РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА по курсу внеурочной деятельности «Вокруг тебя мир»

Муниципальное образование Темрюкский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
муниципального образования Темрюкский район



УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от 29.08.2016 года протокол № 1
Председатель ______ /Е.Н.Давыдова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по курсу внеурочной деятельности
«Вокруг тебя мир»

уровень образования (класс): основное общее образование , 5 класс

Количество часов:34

Учитель Телегина Татьяна Ивановна


Программа разработана на основе программы учебно-методического комплекса "Вокруг тебя - Мир..." (5-8 классы), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации  для учащихся 5-8-х классов общеобразовательных школ в качестве программы учебно-методического комплекса для курса по выбору, факультатива и дополнительного чтения.







I. Пояснительная записка.
Статус документа
Настоящая программа по факультативному курсу «Вокруг тебя - мир» по литературе для V класса подготовлена Международным Комитетом Красного Креста совместно с Российским Обществом Красного Креста. Данная программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами дополнительных занятий в соответствии с целями изучения литературы на основных занятиях в рамках программы по литературе, которые определены государственным стандартом.
Также программный материал курса «Вокруг тебя мир» подобран разработчиками таким образом, что все литературные произведения, представленные для изучения, обсуждения и анализа, представляют собой произведения, написанные в разные времена людьми разных национальностей, которых всегда объединяло стремление разобраться в сложностях большого разноголосого мира.
Обучение ведется по книге «Вокруг тебя - мир» для ученика. 5 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2005. – 96 с.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Цель данного курса:
дать возможность уч-ся взглянуть на произведения русской и зарубежной литературы с позиций этических норм Международного гуманитарного права
Задачи данного курса:
обучать уч-ся умению размышлять над прочитанным, услышанным, увиденным
дать возможность уч-ся при литературном анализе отстаивать и иметь собственное мнение и точку зрения
обучать уч-ся работать на литературном материале посредством выполнения разнообразных заданий: творческих работ, тестовых заданий, рисунков, комиксов и т.д.
развивать умения уч-ся творческому чтению и анализу художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умения выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, грамотно пользоваться русским языком.
Способствовать овладению уч-ся культурологической и языковой компетенций
Расширять круг чтения пятиклассников, повышать качество чтения, уровень восприятия и глубины проникновения в художественный текст


2.Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературной программы «Вокруг тебя – мир» с 5-8 классы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Особенностью данного факультативного курса является то, что предложенные авторами произведения позволяют уч-ся по-новому взглянуть на окружающий их мир: друзей, родных, на самого себя, - а также осознать, что миру нужны и их внимание, и сострадание, и защита. Также данный курс знакомит уч-ся с основными нормами международного гуманитарного права и их защите.
3.Место курса в учебном плане школы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа за год..

4. Содержание учебного курса.

Введение. От авторов. (1ч.)
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир».
Анри Дюнан – основатель Красного Креста. (3ч.)
Создание Международного Красного Креста и Российского Общества Красного Креста. Роль общественных организаций в мире. Знакомство с фрагментами книги Анри Дюнана «Воспоминание о битве при Сольферино». Словарная работа. Знакомство с новыми словами.
Фольклор. Фольклор - устное народное творчество. Сказки народов мира. (3ч.)
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.
Особенности сказок народов Северного Кавказа. Сказка «Общее счастье».
Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.
Литературная сказка (всего 9ч.):
Т.Александрова «Светофорчик». (3ч.)
Содержание сказки. Мнение уч-ся об основной идее и мысли сказки. Создание комикса по сказке.
А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок». (3ч.)
Содержание и авторская идея сказки.
Обучение элементам дискуссии. Иллюстрирование эпизода. Словарная работа.
О.Уальд. «Мальчик-звезда». (3ч.)
События, изменившие душу Мальчика-звезды. Определение главной мысли каждого эпизода. Работа с кадрами диафильма по сказке. Словарная работа. Работа с афоризмами.
Из литературы 19 века. Героическое прошлое нашей Родины. (всего 7ч.):
Л.Н.Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». (5ч.)
Образ Пети Ростова в романе. Чувства Пети к пленному мальчику французу-барабанщику. Словарная работа с историзмами и военной лексикой 19 века. Творческая работа.
Денис Давыдов. !812 год. Отрывок из дневника. (1ч.)
Кровавые злодейства А.С.Фигнера. Словарная работа с терминами этического характера..
Федор Глинка. Последнее уничтожение на Бородинском поле. (1ч.)
Битва на Бородинском поле. Поступок вдовы генерала Тучкова. Словарная работа историческими терминами.
Из литературы 20 века. (всего 7ч.):
А.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». (5ч.)
Нравственность поступка доктора Пирогова в оказании помощи семье Мерцаловых. Словарная работа историческими терминами. Работа с афоризмами на нравственную тематику. Написание творческой работы.
Е.Носов. Рассказ «Трудный хлеб». (2ч)
Образ слепой собаки Чанг. Дискуссия по заданным вопросам. Словарная работа с профессиональной терминологией. Творческая работа «Животные в моей жизни».
Творческие занятия по созданию альманаха «Мир вокруг нас. Я в этом мире». (3ч.)
Создание альманаха творческих работ.
Оформление альманаха с использованием ИКТ.
Творческое занятие «Я рисую мир» (создание иллюстраций к прочитанным произведениям) (1ч.)
Заключительное занятие. Подведение итогов курса. (1ч.)
Нравственные законы окружающего нас мира. Ситуативная игра «Кто Я? Какой Я?». Анализ проделанной работы по курсу «Вокруг тебя – мир».






4.Учебно-тематическое планирование.
Содержание
Кол-во часов

Введение. От авторов.
1

Анри Дюнан – основатель Красного Креста. Создание Международного Красного Креста и Российского Общества Красного Креста
3

Фольклор – устное народное творчество. Сказки народов мира. Из фольклора народов Северного Кавказа. Сказка «Общее счастье».
3

Литературная сказка:
9

1.Т.Александрова «Светофорчик». Творческая работа
3

2.А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок»
3

3.О.Уальд. «Мальчик-звезда»
3

Из литературы 19 века. Героическое прошлое нашей Родины:
7

1.Л.Н.Толстой. Отрывки из романа «Война и мир». Творческая работа
5

2.Денис Давыдов. Отрывки из дневника
1

3.Федор Глинка. Последнее уничтожение на Бородинском поле
1

Из литературы 20 века:


1.А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор». Творческая работа
5

2. Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб»
2

Творческая работа по созданию альманаха «Мир вокруг нас. Я в этом мире».

3

Творческое занятие «Я рисую мир» (создание иллюстраций к прочитанным произведениям)
1

Всего
34


6. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники
Учебные пособия
Методические пособия

«Вокруг тебя - мир». Книга для ученика. 5 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2000. – 96 с.

Различные словари
Методические рекомендации для преподавания курса дополнительного чтения «Вокруг тебя - мир». Книга для учителя. 5 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2000.






7.Планируемые результаты обучения.
В результате изучения литературы ученик должен
Знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному прочтению;
наизусть фрагменты прозаических текстов, подлежащих изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия;

Уметь:
работать с книгой
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать
чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
владеть навыками и умениями проводить дискуссию:
работать со словарными статьями:




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей ________ / ______________
от ________ №_____ «____» __________ 2016 г.
______ / ___________________


«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ (С.П.Демирханова)
«__» августа 2016 г.



Муниципальное образование Темрюкский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
муниципального образования Темрюкский район








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу внеурочной деятельности
«Вокруг тебя-мир»


Класс 8

Учитель Демирханова Светлана Павловна

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 часов
Планирование составлено на основе рабочей программы Телегиной Т.И., утвержденной педагогическим советом школы, протокол №1 от 29.08 2016 г.
в соответствии с ФГОС
Учебник : . «Вокруг тебя - мир». Книга для ученика. 5 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2000. – 96 с.











№ п/п
Содержание, разделы, темы
Кол-во часов
Дата




План
Факт


Введение. От авторов
1



1
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Знакомство с целями и задачами курса «Вокруг тебя – мир».




2
Создание Международного Красного Креста и Российского Общества Красного Креста.




3
Анри Дюнан – основатель Красного Креста.
Создание Международного Красного Креста и Российского Общества Красного Креста




4
Словарная работа. Знакомство с новыми словами.





Фольклор – устное народное творчество. Сказки народов мира. Из фольклора народов Северного Кавказа. Сказка «Общее счастье».
3



5
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора.




6
Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре




7
Особенности сказок народов Северного Кавказа. Сказка «Общее счастье».
Обучение письменному развернутому ответу на заданный вопрос.





Литературная сказка:
9



8
Т.Александрова «Светофорчик».Содержание сказки.





9
Мнение уч-ся об основной идее и мысли сказки.




10
Создание комикса по сказке.




11
А.Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок».
Содержание и авторская идея сказки.





12
Обучение элементам дискуссии.




13
Иллюстрирование эпизода. Словарная работа.





14
О.Уальд. «Мальчик-звезда» События, изменившие душу Мальчика-звезды. Определение главной мысли каждого эпизода.




15
Работа с кадрами диафильма по сказке.




16
Словарная работа. Работа с афоризмами.





Из литературы 19 века. Героическое прошлое нашей Родины:
7



17
Л.Н.толстой . «Война и мир»

5



18
Образ Пети Ростова в романе..




19
Чувства Пети к пленному мальчику французу-барабанщику




20
Словарная работа с историзмами и военной лексикой 19 века.




21
Творческая работа.




22
Денис Давыдов. Отрывки из дневника. Кровавые злодейства А.С.Фигнера. Словарная работа с терминами этического характера..




23
Федор Глинка. Последнее уничтожение на Бородинском поле





Из литературы 20 века:




24
1.А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».




25
Нравственность поступка доктора Пирогова в оказании помощи семье Мерцаловых.




26
Словарная работа историческими терминами.




27
Работа с афоризмами на нравственную тематику.




28
Написание творческой работы.




29
Е. Носов. Рассказ «Трудный хлеб». Образ слепой собаки Чанг. Дискуссия по заданным вопросам. Словарная работа с профессиональной терминологией.




30
Творческая работа «Животные в моей жизни».




31-33
Творческая работа по созданию альманаха «Мир вокруг нас. Я в этом мире».
3



34
Творческое занятие «Я рисую мир» (создание иллюстраций к прочитанным произведениям)
1






















«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_________ (_______________)
«__» августа 2016 г.



Муниципальное образование Темрюкский район
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25
муниципального образования Темрюкский район








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по курсу внеурочной деятельности
«Вокруг тебя-мир»


Класс 8

Учитель Демирханова Светлана Павловна
Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 часов
Планирование составлено на основе рабочей программы Телегиной Т.И., утвержденной педагогическим советом школы, протокол №1 от 29.08 2016 г.
в соответствии с ФГОС
Учебник : . «Вокруг тебя - мир». Книга для ученика. 6 класс/Авт.-сост. А Делетроз, В.Ю.Выборнова и др. – М.: Издательство МАИК «Наука», 2000. – 96 с.








№ п/п
Содержание, разделы, темы
Кол-во часов
Дата




План
Факт

№ п/п






Введение. От авторов. (1ч.)

1
1
Авторы о программе «Вокруг тебя – мир», о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому.
1



Тогда и теперь. (4ч.)

2
1
Н.А.Кун. «Пять веков».




3
2
Р. Киплинг. Сказка «Кошка, гулявшая сама по себе». (3ч.)




4
3
Главная героиня сказки – Кошка. Прием троекратного композиционного приема и его роль в раскрытии идеи сказки.




5
4
Письменный ответ на вопрос: «Может ли жизнь человеческого общества быть организована по принципу «каждый сам по себе»?





Извечный спор: Кто лучше? Кто сильнее? (4ч.)

6
1
В. Скотт. Глава 11 из романа «Айвенго».
Роль эпизода в раскрытии поступков главного героя. Историческая основа романа. Обучение работы в парах и группах по заданиям. Словарная работа с иноязычной лексикой.
1



7
2
А.Дюма. Роман «Три мушкетера». Гл.5. Королевские мушкетеры и гвардейцы г-на кардинала.
1



8
3
Историческая эпоха первой половины 19 века во Франции. Силовое соперничество как способ решения конфликтной ситуации. Лексическая работа с терминами «дуэль», «турнир».

1



9
4
Правовые документы.
Знакомство с нормами международного гуманитарного права. Женевские Конвенции 1949 года. Устав ООН.
1




Право безоружного. (4ч.)

10
1
Дж.Ф.Купер. «Последний из могикан». (фрагмент из романа).
Пленник и толпа. Работа над портретной зарисовкой колдуньи. Пленный и личность. Пленный и достоинство.

1



11
2
К.Воробьев. Рассказ «Немец в валенках»
Образы пленных.
1



12
3
Сближение двух главных героев рассказа. Нравственный выбор героев.
1



13
4
Лексическая работа с понятиями нравственного характера.
1




S.O.S! (5ч.)

14
1

Готфрид-Август Бюргер. Баллада «Песнь о благородном человеке».
1



15
2
Человек и стихия. Люди в положении крайней опасности. Помощь людей в судьбе семьи таможенника. Подвиг героя.
1



16
3
Г.Бочаров. Статья «Что человек может».
Авторская оценка героическому поступку главного героя. Человек и природная стихия.
1



17
4
Правовые документы (1ч.):
Деятельность Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и Международной Федерации Красного Креста и Красного Полумесяца
1



18
5
А.С. Новиков-Прибой. «Цусима». (фрагмент из романа).(1ч.)
Картина гибели корабля «Ушаков». Трагическое положение погибающих людей. Роль командира в спасении людей., его нравственный выбор. Лексическая работа с профессиональной лексикой.
1



Порочный круг. (4ч.)

19
1
«Месть Ольги».(фрагмент из летописи «Повесть временных лет» Понятие мести. Отношение автора к действиям Ольги. Осуждение поступка Ольги. Лексическая работа со старославянизмами.
1



20
2
В.А.Закруткин. «Матерь человеческая». (фрагмент из повести).
Раненый немец и русская женщина Мария. Чувство мести к немцу. Нравственный выбор героини.
1



21
3
В. Солоухин. Рассказ «Мститель». Образ «мстителя». Этапы чувств и рассуждений главного героя.
1



22
4
Лексическая работа со словами на нравственную тематику.
1



Жестокие игры. (4ч.)



23
1
Л.Н.Толстой. «Детство». Глава 19. Ивины. (фрагмент из повести). Образы Сережи и Николеньки.
1



24
2
Взаимоотношения мальчиков. Письменная работа (сравнение двух героев).
1



25
3
В.Железников. «Чучело» (фрагменты из повести). Главная героиня Лена Бессольцева. Жестокое отношение одноклассников к главной героине. Нравственный выбор Лены. Достоинство личности.
1



26
4
В.Распутин. «Уроки французского». (фрагмент из повести).
Главный герой повести. Птаха и компания. Конфликтная ситуация и поведение героев рассказа.
1



Твой выбор. (4ч.)

27
1
А.Грин. Рассказ «Победитель». (2ч.)
Смысловые части рассказа.
1



28
2
Главный герой рассказа, его характер, его надежды на победу в конкурсе. Душевное состояние героя после разрушения им своей работы.
1



29
3
Е.Носов. Рассказ «Тридцать зерен». (1ч.)
Взаимоотношения человека и природы. Человек и природа. Лексическая работа со словами «гуманный», «гуманистический», «гуманитарный».
1



30
4
М.Жюно. «Воин без оружия». Глава 22. (1ч.)
Марсель Жюно – делегат МККК. Смысловая нагрузка некоторых цитат из его книги воспоминаний.
1



Вокруг нас - мир. (2ч.)

31
1
Заключительное занятие.




32
2
Подведение итогов курса.





Создание проектов. (2ч.)

33-34
1-2
Творческая работа по созданию проекта сборника плакатов на тему «Международное гуманитарное право» с использованием ИКТ















13PAGE 15


13PAGE 141315




15