Классный час о дружбе


Учитель – Лобанова О.В.
Предмет – внеклассная работа
Тема: Классный час на тему: «О дружбе и друзьях»
Цели:
расширить у учащихся представление о дружбе, настоящем друге;
дать понятие настоящей бескорыстной дружбы;
познакомить с правилами (законами) дружбы, которые надо соблюдать для того, чтобы приобрести и сохранить друзей;
учить детей ценить дружбу, друзей;
способствовать сплочению классного коллектива, воспитывать культуру общения;
развивать коммуникативные, творческие, дискуссионные навыки;
воспитывать уважение друг к другу, окружающим.
Продолжительность: 45 минут
Класс: четвёртый
Образовательное учреждение: МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г.Спас-ДеменскаАвторский медиапродукт: презентация 12 слайдов
Метод обучения: поисковый, словесный, практический, групповой
Оборудование:
проектор, экран, компьютер;
карточки с текстами пословиц;
рисунки учащихся о друзьях и дружбе;
выставка книг о друзьях и дружбе;
сердце и сердечки из картона;
дерево из картона;
детские ладошки из картона;
карточки со словами-характеристиками друга для работы в группах
Ход классного часа:
1.Организация деятельности учащихся.
Учитель: Посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь, подарите частичку тепла и хорошего настроения друг другу.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить на очень интересную тему. Эта тема коснётся каждого из вас. А узнать о чём именно пойдёт речь на нашем занятии, нам помогут вот эти слова: СЛАЙД №2
РЖУАБД ГУРД ДОЕРЕИВ
(дружба) (друг) (доверие)
ПНИОАМИНЕ
(понимание)
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?
(Дети высказывают свои предположения)
(Если ребята не догадываются, учитель предлагает воспользоваться подсказкой.)
Подсказка: к этому слову подходят определения «КРЕПКАЯ», «ДОЛГАЯ», «НАСТОЯЩАЯ».
Учитель: Совершенно верно, мы будем говорить о дружбе и людях, которые являются главными героями этой дружбы … друзьях. СЛАЙД №3
Учитель:О дружбе говорили во все времена. Сегодня мы поговорим и обсудим, что такое дружба, кого называют настоящим другом и постараемся вместе с вами вырастить дерево дружбы.
3. Работа над понятием «дружба».
Учитель: Что такое дружба, каждый знает? Может быть, и спрашивать смешно?
Какое красивое слово «ДРУЖБА». Ну, а всё же, что обозначает это слово? Как вы его понимаете? (После небольшого размышления дети высказывают своё мнение).
Учитель: В толковом словаре даётся такое определение слову «ДРУЖБА»:
Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. СЛАЙД №4
Учитель: Как вы понимаете выражение
«взаимное доверие»? (Касающееся обеих сторон, общее доверие для обеих сторон, обоюдное доверие)
«Общность интересов»? (Общность интересов - совокупность, единство, целостность интересов, интересы одинаковые, совпадающие с кем-либо)
«Привязанность»? (Чувство близости, основанное на преданности, симпатии к кому-чему-нибудь).
Учитель: Дружба нужна и взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете: зачем нужна она? (Заслушиваются высказывания детей)
Ответом на этот вопрос может стать отрывок из стихотворения Л.Измайлова, который называется «Монолог о дружбе». (читает подготовленный ученик)
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
если друг твой что-то , к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает,
Нет преград для дружбы никаких.
4. Работа над понятием «настоящий друг».
Учитель: Другом может быть кто угодно, но друг должен быть настоящим. Что я имею в виду под словом « кто угодно»? СЛАЙД №5
А что значит для вас «настоящий друг»? (Дети высказывают своё мнение)
А вот как о настоящем друге говорится в стихотворении Т.Агибаловой «У меня теперь есть друг» (чтение стихотворения подготовленным учеником).
У меня теперь есть Друг,
Преданный и верный.
Без него я как без рук,
Если откровенно.
Мы гуляем во дворе,
Весело играем,
Скоро в школу в сентябре
Вместе зашагаем.
Другу я любой секрет
Расскажу без страха.
Я несу ему котлет,
Спрятав под рубахой.
Ешь, мой маленький Дружок,
Что еще затеешь?
Ты пока еще щенок,
А дружить умеешь.
Учитель: У вас на столах лежат карточки со словами. Выберите те качества, которыми, по вашему мнению, должен обладать настоящий друг. СЛАЙД №6 (звучит песенка о дружбе, дети работают в группах)
На карточках записаны слова:
Доброжелательный внимательный
Честный щедрый
Вежливый заботливый
Добрый трусливый
Настойчивый жадный
Терпеливый ленивый
Богатый отзывчивый
Сильный преданный
Умеющий хранить секреты льстивый
Бескорыстный трудолюбивый
Равнодушный завистливый
Готовый в любую минуту прийти на помощь
хвастливый
( по окончании работы каждая группа выставляет свои карточки на наборное полотно)
СЛАЙД №6 (по щелчку появляются качества на слайде и сравниваются с работой групп)
Учитель: давайте подведём итог этого задания и назовём те качества, которыми должен обладать настоящий друг. А есть ли эти качества у каждого из вас? Подумайте? (заслушиваются высказывания детей) Теперь каждый из вас может для себя понять какой же он друг: настоящий или ещё каких-то качеств вам для этого не хватает и вам нужно буде вырастить у себя эти качества, чтобы стать настоящим другом.
5. Работа с выставкой книг.
Учитель: Писатели и поэты тоже много писали о дружбе. Много рассказов и стихов посвящено дружбе. Сегодня на нашей выставке представлены книги для кого-то знакомые, кто-то их сегодня видит впервые. Скажите, кто из вас уже знаком с этими книгами и их произведениями? Чему научили вас эти книги?
В свободное время можно взять и почитать представленные здесь книги. Посмеяться и погрустить с героями книг, оценить их дружбу, у некоторых из них поучиться быть настоящим другом.
6. Викторина «Узнай друга». СЛАЙД №7
А сейчас хотелось бы узнать, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях». Сейчас мы с вами проведём викторину, в которой вы должны узнать друзей.
• Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слоненок.)
Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон)
Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
Зеленый крокодил Гена и ……. (Чебурашка).
Смешной мишка Вини-Пух и ……. (Пяточок).
7. Мимическая гимнастика. Физкультминутка. СЛАЙД №8-9
Улыбнитесь друг другу
- примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека;
- какое выражение лица бывает у враждебно настроенного человека.
- Здравствуй, друг! (рукопожатие)
- Я пришёл! (обнимаетесь)
- Как дела? (развести руки в стороны)
- Хорошо! (большой палец вверх, сжать кулак)
8. Пословицы о дружбе.
Учитель: Народом сложено много пословиц и поговорок о дружбе. Пословица недаром молвится, в ней заключена народная мудрость. Давайте и мы вместе с вами вспомним пословицы о дружбе.
У вас нас на столах есть части пословиц. Составьте их, соединив начало пословицы и конец. СЛАЙД №10 (пока дети работают в группах, звучит песенка о дружбе)
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга ищи, а найдёшь – береги.
Не мил свет, коли друга нет.
Старый друг лучше новых двух.
С хорошим другом горы свернёшь, с плохим – горя хлебнёшь.9. Законы дружбы.
Учитель: Ребята, скажите, а может ли дружба распасться? По каким причинам?
Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы дружбы. Если вы их будете соблюдать, то станете настоящими друзьями.
У вас на столах лежат сердечки (у каждой группы по 2 сердечка). Составьте и запишите на каждом сердечке законы дружбы. СЛАЙД №11
(пока дети работают в группах, звучит песенка о дружбе)
Давайте посмотрим, что у вас получилось (дети читают составленные законы дружбы). Чтобы сердце друга стучало веселее, давайте свои сердечки наклеим на наше большое сердце. СЛАЙД №11 (по щелчку появляются законы дружбы)
Если вы будете соблюдать эти правила, будете искренне радоваться успехам других людей, не стесняясь признавать свои ошибки, хотя это и очень трудно, то я уверена, что вы найдёте себе настоящего друга, подружитесь и эту дружбу сохраните на долгие годы, а может быть и на всю жизнь.
Помогай другу в беде.
Не предавай своего друга.
Не унижай своего друга.
Умей уступать своему другу.
Не обманывай своего друга ни в чём, будь с ним честен.
Умей признать свои ошибки, помирись с другом.
10. «Дерево дружбы» (моделирование).
Учитель: Ребята, каждый человек за свою жизнь должен посадить и вырастить дерево. Сегодня у нас с вами появилась такая возможность. Мы вырастим у нас в классе не просто дерево, а дерево дружбы. Листочками на нём будут ваши ладошки. В центре ладошки напишите своё имя, а на пальчиках качества, которые составляют дружбу. Готовые ладошки прикрепите к дереву.
11. Игра «Ладошки»
Учитель: Теперь вы знаете о дружбе всё! Друзей находит тот, кто сам умеет быть настоящим другом. Я желаю удачи в дружбе тем, у кого есть друг, и тому, кто его ещё не нашёл. Наш класс – это тоже дружный коллектив, маленькая дружная семья, давайте все вместе организуем круг «дружбы». Для этого по очереди называем нараспев имена друг друга со словами: «Я рад, Андрей, что ты рядом со мной». При этом наматываем на палец нить от клубочка и передаём соседу и т.д. У нас получиться круг «дружбы».
(Затем все вместе поднимают вверх руки, чтобы не разорвать общий круг «дружбы» и исполняют песню «Если с другом вышел в путь») СЛАЙД №12
12. Подведение итогов (рефлексия). СЛАЙД №13
Учитель: Был ли полезен сегодняшний разговор для каждого из вас? Чем?
Продолжи предложения:
Классный час заставил меня задуматься …
Навёл меня на размышления …
Список использованной литературы:
«Классный руководитель». Журнал для классных руководителей, заместителей директоров по воспитательной работе. №4, 2006
Классные часы / авт. сост. А.В.Давыдова.- М.: ВАКО,2008.- 272с. – учебный год К47
Классные часы: 4 класс /Авт-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО, 2008. – С. 242 – 250.
Использованы материалы: Алексеева И.А. Дружба - это я + ты. Материалы акции. Сеть творческих учителей.
5. И.Ю.Щербакова «Воспитательная работа в школе»
6. П.М. Мищенко «Классные часы в начальной школе»