Конспект урока с технологической картой по физике на тему Архимедова сила (7 класс.) ФГОС.


Конспект «открытого» урока по теме «Архимедова сила».
Учитель Трубачева О.Н.
Дата проведения урока 13.02.2017г.
Присутствовали на уроке:
Пензилова А.П., директор МБУ «Школа №71»,
Краснова Н.В., замдиректора по УВР,
Архипова О.А., руководитель МО,
учителя школы.
Цель урока:
Выяснение факторов, от которых зависит Архимедова сила.
Выяснить экспериментальным путем условия, при которых тело в жидкости будет плавать, тонуть и всплывать на поверхность.
Задачи урока:
Образовательная: систематизировать знания об архимедовой силе; выяснить и сформулировать условия плавания тел.
Развивающая: формирование навыков организации самостоятельной деятельности учащихся с использованием ЭОР, овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, самооценки.
Воспитательная: формировать познавательный интерес к физике; способствовать формированию у учащихся уважения к научному познанию, формировать умение слушать своих товарищей, работать в коллективе.
Тип урока: Комбинированный с применением ЭОР
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа
Оборудование и материалы:
компьютер,
проектор,
презентация «Архимедова сила»,
На демонстрационном столе: прибор для изучения Архимедовой силы (ведерко Архимеда), отливной сосуд, динамометр, штатив, прибор для демонстрации опыта « Картезианский водолаз», картофелина, 2 стакана с пресной и соленой водой, мяч, ведро с водой .На столах обучающихся: стакан с водой, бруски алюминиевый, железный и деревянный, пробка, парафин, кусочек кирпича, салфетка.
Структура урока:
1. Организационный момент…………………………….2 мин.
2. Мотивация знаний…………………………….8 мин.
3. Изучение и закрепление нового материала. ………....25 мин.
4. Подведение итогов урока………………………………10 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, создание эмоционального настроя учащихся.
2.Мотивация знаний.
Учитель читает отрывок из детского стихотворения
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
Учитель задает вопрос об авторе этого стихотворения.
Обучающиеся отвечают (автор: Агния Барто).Учитель обращается к классу с вопросом: «Ребята, может автор успокаивает Таню, а мяч то утонет? Давайте проверим!»
К демонстрационному столу выходит желающий обучающийся и пытается утопить в ведре резиновый мяч.
Учитель задает вопросы:
-Почему мяч начал двигаться?
-Вспомните, какие силы в природе вы знаете?
-Можете ли вы объяснить поведение мяча этими видами сил?
Ребята называют все силы , которые изучили.
Обучающимся предлагается выполнить тест с инструкцией по заполнению и самооценке. Слайд 1-6
Вопросы теста:
Сила тяжести определяется…
А. F=mg Б. F=ρgh В. F=ρgV2. Сила тяжести направлена….
А. Вверх Б. Вниз В. Горизонтально
3. Силу, с которой Земля притягивает к себе все тела называют…
А. Весом тела Б. Силой тяжести В. Силой трения
4. Силу, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называют…
А. Весом тела Б. Силой тяжести В. Силой трения
5. Единицей измерения силы является …
А. кг Б. Па В. Н
Правильные ответы: Слайд 6
1-А, 2 – Б, 3 –Б, 4 – А, 5 – В
После проведения самопроверки, по предложенной шкале, проводится самооценка с выставлением отметки в зачетный лист.
Самооценка: Отметить +/(-) ответы при совпадении/(неправильном) ответе на вопрос теста; сосчитать количество + и поставить отметку:
«5» - 5 правильных ответов
«4» - 4 правильных ответа
«3» - 3 правильных ответа
«2» - менее трёх правильных ответов
4. Изучение нового материала.
После выставления отметок, учитель снова возвращает к вопросу о силе под действием которой мяч всплыл. (создание проблемной ситуации).
Обучающиеся отвечают, что существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх. Эта сила выталкивает тело из жидкости.
Учитель. Да, действительно существует такая выталкивающая сила. Впервые указал на существование этой силы и рассчитал её значение. древнегреческий учёный Архимед
Учитель:
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Ученики: Об архимедовой силе.
Учитель: Молодцы! Запишем тему урока в тетрадь. Слайд 7.
Учитель:А как можно найти величину этой силы?
Учитель демонстрирует опыт с ведерком Архимеда.
Ученики: Из веса тела в воздухе надо вычесть вес тела в воде.
Учитель задает вопрос от чего зависит архимедова сила и с помощью виртуальной лаборатории обучающиеся дают ответы.
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swfСовместно выводится формула силы Архимеда.
учитель демонстрирует опыт.
Опускает кусочек картофеля в сосуд с пресной водой, а затем в сосуд с соленой.
Демонстрация опыта « Картезианский водолаз»
Задает вопросы классу: Почему картофель в одном сосуде утонул, а в другом плавает? (создание проблемной ситуации) Почему мы не смогли утопить мяч, а водолаз легким нажатием пальца погружается на дно?
Ученики дают различные ответы.
Учитель: Чтобы разобраться в этой ситуации, вы сегодня выполните экспериментальные задания, проанализируете наблюдаемые явления и сможете дать ответ на поставленный вопрос.
Теперь каждый из вас выступит в роли исследователя. В  ходе беседы с учащимися  формулируется цель и план эксперимента.
Вам предлагается провести работу в парах «Выяснение условий плавания тел», на парте в инструкции тема, приборы и материалы, таблица результатов измерений. Как можно сформулировать цель работы? (предложения учеников) Запись в тетрадь.
Тема урока ____________________________________________
Исследование «Изучение условий плавания тел»
Цель работы:_________________________________________
Оборудование: Стакан с водой. Бруски алюминиевый и деревянный, пробка, парафин, медная монета, кусочек кирпича. Салфетка.
Погружая данные вещества в воду, заполните таблицу.
вещество Поведение тела Сравнение
FАрх и Fтяж (поставить знак) Сравнение
ρж и ρт, (поставить знак)
Дерево
Пробка
Парафин
Алюминий
Медь
кирпич Вывод по результатам работы предлагается сделать с использованием учебника стр. 120,121
Если ρж = ρт, FАрх = Fтяж , то тело плавает
Если ρж > ρт, FАрх > Fтяж , то тело всплывает
Если ρж < ρт, FАрх , Fтяж , то тело тонет
Учитель: Предлагает озвучить выводы (коррекция, дополнения) Слайд 13
Физминутка: 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Ребятам дается возможность изобразить поведение молекул твердых тел, жидкостей и газов.
Учитель: В проделанных вами экспериментах кусочек кирпича тонул.
А можем ли мы заставить его плавать? (постановка проблемной ситуации)
Ученики высказывают свое мнение. Приходят к выводу о погружении кирпича в другую жидкость.
Учитель: Ребята, используя таблицу плотностей на стр.50 найдите вещество, в котором плавает кирпич. Слайды 14,15
Ученики: ртуть
Учитель: Правильно. С помощью интерактивной лаборатории http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a27cd5f3-8d8a-49f0-8984-65f3ab683f6a/7_220.swf мы можем посмотреть поведение тел в различных жидкостях, в том числе и ртути, чего не можем сделать в реальных условиях.
Ученики проводят опыты и подводят итоги о поведении различных веществ
в молоке, ртути и воде.
Учитель: Итак ,ребята, мы выяснили с вами условия плавания тел. Давайте снова ответим на вопрос «Почему картофель в одном сосуде утонул, а в другом плавает?»
Ученики: Кусочек картофеля плавал в сосуде с соленой водой, а тонул в пресной, т.к. плотность соленой воды больше пресной.Учитель: Приближается лето. А что нам нравится делать летом? Слайд 17,18
Ученики: Отдыхать, загорать, купаться.
Учитель: Ребята ,а как происходит передвижение живых организмов в воде,изменение их глубины погружения?
Ученики: Увеличивая объем тела, за счет пузыря, рыбы могут регулировать глубину погружения. Так же и с водолазом.
Учитель: Правильно.
Учитель: Нам всем нравиться купаться в водоемах. Сегодня мы узнали о плавании тел, эти знания помогут безопасному пребыванию на воде.
Звучит сообщение обучающегося о ЧС на воде и способах защиты.
Закрепление новых знаний.
Учитель: Используя полученную таблицу и таблицу плотностей (стр 50), выполните задания. Фронтальная работа с элементами частично-поисковой деятельности (используя таблицу плотностей) Слайд 14.
Вопросы к классу
У: Как ведёт себя лёд в воде? (всплывает) В бензине? (тонет)
Что произойдёт с куском меди, если его опустить в ртуть? (всплывет)
А если в ртуть поместить золото?(утонет)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу Учитель предлагает выполнить тест http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b2b38-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html Слайд 19.
4. Подведение итогов урока: Мы хорошо поработали, давайте вспомним,
Как рассчитать архимедову силу и от чего она зависит?
Каковы условия плавания тел?
Как вести себя на водоемах?
Домашнее задание: Слайд 20
§ 49-50, закрепить материал можно по адресу http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5258-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/4_16.swfответить на вопросы, упр. 25 (4,5)
3. Подготовить сообщение о плавании судов и первом Российском корабле (задание является дополнительным)
4.подготовить сообщение об Архимеде http://ktoikak.com/arhimed-interesnyie-faktyi/(задание является дополнительным)
Рефлексия.
На парте перед каждым учащимся три маленьких смайлика.
Понравился ли вам урок «Архимедова сила»?
Выберите из трёх смайликов свой ответ на вопрос и опустите в ларец на демонстрационном столе.
Понравился ли вам урок «Архимедова сила»?

Прекрасно Нормально. Скучно!
Заместитель директора по УВР
МБУ «Школа №71» ________________________ /__Краснова Н. В._/