Современные здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Коношская основная школа»
структурное подразделение детский сад «Боровичок»
«Современные
здоровьесберегающие технологии в условиях реализации ФГОС ДО»
Подготовила: старший воспитатель
Митинская Ирина Владимировна
Январь 2015 г.
Жизнь ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования также стало сбережение и укрепление здоровья обучающихся, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье воспитанников. Сегодня стоит острая необходимость взглянуть на образовательную среду с точки зрения экологии детства, и как её основной лини, охраны и укрепления здоровья детей.
Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок.
Вся работа в нашем учреждении в плане здоровьесбережения сегодня полностью нацелена на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование его здорового образа жизни. Что такое здоровье сберегающие технологии? Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.
Образовательная программа предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.
В нашем детском саду вводится новое направление в области оздоровления-
Ритмопластика Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 1 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста.Для этого педагогами разрабатывается план и конспекты для проведения данного вида деятельности. Так как направление новое для нас, есть необходимость часто обращаться к разным видам источников, чтобы повысить свою компетентность.
Не заменимы в работе по укреплению и сохранению здоровья детей дошкольного возраста и классические методы и приемы:
Физкультминутки Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. По мимо сохранения здоровья и предупреждения утомляемости физкультминутки развивают речь и память детей.
Подвижные и спортивные игры Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В детском саду используем лишь элементы спортивных игр. Данный вид деятельности является наиболее распространённым и незаменимым.
Новый вид деятельности внедряемый в нашем детском саду- релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в своей работе мы используем  упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),  звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.
Гимнастика пальчиковая С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)
Гимнастика для глаз Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога. Гимнастика дыхательная проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Для этого педагог обеспечивает проветривание помещения, даёт детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика бодрящая проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, ходьба по ребристой доске; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях, ходьба по массажным дорожкам, с включением художественного слова.
В своей работе мы используем общеизвестные средства:
• массаж (самомассаж) ;• упражнения, на формирование осанки и развитие опорно-двигательного аппарата;
• упражнения на развитие физических качеств;
• физические упражнения, способствующие психическому развитию;
• пальчиковую гимнастику;
• артикуляционную гимнастику;
• проведение «Дней здоровья», «Неделя здоровья».
Профилактическая работа.
• полоскание полости рта кипяченой водой комнатной температуры;
• босохождение;
• дорожки здоровья;
• гимнастика пробуждения;
• умывание с использованием художественного слова;
• прогулки на свежем воздухе (климатотерапию);
•соблюдение Санэпидрежима (жесткий режим проветривания, влажной уборки);
• витаминизация блюд.
Немало важным направлением является работа с родителями.
• Родительские собрания
• Дни открытых дверей
• Консультации
• Уголки здоровья
• Праздники и досуги
Оценка эффективности комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, осуществляется на основе общепринятых критериев. Главные из них:
• Снижение частоты случаев острой заболеваемости;
• Совершенствование функций ведущих физиологических систем организма;
• Улучшение физического развития;
• Позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
•Улучшение аппетита, качества сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Систематическое применение современных здоровьесберегающих технологий в нашем детском саду значительно снизил уровень заболеваемости у детей. Сохранение и укрепление здоровья детей не только работа педагога, но и родителей. Привлечение родителей в совместную деятельность позволяет расширить знания и представления родителей о здоровьесберегающих технологиях. Родители принимают активное участие в работе детского сада, оказывают помощь в подготовке и проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
В соответствии с ФГОС ДО в наш детский сад приобретено немало спортивного оборудования и инвентаря: детские спортивные тренажеры, разнообразные мягкие модули (дом, тоннель-лабиринт, полоса препятствий «пальчики»), 2 вида ходунков, массажные дорожки и коврики, и многое другое. Все это позволяет максимально привлечь внимание детей к физкультурным и спортивным занятиям. Пособия трансформируемы и многофункциональны. Благодаря разнообразию пособий дети всех возрастов с удовольствием играют и занимаются как в группе так и в спортивном зале.
Спасибо за внимание!