Конструкт урока русского языка для 4 класса на тему «Глагол. Повторяем, что знаем»


Министерство общего профессионального образования Свердловской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение 
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Конструкт урока русского языка для 4 класса на тему
«Глагол. Повторяем, что знаем»
Разработчик:
Марамзина А.А.,
студентка 3 «Б» группы,
Методист:
Кочнева Е.Н.________
Учитель:
Хохрякова Ю.В.________
Камышлов, 2016
Тема: «Глагол. Повторяем, что знаем»
Класс: 4 «А»
УМК: «Перспектива»
Тип урока: актуализация знаний и умений
Цель: актуализация знаний о части речи – глаголе
Задачи:
Личностные:
Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов;
Формировать интерес к учебной деятельности;
Метапредметные:
Коммуникативные:
Развивать умение слушать и вступать в диалог;
Развивать умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Развить умение работать в паре;
Развивать умения отвечать на поставленные вопросы;
Регулятивные:
Развивать умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
Развить умение прогнозировать предстоящую работу;
Развивать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Познавательные:
Развить умения сравнивать, анализировать, обобщать;
Развивать умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
Развивать умение ориентироваться в своей системе знаний;
Предметные:
Актуализация знаний признаков глагола;
Актуализация умений определять число, время, лицо, спряжение;
КУМО: учебник «Русский язык», наглядный и раздаточный материал
Ход урока
Этап Время Деятельность учителя Деятельность ученика Методы, формы УУД
Организационный 1 мин Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Предлагаю улыбнуться
И в работу окунуться.
- Ребята, меня зовут Альбина Алексеевна и сегодня я буду проводить у вас урок Русского языка.
- Какое сейчас время года? Верно, только недавно закончились морозы. Скажите, что вы ждете от погоды весной? Приветствуют учителя, садятся на свои места.
- Весна; тепла. Фронтальная форма, словесный метод, метод стимулирования интереса к учению (создание ситуации занимательности) Л: интерес к учебной деятельности;
Актуализация знаний
3 мин - Что делает Солнце, чтобы нам с вами быть в отличном настроении? Все эти слова относятся к Солнцу, а что же еще общего вы заметили? (Какой части речи все эти слова?)
- Совершенно верно, все эти слова – глаголы.
- Что вы уже знаете о глаголах?
- Что такое глагол? На какие вопросы отвечает глагол?
- А как изменяются глаголы?
- Что мы можем сказать о глаголе светить?
- Как пишется глагол с частицей «не»?
- Спасибо, молодцы!
- Мы с вами много знаем о глаголе, но ребята, для чего вообще нам нужны глаголы? Какую роль они играют в нашей речи? Может быть, без них было бы проще?
- Правильно, молодцы! - Светит, греет, сверкает, просыпается, встаёт, садится, уходит, пригревает, припекает.
- Эти слова глаголы;
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
- По числам (ед.ч., мн.ч.)
- По временам (настоящее, будущее, прошедшее);
- В прошедшем времени —по числам и родам (в единственном числе)
- Глагол имеет неопределённую форму глагола;
- «Не» с глаголами пишутся раздельно;
- Глаголы описывают действия; Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод ( презентация). Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов;
К: умение слушать и вступать в диалог; Развивать умения отвечать на поставленные вопросы;
П: умение ориентироваться в своей системе знаний;
П: знания признаков глагола;
Постановка темы и цели урока 2 мин - Мы только что проговорили столько глаголов к слову солнце, а как вы думаете, почему Алексей Югов так описал глагол, как самая живая часть речи?
«Глагол - самая живая часть речи»
А. Югов  
- Ребята, так о какой же части речи мы будем сегодня разговаривать? Верно.
- Запишем дату, сегодня 15 марта, классная работа, тема - Глагол. Спина ровная, локти на парте, ноги на полу. Ответы детей:
- Глагол;
- Записывают дату и классную работу; Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод (презентация). К: умения высказывать и аргументировать свою точку зрения;
Р: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение прогнозировать предстоящую работу;
Применение знаний и умений в новой ситуации 13 мин - Ребята, хотите ли вы узнать еще больше о глаголе? Кто хочет выйти и выразительно прочитать всему классу несколько фактов про глагол?
- Узнали ли вы что-нибудь новое?
- Давайте откроем учебник на странице семьдесят девятой и найдем упражнение сто двадцать восьмое.
- Прочитай вслух для всех задание,….. Остальные внимательно слушают и следят.
- Итак, давайте посмотрим на первое грамматическое значение. К какой части речи оно подходит? Почему?
- Кто уже догадался, к какой части речи относится второе значение?
- Третье?
- Правильно ребята, а давайте вспомним, как же изменяется глагол. Для этого найдем упражнение 129. Прочитайте внимательно, что вам нужно сделать?
- Итак, что вам нужно сделать?
- Какой первый глагол вы выделили?
- …….., выйди к доске и запиши этот глагол.
- Итак, что мы определим у этого глагола в первую очередь? Какое время у нашего глагола? А как ты это узнал(а)? Какой вопрос ты задал(а)?
- Можно что-нибудь еще определить у этого глагола? Как определить число?
- Раз у нашего глагола прошедшее время, что мы еще можем определить?
- Молодец, присаживайся. Кто уже нашел второй глагол? ……, выходи к доске. Что мы можем определить у этого глагола?
- Какой третий глагол в тексте?
- Что мы можем определить? (Какой вопрос мы зададим? Давайте вспомним вопросы прошедшего (настоящего, будущего)времени? Так можем ли мы определить время? А число? Так как называется глагол, у которого нельзя определить ни число, ни время?)
- Сейчас каждый из вас самостоятельно определит время, число (род) у оставшихся глаголов. На работу вам дается 3 мин.
Приступайте.
- Что вы определили у глагола пришла? Как вы это определили?
- Что определили у глагола меркнет?
-Замечательно. Что же нужно сделать, чтобы определить время, число и род глагола? Один ученик читает, все остальные внимательно слушают.
«Слово глагол  в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как слово из слов.
По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного.
Самыми употребляемыми глаголами являются: говорить, сказать, знать, видеть
Самый длинный зафиксированный глагол в русском языке - «переосвидетельствоваться»»
Один ученик читает вслух, все остальные внимательно следят.
- Имена существительные;
- Имена прилагательные;
- Глаголы;
- Погасло
Один ученик выходит к доске и записывает слово;
- Время;
- Прошедшее; что сделало?
- Число; по вопросу; ед.ч.
- Род; ср.р.
- Стынет (н.вр., ед.ч.);
- Время, число
Прийти- неопределенная форма глагола
(ошибочный вариант) Время (прошедшее, настоящее, будущее) …
пришла (пр.вр., ед.ч., ж.р.)
Меркнет (н.вр., ед.ч.)
Задавать вопросы; Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация)., практический метод (упражнение) Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов;
К: умение слушать и вступать в диалог; умение планировать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками; умения высказывать и аргументировать свою точку зрения; умения отвечать на поставленные вопросы;
П: умения сравнивать, анализировать, обобщать; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор; умение ориентироваться в своей системе знаний;
П: Актуализация знаний признаков глагола;
Обобщение и систематизация знаний
7 мин -Мы так много вспомнили, поупражнялись. Обратите внимание, у каждого из вас на столе лежат карточки.
- Сейчас вам предстоит поработать в паре с соседом. Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
- На задание у вас 4 минуты. Приступайте.
- Давайте послушаем, что у вас получилось.
(Какие глаголы вы использовали в своих предложениях?);(Какого времени, числа, рода этот глагол?)
- Молодцы! Советуются, выполняют задание.
Пример:
- Пришла (пр.вр., ед.ч., жен.р.), наступила (пр.в., ед.ч., жен.р.) весна
- Звенит (нас.вр., ед.ч.) , капает капель
- Распустятся, расцветут (буд.вр, мн.ч.) подснежники
- Прилетели (пр.вр., мн.ч.) грачи
Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация). Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов;
К: умение работать в паре;
П: умения сравнивать, анализировать, обобщать; умения высказывать суждения, обосновывать и доказывать свой выбор;
П: Актуализация умений определять число, время, лицо, спряжение;
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция 7 мин -Чтобы закрепить всё, в чем мы с вами упражнялись на уроке, я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу.
Посмотрите внимательно на карточку.
- В данном задании представлены 3 уровня сложности.
- 1 уровень - самый сложный. Вам необходимо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы (вы должны придумать их сами);
Определить время, число, род (если можно) глагола;
- 2 уровень – средний. Вставить в текст подходящие глаголы (из предложенных, они будут перечислены у вас на карточке). Нужно изменить эти глаголы, поставить их в нужное время, число; Определить время, число, род (если можно) глагола;
- 3 уровень – легкий. Вставить в текст подходящие глаголы (из предложенных); Определить время, число, род (если можно) глагола;
- Хорошо подумайте, какой уровень вы для себя выберите. Кто выбрал 1 уровень, поднимите руку. 2 уровень. 3 уровень.
Всем понятно задание? Приступайте к выполнению.
На работу вам дается 4 мин. Не забудьте подписать карточки. - Один ученик читает задание.
Выполняют упражнение на карточках.
Фронтальная форма, словесный метод (беседа), наглядный метод( демонстрация). Л: Осознание необходимости изучения и употребления в речи глаголов;
П: умения сравнивать, анализировать, обобщать; умение ориентироваться в своей системе знаний;
П: Актуализация умений определять число, время, лицо, спряжение;
Информация о домашнем задании -запишем домашнее задание:
Стр. 81, упр. 131.
-прочитайте задание: есть какие-то вопросы по его выполнению? Записывают домашнее задание;
Задают вопросы Рефлексия, подведение итогов Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
Посмотрите внимательно на слайд.
1. Сегодня я вспомнил (а)…
2. Мне было интересно…
3. Мне было трудно…
Кто хочет продолжить предложения?
-Вы сегодня порадовали меня. Благодаря вам мы вспомнили очень много о глаголе. Спасибо за урок, можете отдыхать. Фронтальная форма, словесный метод (беседа). К: умение слушать и вступать в диалог; умения отвечать на поставленные вопросы;
Р: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;