Статья на тему «Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения»


«Эффективные формы привлечения родителей к деятельности
дошкольного учреждения»
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек. 
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.  
Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь тем, что они приводят и забирают своих детей из дошкольного учреждения, делают взносы в разные фонды и оплачивают дополнительные занятия и образовательные мероприятия. В результате специалисты начали отмечать появление серьезных проблем во взаимоотношениях между детьми и их родителями, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное, соматическое и интеллектуальное развитие подрастающего поколения.
Человеку нравится делать то, что ему интересно, в чем он заинтересован. Следовательно, родителей важно заинтересовать работой в детском саду, показать, что может детский сад сделать для их детей, объяснить необходимость тесного сотрудничества.
Последние исследования показали, что привлечь внимание родителей к проблемам эмоционального благополучия, полноценного и своевременного психо- эмоционального развития и подготовки детей к школе  в детском саду можно только путем использования инновационных форм работы, призванных обеспечить максимально эффективное взаимодействие с семьями, а также формирование систем психологической, педагогической, духовной и нравственной поддержки.
К таким формам работы можно отнести:
Установление партнерских взаимоотношений между родителями и сотрудниками образовательной организации;
Обогащение воспитательно - педагогических навыков и умений родителей;
Оптимизация отношений между детьми и их родителями;
Открытость и прозрачность  воспитательно - педагогического процесса в детском саду.
Главным условием успешного создания единой системы "детский сад – семья", где всем участникам образовательного процесса будет интересно, комфортно и полезно, конечно же, является тщательное изучение не только способностей каждого ребенка, но и особенностей взаимоотношений в его семье. Для этого, как правило, используются такие методы, как:
Анкетирование при поступлении в дошкольное учреждение;
Наблюдение за поведением ребенка в группе, а также за отношениями между родителями и их детьми;
Посещение семьи воспитателями;
Занесение полученных сведений в базу данных детского сада.
Исходя из полученной информации, руководство и педагогический коллектив образовательной организации разрабатывает индивидуальное направление и формы работы с семьями.
Консультирование и просвещение родителей по вопросам, касающимся воспитания и обучения ребенка, может осуществляться как в форме частных бесед, так и в виде таких инновационных методов, как:
семейные клубы по интересам, ориентированные на повышение педагогической квалификации родителей, укрепление отношений между родителями и их детьми, обмен опытом по воспитанию и т.д.;
дни открытых дверей, направленные на знакомство родителей с материально-техническим оснащением детского сада, внутренним распорядком группы и методами работы воспитателей;
встречи за "круглым столом", в которых участвуют не только родители и воспитатели, но и такие специалисты, как психолог, методист или врач. Такие встречи позволяют всесторонне обсудить различные ситуации или проблемы, а также выработать новые стратегии работы с детьми или найти максимально эффективное решение проблемы.
Для привлечения родителей к жизни детского сада сегодня активно используются и современные информационные технологии. Многие дошкольные учреждения имеют собственный веб - ресурс, на страницах которого родители могут задавать вопросы, поделиться интересными историями, которые произошли с ребенком дома, узнать о том, как малыш провел время в детском саду и т.д.
Основные принципы  организации работы с семьей:
Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Отсутствие формализма в организации работы с семьей;
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
Формы взаимодействия:  коллективные, индивидуальные, наглядно-информационные.
Коллективные (родительские собрания, дни открытых дверей, занятия тренингового характера, мастер-классы, семинары-практикумы, ролевые игры, круглые столы, конференции, конкурсы, семейные педагогические проекты, конкурсы, анкетирование, тестирование и др.).Основная форма работы с коллективом родителей — групповое родительское собрание. На этих собраниях родителей систематически знакомят с целями и задачами, формами и методами воспитания детей данной возрастной группы в детском саду и семье. Это может быть доклад или информация воспитателя, врача, музыкального работника, заведующего. Подводятся итоги работы за определенный период. Тематика педагогических бесед и докладов на групповых собраниях определяется воспитателем в соответствии с годовым планом работы детского сада. При этом учитываются также интересы и пожелания родителей. Полезно, если кроме педагога, врача или других сотрудников детского сада, на собраниях выступают и сами родители.
Действенной формой педагогической пропаганды является специально подготовленное посещение детского сада родителями.Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приемами воспитательно-образовательной работы, а также преодолеть иногда очень стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического процесса, с приемами работы воспитателя, его манерой общения с детьми может многому научить родителей.
Индивидуальные (консультации, «Почтовый ящик» - банк вопросов о проблемах детского развития, телефон доверия, анализ педагогических ситуаций, посещение родителями занятий и досуговых мероприятий в ДОУ, это беседы, консультации, посещения семей, поручения родителям и др.). Общаясь с родителями индивидуально, воспитатель получает возможность установить с ними отношения, основанные на взаимном уважении, наметить пути действенной помощи семье, дать родителям конкретные советы.
Наглядно-информационные  - родительские уголки, выставки детских работ, музыкально - поэтический уголок, библиотека для родителей, уголок краткой информации, фотоуголок, папки-передвижки:  «Здоровейка», «По Совету всему свету»; семейный и групповые альбомы: «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон», «Книга памяти»; библиотека – передвижка; фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи», «Мы такие разные »; семейный вернисаж: «Лучшая  семья моя», «Семья – здоровый образ жизни»; эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел».
Таким образом, воспитание и развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, дошкольное образовательное учреждение должно сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды пространство воспитания, обучения и развития и стремиться к тому, чтобы детский сад был не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Перед нами, педагогами, стоит задача при переходе на новые стандарты добиться более тесного сотрудничества с родителями.
Основные принципы работы дошкольного учреждения с семьёй.
Открытость ДО для семьи.
Дифференцированный подход к работе с родителями с учётом специфики каждой семьи
Системность, целенаправленность, плановость.
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
Создание единой развивающей среды, обеспечивающей одинаковые подходы к развитию ребёнка в семье и детском саду.
Содержание и формы работы с семьёй в детском саду отличаются разнообразием.
Задача педагогического коллектива – быть компетентным в решении современных задач воспитания и образования дошкольников.
Существуют разнообразные формы взаимодействия с родителями: традиционные и нетрадиционные
 традиционные формы: нетрадиционные формы:
-беседы, посещение семьи воспитанника; - создание сайта детского сада;
-оформление папок-передвижек и стендов; - проведение игровых сеансов;
-родительские собрания, консультации; - презентации;
-выставки совместных работ; - выпуски семейных газет и плакатов;
-родительские конференции; - брошюры, листовки, буклеты;
-работа с родительским комитетом; - выставки семейных реликвий;
-фотовыставки и фотомонтажи; - детско – родительская библиотека;
- творческая мастерская.
- почтовый ящик или сайт.

Индивидуальные
• Посещение семей
• Изучение опыта семейного воспитания
• Папка достижений ребенка
• Беседы
• Консультации
• Индивидуальные памятки
• Папка-передвижка
• Приглашение в группу Коллективные
• Общие и групповые собрания
• Анкетирование
• Консультации
• Правовой лекторий
• Вечер вопросов и ответов
• Деловые игры
• Тренинги
• Участие в педсовете
• Праздники, развлечения, досуги, конкурсы
• Общественные родительские формирования
• Родительский комитет
Подгрупповые
• Беседа, консультации
• Семинары, диспуты
• Деловые игры
• Тренинги, тесты
• Привлечение к подготовке и проведению экскурсий, встреч, праздников и т.д.
Организация совместной деятельности детей и родителей
• Проектная деятельность
• Концерты, праздники, досуги, спектакли
• Турниры знатоков
• Конкурсы, выставки
• Игротеки
В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЮ
«Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается впервые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это: Улыбка, Имя собеседника, Комплимент.
Приемы установления хорошего контакта с собеседником:
Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом.
Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
Использовать прием присоединения, то есть найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!».
Приёмы, разрушающие общение:
Игнорирование партнёра: Отсутствие интереса к высказываниям партнёра.
Негативные оценки: Например, замечания: «Это же глупости…»
Неаргументированное выспрашивание: Задавая вопросы, нельзя злоупотреблять их количеством. Задавая вопрос, поясните, почему это вас интересует.
Проявление эгоцентризма: Говорить только о том, что волнует вас и не брать в расчёт то, что волнует партнёра.
Делать «вставки» в монолог партнёра: Например: «А не пора ли нам поговорить о деле?» Или «Давайте вернёмся к цели нашего разговора».
\s