Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.













Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.








Автор
воспитатель группы
компенсирующей
направленности
МКДОУ Д/С 117
Г. Новосибирска
Черняк Ольга Владимировна
1 кв. категории




Введение.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М.Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности рук.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В.А.Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка. Многие другие ученые, изучая деятельность мозга, психику, отмечали большое стимулирующее значение функции руки. Таким образом, установлено, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если движение пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. [4]
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность и подготовить ребёнка к школе, а это и является основной целью моей работы с детьми в коррекционной группе. Цель моей работы: обобщить теоретический материал о значении развития мелкой моторики для детей с задержкой речевого развития и представить свои формы работы по данной теме.
Глава 1. Теоретическое обоснование о значении развития мелкой моторики для детей с задержкой речевого развития.
1.1 Характеристика детей с общим недоразвития речи.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьировать от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В соответствии с этим принято условное деление на уровни развития, при которых общим является значительное отставание в появлении активной речи, ограниченный словарный запас, аграмматизм, недостаточность звукопроизношения и фонематического восприятия. Степень выраженности названных отклонений весьма различна.
Основной контингент дошкольников в группах с ОНР имеет II и III уровни речевого развития.
2 уровень речевого развития детей характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным - словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, беседовать по картинке, рассказывать о семье, о событиях окружающей жизни. Анализ детских высказываний и сопоставление с темпом и качеством усвоения речи детьми без отклонений в развитии убедительно показывают наличие резко выраженного недоразвития речи. Дети пользуются предложениями простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков; грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций; при произведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость: наблюдается перестановки слогов, звуков, замена и употребление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных.
Более высокий, 3 уровень речевого развития детей характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно чётко.
Фонематическое недоразвитие детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не замечают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа проявляется в том, что дети смешивают исследуемые звуки с близкими им по звучанию. Диагностическим показателем описываемого уровня развития является нарушение звукослоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов. Установлена определённая зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием сенсорных или моторных возможностей ребёнка. На этом уровне понимания речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это отчётливо проявляется при изучении предметного глагольного словаря и словаря признаков. В словаре детей мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной.
Речевая недостаточность сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической у таких детей заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные инструкции (трех-четырех ступенчатые), опускают некоторые их элементы и меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.
Связь между речевыми нарушениями детей и другими сторонами их психического развития обуславливает некоторые специфические особенности их мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети, однако, отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих детей характерна ригидность мышления.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недостаточный самоконтроль при выполнении задания.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т.д.). Названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей с дизартрией. Однако, нередки случаи, когда указанные трудности характерны и для детей с другими патологическими формами аномалий. У детей с первичным недоразвитием речи в более ранние сроки появляются понимание речи, интерес к игровой и предметной деятельности, эмоционально-избирательное отношение к окружающему миру. Диагностическим признаком для отграничения их от умственно отсталых детей является диссоциация речевого и психического развития. Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает развитие их речи. Их отличает также критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, препятствуя нормальному функционированию интеллекта. Однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.
Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов (в особенности в. сфере фонетики) речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения. У таких детей более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условиях свободного общения, что, в конечном итоге, позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.[5]
1.2 Роль развития мелкой моторики в развитии речи
Многие учёные считают, что активность речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Ещё Ф. Энгельс писал «Только благодаря труду, благодарю приспособлению к новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнуто путём особого развития мускулов, связок, костей, благодаря новому применению этих переданных по наследству усовершенствований и перехода всё более сложным операциям, только благодаря этому человеческая рука достигла той
высокой степени совершенства, на которой она могла, как бы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, музыку Паганини». Иными словами Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь, как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, Л.А. Леонтьев, А.Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнения упражнений для ног, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. [1]
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движение руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т.П. Хризман и М.И. Звонарёвой, было обнаружено, что когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Данные исследования прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.[2]
Этот факт должен использоваться в работе с детьми там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеются отставание, задержка развития моторной речи детей.
И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я иногда не думаю прямо словами, а всегда мышечными ощущениями». Павлов также говорил, что, речь, - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка.
Для изучения этого вопроса большую работу провела Л.В. Фомина. Она работала с детьми от 10 месяцев до 1г. 3 месяцев. Дети разделены на 3 подгруппы. В каждой из них занятия проводились по особому плану. В результате, звукопроизношение у детей при тренировке тонких движений пальцев рук не только удалось получить много раньше, (в 7 раз быстрее, чем в 1-ой группе) но оно оказалось и более совершенным. Далее Л.В. Фомина обследовала более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружила, что уровень развития тонких движения пальцев рук с уровнем же развития общей моторики совпадал не всегда.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функции руки и речи. При травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека утрачиваются не только речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и
с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - развивать речь ребёнка. Исследования М.М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схема человеческого тела», и речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Схема Пенфилда показывает, что 1/3 всей области занимает проекция пальцев руки, и эта проекционная зона находится в непосредственной близости к речевому двигательному центру Брока. На заре развития человечества в процессе общения людей очень широко использовались ручные различные жесты - указывающие, призывающие, отталкивающие, угрожающие, оборонительные и другие. Эти жесты невольно сочетались с какими-то эмоциональными возгласами и другими голосовыми реакциями. Проявившаяся в дальнейшем словесная речь также долгое время сопровождалась почти постоянной жестикуляцией, что в остаточном виде сохраняется и до сих пор. А поскольку как жестикуляция и ручная деятельность вообще, так и начавшая развиваться речь имели для первобытного человека жизненно важное значение, то обе эти функции получили свое представительство и в коре головного мозга. При этом области коры, управляющие движениями пальцев рук и области, «отвечающие» за движения органов речи, по понятным причинам оказались расположенными в ближайшем соседстве. А это значит, что идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся рук (в особенности от пальцев рук) «тревожат» и расположенные по соседству речевые зоны коры, как бы стимулируя их к активной деятельности. Таким образом, развитие функций рук и речевой функции рук, выполнявших все более тонкую и дифференцированную работу, увеличивалась и площадь их представительства (особенно представительства кисти руки) в коре головного мозга. Параллельно с этим, не без стимулирующего влияния активных движений рук, развилась и совершенствовалась и речевая функция человека. Прямая зависимость между уровнем сформированности речи и развитием тонкой моторики рук отчетливо прослеживается и в ходе индивидуального развития каждого ребенка (это уже убедительно доказано как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой работы дефектологов). Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствует более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие. Дошкольник может заблаговременно овладеть и рядом важных для письма двигательных навыков, которые позволят ему постепенно войти в школьную жизнь и успешнее овладеть письмом. Так, в процессе рисования, раскрашивания картинок, обводки трафаретов и контурных изображений ребенок научится соразмерять свои усилия, ограничивать движения, овладеет навыком легкого прикосновения карандаша к бумаге и скольжения по ней, навыком плавного «хода» руки при выполнении волнистых непрерывных линий и пр. В вопросах развития речи у ребёнка не существует мелочей. То, что представляется неважным или несущественным в дошкольный период, в дальнейшем может обернуться самой серьёзной проблемой. Часто родители не уделяют должного внимания развитию моторики, не понимая, что развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи.[1]
1.3 Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания. В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета. Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится на высоком уровне.[3]
Глава2. Формы работы по развитию моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи коррекционной работы:
1. Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
2. Сделать работу по совершенствованию пальчиковой моторики регулярной, выделив для неё специальное время.
3. Повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру.
4. Учитывать возраст и возможности детей при выборе задания и нагрузки.
Особое внимание в своей работе уделяю развитию тонкой моторики рук. Всю работу можно разделить на несколько составляющих:
2.1.Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры-упражнения разнообразны по содержанию, их можно разделить на группы и определить их назначение.
Игры-манипуляции («Мы делили апельсин», «Этот пальчик- дедушка» и др.) Они развивают воображение, в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения («Пальчики здороваются», «Распускается цветок» и др., в том числе изображение предметов транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц и тд.)
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы, выпрямлять, сжимать и разжимать и в то же время произносить звуки (б-п. т-д. к-г и др.)
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»), которые развивают межполушарное взаимодействие, предложены А.Л.Сиротюк. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга. Их выполнение требует внимания, сосредоточенности («колечко», « кулачок-ребро-ладонь», «ухо-нос», «зеркальное рисование» и др.)[6]
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомоссажем кистей и пальцев рук (разминание, растирание, надавливание, пощипывание), «Помоем руки под струей горячей воды», «Засолка капусты», « Молоточек».
Пальчиковые игры – это инсценировка рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Игра в пальчиковый театр оформляется декорациями, мелкими предметами-атрибутами, сопровождается музыкой, что способствует развитию фантазии, творчества детей, для создания сюжета. Пальчиковая игра в стихотворной форме позволяет снять мышечное напряжение, активизирует работу мелких мышц и пальцев рук, тем самым, укрепляя их, а импульсы от пальцев рук активизируют моторноречевую зону головного мозга, тем самым активизируя речь. Начиная свою работу, использую пальчиковую гимнастику одной руки, на втором этапе обучения задания усложняю, переходим к работе двумя руками одновременно. Усложнение достигается за счет увеличения числа переключений и ускорения ритма. Для этого создана картотека пальчиковых игр от простого к сложному. Пальчиковую гимнастику включаем во все виды деятельности: в непосредственно образовательную деятельность, в ходе режимных моментов (во время утренней гимнастики, физминутки, при чтении художественной литературы, на прогулке и тд.), на досугах, праздниках, развлечениях.
2.2 Развитие элементарных графических навыков.
Все графические задания имеют образно-смысловую значимость. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. В своей работе с детьми использую такие упражнения: « Дорожки», « Дождик», «Штриховка», «Нарисуй фигуры», « Графические диктанты» и тд.[7]
2.3 Предметная деятельность детей.
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнуровка на специальных рамках, нанизывание бус колец, сортировка пуговиц и бусинок, перебор крупы, наборы веревок разной толщины для завязывания и развязывания, пособия для развития тактильного восприятия. Учимся пришивать пуговицы, вешалку, обшивать рисунок по ткани швом «вперед иголку», выкладывать узоры из ниток разной фактуры и цвета, картины на пластилиновой основе из крупы, скрепок, бисера. Любят дети мозаики и конструкторы, в том числе и « Лего». Из счетных палочек составляем различные геометрические фигуры. Сначала знакомимся с простыми фигурами, на основе которых строятся все остальные. Выкладывание фигурок сопровождаем стишками, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой (Четыре палочки сложили и вот квадратик получили и др.) Часто по ручному труду занимаемся шитьем по проколам, по контуру, по намеченным точкам (техника изонити). Шитье, вязание, плетение организует ребенка, делает его более внимательным, усидчивым.
2.4 Продуктивные виды деятельности (художественное творчество).
Огромное значение для развития тонких движении пальцев имеет работа с бумагой. Сначала изучаем свойства бумаги: мнется, рвется, складывается, режется, склеивается и тд. Создаем коллективные композиции из кусочков цветной, гофрированной бумаги (отрывная аппликация). Использую в работе художественное конструирование, где осваиваем с детьми технику оригами от простых фигурок (бабочек, лягушек) к более сложным (динозаврам, разным животным). Таким образом, из бумаги и клея делаем различные макеты по темам: «Мой дом», «Моя улица», «Животные наших лесов» и тд. С огромным удовольствием дети режут бумагу: сначала просто режут, затем по прямым линиям, вырезают геометрические фигуры, снежинки и тд. Лепка из пластилина, глины, соленого теста, хорошо снимают агрессию у ребенка, и развивает силу пальцев, точность и координацию движений. Лепим с детьми натюрморты, сюжетные композиции по мотивам разных сказок. Моторная ловкость помимо продуктивных видов деятельности, проводимых мною в соответствии с перспективным планом (в непосредственно образовательной деятельности, в совместной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию), эффективно развивается и в разных видах ручных ремесел: бисероплетение, изонить, вышивка, шитье мягкой игрушки, работа витражными красками и с нетрадиционными материалами (яичная скорлупа, кофейные зерна, пластмассовые футляры от киндер-сюрпризов и др.)
2.5 Проектная деятельность.[8]
Я систематизировала работу в данном направлении с помощью проекта «Волшебная бусинка».
Цель проекта: приобщение детей к основам рукоделия, развитие мелкой моторики рук и творческих способностей через занятия с бисером.
Задачи проекта:
Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «От простого - к сложному», индивидуальные интересы, склонности и способности детей, способствующие самореализации личности и создание мотиваций.
Создать развивающую среду позволяющую осуществлять на практике различные идеи.
Познакомить детей с техникой безопасности в работе с бисером и бусинами.
Побуждать детей к художественному творчеству путем постановки интересных, разнообразных творческих заданий, предполагающих выход на самостоятельное решение.
Установить такие взаимоотношения, которые позволят создать атмосферу увлеченности, эмоционального воздействия, сотворчества взрослого и ребенка.
Вовлечь родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Приобщить детей к дизайнерской деятельности в создании кукольно-игрового интерьера и в оформлении детского.
Способствовать развитию внимания, мышления, памяти.
Обогащать речь детей, расширять словарный запас, учить проговариванию своих действий.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
Формировать умение работать со схемой, предложенной взрослым, дополнять или изменять ее, составлять свою.
Способствовать развитию эстетических чувств – умение видеть красоту форм, пропорции, цвета, цветосочетаний.
Ожидаемый результат:
Более высокий уровень развития мелкой моторики, технических навыков и умений.
Устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками.
Стремление детей к созданию украшений для кукол, для кукольного и детского интерьера, для себя и близких.
Участники проекта: воспитатели, родители, логопед.
Содержание деятельности.

Направление
Деятельности


Содержание деятельности
(формы работы)

Сроки



Информационно-
методическое
обеспечение



1.Изучение литературы.
2.Составление плана работы кружка «Волшебная бусинка»
3.Оформление картотеки схем по бисероплетению.
4.Создание в группе уголка и мини-библиотечки «Мастерилка».


Сентябрь

Ноябрь










Работа с детьми

1.Диагностика уровня развития мелкой моторики и уровня развития творческих способностей у детей.
2.Рассматривание украшений и поделок из бисера, выделение элементов, цветосочетаний.
3.Рассматривание бисера, бусин, их обследование.
4.Рассматривание вспомогательных материалов: проволока, леска, нить, иглы; их обследование.
5.Беседа о технике безопасности в работе с бисером.
6.Рассматривание схем бус, браслетов, «фенечек» др. поделок.
7.Показ приемов нанизывания бисера, бусин на проволоку по схеме.
8.Показ приемов плетения из бисера.
9.Плетение украшений из бисера и бусин для кукол, для себя, в подарок.
10.Ихготовление поделок из бисера.
11.Изготовление и вручение подарков мамам, папам, сотрудникам детского сада.
12. Украшение новогодней елки игрушками, снежинками из бисера.
13.Участие в тематических выставках детского сада.
14.Оформление группы, детского сада к праздникам.
15.Выставка детских работ.
16.Сравнительная диагностика.










Согласно
плану
работы кружка
«Волшеб
ная бусинка»



Сотрудничество
с родителями
1.Анкетирование родителей.
2.Оснащение необходимыми материалами: бисер, бусины, медная проволока, леска, бисерные иглы.
3.Участие в изготовлении поделок на выставку.
4.Помощь в подготовке и организации выставок, их
посещение.

Сентябрь

В течение
года




Реализация проекта.
1.Подготовительный этап
1.1Организация рабочего места.
Познакомив родителей с тем, как влияет развитие мелкой моторики на развитие речи, какую пользу детям дают занятия с бисером, как заинтересовались дети данным видом рукоделия, получила полную поддержку с их стороны в оснащении необходимыми материалами и оказании помощи в создании развивающей среды. В группе выделили и оформили уголок «Мастерилки», где расположили весь необходимый материал и инструменты: бисер, бусины разные по форме, стеклярус, проволока, леска разной толщины, клей, ножницы и тд. Совместно с родителями собрали мини-библиотечку по бисероплетению, где можно увидеть не только интересные поделки из бисера, но и способы их изготовления. Оформили картотеку схем для детей и педагогов. Чтобы работа спорилась и доставляла радость, нужно не только запастись необходимым материалом, но и позаботиться о рабочем месте, особенно о том, как расположить на нем бисер. Для удобства хорошо использовать плотную шероховатую ткань. По количеству детей изготовили салфеточки размером 25*30 см. Лучше всего работать за столом при дневном свете или свете потолочных ламп. Свет должен падать таким образом, чтобы тень от рук и головы не ложилась на рабочую поверхность стола. За правильно оборудованным местом, работать легко и приятно.
1.2Разработка перспективного плана.
Составляя план работы, учитывала уровень развития мелкой моторики детей, принцип «от простого – к сложному», разнообразие видов деятельности и мотивацию изготовления поделок.
2.Основной этап.
1.1 Прием нанизания бусин.
Начинали с рассматривания, обследования всех необходимых для работы материалов. Ознакомились с техникой безопасности в работе с бисером, проволокой, леской др. Осваивать техники плетения начинали из мелких бусин и крупного бисера, так как некоторым детям было очень сложно удерживать пальцами мелкие бисеринки. Нанизывали на проволоку (работа с проволокой безопасна для детей, так как не требуется иголки, и это очень податливый материал, изделиям из нее легко придать любую форму). Сначала использовали прием простого низания бисера на одну нить – плели бусы, браслеты для кукол, используя одинаковые или отличающиеся по цвету, форме, величине бусины, чередуя их согласно схеме. Дети учились работать со схемой, проговаривать свои действия, упражнялись в счете. Нити или проволока с нанизанными на них бусинами называются снизки. Снизки использовали: как готовые изделия (бусы, цепочки, браслеты для детей и для кукол); как детали для игрушек (крылья и чубчик для цыпленка, ручка для корзинки и тд.); как основа для выполнения листьев цветов, выполненных в технике петельного плетения (работа начинается с середины проволоки, на котором выполняется первая петля, за тем на каждом из концов делаются еще петли или используются отдельные петли, концы которых соединяются и закручиваются); как основа для игрушек(например для новогодней елки, - бисеринки или бусинки нанизываются на проволоку в определенной последовательности согласно схеме, и затем придается необходимая форма.
2.2 Техника параллельного плетения.
Данная техника используется для изготовления листьев, лепестков, плоскостных игрушек, брошек и др. Когда начали плести цветы для мамы, не у всех сразу получилось, но дети помогали друг другу, объясняли, подсказывали. И пальчики начинали работать проворнее – ведь для мамы цветок. Цветы – это самый лучший подарок. После таких подарков некоторые мамочки пришли к нам учиться плести из бисера, а ребятишки с гордостью выступали в роле учителей.
2.3 Способ плетения «крестики».
Цепочка «крестики» - один из самых распространенных видов украшений из бисера. Элемент плетения – нанизанный в определенном порядке по заранее составленной схеме зафиксированный набор бисера, фиксирующая бисерина которого является началом следующего элемента. Звенья цепочки «крестики» можно расширить, удлинить, такие цепочки называются «колечки». Эта техника привлекла детей разнообразием комбинации по цвету, величине, форме используемого бисера, бусин, стекляруса. Различные браслеты, «фенечки» и даже шнурки для сотовых телефонов дети плели для себя, в подарок маме и папе, сотрудникам детского сада. Они изменяли, дополняли готовые схемы и придумывали свои варианты. Изготовление украшением «крестиками» особенно увлекло мальчишек. Это было подобно игре в конструктор, где соединенные детали превращались в оригинальное крашение.
3.Заключительный этап.
А с каким восторгом дети готовились к выставке! При оформлении выставки вместе со взрослыми у детей развивается активность, самостоятельность, инициатива, умение воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение, гибкость и оригинальность мышления.
Результаты проекта:
Видя результат своей работы, получая удовольствие от вручения подарков, сделанных своими руками, дети с особым интересом занимаются ручным трудом, который требует точных, направленных, согласованных движений кисти рук и пальцев. Кроме того, занятия с бисером:
способствуют развитию творчества, воображения, художественного вкуса, эстетических чувств;
знакомят с особенностями художественного языка;
развивают органы чувств, особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления, умении наблюдать, анализировать, запоминать;
развивают умственные, конструктивные способности – дети учатся работать со схемой, дополняя или изменяя ее;
способствуют обогащению словаря.

Перспективный план работы кружка «Волшебная бусинка».

Первый год обучения.

Второй год обучения.

Месяц
Тема
Техника

Тема
Техника


Сентябрь
«Знакомство с бисером», «Плетем украшение для кукол».
Простое низание – чередование бусин и бисера по схеме.
«Осенний букет из веточек рябины» (коллективная работа).
Петельное и параллельное плетение.


Октябрь
«Осеннее деревце» (коллективная работа).
Простое нанизания – основа для петельного плетения.
«Подвеска» – для украшения костюмов северных народов.

Крестики-колечки


Ноябрь
«Веселые игрушки»
(из пластмассовых футляров от киндер-сюрпризов).
Простое нанизания –
детали для игрушек (плавники, крылья и тд.).
Новогодние фантазии – снежинки, украшения.
Плетение с помощью иглы по кругу.


Декабрь
«Игрушки на новогоднюю елочку»
Чередование бусин и бисера по схеме.
«Символ года в подарок»
Сочетание знакомых техник.


Январь
«Брелок для ключей в подарок папе».
Петельное, параллельное плетение.
«Шнурок для сотового в подарок папе».
Разнообразные крестики.


Февраль
«Цветы для мамы»
(подснежники, лилии и тд.)
Параллельное плетение.
«Браслет для мамы».
Крестики – колечки, техника мозаики.


Март
«Украшение для модниц».
Крестики.
«Весенний букет».
Петельное, параллельное, плетение дугами.


Апрель
«Фенечки для лета».
Крестики-колечки
«Корзинка для пасхального яйца».
Крестики-колечки
и плетение дугами.


Май
«Игрушки из бисера» (змейка, сороконожка, червячок и тд.)
Сочетание знакомых техник.
«Закладка».
Техника мозаики.

Лето

«Летний букет».
Сочетание знакомых техник.
«Фенечки с именами».
Техника мозаики.




Заключение.
Данная работа содержит 2 главы. В первой главе определялась взаимосвязь мелкой моторики с развитием речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются, выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Это лишний раз подтвердило, что мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой.
Во второй главе определялась практическая сторона вопроса. Очень важно раннее выявление и своевременная коррекционная работа. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев рук весьма полезна и для подготовки руки к письму. В работе над развитием мелкой моторики с детьми своей группы я использую проектную деятельность. Спустя год систематической коррекционной работы, у детей моей группы наблюдаются улучшения выполнения заданий, связанных с мелкой моторикой. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, выучили много упражнений пальчиковой гимнастики Индивидуальный темп работы обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей. Работа активизировала познавательно-речевые и художественные способности детей.
В процессе работы родители стали непосредственными участниками уникального творческого процесса, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, что позволило родителям реализовать свои способности и таланты, актуализировало в жизни семьи познавательно-речевое и художественно-эстетическое направления в развитии детей. Необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с прекрасным, так как художественное творчество положительно влияет на психику и разум ребенка, его интеллект и чувства. Цель моей работы достигнута: обобщен теоретический материал о значении развития мелкой моторики для детей с нарушением речи и представлены мои формы работы с детьми по этой теме.






































Список литературы.
1.М. Кольцова «Ребенок учиться говорить». М.:«Советская Россия», 1979.
2.Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелина, Г.В.Чиркина «Основы логопедии».
М.: «Просвещение»,1989.
3.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи».
М.: «Просвещение»,2000.
4.О.А.Новиковская «Ум на кончиках пальцев», 2006.
5.Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». М.: «Просвещение», 1990.
6.А.Л.Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».
М.: «Творческий центр сфера», 2002.
7.С.О.Филиппова «Подготовка дошкольников к обучению письму».
Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2008.
8.Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса «Проектная деятельность дошкольников». М. «Мозайка-синтез»,2010.
9.С.М.Оберемок «Общие основы проектирования». Новосибирск,2007.
10.Л.Е.Ефименкова «Формирование речи у дошкольников». М.: «Просвещение», 1981.
11.В.И.Селиверстова «Игры в логопедической работе с детьми». М.: «Просвещение»,1974.
12.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова «Дети с общим недоразвитием речи». Москва,2000.
13.С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина «Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать». Ярославль «Академия развития»,1997.
14Е.А.Янушко «Развитие мелкой моторики рук». М.: «Мозайка-синтез»,2007.
15.О.В.Бачина, Н.Ф.Коробова «Пальчиковая гимнастика с предметами». М.: «Аркти»,2009.
16.Е.Фадеева «Простые поделки из бисера», 2008.
17.Л.В.Базулина, И.В.Новиков «Игрушки из бисера»,2007.
18.А Машина «Подарки из бисера»,2007.
19.Т.А.Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», М. «Эксмо»,2010.
20.В.Т.Голубь «Графические диктанты», М. «Вако»,2010.


















13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 115