Урок Заповедные острова( 2 класс)


Урок « Заповедные острова»
Цель:
Демонстрация школьникам ценностей российских заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий, рассказать об их 100- летней истории и важной роли в сохранении природы Планеты.
Задачи:
познакомить с особенностями заповедных территорий и их ролью в сохранении природного и культурного наследия страны;
вовлечь участников проекта в природоохранную деятельность через разработку экологических проектов,
способствовать формированию экологической культуры учащихся.
УДД:
-учить принимать и сохранять цели и задачи урока;
-активно использовать устные речевые средства, при работе в паре и группах на этапе рефлексии учебной деятельности на уроке;
-овладения логическими действиями сравнения, анализа,синтеза, обобщения;
-готовность слушать собеседника и вести учебный диалог;
-формировать эмоционально-волевую сферу.
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Актуализация знаний
Давайте вспомним как русские поэты, писатели, художники, музыканты воспевают красоту родной природы .Ученики читают стихи Есенина, Тютчева, Белозерова, слушают произведение Чайковского «Вальс цветов»
Какие чувства вызывают в нас эти произведения? ( чувства радости, ликования, блаженства ,восторга, спокойствия)
Ребята, можно ли сказать, что на самом деле в России существует гармония в отношениях человека и природы?( делают предположение)
А теперь посмотрим фильм «Планета в опасности»
Самоопределение к деятельности
Существует ли равновесие между природой и человеком?
А что же делать? Дети высказывают предположения.
Есть в России уголки природы, которые охраняются особо-строже, чем другие. Их так и называют –Особо Охраняемые Природные Территории ( вывешивает плакат)
А как по другому их можно назвать? Заповедники, на этих территориях люди охраняют и изучают дикую природу, рассказывают детям и взрослым о том, как и зачем это нужно делать.
Зачем же нужны Заповедные острова?
Работа по теме урока
Самостоятельная работа детей, читают текст, где отмечены опорные слова
Игра « Толстые и Тонкие вопросы» по ходу ответов, учитель вывешивает плакаты для чего нужны ООПТ
Изучать растения и животных на воле, где они выросли;
Помочь редким животным и растениям восстановить численность;
На примере показать и рассказать взрослым и детям ,как живет природа без вмешательства человека и что происходит ,когда человек начинает свою неразумную деятельность.
Необходимость в ООПТ возникла очень давно –только представьте ,что уже целых 100 лет в России существуют особо охраняемые природные территории. Демонстрация мультфильма « История создания заповедников».
Подготовленный ученик первый государственный заповедник был создан на Байкале для сохранения Баргузинского соболя .Документ о создании заповедника « Баргузинский» был подписан Сенатом Российской империи 29 декабря 1917. В дальнейшем количество заповедников становилось все больше и больше, они создавались на Урале, Алтае, в Сибири. Во время ВОВ не закрылся ни один заповедник, даже открывались новые. Так, в Московской области 9мая 1945 года, был создан « Приокско-Террасный» заповедник, в котором началось восстановление европейских зубров на территории нашей страны. А в 1983 году появились первые национальные парки « Лосиный остров» и « Сочинский».
Отдельные заповедные территории России имеют признание мировой ценности и являются обьектами Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Региональный компонент
В списке особо охраняемых природных территорий Ленинградской области приведены все 40 комплексов существующих на 2011 год. Из них 1 объект является  заповедником, 1 — природным парком (включающим 7 резерватов), 24 — заказниками и 14 — памятниками природы. Два объекта — Нижне-Свирский заповедник и заказник Мшинское болото — имеют статус федерального значения, ещё 5 природных территорий — статус водно-болотных угодий международного значения.[1],сегодня познакомимся с двумя
Это Заказник « Мшинские болота. Заказник расположен на водоразделе рек Оредеж и Ящера, на территории Лужского и Гатчинского районов Ленинградской области. и Ниже-Свирский заповедник расположен пойме Ладожского озера .
Выступление подготовленных детей, презентация.
На доске логотипы-символы ООПТ.
Каждая заповедная территория по своему уникальна и создается для сохране
ия какого-то определенного вида растений, животных. Самые характерные пейзажи, растения или животные изображены на рисунке-символе данной ООПТ. Если внимательно рассматривать логотипы можно узнать об особенностях каждого Заповедного острова.
Давайте отправимся в путешествие по Заповедным островам.
Работа в группах
Учащимся выдаются карточки с логотипами ООПТ по 2 на группу и карта заповедных территорий,
Задание: используя фотогалерею живых символов определить ,что изображено на логотипе ООПТ и найти на карте данную природную территорию. Далее каждая группа называет заповедную территорию, показывает символы.
Игра «Закончи чистоговорку»
Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ты-ты-ты- Посадим на Земле цветы.Я-я-я - Наука экология.
Важное значение для сохранения заповедных территорий имеет эколого-просветительская деятельность среди населения. Большую помощь заповедникам оказывают школьники. Ребята, в нашей стране уже несколько лет существует молодежное движение «Друзья заповедных островов». В Москве ежегодно проводится слет «Друзей заповедных островов». Гимн этого движения содержит следующие строки:
Чтобы жизнь не ушла с Земли
Будем множить ее простор,
Возрождать в раздольях равнин,
Сохранять на высотах гор.
Где деревья растут и трава,
Пусть природа свободно живет.
Наша дружба не знает преград,
Пусть она острова сбережет!
Я предлагаю вступить а общество друзей заповедных островов.
Поздравь свой заповедный остров со 100-летием заповедной системы!!
Учитель выдает дипломы ,дети подписывают поздравление!!Офомляют.
Рефлексия
«Книга отзывов»
Ученики пишут на листочках отзыв об уроке
Понравился урок? Что именно понравилось? Что узнали? Пригодится ли это в жизни?
Читают по желанию ,учитель вывешивает отзывы на импровизированную « Книгу отзывов.»
Спасибо за урок