ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО


ЗАНЯТИЕ-ПРАКТИКУМ С РОДИТЕЛЯМИ
"КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ ПРАВИЛЬНО"
Ход занятия
Слово учителя. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить причину неуспеваемости наших детей и поговорить о том, как же приохотить детей к чтению. Большинство учащихся плохо читает. Скорость чтения у них гораздо ниже нужной скорости. И отсюда все беды в школьной системе. К пятому классу чтение должно быть в темпе разговорной речи от 110 до 130 слов в минуту. В этом темпе достигается лучшее понимание текста учениками.
Представьте, ваши дети учатся в 8-м классе. Они имеют скорость чтения 50 слов в минуту. В 8-м классе задание на один день в среднем составляет 9 страниц по всем предметам или 6300 слов. Разделим 6300 на 50. Приблизительно 126 минут: 2 часа нужно, чтобы прочитать один раз по всем предметам тексты. А им нужно трижды прочитать. Потребуется 6 часов. Да 2 часа потребуется им, чтобы выполнить письменные работы. Прибавим еще 6 часов, которые дети пробыли в школе. Получается: 14 часов рабочий день будет у ваших детей. Такую нагрузку не выдержат взрослые люди. Чтобы такого не случилось с вашими детьми, надо в начальных классах добиться нужной скорости чтения до 120 слов в минуту.
Как же научить читать?
1. Поможет не длительность, а частота тренировочных упражнений. В некоторых семьях можно наблюдать, как родители усаживают своего сына или дочь, которые слабо читают, и говорят: "Прочитай вот этот рассказ. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи". А чтобы прочитать этот рассказ, надо сидеть час. Родители допускают грубую ошибку, подавляя у ребенка желание читать. Нужно домашнюю тренировку проводить тремя порциями по 5-10 мин. Небольшой абзац прочитать и пересказать. Через час еще прочитать и пересказать и перед сном прочитать и пересказать. Такой режим выполняется при просматривании диафильма: две-три строки под кадриком прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадрик - опять прочитал, опять посмотрел картинку. С помощью диафильмов и чтения порциями даже в 4-5-х классах можно приобщить к чтению.
Я в классе любой урок начинаю с жужжащего чтения. Одновременно вслух, вполголоса читают дети 5 минут. Потом закрывают книги, которые лежат всегда на партах, а я продолжаю вести урок по расписанию.
Вам, товарищи родители, можно применить такой прием. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. У ребенка появляется желание узнать, что произойдет с героем. Предложите ему самостоятельно дочитать рассказ. После обязательно нужно спросить, о чем он прочитал, прхвалить за самостоятельное чтение.
Можно рассказать ребенку занимательный эпизод из произведения. На интересном месте остановиться. Если он спросил: "А что дальше?" В ответ надо дать книгу: "Вот прочти. Здесь столько интересных историй".
Часто дети, читая книгу, заглядывают на последнюю страницу - чем кончилось. Узнав судьбу героев, продолжают читать менее внимательно, пропуская абзацы, а иногда прекращают читать эту книгу.
Мама одного моего ученика поделилась опытом: как ее сын полюбил чтение. Мальчик читал мало и слабо. Мало активен был на уроках, в библиотеку ходил с нежеланием. Его мама стала выбирать интересные книги и читать сыну перед сном. Мальчик старался до прихода матери с работы выполнить добросовестно домашнее задание и предлагал помощь в ее домашних делах. За полчаса до сна начинали читать. Читали по очереди. Сначала мама. Потом притворялась, что устала, в горле запершило и предлагала продолжить чтение сыну. Читали и оба увлекались. Пора было спать, а он упрашивал: "Мамочка, ну пожалуйста, ну еще одну страничку!" Конечно, следующего вечера он ждал. А когда не хватало терпения дождаться желанного часа, дочитывал рассказ самостоятельно до конца.
Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, живущий, учи псалтырь на сон грядущий", т.е. учи на ночь, чтобы это было последним
В первом классе дети читают медленно и невнятно. Очень страшно, когда родители возмущаются: "Разве так читают? Смотри, как надо!". Забыли мамы как в детстве им тоже нелегко давалось чтение. А ребенок? Одни обижаются и вообще отказываются читать, а другие становятся равнодушными к чтению. Поэтому надо набираться терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Надо делать так, чтобы ребенок радовался каждому прочитанному слову, гордился всякой удачей в преодолении трудностей.
Иногда из-за слабой памяти тормозится развитие техники чтения. Например, читает ученик предложение в шесть-семь слов. Дочитав до третьего-четвертого слова, забывает первое. Я в классе на каждом уроке русского языка пишу небольшие зрительные диктанты, письмо по памяти, а вы, товарищи родители, должны разучивать наизусть с ними стишки.
Для развития слуха и артикуляции провожу на каждом уроке чтения "речевую зарядку" - хором читаем скороговорки.
При чтении, если встретилось трудное слово, пусть ребенок прочитает его несколько раз и продолжит чтение дальше.
В нашем классе каждый ученик завел тетрадь, где записывает, сколько он читает каждый день дома. Вы, товарищи родители, должны проследить, как ваш сын читал и сколько. И только в том случае расписаться. И если эта работа будет добросовестно проводиться, то ваши дети привыкнут к тому, что надо каждый день дома читать.
В конце урока проверяю технику чтения. И результат дети записывают в тетради. Сравниваем с результатами, которые были раньше, и дети видят рост, убеждаются, что труд приносит успехи. Дома тоже можно проверять, сколько дети читают в минуту.
В классе ведем соревнования между сильными детьми, между слабочитающими, по группам. Дома тоже можно вести соревнования между детьми, если у вас двое-трое.
Детям, начинающим читать, надо предлагать книги с большими рисунками, т.к. страница, насыщенная только шрифтом, пугает ребенка. С каждой самостоятельно прочитанной книгой уверенность ребенка растет, и можно постепенно переходить к книгам, не имеющим иллюстраций.
Литература для чтения должна быть разнообразной. Надо читать сказки, фантастику, рассказы, стихотворения, басни, фольклор. Ес ли применять все методы, то можно добиться хороших результатов в технике чтения, в конце 3-4-х классов - 120 слов в минуту.
Великий педагог В.А.Сухомлинский писал о том, что можно жить и быть счастливым, если не получился из тебя математик. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно чтение, невоспитанный человек, нравственный невежда.Слово родителям.
Задаются вопросы по выступлению учителя.
У читель. А теперь послушаем, как читают и пересказыва юг текст дети нашего класса. 7-8 детей читают новый текст прп вильно, выразительно (небольшой отрывок) и пересказывают прочи тайное.
После чтения дети уходят. Учитель обращает внимание присутс твующих на то. что дети читали незнакомый им текст споОодно и осознанно, и хорошо передали его содержание.
Учитель. А теперь пусть выступят родители этих детей и поделятся опытом, как им удалось приохотить детей к чтению и до биться таких результатов в чтении.
Выступают папы, мамы и рассказывают, как прививали своим до т я м любовь к книге.
У читель. Давайте еще раз вспомним все приемы, о которых мы говорили сегодня (читает по таблице).
.В начале урока чтения, можно и дома, - проводить "речемую зарядку", используя скороговорки.
На каждом уроке чтения и дома вести работу над трудными словами и сочетаниями, чтобы приобрести навыки уверенного чтении.
Если в классе есть робкие дети, использовать хоровое что
ние.
Для развития памяти детей, на уроках писать зрительные диктанты, письмо по памяти, а дома учить наизусть стихи.
Начинающим или плохо читающим - читать книги с большими рисунками.
Применять не длительное чтение, а частоту тренировочных упражнений.
В начале всех уроков применять пятиминутное "жужжание".
Учителю и родителям следить, чтобы дети вели тетради по чтению.
В конце каждого урока чтения, можно и дома, проверять технику чтения, сравнивать с результатами, полученными через неделю, через месяц, чтобы видеть рост.
Родителям любыми способами вести работу над привитием любви к чтению.
Всей группой к концу 4-го класса выйти на рубеж - 120 слов в минуту.
Подводятся итоги, родители делают для себя практические выводы. Звучат добрые пожелания.