Конспект урока по литературному чтению Обобщение к разделу Писатели-детям

Проект урока по литературному чтению
Предмет: литературное чтение
Тема: «Обобщение к разделу «Писателидетям»
Учитель: Воротынцева Надежда Николаевна
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Уровень: базовый
Цели урока:
Помочь детям повторить и обобщить пройденный материал.
Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
Воспитывать интерес к чтению, к урокам чтения.
Учебные задачи:
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
1)формирование позитивной самооценки, самоуважения;
2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
3)развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):
1)формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации, слушать и слышать собеседника, вести диалог, ясно и чётко излагать свою точку зрения и аргументировать её, умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога, умения работать в статичных группах в режиме интерактивного обучения.
3)развитие способности активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, развитие операций мышления для решения проблемных ситуаций.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
1)формирование навыка чтения: чтения целыми словами, безошибочное чтение, выразительное чтение;
2) Формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
3) формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
4) Развитие творческих способностей.
Организация учебного пространства
Средства (оборудование):
1)учебник по литературному чтению;
2) предметы и картинки для игры «Угадай-ка», портреты писателей, карточки с текстами;
3)проектор, компьютер; система контроля и мониторинга PROClass.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.


Ход урока
Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель: .введение в тему урока; стимулировать интерес учащихся к иучению темы; выявить имеющиеся знания по теме.
- Сегодняшний урок - урок повторения и обобщения. Скажите, какой раздел учебника мы закончили изучать? («Писатели – детям») Сегодня на уроке мы вспомним детских авторов и их произведения, поиграем в литературные игры, проведем диагностику скорости чтения, вы сами поставите себе оценки. Поэтому в течение урока будьте внимательны к своим ответам и ответам ваших товарищей.
Учебно-познавательская деятельность .
Цель: -научить учащихся анализировать полученную информацию (наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы); учить высказывать гипотезы.
«Угадай портрет». Давайте вспомним, произведения каких писателей мы изучали. Я буду показывать портрет, а вы назовёте его фамилию, имя и отчество.
На доске игра «Путаница». Необходимо соединить название произведения и его автора.
«В школу»
«Верёвочка»
«Вовка – добрая душа»
«Живая шляпа»
«Затейники»
«Кот и лодыри»
«Мой секрет»
«Мой щенок»
«Мы не заметили жука»
«На горке»
«Путаница»
«Радость»
«Сила воли»
«Федорино горе»



К. И. Чуковский
С. Я. Маршак
С. В. Михалков
А. Л. Барто
Н. Н. Носов

Вопросы.
Как вы думаете, почему произведения этих авторов объединены в один раздел? Что сближает этих авторов? (Ответы: пишут интересно, весело; ругают детей; радуются хорошим детским поступкам; помогают избавиться от недостатков; подшучивают на плохими детьми; учат добру.)
В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям? (Ответы: «Федорино горе»)
На самом ли деле шляпа из рассказа Н. Носова была живая? Почему писатель именно так озаглавил рассказ?
«Угадай автора и произведение». Вспомни названия следующих произведений и назови их авторов. На какие две группы можно разделить эти произведения? Чем отличаются стихотворения от рассказов?
1.Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала.
За уроки не садилась
И обедать не могла. («Мой щенок» С. Михалков.)
2.Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.
Это с нашего двора
Чемпионы, мастера.
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра. («Веревочка» А. Барто.)
3.Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.
Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок. («В школу» А. Барто)
4.Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали:
Нам не страшен серый волк!
Потом мама ушла в магазин, а Валя сказала:
Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот и получился дом. Мы залезли в него, а там темно-темно! («Затейники». Н.Носов)
5.Котёнок Васька сидел на полу возле комода и ловил мух. А на комоде, на самом краю, лежала шляпа. И вот Васька увидел, что одна муха села на шляпу. Он как подпрыгнет и уцепился когтями за шляпу. Шляпа соскользнула с комода, Васька сорвался и как полетит на пол! А шляпа бух! и накрыла его сверху.
А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашивали картинки и не видели, как Васька попал под шляпу. Они только услышали, как позади что-то плюхнулось упало на пол. («Живая шляпа». Н. Носов)
6.А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! Он горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. Ему ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а он только руками за окном разводит да головой мотает, как будто нельзя ему. А когда ребята ушли, он быстро оделся, нацепил коньки и выскочил во двор. Чирк коньками по снегу, чирк! И кататься-то как следует не умеет! («На горке». Н.Носов)

«Рассыпанные буквы». Вспомни героев произведений. Анаграммы.
Федора – дфеаро
Лодыри – дыроли
Заинька – казаинь
Пожарные – жарпоные
Самовар – моварса
Посуда – судапо
Темнота – нотемта
Щенок – кощне
Верёвочка – вочвекарё
Шляпа – ляшап
«Кто сказал?» Назови героя, которому принадлежат слова.
1.«Кому велено чирикать –
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать –
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!» (Заинька. «Путаница»)
2.«Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы пойдите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!» (Федора. «Федорино горе»)
3.«А теперь без грамоты пропадёшь,
Далеко без грамоты не уйдёшь.
Ни попить без грамоты, ни поесть,
На воротах номера не прочесть!» (Кот. «Кот и лодыри»)
4.«Я и прямо, я и боком,
С поворотом, и с прискоком,
И с разбега, и на месте,
И двумя ногами вместе
Доскакала до угла.
- Я б не так ещё могла!» (Лида. «Верёвочка»)
5.«-Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним». (Валя. «Затейники»)
6.«- Шляпы бо-боюсь. Я первый раз вижу, чтоб шляпа по комнате ходила». (Володя. «Живая шляпа»)
7.«- Нет, я не видал. Это я сам посыпал, потому что она была скользкая и я не мог на неё взобраться.» (Котька. «На горке»)
III. Физкультминутка
7. Игра «Угадай-ка, откуда я?».
Учитель показывает предметы или картинки, дети угадывают произведения.
Любая посуда - «Федорино горе».
Картошка, корзина, шляпа - «Живая шляпа».
Совок, лопата, ведро, песок - «На горке»
Прыгалки - «Веревочка»
Апельсин – «Радость»
Бинт – «Мой щенок»
Заяц – «Путаница»
Пенал «В школу» и т.д.
8. Игра «Расскажи по картинке». В игре используются лучшие сюжетные картинки, которые рисовали дети в качестве иллюстраций к рассказам раздела.
9. Игра «Угадай загадку». Резерв. Ученикам раздаются карточки с загадками К. Чуковского и С. Маршака.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу
И сиделка на носу? (Очки)
Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие как братья.
Мы за обедом под столом.
А ночью под кроватью. (Ботинки)
Самый бойкий я рабочий
В мастерской.
Колочу я что есть мочи
День-деньской.
Как завижу лежебоку.
Что валяется без проку.
Я прижму его к доске
Да как стукну по башке!
В доску спрячется бедняжка
Чуть видна его фуражка. (Молоток)
Принялась она за дело.
Завизжала и запела.
Ела. ела дуб, дуб.
Поломала зуб, зуб. (Пила)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Рот и зубы)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Я великан: вон ту громадную,
многопудовую плиту
словно плитку шоколадную,
вмиг поднимаю в высоту. (Подъёмный кран)
Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты. (Салют)
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней.
Чем у волков и медведей. (Расчёска)
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек домики везут. (Автобусы)
Я одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (Иголка)
Я лаю со всякой собакой,
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: «У-у!» (Эхо)
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная.(Коньки)
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана.
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.(Зеркало)
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое. (Яйцо и цыплёнок)
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
Лежу я у вас под ногами.
Топчите меня сапогами,
А утром во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня.
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
10. «Третий лишний». Я называю три слова или показываю картинки. Вы должны выбрать лишнее слова, обосновав свой ответ.
Путаница, Радость,Затейники. (Лишнее: «Затейники» рассказ.)
Вадик, Котька, Вовка. (Лишнее: «Вовка» - А.Барто, остальные Носов, либо «Котька», т.к. есть мягкий согласный.)
Корыто, утюг, электрический чайник. (Лишнее: «корыто» не электроприбор, либо «чайник», т.к. остальные - персонажи сказки «Федорино горе».)
Носов, Михалков, Чуковский. (Проза поэзия)
Михалков, Маршак, Барто. (Зслога - 2 слога)
Барто, Носов, Маршак. (5 букв 6 букв)
Жужжит, лает, оса. (Действия - животные, либо оса жужжит)
Диагностика качества освоения темы
Цель: установить степень усвоения темы

1. Диагностика скорости чтения (См. приложение к уроку.)
Детям раздаются тексты, дети читают 1 минуту вслух 1 вариант второму, затем наоборот (2 вариант продолжает чтение, а не начинает сначала.). По истечении 1 минуты ставится галочка после последнего прочитанного слова, по усмотрению учителя подсчет слов ведут дети или сам учитель. Вопросы:
Назовите автора и произведение.
Какие имена героев запомнили?
Как автор называет их : мальчики или? (Малыши-коротыши)
Как выглядел Знайка? Доктор Пилюлькин?
Сколько малышей жили в одном доме на улице Колокольчиков? (16)
2. Тестирование с использованием системы контроля и мониторинга PROClass.
( тест по разделу «Писатели-детям»)

V. Рефлексивная деятельность.
Цель: научить школьника соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результаты своей деятельности.
Самоанализ и самооценка ученика
Сегодня на уроке я:
научился
было интересно
мне показалось важным.
я понял, что
мне показалось важным.
теперь я не забуду, что...

- В этом квадрате есть повторяющиеся буквы. Зачеркните их парами. Из оставшихся букв сложите слово, и получите оценку за урок.
Х
У
В
М

Н
Ж
И
А

Ц
Х
Ы
З

З
А
Ж
В

Ответ: «Умницы».
Домашнее задание.
Выучить наизусть и научиться произносить без ошибок 2 любых скороговорки со стр. 66-67 и подготовить ответы на вопросы на стр. 68-70

Приложение к уроку:
Текст для проверки техники чтения.
...В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш, по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много! А знал он много потому, что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе, и под столом, и на кровати, и под кроватью. В его комнате не было такого места, где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным. Поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюм, а когда садился за стол, надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу, то совсем становился похож на профессора.
В этом же домике жил известный доктор Пилюлькин, который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате, а на голове носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком; жил Сахарин Сахариныч Сиропчик, который прославился тем, что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось, когда его называли по имени и отчеству, и не нравилось, когда кто-нибудь называл его просто Сиропчиком. Жил ещё в этом доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька, и ещё было ружьё, которое стреляло пробками. Жил художник Тюбик, музыкант Гусля и другие малыши: Торопыжка, Ворчун, Молчун. Пончик, Растеряйка, два брата - Авоська и Небоська. Но самым известным среди них был малыш, по имени Незнайка. Его прозвали Незнайкой за то, что он ничего не знал...
239 слов.
Н.Н.Носов. Приключения Незнайки и его друзей.