Статья: «Цели и задачи современного педагога на уроках русского языка.


Русский язык - национальный язык русского народа, являющийся государственным языком Российской Федерации.
В русском языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. В литературном языке произношение, выбор слов, употребление грамматических форм, правописание, постановка знаков препинания подчиняются определенным правилам или нормам.
Огромная культурная ценность русского языка, его мощь и величие обязывают внимательно и серьезно изучать его. Тем более удручает прогрессирующее невнимание к правилам орфографии и пунктуации, незнание их, что приводит к постепенной деградации и декультуризации общества. Откровенное пренебрежение к нормам русского литературного языка влечет за собой не только снижение уровня общей культуры личности, но и, в частности, становится основной причиной ошибок и «сбоев» при осуществлении деятельности в самых различных профессиональных сферах.
Успешное осуществление огромных задач по всестороннему воспитанию, связано с повышением мотивации обучающихся к изучению русского языка. Русский язык - предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости.
Развитие диалектического мышления у обучающихся при изучении русского языка предполагает формирование у них представлений о всеобщих связях и взаимодействий явлений действительности и языка, потому что русский язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения в работе по другим предметам, так как во всех сферах общения язык выступает как «непосредственная действительность мысли». Самые высшие достижения человеческой мысли, самые глубокие знания и самые пламенные чувства останутся неизвестными для людей, если они не будут ясно и точно оформлены в словах. Язык - это орудие для выражения мысли. И мысль только тогда становится мыслью, когда она высказана в речи, когда она вышла наружу посредством языка, когда она - как сказали бы философы- опосредована и объектирована для других. Следовательно, воспитание интереса к изучению русского языка должно способствовать повышению эффективности многообразных воспитательных воздействий, ведущих к формированию всесторонне развитой личности. Поэтому в «совершенствовании форм, методов и средств обучения» проблемы построения интересных занятий по русскому языку, разработка интереса к ним и т.п. играют существенную роль.
Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом». Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
Проблема интереса к изучению русского языка связывается с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущей к активизации мыслительной деятельности учащихся, к обостренному восприятию мотивов учения, самого процесса осмысления основ соответствующей науки. Нестандартность работы помогает возбуждению эмоций у выполняющих ее - удивление перед необычным, нередко радостного чувства в процессе деятельности, удовольствия от полученного результата.
В реализации указанного подхода к содержанию и организации учебного процесса при изучении русского языка значительна роль нестандартных заданий.
Понятие «нестандартное задание» является широким, оно фактически в большей мере связано с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной.
Нестандартные задания нередко представляют собой проблемные ситуации, т.е. «ситуации, вызывающие у учащихся затруднение, путь преодоления которого следует творчески искать». Затруднения в заданиях, включающих проблемные ситуации, обусловлены наличием противоречия или несогласованности либо во внутренней структуре подобного задания, либо в системных связях данной структуры с другими явлениями языка, а также внеязыковой действительностью.
Цели и задачи на уроках русского языка.
укрепить и расширить орфографические и пунктуационные навыки учащихся на базе повторения грамматики и осознания сущности русской орфографии и пунктуации;
расширять словарный запас учащихся;
исправить наиболее типичные для учащихся отступления от лексико-грамматических и произносительных норм русского литературного языка, учитывая тесную взаимосвязь устной и письменной форм речи;
закрепить и углубить навыки грамотной письменной речи.
Учащиеся должны уметь применять правила русской орфографии и пунктуации на практике, т.к. откровенное пренебрежение к нормам русского литературного языка влечет за собой не только снижение уровня общей культуры личности, но и, в частности, становится основной причиной ошибок и «сбоев» при осуществлении деятельности в самых различных профессиональных сферах.