Сценарий экологической игры для учащихся 7-х классов


Экологический КВН
Ведущий:
Мы рады приветствовать вас на экологическом КВНе.
Все, кто хочет состязаться в знаниях о богатстве и разнообразии нашей природы, животного и растительного мира. В состязании примут участие три команды:
конкурсы 1 команда 2 команда 3 команда
1.представление 2.Разминка 3. Лесной доктор 4.Наш кабинет 5.Черный ящик 6. Продолжи пословицу или примету 7 Конкурс капитанов 8. Найди ошибки в рассказе 9. Рассказы - загадки. В игре участникам понадобиться знания о природе, фантазия, сообразительность и умение работать в команде. Оценивать ваши ответы будет жюри (представление жюри).
Для активизации команд игра – кричалка «Если я приду в лесок… »
Ведущий:  Если я приду в лесок и сорву ромашку? Дети: Нет! Ведущий:  Если съем я пирожок и выброшу бумажку? Дети: Нет! Ведущий:  Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? Дети: Да! Ведущий:  Если ветку подвяжу, колышек поставлю? Дети: Да! Ведущий:  Если разведу костёр, а тушить не буду? Дети: Нет! Ведущий:   Если сильно насорю, а убрать забуду? Дети: Нет! Ведущий:   Если мусор уберу, банку закопаю? Дети: Да! Ведущий:   Я люблю свою природу,  Я ей помогаю!
Дети: Да!
Итак, команды готовы к бою! По традиции в начале игры команды должны поприветствовать друг друга.
1-й конкурс “Представление” команды. Называют свои команды и участников, чем смешнее, тем лучше!
Задание № 2 «Разминка».
Команде  1:
1.Куда зайцу удобнее бежать: с горы или в гору? (В гору, т.к. у зайца передние ноги короткие, а задние - длинные).
2.Какое хвойное дерево сбрасывает свою хвою на зиму? (Лиственница).
3.Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет.)
4.Какой зверь спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь)
5.Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой)
6.Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)
7.Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов? ( кукушка)
8. Его выделяют растения при фотосинтезе (кислород).
9. Самое большое млекопитающие (синий кит).
10.Что взято под охрану в Волжско-Камском заповеднике (всё- он биосферный: минералы, почва, реки, растения и животные).
Команде 2:
1.Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
2.Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Сосна).
3.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, 15см).
4.Какой зверь считается хозяином тайги? (Медведь)
5.Где у кузнечика ухо? (В голенях передней пары ног)
6.Умываются ли звери? (да)
7. Какой лесной обитатель сушит на дереве грибы? (белка)
8. его выделяют растения при дыхании ( углекислый газ)
9. Самый холодный океан (Северный Ледовитый)
10. Охраняемы государством территории, где запрещена охота, сбор ягод и трав (заповедник).
Команде 3:
1. Коллекция специально собранных и засушенных растений (Гербарий) 
2.У какого дерева листочки дрожат, даже если нет ветра? (осина)
3.Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)
4.Про каких животных говорят: "Из кожи лезут вон"? (О змеях)
5.Растет ли дерево зимой? (Нет, рост приостанавливается)
6.У какого хвойного дерева самые мягкие хвоинки? (у пихты)
7. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (дятла)
8. его вдыхают растения во время дыхания (кислород)
9. Самый холодный материк (Антарктида).10. Наука о бережном отношении к природе (экология)за каждый Правильный ответ по 1 баллу.
3-й конкурс “Лесной доктор” письменно на листках.
Просим вас выписать рецепт больному, у вас под рукой нет готовых таблеток, лекарств, бинтов, но перед вами огромная лесная кладовая, где лекарства растут прямо на земле и вы должны выбрать те лекарственные растения, которые помогут больному.
у больного высокая температура, ( дать отвар листьев, ягод и цветов малины, земляники, липы, крапивы, березовых почек, клевера красного, коры ивы, сок брусники, клюквы)
болит горло и общее недомогание. (ингаляции из масла— эвкалиптовое, ментоловое, настои из различных сборов трав и растений и другие. Самые богатые витамином С ягоды — шиповник и черная смородина, лук, чеснок) чай из цветы ромашки аптечной . Липовый цвет, черной бузины:Источник:http://www.medn.ru/statyi/lechenie-solyu-skipidarom-kerosinom/prostuda.html3. У больного рана от пореза -приложить повязку (из подорожник, крапива, тысячелистник, еловая смола, мед, паутина.
Правильный ответ 3 балла
4-й конкурс: Найди съедобные корневища. В походе у Вас кончилась еда. Но вы помните , что корневища камыша съедобны. По слайду презентации показывают камыш, и предлагают блюда из корневищ. На слайде три фото: рогоз, камыш, тростник- что съедобно? Правильный ответ 3 балла
5-й конкурс. Ваш «Зеленый кабинет». Слайды с фото комнатных растений из кабинет играющих классов. Дети определяют и называют : 7А-каланхоэ ,7Б- диффенбахия, 7В – аспарагус (спаржа) Правильный ответ 3 балла.
5-й Конкурс “Черный ящик”. Определи что в ящике
1– в ящике находится вещество, состоящее из смеси газов и примесей, назовите состав (воздух)
2 – в ящике находится самое распространенное в природе вещество, (подсказка-находящееся в 3 состояниях, назовите эти состояния (вода)).
3- в ящике биокосное вещество, продукт взаимодействия живых организмов и горных пород. (почва). Назовите самую богатую (чернозем)
6-й конкурс “продолжи народную пословиц или примету.
№1.найди соотношения половинок
Земля Много хлеба
Без хозяина земля Заботу любит
Много снега выше урожай
Больше птиц круглая сирота
№2
Много воды Судьба Родины
Срубили кусты Много травы.
Растение Прощай, птицы!
Судьба природы Земли украшение.
№3
Будет дождичек там иссякает жизнь
Береги нос урожай сбережет
Хороший снежок. будут и грибки
 Где уничтожается природа в большой мороз
7. Конкурс капитанов
  Приглашаются капитаны команд, они по очереди соревнуются в блиц- турнире «Вопрос - ответ». Кто из капитанов даст больше верных ответов?
  Вопросы для капитана 1:
1.       У каких деревьев осенью литья красного цвета? (Клен, рябина, осина).
2. Какой зверь похож на ежа? (Дикобраз.)
3. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)
4.       Какие грибы получили названия тех деревьев, под которыми растут? (Подосиновик, подберезовик).
5.       Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость).
 
Вопросы для капитана 2:
1.         Какой цветок с весной появляется из - под снега? (Подснежник).
2.         Сколько ног у жука? (Шесть).
3. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
4.Какой город парит в небе? (Орёл.) 
5.         Какие нелетающие птицы живут в Антарктиде, а в самые жесткие морозы собираются в кружок? (пингвины)
 
Вопросы для капитана 3:
1.Верхняя сторона листьев этого растения- холодная, как злая мачеха, а нижняя- теплая и нежная, как родная мать. Как называется этот цветок? (Мать - и - махеха).
2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (Белка.)
3. Что делает ёж зимой? (Спит.)
4.Назови животное леса, у которого рога? (Лось, олень, лань).
5.Какая обезьяна самая большая? (Горилла)
8-й конкурс - экологический рассказ “Воскресенье в лесу”
1. Я прочитаю вам рассказ, вы должны найти ошибки, совершенные школьниками. 
2. Чтение рассказа. (Слайды ). Дети выписывают ошибки на листок и сдают жюри.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболел классный руководитель. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор. 
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками. 
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Павлик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Павлик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали кукурузные палочки. 
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. 
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. “Это гадюка!” - закричал Павлик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. “Это не гадюка, - тихо сказала Маша, - это уж”. “Все равно – гадина!” - ответил Павлик. 
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день! 
): Ошибки, совершенные школьниками: 1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество “грибница – деревья”. 3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается. 4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет. 5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Не следует что-либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в сложном обществе. 9. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно – в него может попасть молния. 
10. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Подведение итогов игры.
По материалам КВН учителей: Вострикова Анна Александровна, учитель биологии
Мохаммадаливанд Виолетта Сергеевна, учитель географии,