Конспект урока по литературному чтению на тему Русские писатели. Обобщение знаний


Конспект урока литературного чтения по теме "Русские писатели. Обобщение знаний"
Дата проведения: 18.11.2015
Цели урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Русские писатели”;
развивать навыки выразительного чтения, чтения по ролям, речь, память, мышление, внимание учащихся; формировать умение работать в группе;
воспитывать любовь к русской классической литературе, умение работать в команде.
Задачи:
формирование активной читательской позиции;
развитие коммуникативных навыков школьников.
воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы
Оборудование урока:
портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
выставка книг с произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
карточки с отрывками из произведений писателей: А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого;
пословицы;
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
На доске портреты писателей А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого; подписи к портретам в неправильном порядке; название произведений этих авторов.
- Ребята, вы посмотрели на доску и, наверное, увидели знакомых писателей, названия их произведений.
- Мы уже изучили эти произведения. Как вы думаете, почему мы опять с ними сегодня встречаемся?
II. Объявление темы урока и постановка целей.
- Правильно вы сказали, сегодня на уроке мы ещё раз вспомним произведения, изученные в разделе “Русские писатели”, обобщим и систематизируем свои знания.
- Может быть, кто-то из вас назовёт тему сегодняшнего урока?
- Верно, тема нашего урока “Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме “Русские писатели”.
- Урок сегодня будет не совсем обычным. Вы будете работать по группам (командам), соревноваться в знании произведений, их авторов, в выразительном чтении, чтении по ролям, в инсценировке, знании пословиц, устаревших слов. Ваша задача – быстро и правильно выполнить все задания, а для этого вы должны работать дружно, помогая друг другу.
- У нас три команды: “Умники и Умницы”, “Весёлые эрудиты”, “Знатоки”. За выполнение заданий вы получаете баллы. Какая команда набирает баллов больше остальных, та и побеждает. Ей присуждается звание “Знатоки русской литературы”.
III. Работа по группам.
1. Задание “Знаешь ли ты авторов и их произведения?”.
- Перед вами три портрета писателей-классиков русской литературы и название их произведений.
- Вам надо вставить под портрет фамилию писателя и название его произведений. (Приложение 1)- При выполнении задания учитывается правильность выполнения и быстрота. За правильно выполненное задание команде даётся 2 балла.
2. Задание “Доскажи словечко”.
- Сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы знаете сказку А.С.Пушкина “О рыбаке и рыбке”.
- Отвечать вы будите одновременно всей командой, поэтому вам надо будет работать дружно и слажено.
- Каждой команде предлагается по три отрывка из сказки, в которых надо досказать последнее слово. Если команда затрудняется, ей помогают две другие. Задание оценивается тремя баллами: по одному баллу за каждое правильно названное слово.
Задание команде “Умники и Умницы”
Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою …
Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три …
Он рыбачил тридцать лет и три годаИ не слыхивал, чтобы рыба …
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Отпусти ты, старче, меня в море!Дорогой за себя дам …
Приплыла к нему рыбка, спросила:“Чего тебе надобно, …
Воротился старик ко старухе, У старухи новое …
Задание команде “Знатоки”
Впредь тебе, невежа, наука:Не садись не в свои …
Не посмел я взять с неё выкуп;Так и отпустил её в синее …
Не хочу быть чёрной крестьянкой,Хочу быть столбовою ….
- Ребята, кто из вас может ответить, в чём необычайность сказки о золотой рыбке?
- Как вы понимаете выражение “остаться у разбитого корыта”?
- Случалось ли вам оставаться у разбитого корыта?
3. Задание “Отгадай произведение”.
- Ребята, вы, наверное, узнали учёного кота и дуб у Лукоморья.
- Кто знает, из какого произведения эти персонажи?
- Они не случайно появились у нас на уроке. Учёный кот придумал для вас задания, которые записал на дубовых листочках и желудях.
- Участники команд срывают их и выполняют задание: выразительно прочитать отрывок из произведения по ролям, сказать название и автора.
Задание команде “Умники и Умницы”
Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:
-Что ты это делаешь, Миша? А Миша и говорит:
- Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Вот неделя, другая проходит,Ещё пуще старуха вздурилась;Опять к рыбке старика посылает.“Воротись, поклонися рыбке:Не хочу быть вольною царицей”.Испугался старик, взмолился:“Что ты, баба, белены объелась?Ни ступить, ни молвить не умеешь!Насмешишь ты целое царство”.“Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,Со мною, дворянкой столбовою? –Ступай к морю, говорят тебе честью,Не пойдёшь, поведут по неволе”.
Задание команде “Знатоки”
Злой тоской удручена,К Муравью ползёт она:“Не оставь меня, кум милой!Дай ты мне собраться с силой,И до вешних только днейПрокорми и обогрей!” -“Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?” -Говорит ей Муравей.
Физкультминутка
Мы немножко отдохнём.Встанем, глубоко вздохнём.Руки в стороны, вперёд.Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.Вверх на солнце посмотрелиИ их всех лучи согрели.Чудеса у нас на свете:Стали карликами дети.А потом все дружно встали,Великанами мы стали.
Дружно хлопаем Ногами топаем!Хорошо мы погулялиИ немножко устали!
4. Задание “Какому произведению соответствуют пословицы?”
- Ребята, к нам на урок приплыла Золотая рыбка. Она приготовила вам задания, которые спрятала в своих чешуйках. Каждая команда вынимает у Золотой рыбки по две чешуйки и выполняет задание: назвать произведение из раздела “Русские писатели”, которому соответствуют пословицы. Свою точку зрения надо доказать. Максимальная оценка задания – 2 балла.
Задание команде “Умники и Умницы”
Много хочешь – последнее потеряешь.
Делу время – потехе час.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Задание команде “Знатоки”
Один за всех, а все за одного.
Кто родителей почитает, тот во век не погибает.
6. Задание “Знаешь ли ты, что обозначают выражения …?”
- Ребята, читая произведения в разделе “Русские писатели”, мы встречали слова и выражения, которые сейчас не употребляются в речи?
- Кто из вас помнит, как они называются?
- Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный. Это задание для вас приготовила сказочная птица. Каждая команда вынимает по два пёрышка из хвоста птицы, читает выражения записанные на нём, совещается 1-2 минуты и объясняет значение данных выражений.
Задание команде “Умники и Умницы”
Пленяет грозного царя.
Злой тоской удручена.
Задание команде “Весёлые эрудиты”
Заедает она пряником печатным.
В сенцах снял шапку и отворил дверь.
Задание команде “Знатоки”
Они играли подле амбара.
Старик ловил неводом рыбу.
- Ребята, вы молодцы, хорошо запомнили значение устаревших слов.
- Скажите, а если вы забудете значение устаревших слов или захотите узнать, что обозначают другие архаизмы, где можно об этом прочитать?
IV. Итог урока.
- Кто из вас хочет поделиться своими впечатлениями о прочитанных произведениях?
- Какое произведение особенно запомнилось? Чем?
- Какие главные мысли из прочитанного вы запомнили?
- С какими произведениями А.С.Пушкина, И.А.Крылова, Л.Н.Толстого вы были знакомы раньше? Назовите их. Есть ли они на нашей выставке книг?
- Если вы захотите прочитать другие произведения этих авторов, то их вы найдёте в книгах, представленных на классной книжной выставке, а также в школьной библиотеке.
2. Сейчас пришло время подвести итоги соревнования команд.
- Ребята, вы показали не только свои знания, но и умение работать в команде, общаться друг с другом, помогать, сопереживать.