Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена прилагательные в роли сказуемых» (4 класс)

Технологическая карта урока 4 класс русский язык УМК «Перспективная начальная школа»
Тема: «Имена прилагательные в роли сказуемых»
Цель: создание условий для усвоения детьми новых знаний.
Задачи урока:
Наблюдать за использованием имени прилагательного в предложении в функции сказуемого, комплексно повторить изученные признаки имени прилагательного.
Формировать умение работать в паре, группе, используя технологию критического мышления; находить имена прилагательные в роли сказуемого.
Развивать умение анализировать, обобщать учебный материал.
Воспитывать любовь к предмету.
Тип урока: урок открытия нового знания
Форма работы: индивидуальная, групповая
Опорные понятия: части речи, имя прилагательное, главные члены предложения, сказуемое.
Новые понятия: имя прилагательное в функции сказуемого.
Форма контроля: опрос, проверочная работа.
Средства обучения: учебник - ч.2, рабочая тетрадь - ч.2, карточки .


Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Методы, формы и приёмы, используемые на уроке
Результат взаимодействия (сотрудничества)

I.Вызов


































































































II.Осмысление
- Я приглашаю вас на урок русского языка.
«Ищешь трудность - находишь мудрость»-это девиз нашего урока.
- Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Кто такой исследователь?
-Прочитайте об этом в толковом словаре.
-Каким должен быть исследователь? (любознательность, внимание, трудолюбие, терпение)
- К какой части речи относятся названные слова?
Организовывают рабочее место.




(любознательным внимательным, трудолюбивым, терпеливым)

Имена прилагательные.

Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Словесный метод.
Положительный эмоциональный настрой на работу. Активизация имеющихся знаний, пробуждение интереса к теме (определение цели изучения материала). Формирование представлений,


- А нужно ли изучать русский язык и если нужно, то для чего?
Запись числа, классной работы, правописание буквосочетания –ий
-Что можете сказать об этом сочетании букв?
-С какой частью речи мы работаем на уроке русского языка?
- Составим таблицу по им.прил. «З-Х-У»
Знаю
Хочу знать
Узн
л

1.часть речи
2.называет признак предмета
3.отв.на вопросы: какой?
какая?
какое?
какие?
Чей?чья?чьё?чьи?
4.изм.по родам, числам и падежам в ед.ч.
5.во мн.ч.род им.прил.не опр.
6.в предложении им.прил.чаще всего явл.определением




Учитель, обобщая и анализируя ответы детей.

- Сегодня мы больше времени уделим 6 пункту.
Вопросы:
-Ребята, какие члены предложения вы знаете?
-На какие вопросы они отвечают?
-Какой частью речи может быть выражено подлежащее?
-Какой частью речи может быть выражено сказуемое?
Н-Р: Моя сестра – художница.
Мой брат – студент.
-Какой частью речи может быть выражено дополнение?
-Какой частью речи может быть выражено обстоятельство?
-Какой частью речи может быть выражено определение?

У нас на доске записано предложение.
Наступила долгожданная весна.
Найдём главные члены предложения.
-Почему вы не подчеркнули слово долгожданная?
-Чем является слово долгожданная?
-Прочитайте следующие два предложения:
Весна ранняя.
Погода прекрасная.
-Найдите главные члены предложения.

Проблема – не можем найти сказуемое.
- Мы должны спланировать свою деятельность.
Вернёмся к таблице, заполним графу «Х-З». - --- Сформулируем вопрос.


- Итак, какова тема нашего урока?
- Цель нашего урока?
- Скажите, мы на уроке сегодня что будем со знаниями делать?

- План наших действий на уроке:
1. Какой член предложения называют сказуемым и как его найти?
2. Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
3. Какую работу, роль, выполняет сказуемое в предложении?


Задания.
1 группа. Прочитайте предложения. Правильно ли в них подчёркнуты сказуемые?
Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Вывод: имя прилагательное в предложении может быть не только__________, но и ________.
2 группа. Прочитай предложения.
Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Попробуйте убрать прилагательные в предложениях, ведь определение – это второстепенный член и он может отсутствовать. Что у вас получилось?
__________________________________.
__________________________________.
Понятен смысл предложений? ______.
Вывод: следовательно, прилагательное в предложении может быть не только второстепенным членом, но и ____________.

3 группа. Прочитай предложения.
Весна ранняя. Мой друг весёлый. Погода прекрасная.
Какие вспомогательные слова ты бы вставил в предложения? _________________________.
Какой можно сделать общий вывод из нашего проведенного исследования?

ФИЗМИНУТКА



- Отработаем полученные знания, убедимся в своих выводах.
Выполним упр.1 стр.102.

Упр.2 стр.103 – в группах.
Деление на группы:
Постройтесь в одну колонну в алфавитном порядке первой буквы своего имени.

Раздаю листочки с заданием.
После выполнения группы обмениваются листочками и посыльный получает эталон проверки.

Оглашение оценок.


У с.103 упр.3.
Индивидуальная работа
Ответы детей


(Окончание прил., м.р., и т.д.)

Детям предлагается вместе с учителем заполнить таблицу, сначала I колонку.
У каждой пары листок.
Парная работа.













Фронтальная работа.





























Может ли имя прилагательное в предложении выполнять роль сказуемого?

Узнавать новое, открывать новые знания.



Называют вопросы.


Групповая работа.







Представители групп, после обсуждения, доказывают свои версии у доски.




















Дети приходят к выводу, что им.прил. тоже может быть главным членом в предложении, выраженным сказуемым. Для проверки можно использовать приём подстановки глагола быть в разных формах (был, была, были, будет, будут).

У доски учитель, дети с места проговаривают.


Групповая работа.

После построения дети рассчитываются на 1,2,3,4 и организуются в группы.

Взаимопроверка.






Проверка с учителем.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
















Регулятивные:
умение контролировать свою деятельность;
 фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; умение соотносить свои знания,  определять проблему.



























Регулятивные: целеполагание.



Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.








Логические:
решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;




































Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации









Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.








Прием «Знаю – хочу - умею»












































Поисковый метод, проблемный.



































III.Рефлексия деятельности.




- А теперь давайте проверим как вы усвоили тему: «Имя прилагательное» и проведём небольшой тест.
Раздаю листочки с заданием.

- Какую роль сказуемое выполняет в предложении?
-Какая же перед нами стояла учебная задача?
Заполним третью часть таблицы «У»
- Понравился ли вам урок?
- Довольны ли вы собой?
- Что для тебя было трудным на уроке?



У с.104 упр 4, слов.слова на Р,С

Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, анализ с целью выделения признаков.



Личностные:
самооценка и адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.





Размышление, систематизацция новой информации, выработка отношения к изучаемому материалу. Самореализация в рамках изученной темы. Формирование самостоятельного мышления обучаемых, раскрытие и совершенствование творческого потенциала учащихся, повышение познавательного отношения к прочитанному, развитие положительное отношение к заданиям творческого проблемного характера.


15