Чудо милосердия(по рассказу А.И.Куприна Чудесный доктор). Технологическая карта урока


Технологическая карта урока по литературе в 6 классе
ФИО учителя: Шичкина Лидия Николаевна
Место работы: МБОУ «Вышинская СОШ»
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 6 класс
Тема: «ЧУДО МИЛОСЕРДИЯ» (по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»)
Цели урока:
1.Дидактическая
- проанализировать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»,
- формировать навык учащихся более вдумчиво работать с текстом, выделяя ключевые понятия и выявляя их основные признаки,
- закрепить умения учащихся по работе над глубоким анализом произведения.
2. Воспитательная
В ходе решения дидактических целей создать условия для воспитания:
- чувства милосердия, ответственности, сострадания, доброты,
- гуманного отношения ко всему живому,
- любви к ближнему.
3. Развивающая
В ходе условия решения дидактических целей создать условия для развития:
- критического мышления
- познавательной активности
- наблюдательности
- коммуникативной культуры (умение слушать и слышать)
Планируемые результаты:
Предметные результаты: Умение выразительно читать художественный текст, понимать композиционный план литературного произведения, применять навык анализа эпического произведения; расширение теоретико-литературных представлений; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.
Метапредметные результаты: смысловое чтение; способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение работать индивидуально и в группе; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.
Личностные результаты: воспитание интереса к предмету через нетрадиционную форму урока и разнообразные виды работы; ориентация в системе моральных норм и ценностей; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Решаемые учебные проблемы:
1. Определять тему и проблему художественного произведения.
2.Давать устный ответ на вопрос по тексту произведения.
3.Передавать в сжатой форме содержание эпического произведения.
4.Развивать умение выразительного чтения, логического мышления, устной речи учащихся, обогащение их словарного запаса.
5.Актуализация сведений об основных стилях речи.
УУД личностные: Л2 – проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов; Л9 – мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, Л10 - проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; Л20 – воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
Л21 – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; Л23 – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
УУД регулятивные: Р1 - целеполагание и планирование своей деятельности; Р2- принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров; Р3 - осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; Р4 – контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия; Р7 – оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Р8 – анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины; Р 9 – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);
УУД познавательные: П 1 – проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям; П2 - определяют основную и второстепенную информацию; П3 - строят логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; Р2 – планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);
П 4– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
П13 - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы
УУД коммуникативные: К 1 – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
К 2 - практическое усвоение морально-этических принципов общения и сотрудничества; К3 – действуют с учётом позиции другого, умеют согласовывать свои действия.
Метод: технология развития критического мышления, продуктивное чтение

Методические приёмы: синквейн, ключевые термины, исследование текста, обращение к личному опыту, чтение по ролям, вопросы автору, совместный поиск, нетрадиционная форма домашнего задания
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, иллюстрации учащихся
Предварительная работа: знакомство с биографией автора, чтение текста
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников Формируемые УУД
Организационный момент Приветствие учителя.
Проверка готовности к уроку.
Эмоциональный настрой на урок. Приветствие
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
Л2, Р3, П3, К2
Этап мотивации.
Ребята, я хотела бы начать наш сегодняшний урок с небольшой притчи (краткого иносказательного поучительного рассказа):
Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе, то увидел, что тот берёт с песка морские звезды, выброшенные на берег недавним штормом и закидывает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.
— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то, скорее всего, погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.
— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выброшены тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?
Мальчик поднял следующую морскую звезду и, бросив ее в море, произнес:
— Да, я смогу изменить очень многое ... для этой звезды!
Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.
- Как вы поняли основную мысль этой притчи? 
Ребят, а вы можете, исходя из вышесказанного предположить, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Правильно. А что вы понимаете под словом милосердие? От каких слов оно образовано?
Словарная работа:
СЛАЙД
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.
А к чему призывает нас этот краткий рассказ?
Ребята, вы познакомились с рассказом А.И. Куприна «Чудесный доктор». Имеет ли этот рассказ что-то общее с прослушанной ранее притчей?
Ну так как же прозвучит тема нашего урока?
Тема урока: «Чудо милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Запись темы урока на слайде
Какова цель урока? СЛАЙД
Нужно совершать хорошие поступки, быть добрым, открытым, милосердным, помогать слабым т.д.
О доброте, сострадании, милосердии.
Милосердие- это сострадание, любовь к ближнему. Образовано от слов милое + сердце (сложением двух основ)
Запись в тетрадь.
Притча призывает нас к тому, чтобы мы задумались о том, что в нашей жизни всегда есть место добрым поступкам, милосердию и пониманию.
Да, в рассказе тоже говорится о милосердии, доброте.
Формулируют тему .Запись темы в тетрадь.
ответы 1) Регулятивные:
Извлечение необходимой информации и ее использование,
конструирование предполагаемого текста по названию.
2) Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Изучение нового материала
Как вы думаете, почему рассказ получил название “Чудесный доктор”?
Подберите синонимы к слову “чудесный”
Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово “чудесный”? Какую смысловую нагрузку несет это слово?
Словарная работа:
СЛАЙД
Чудо - это исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед.
Связан ли выбранный автором эпитет “чудесный” с временем действия рассказа? Когда оно происходит?
Любите ли вы эти удивительные праздники, Новый год и Рождество? Какие чувства испытываете при их приближении?
Давайте, ребята, обратимся к тексту и вспомним, с какими героями автор знакомит нас в самом начале произведения.
И двое мальчуганов, стоящих перед огромным окном гастрономического магазина, принялись неудержимо хохотать, толкая друг друга в бок локтями, но невольно приплясывая от жестокой стужи. Они уже более пяти минут торчали перед этой великолепной выставкой, возбуждавшей в одинаковой степени их умы и желудки. Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы; ниже, окруженные гирляндами колбас, красовались сочные разрезанные окорока с толстым слоем розоватого сала... Бесчисленное множество баночек и коробочек с солеными, вареными и копчеными закусками довершало эту эффектную картину, глядя на которую оба мальчика на минуту забыли о двенадцатиградусном морозе и о важном поручении, возложенном на них матерью, - поручении, окончившемся так неожиданно и так плачевно.
Старший мальчик первый оторвался от созерцания очаровательного зрелища. Он дернул брата за рукав и произнес сурово…
•Как передана автором атмосфера праздничного вечера? Найдите в тексте описание улиц, витрин магазинов.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Но эти рождественские елки горят не для двух мальчуганов, застывших у витрины гастрономического магазина. Гриша и Володя бросают на нее “влюблено-жадный взгляд”, но надеяться на подарки мальчики не могут. Почему?
•Как автор показывает нищету и горе семьи? Обратите внимание на “говорящие” детали.
•Как случилось, что семья попала в беду?
Я предлагаю продолжить знакомство с членами этой семьи, увидеть их жизнь изнутри.
Ребята, мы с вами увидели, в какой плачевной ситуации оказались Елизавета Ивановна и ее дети.
Пора познакомиться и главой этой семьи господином Мерцаловым. Что мы узнаем о нем из текста?
Что произнес Мерцалов, войдя в комнату? Доктор, который неожиданно появился в жизни бедствующей семьи Мерцаловых, круто изменил ее судьбу, избавил от неминуемой гибели, подарил возможность встать на ноги, занять достойной место в обществе
Прекрасный, необыкновенный, замечательный, удивительный, великолепный
Слово “чудесный” - производное от слова “чудо”, т.е. волшебство. Чудо происходит с семьей Мерцаловых, героями этого рассказа
События рассказа происходят в рождественский сочельник, т.е. накануне Рождества.
Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда.
Словесное описание витрин.
«Сквозь запотевшие окна какого-нибудь дома они видели елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки...», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам...»
Потому что их семья переживает очень сложный период, они бедствуют.
Двор, служивший для всех жильцов естественной помойной ямой; закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; крик грудного ребенка; сердца, сжавшиеся от острого, недетского страдания; переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; летнее пальто и войлочная шляпа МерцаловаОтветы детей
Сцена №2. Мать и мальчишки
Мерцалов был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца.
Он не сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса. Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у друга в глазах. 1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Работа с текстом
Тест по рассказу
В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Ребята, как вы думаете, почему автор так безжалостен к этой семье? Что он хочет показать таким способом?
В комнате Мерцаловых царила тишина. А что в этой ситуации самое страшное?
Мерцалов уходит. Что заставляет его бежать из дома?
Герой забрел в общественный сад. Что поражает его в этом саду?
Какая мысль приходит в голову Мерцалова?
Ребята, а в каких ситуациях человек, как правило, решается на такой страшный шаг?
Он уже хотел... исполнить свое страшное намерение...”.
Что его остановило?
Как вы думаете, случайно ли появление в пустынном вечернем саду чудесного старика?
Давайте вспомним, как это было. Предлагаю вам прочитать диалог Мерцалова и Незнакомца по ролям.
Почему Мерцалов, вначале озлобился, а потом открылся незнакомцу?

Что последовало за этим?
Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
С какими пожеланиями доктор покидает дом Мерцаловых? Зачитайте из текста.
Сбылось пожелание доброго доктора?
Почему доктор не называет своего имени людям, которым он помог?

А как бы вы назвали такой поступок?
СЛАЙД
Словарная работа:
Бескорыстный человек – человек, не стремящийся к личной выгоде, наживе.

«О чем заставил меня задуматься урок?..»
«Сегодня на уроке я понял…»
Удалось раскрыть нам тему урока, достичь поставленных целей?
Слайды 31,32,33, 34, 35 Автор хочет показать, что и в наше время людям приходится сталкиваться с многими проблемами: безработицей, болезнями, отсутствием средств к существованию. Эти испытания могут быть такими тяжелыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки.
Молчание, угнетающее, тяжелое.
Он не в состоянии больше смотреть в глаза своей жене, детям.
Тишина, спокойствие.
Мысль о самоубийстве.
В сложных жизненных ситуациях, когда он думает, что никто и ничто ему уже не поможет.
Появление неизвестного старика в алее помешало исполнить страшное намерение.
Нет, не случайно.
Чтение по ролям со слов:
- Вы позволите здесь присесть?
До слов:
- Подождите... не волнуйтесь! Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас.
Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”.
Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал” …
Жизнь в доме Мерцаловых закипела…
Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.
Да, Мерцалов находит работу, Машутка выздоравливает, мальчишки поступают в гимназию.
Потому что он просто от чистого сердца им помог, не требуя ничего взамен.
Бескорыстный поступок
Ответы детей. Рефлексия Организует рефлексию (ведет фронтальный опрос)
-Ребята, ну а теперь я предлагаю вам составить в тетрадях синквейн. (Пирогов, милосердие)
(слайды)
1. Милосердие…
2. Два прилагательных или причастия.
3. Три глагола.
4. Фраза из 4-х слов.
5. 1 слово или словосочетание.
(Звучит спокойная музыка, каждый учащийся составляет синквейн.)
- А теперь послушаем ваши синквейны.
-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием.
Предлагаю закончить урок вашим высказыванием, начало которого можете выбрать сами. Оно перед вами:
1. Быть «чудесным доктором» – это значит...
2. Чудо – это...
3. А главное – ...
4. Милосердие я понимаю так...
5. Рассказ заставил меня задуматься...
6. Пример семьи Мерцаловых говорит о том, что...
7. Рецепт профессора Пирогова в том, что...
8. Актуальность рассказа заключается в том, что...
9. Я благодарна А. И. Куприну... Индивидуальная работа
Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Высказывают и аргументируют свое мнение, делятся впечатлениями.
Составляют синквейн.
Пример.
Милосердие
Отзывчивый, человеколюбивый
Заботиться, помогать, прощать
Доброта должна спасти мир.
Любовь.
– нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л);
– понимание текстов, извлечение необходимой информации (П);
– контроль, коррекция, оценка (Р);
– рефлексия способов и условий действия (П);
– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
– самооценка на основе критерия успешности (Л);
– адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
– планирование учебного сотрудничества (К);
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Итог урока.
Подводит итоги урока. Выставляет и комментирует оценки.
Ребята, помните, что чудеса случаются в нашем мире, только надо верить и ждать, а может, и вы для кого-то станете чудотворцем, вспомнив сегодняшний урок милосердия!
-Вот и подошёл к концу наш урок.
- Выскажите своё впечатление об уроке в нескольких словах.
-Что было самым интересным?
- Что показалось сложным?
- Как вы оцениваете результаты деятельности одноклассников?
- А теперь оцените свою работу на уроке. У каждого ученика в конвертах лежат кружочки трёх цветов. Если вам очень понравился урок, было всё интересно, понятно и считаете, что вы работали отлично, то покажите красный кружок. Если вам урок понравился, но не очень, вам не всё понятно, где-то испытывали затруднения, то покажите зелёный кружок. Ну а если вам совсем не понравился урок, и считаете, что вам было сегодня очень сложно работать, то покажите жёлтый кружок.
- Ребята, спасибо вам за работу на уроке, вы очень хорошо все работали. Но особенно я хочу выделить следующих учащихся… (объявляю оценки и комментирую их)
- Открываем дневники, ставим оценки.
Учащиеся высказывают своё мнение об уроке.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Учащиеся ставят оценки в дневник. – построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
– использование критериев для обоснования своего суждения (К);
– следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
Обобщение ценностного отношения к деятельности, к совместной деятельности, её оценка
Л22, К2 Домашнее задание.
Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. (слайд )
1. Написать сочинение-миниатюру на тему (по выбору):
1) «Рецепт профессора Пирогова»;
2) «Рассказ заставил меня задуматься»;
3)«Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом».
2. Прочитать повесть А. С. Грина «Алые паруса», подготовить выразительное чтение повести.
Записывают домашнее задание в дневник. (Вопрос записывают в тетрадь)
Закрепить полученные знания.
Развитие творческих способностей.
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Ссылки на использованные ресурсы:
Физкультминутка https://www.youtube.com/watch?v=SAWr-KZhD0E