Планирование Система водоснабжения и канализации.

Министерство образования Нижегородской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Перевозский строительный колледж»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ


По МДК 01.01
Технология эксплуатации системы водоснабжения и водоотведения здания.


основной профессиональной образовательной программы -
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности

08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.

Тема занятия: «Ремонт системы водоснабжения и канализации»



Разработал: Мастер производственного обучения.
Неделькин Д.С.







Перевоз, 2015
Специальность:
08.01.10 Мастер жилищно-коммунального хозяйства.
Вид занятия: Теоретическое занятие.
Тип занятия: Комбинированный.
Цель занятия: Обучающие: - формирование знаний учащихся по видам и назначению санитарно-технической арматуры, применяемому инструменту и оборудованию, технике безопасности и формирование практических умений по устранению неисправностей санитарно-технического оборудования.
Развивающие - развитие навыков работы с инструментами, скоординированности действий, выработка активности, самостоятельности.
Воспитательные - воспитание аккуратности, бережного отношения к инструментам и оборудованию, экономии, культуры и дисциплины труда.
 Методическая– реализация метода активного обучения с использованием информационных образовательных технологий.
Обеспечение занятия:
Конспект лекций, компьютер, интерактивная доска, проектор.

Краткий план занятия:
1. Организационный (5 мин.): проверка присутствующих по журналу, проверка подготовки студентов к занятию.
2. Проверка знаний студентов по изученному ранее материалу, фронтальный опрос (15 мин.): - Санитарно – техническое оборудование в доме; - Устройство, принцип работы водопроводных кранов и смесителей; - Неисправности водопроводных кранов и смесителей; - Набор инструментов для проведения ремонта;
- Техника безопасности.
3. Подведение итогов проверки знаний и выставление оценок (2 мин.).
4. Сообщение темы занятия, постановка целей и задач (2 мин.).
5.Изучение нового материала (60 мин.): - что такое санитарно – техническое оборудование в доме:
«Санитарно - техническое оборудование это устройства являющие неотъемлимой частью современного жилища, как городского, так и сельского. С их помощью в жилых домах и на прилегающей территории обеспечиваются благоприятные комфортные условия быта людей, отвечающие требованиям санитарии и гигиены. Обычно к сантехническому оборудованию квартиры, индивидуального дома относят устройства водоснабжения, канализации, тепло- и газоснабжения. Это различные смывные бачки, радиаторы водяного отопления, водонагревательные устройства, газовые плиты и т. д.
Сантехнические устройства со временем изнашиваются и выходят из строя. Своевременный ремонт и замена их новыми помогут устранить возможность возникновения аварийной ситуации. В этом случае умелые руки домашнего слесаря-сантехника помогут не только избежать многих неприятностей, но и сэкономить семейный бюджет, вовремя отремонтировать вышедшие из строя изделия (пока неисправность устранима). Подтекающие краны и бачки приносят ощутимый убыток. В США сливные и смывные бачки в последнее время оснащаются двумя рычагами . Один сбрасывает всю накопленную воду, а второй – лишь её небольшую часть. Богатая Америка экономит на этом кубокилометры воды, бесперебойно поставлять которую становится всё дороже и труднее.
Устройство, принцип работы водопроводных кранов и смесителей.

Для выполнения ремонта сантехнических устройств необходимо изучить их конструкцию. Неисправности чаще всего возникают в водопроводных кранах и смесителях.
Водопроводный кран – запорное устройство для регулирования потоков жидкости или газа, движущихся по трубопроводам. В квартирах индивидуальных жилых домах краны устанавливают на концах трубопроводов горячей и холодной воды (водопроводные краны), кроме того краны имеются в смесителях и газовых плитах. Кран имеет литой корпус с двумя отверстиями (входным – для резьбового соединения с подводящей трубой и выходным – изливом) и головку с клапаном, резиновой прокладкой и штоком с маховичком.
Смеситель – устройство для смешивания горячей и холодной воды в желательной пропорции; устанавливается в ванных комнатах и на кухне при наличии в доме горячего водоснабжения или водонагревательных аппаратов. Любой смеситель имеет корпус с двумя подводками (для горячей и холодной воды), в которых установлены вентильные головки, излив и (при наличии душа) переключатель «душ - излив». Так как смесители работают в постоянном контакте с водой, их металлические части изготавливают из латуни, бронзы, маховики – из пластмассы, уплотнительные прокладки из специальной пищевой резины повышенной твёрдости толщиной 4 мм или кожа (для холодной воды). Резиной годной по физическим свойствам является полутвёрдая техническая резина (ГОСТ-7338 – 90 (выпускаемая в виде листов или рулонов разных размеров и толщин. Она сохраняет свою работоспособность при температуре от –40 до +800С. Корпус смесителя может быть сборным (в собственном корпусе центрально части смесителя – жёстко присоединяются две подводки) или цельным литым, как например, у смесителя типа «ёлочка», у которого вентильные головки устанавливаются непосредственно в корпусе. Вентильная головка, входящая в конструкцию смесителя – это запорное устройство для управления движением воды. При вращении маховика вентильной головки, вращается шпиндель, связанный с корпусом резьбой круглого сечения; при этом клапан с прокладкой получает осевое перемещение и закрывает или открывает отверстие в корпусе смесителя, предназначенное для подвода воды. Для предотвращения подтекания воды по шпинделю при открытом клапане служит сальниковая набивка.
Резьба на запорной арматуре и различных деталях санитарно – технических приборов отличаются от привычной метрической резьбы угловым профилем 600. Трубная цилиндрическая резьба имеет треугольный профиль 550, закругленные или плоскосрезанные вершины и впадины; её размеры приводятся в дюймах, а шаг измеряют числом витков (ниток) на один дюйм, Международное обозначение этой резьбы –G; левая резьба дополняются буквами LH.
Неисправности водопроводных кранов и смесителей.

При работе смесителя могут возникнуть следующие неисправности:
При открытой вентильной головке вода подтекает по шпинделю в сторону маховичка.
Для устранения подтекания воды надо подтянуть (закрутить сильнее по часовой стрелке) гайку уплотнительного сальника. Если это не поможет, то нужно полностью отвернуть гайку и вытащить тонкой отвёрткой старый сальник (набивку) из зазора между шпинделем и корпусом. После этого наматывают на шпиндель несколько витков пропитанной маслом льняной или конопляной нити (пакли). В последние годы появилось много более современных специальных уплотнительных материалов (типа плёнки «фума»), герметиков различного назначения. Гайку заворачивают в корпус, уплотняя сальник, и проверяют лёгкость вращения шпинделя маховичком. Можно также, вытащив старый сальник, заменить его новым – резиновым.
При закрытой вентильной головке вода капает из крана или при её открывании смеситель начинает гудеть и вибрировать.
Для устранения этих неисправностей прежде всего перекрывают запорными вентилями подачу холодной и горячей воды в водопроводную систему вашего жилища. Затем, вращая маховик против часовой стрелки, открывают вентильную головку, чтобы проверить надёжность перекрытия воды. Откручивают винт крепления маховика и снимают его. После этого ключом вывинчивают корпус вентильной головки из смесителя и заменяют прокладку на новую.
Если клапан с прокладкой выпадает из шпинделя, нужно вывинтить шпиндель из корпуса, вынуть клапан и слабыми ударами молотка слегка уменьшить отверстие для клапана. Постукыванием вставить клапан в отверстие шпинделя , после чего можно с помощью кернера завальцевать отверстие.
Маховик невозможно завернуть до конца, вода постоянно вытекает струйкой.
Причиной этого является износ резьбы на шпинделе или в корпусе. Для устранения этой неисправности необходимо заменить вентильную головку или поставить более толстую прокладку (до8 мм), чтобы использовать ещё пригодный участок резьбы штока.

Набор инструментов для проведения ремонта бытовой сантехнической арматуры.

1) Молоток слесарный ГОСТ2310 – 77, масса 0,5 кг
2) зубило слесарное ГОСТ7211 – 72, длиной 160 мм
3) ключи гаечные открытые с двухсторонним зёвом ГОСТ2839 – 80, размер зёва: 12, 13, 14, 17, 19, 24 мм.
4) Ключ трубный рычажный ГОСТ18981 – 73, КТР-1 (диаметр до 25 мм).
5) Ключ с мягкими губками СТД 916/4
6) Ключ гаечный разводной ГОСТ7275 – 75, размер зёва до 30 мм.
7) Отвёртка слесарно – монтажная ГОСТ17199 – 71, толщина лезвия до 30 мм.
8) Плоскогубцы комбинированные ГОСТ 5547 – 75.
9) Напильники плоские , квадратные, трёхгранные, круглые, полукруглые с насечкой №1, 2, 3 (набор) ГОСТ 1465 – 80.
10) Тиски слесарные с ручным приводом ГОСТ 4045 –75.
11) Штангенциркуль ШЦ – 1 ГОСТ 166 - 80 с предел измерения до 125 мм.
Техника безопасности.
Перед тем как ремонтировать сантехническое оборудование, обязательно отключить подачу воды, т.к. давление водопроводной сети современных зданий может доходить до 0,6- 0,8 Мпа, а температура до 600с. Если запорный вентиль не полностью перекрывает подачу воды к ремонтируемому объекту, производить ремонтные работы запрещается.
Нельзя выкручивать вентильную головку плоскогубцами, т.к. они повреждают поверхность головок.
Для работы трубными и разводными ключами, когда приходится прилагать значительные усилия, рекомендуется надевать брезентовые рукавицы.
Аккуратно, без перекосов закручивать детали крана и вентильной головки, чтобы не сорвать резьбу.
После ремонта сантехнического оборудования вентиль подачи воды в водопроводную систему вашей квартиры открывать плавно, не спеша. Только убедившись, что в отремонтированном оборудовании вода не подтекает, открывать его полностью.
После завершения работы помыть руки чистой водой с мылом, если есть ссадины и царапины надо как можно быстрее смазать йодом или зелёнкой, а при необходимости забинтовать повреждённое место.

- просмотр учебного фильма «Санитарно-техническое оборудование в доме».
4. Закрепление темы урока. (10-12 мин)
Контрольные задания по карточкам, беседа по результатам выполнения задания.
5. Практическая часть. (35 - 40мин)
«Ремонт санитарно технического оборудования»
Работа в группах:
1 группа - изготовление прокладки для штока вентильной головки
(прокладка изготовляется специальным приспособлением).
2 группа – разборка вентильной головки и его ремонт с заменой прокладок и набивки.
Вводный инструктаж.
6.1 Инструктаж по выполнению практической работы, ознакомление с инструкционной картой
-6.1.2.Инструктаж по ТБ
Перед тем как ремонтировать сантехническое оборудование, обязательно отключить подачу воды, т.к. давление водопроводной сети современных зданий может доходить до 0,6-0,8 Мпа, а температура до 600С. Если запорный вентиль не полностью перекрывает подачу воды к ремонтируемому объекту, производить ремонтные работы запрещается.
Нельзя выкручивать вентильную головку плоскогубцами, т.к. они повреждают поверхность головок.
Для работы трубными и разводными ключами, когда приходится прилагать значительные усилия, рекомендуется надевать брезентовые рукавицы.
Аккуратно, без перекосов закручивать детали крана и вентильной головки, чтобы не сорвать резьбу.
После ремонта сантехнического оборудования вентиль подачи воды в водопроводную систему вашей квартиры открывать плавно, не спеша. Только убедившись, что в отремонтированном оборудовании вода не подтекает, открывать его полностью.
После завершения работы помыть руки чистой водой с мылом, если есть ссадины и царапины надо как можно быстрее смазать йодом или зелёнкой, а при необходимости забинтовать повреждённое место.
6.2. Текущий инструктаж (целевые обходы).
1 обход: проверка правильности начала выполнения ремонтных работ в соответствии с инструкцией; проверка организации рабочих мест (распределение обязанностей членами бригады) и соблюдение приёмов работы специальными инструментами сантехника и соблюдения правил ТБ.
2 обход: проверка загруженности работой каждого члена бригады; проверка правильности выполнения трудовых приёмов сборки и разборки механизмов водоразборной арматуры; проверка соблюдения графика передвижения учащихся по рабочим местам; проверка работы бригадира по контролю за членами бригады; проверка соблюдения технологической последовательности выполнения работ.
3 обход: проверка завершённости рабочих операций, приёмка и оценка работ.
6.3. Заключительный инструктаж
- анализ результатов практической работы
- оценка и выставление отметок.
- элементы профориентации (знакомство с требованиями к профессии сантехника):
7. Подведение итогов занятия. Выдача домашнего задания (3 - 5 мин)
Д/з: Подготовить краткие выступления о новых материалах и технологиях в сантехнике.
Сантехническое оборудование
Унитазы - Если раньше они были очень шумными за счет воды, поступающей сверху, то сегодня, в основном, практикуется нижняя подача воды в бачок. Появились унитазы с инсталляцией, с круговым сливом, с антибактериальным покрытием. Современные модели могут оснащаться специальной форсункой для гигиенических целей или отдельной душевой насадкой вместо биде.
Смесители - Новые разработки позволили превратить обычный смеситель в многофункциональный прибор. Он не только регулирует напор воды, но и может автоматически корректировать и запоминать температуру, совмещать в себе кран и сушилку для рук. На смесителе можно устанавливать уровень наполнения ванны, после достижения которого поступление воды автоматически перекрывается.
Душ и душевая кабина - Современный душ – это уже не просто штанга или гибкий шланг с лейкой. Это качественное устройство разного дизайнерского исполнения, позволяющее получать максимальный комфорт от водных процедур. Многие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] делают такие устройства достойной альтернативой душевым кабинам, что актуально в небольших помещениях. Функции, которые выполняет душ и душевая кабинка, очень обширны: различные режимы, музыка, GPS-связь, и даже просмотр телевизора.
Основные направления совершенствования сантехники направлены повышение качества, долговечности, а также на максимальное упрощение, комфорт и безопасность использования. Важным достоинством, которое принесли новые технологии, является значительная экономия воды и электроэнергии.


ПК 1.1
Обеспечивать эксплуатацию системы водоснабжения и водоотведения здания

ПК 1.2
Обеспечивать эксплуатацию системы отопления здания

ПК 1.4
Обеспечивать эксплуатацию конструктивных элементов здания из различных видов материалов (лестничные пролеты, окна, двери, крыша и др.)

ОК 2
Организовывать собственную деятельность, исходя и цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6
Работать в команде, эффективно работать с коллегами, руководством, клиентами


Деятельность преподавателя:
Планирует работу обучающихся заранее, осуществляет оперативный контроль, оказывает помощь, поддержку и вносит коррективы в их деятельность.
Средства обучения: 
1. Компьютер с учебной версией программы
2. Интерактивная доска;
3. Проектор;
5. Наглядные пособия – учебный фильм.
Пояснение к уроку: Длительность занятия 90 минут.
Литература:
Основные источники:

1. Варфоломеева Ю. М. Санитарно-техническое оборудование зданий 2012.
2. Соснин Ю. П. Инженерные сети, оборудование зданий и сооружений 2013
3. Варфоломеева Ю. М. Отопление и теплоснабжение сети 2012.
4. Сибман Ю. Д. Отопление.
5. Богусловский Л. Д. Санитарно-техническое устройство зданий 2013.
6. Исаев В.Н. Устройство и монтаж Санитарно-технических систем зданий 2012.

2 .Интернет-ресурсы:
2.1 Устройство и мантаж Санитарно-технических систем зданий.
Электронная книга. ЭНА 2013.
2.1 Отопление, вентиляция и Кондиционирование воздуха объектов агропромышленного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства
Свистунов В. М., Пушняков Н.К., Политехника 2012.
















15ђ Заголовок 1 Заголовок 215