Приоритеты модернизации казахстанскойсистемы ТиПО


righttop2016
КГКП «ПЖК»
Преподаватель
Курочкина Н.В.

400001000002016
КГКП «ПЖК»
Преподаватель
Курочкина Н.В.


2095502644775ДОКЛАД
на темуПриоритеты модернизации казахстанской системы ТиПО00ДОКЛАД
на темуПриоритеты модернизации казахстанской системы ТиПОrightcenter00
Приоритеты модернизации казахстанской системы ТиПО
Курочкина Н.В., мастер п/о,
КГКП «Павлодарский железнодорожный колледж»
Изучая последнее  «Послание Президента  РК Назарбаева Н.А. к народу» и Государственную  программу развития  профессионального и технического  образования в РК,  моё внимание привлёк материал о направлениях в развитии профессионально-технического образования в Республике Казахстан на современном этапе. Актуальность этой  проблемы очень важна и  интересна  для нас, специалистов   ТиПО.
Создание в Казахстане современной высокоэффективной системы образования является одним из важнейших условий для достижения стратегической цели, поставленной Президентом Нурсултаном Назарбаевым для вхождения в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира. В своих выступлениях Глава государства подчеркивает необходимость пробуждения интеллектуального потенциала нашей нации. «Наша задача - изменить отношение казахстанцев  и, в первую очередь молодежи, к образованности, к интеллекту, служению Родине и народу. Нам необходимо создать ядро национального интеллекта, нам нужны эрудированные люди, способные конкурировать на международном уровне», - сказал Президент, обращаясь к студентам КазНУ им.Аль-Фараби в октябре 2011 года.
Какие  же первоочередные  задачи стоят перед организациями ТиПО?
Обновление структуры содержания с учетом запросов индустриально-инновационного развития  рыночной экономики;  
Развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики;  
Повышение престижа обучения.
Что же такое инновации? Под инновациями в широком смысле слова понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукций и услуг, организационно- технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера.
Сегодня образование стало модой, престижно иметь диплом, да и на рынке труда он необходим, так как обычному бутику требуется продавец-консультант с высшим образованием, знанием английского языка, и в  возрасте до 25 лет, а продавать  он будет простые колготки.
Поэтому у населения  все меньше и меньше настоящего стремления к глубоким знаниям, а также желания изучать секреты будущей профессии. Многие учатся просто так, чтобы иметь диплом в кармане, а не  владение знаниями о профессии. Однако, пока еще не все так плохо -  у нас  ещё имеется небольшой запас времени,  и в Казахстане  можно создать эффективный инновационный механизм, способный обеспечить не сырьевое, а интеллектуальное    развитие страны. Для этого необходимо определить,  что основной целью государственной политики в области науки, технологий и профессионального образования всех уровней должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты  же  должны  определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий,  и опираться на имеющиеся в стране достижения в научно-технической и образовательной сферах.
Таким образом, создание  национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства.
На сегодняшний день ещё  остро стоит  проблема качественного преподавания, катастрофически не хватает квалифицированных кадров начального, среднего и высшего профессионального образования. Непременными свойствами инноваций в профессиональном образовании являются новизна и востребованность продукции на рынке труда. На основе Национальной программы и отраслевых квалификационных рамок будет упорядочена структура подготовки кадров. Подготовка специалистов будет осуществляться в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда.
Государственная программа    развития  системы профессионального  и технического образования рекомендует:
Овладеть новизной (обучить и преподавателей и студентов новым технологиям, новому типу мышления);
Удовлетворять рыночному спросу (подготовить компетентных конкурентоспособных специалистов);
Приносить прибыль , как производителю услуг  -  производству, так и государству в целом.
Поэтому   уже сейчас ведётся такая работа:
- обновлены государственные общеобязательные стандарты ТиПО, образовательные программы- разработаны типовые учебные программы по специальным дисциплинам, учебная литература;- разработаны модульные программы для получения нескольких квалификаций, создан банк данных модульных программ.
Государственная программа развития профтехобразования  предусматривает увеличение доли профессиональной практики  до 60 % для овладения практическими навыками. Для этого будет расширена база практики за счет партнерства с работодателями.
В учебный процесс будут внедрены современные образовательные технологии, формирующие у учащихся  востребованные компетенции.
На основе лучшего мирового опыта и проведения прикладных исследований  совершенствуется  научно-методическое обеспечение системы ТиПО.
В настоящий момент  эффективно функционируют республиканский и областной  учебно-методические кабинеты, библиотеки организаций ТиПО будут пополняться  необходимой учебной литературой. Для обеспечения доступности получения профессионального образования молодежью  увеличено количество ученических мест, за счет строительства профессиональных колледжей  и общежитий.
Статус профессионально-технического образования поднят на планку выше.  С 2013 года профессиональные учебные заведения -  лицеи  реорганизованы в колледжи. Они получили  равные права на   подготовку  учащихся в рамках диплома государственного образца  среднего профессионально-технического  учебного заведения.
Идёт  оснащение  современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями  – компьютеризация, подключение Интернета, преподавание в режиме on-line.
Происходит  развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики. Учебные заведения на договорной основе  закрепляются  за базовыми предприятиями для прохождения производственной практики, стажировки.
Уже на протяжении нескольких лет в учебных заведениях ТиПО введена  процедура  ОУПП. Таким образом, она обеспечивает  доминирование рыночных и общественных механизмов регулирования качества подготовки кадров с внедрением в отраслях экономики  независимой системы сертификации  квалификаций специалистов. Для обеспечения конкурентоспособности кадров, привлечения дополнительных средств учебные заведения ТиПО будут закреплены в соответствии с профилем подготовки специалистов, в том числе путем соучредительства, за национальными холдингами и компаниями, транснациональными корпорациями и иностранными инвесторами. Будет создана система адресной финансовой поддержки учебных заведений, реализующих инновационные программы развития в рамках займа Всемирного Банка. Для повышения привлекательности и престижности обучения в системе ТиПО будут: - созданы центры карьерного руководства (структурные подразделения организаций образования) при учебных заведениях ТиПО, где отсутствуют социально-педагогические службы; - уже проводятся республиканские конкурсы «Лучшее учебное заведение», «Лучший по профессии» среди обучающихся, мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин; - лучшие обучающиеся  будут  участвовать в международных конкурсах профессионального мастерства.
Будут выявляться и поддерживаться (через гранты и именные стипендии работодателей, конкурсы, организуемые и финансируемые работодателями) талантливые обучающиеся, склонные к изобретательской и рационализаторской деятельности, техническому творчеству. На базе колледжей  открыты центры по развитию научно-исследовательской работы. Для содействия трудоустройства будет создана база данных сертифицированных выпускников, взаимосвязанная с базой вакансий на рынке труда.
Взаимодействие Республиканского, региональных и отраслевых советов по развитию ТиПО обеспечит активное участие бизнеса и профессионального сообщества в развитии ТиПО, подготовке кадров и трудоустройстве, путем заключения 3-сторонних договоров со студентами.
К 2020 году намечается:
1. Подготовка кадров на основе национальной квалификационной системы будет полностью соответствовать запросам рынка труда.
2. Учебно-производственные мастерские и лаборатории учебных заведений будут оснащены современным учебно-производственным и технологическим оборудованием, информационными технологиями.
3. Будет широко внедрено кооперативное обучение с учетом фактического спроса предприятий.
4. Обучение в учебных заведениях ТиПО будет привлекательно и престижно для молодежи.
5. Бизнес и профессиональные сообщества будут принимать активное участие в развитии ТиПО и подготовке кадров.
В целом, реализация Программы позволит добиться улучшения показателей международных рейтингов, обеспечения привлекательности казахстанской системы образования, устойчивого роста экономики страны, повышения конкурентоспособности человеческого капитала в мировом пространстве. Результатом ее реализации для населения станет доступ к качественному образованию для всех, к лучшим образовательным ресурсам и технологиям, развитие коммуникативной и профессиональной компетентности обучающихся.
Техническое и профессиональное образование, призвано   обеспечить экономику страны профессиональными техническими кадрами с целью дальнейшего перехода к высокоэффективной инновационной модели. В Казахстане в настоящее время проводится масштабная работа по модернизации профессионально-технического образования с учетом кадровых потребностей Программы индустриализации. Создан АО «Холдинг Касипкор» для развития сети колледжей мирового класса в партнерстве с бизнес-сообществом и ведущими мировыми учебными заведениями Сингапура, Германии и Нидерландов. Заключены меморандумы, соглашения между Министерством Образования и Науки Республики Казахстан и крупными компаниями, акиматами; АО «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», «Казахтелеком», «Казахмыс», «Казпочта», «Азия авто» Ойл «Союз Атамекен», Акимат Актюбинской области, Западно-Казахстанской, Акимат города Алматы.
Таким образом, опыт независимого развития Казахстана наглядно показывает, что состояние образования во многом определяется результативностью социально-экономического развития страны. Сегодня Казахстан является региональным лидером реализации требований Болонской конвенции. Введение новой образовательной модели позволило внедрить многоуровневую систему подготовки специалистов, значительно повысить уровень и качество образования в целом, сделать казахстанские дипломы конкурентоспособными. Участие Казахстана в Болонском процессе предоставляет возможность изучения программ обучения на различных уровнях высшего образования, обмен передовой практикой в исследованиях и преподавании, внедрение прогрессивных методов управления вузами. Актуальным является формирование единого образовательного пространства стран СНГ и включения его в международную образовательную систему.
Подводя итоги ко всему сказанному выше, хочется отметить положительные инновационные сдвиги в образовательной системе ТиПО, а также порадоваться перспективе намеченных планов. Стоит отметить, что Казахстан первый среди стран СНГ создал на базе бывшего начального и среднего профессионального образования систему технического и профессионального образования, что позволяет  придать подготовке кадров техническую направленность и присваивать несколько уровней квалификации.
 
 
 
 
Литература:
1. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации народу Казахстана «Единая цель, единые интересы, единая страна».
2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2013-2014 годы. г. Астана.
3. сайт «Филиал АО «НЦ повышения квалификации «Өрлеу»