друниной совсем молодые девушки, на войне вместе со всем народом делают совсем не женское дело. Тема нашего урока так и называется «У войны – не женское лицо». К теме «Война и женщина « обращаются в своих произведениях многие поэты и писатели. Это- Юлия Друнина, Ольга Берггольц,, В. Закруткин в повести Матерь человеческая», В. Быков «Альпийская баллада», С Алексиевич «У войны- не женское лицо» и многие другие . Сегодня мы обратимся к повести Б. Васильева «А зори здесь тихие..» новелле Г. Кукареки «Наташина роща» и к поэме С. Каляева «Тамара».
Ребята , почему понятия «война и женщина» не совместимы?
Совершенно верно, ведь предназначение женщины на земле- продолжение рода человеческого, быть хранительницей семейного очага. Испокон веков на войну уходили мужчины, а женщина оставалась дома поднимать детей, беречь домашний очаг, ждать их. Но июнь 1941 года поднял на защиту страны всех от мала до велика. Не десятки и даже не сотни, а тысячи женщин наряду с мужчинами надели гимнастерки и кирзовые сапоги.
Ю. Друнина Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу- во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Вот и в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие ..» показывается. Как погибают совсем еще юные девушки и женщины. У каждой из нихсвоя судьба, свои мечты, стремления, свои тайны, свои привязанности. Были.. Война резко, грубо, жестоко прерывает ,комкает все их жизни Мечты, стремления, привязанности – все это остаются где-то очень далеко, в мирной жизни
Сообщения учащихся о героинях повести, показ фрагментов из кинофильма.
«Здесь когда-то Деликов бесстрашный
Бил в упор по черным танкам вражьим
А москвичка, юная Наташа,
Навсегда под Яшкулем осталась.
Им великая судьба досталась.
Их навек запомнят степи наши.»
( М. Ватагин).
Второе произведение - Г. Кукареки «Наташина роща».
(учитель полностью читает эту маленькую новеллу о подвиге Наташи Качуевсой).

«Жизни свои острию копья предадим,
Страсти свои державе родной посвятим,
Груди свой обнажим и вынем сердца,
И за народ отдадим свою кровь до конца»
(Джангр. Калмыцкий народный эпос)
И третье произведение – о нашей калмыцкой героине Тамаре Хахлыновой

(Сообщение о подвиге Тамары Хахлынолвой - учитель , учащиеся.

Отрывок и поэмы читают учащиеся 5 класса.
Заключительное слово учителя.
Стихи о войне читают : Дежужаева Елизавета «Зинка» Ю. Друнина 1 часть.
Эрдниев Александр - 2 часть
Лиджиева Эльза - 3 часть
Алексей Зарицкий «Радуга» читает учитель.


15