Урок математики на тему Формула пути. Решение задач 3 класс

Математика 3 класс
Тема: Формула пути. Решение задач на движение.
Тип урока: Р
Цели: - Проверить сформированность теоретических знаний по теме «Формулы. Формула пути»;
- тренировать умение использовать формулу пути для решения задач на движение;
- тренировать вычислительные навыки; закрепить табличное и внетабличное умножение и деление; умение применять алгоритм письменного умножения и деления многозначных чисел;
- тренировать умение решать составные уравнения на основе выделения части и целого;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- формировать интерес к математике;
- тренировать способность к исправлению допущенных ошибок на основе рефлексии собственной деятельности.
- воспитывать коммуникативные и рефлексивные умения: работать в паре, группе, умение слушать и дополнять, проводить само- и взаимооценку.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Цель: - включение учащихся в учебную деятельность - тренировать в понимании значения учиться;
- определить содержательные рамки урока;
- мотивировать к учебной деятельности.
Слайд №2
- Ребята, сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Волшебной стране. А с героями какой повести мы будем путешествовать и по какой Волшебной стране вы мне сейчас сами подскажете.
II Определение темы и целей урока.
«Среди обширной степи, в Канзасе, жила девочка Элли. Однажды злая волшебница Гингема своим колдовством вызвала мощный ураган. Вихрь поднял домик девочки вверх, закружил его и понес по воздуху. Этот ураган занес девочку в страну, где происходило много необыкновенного»
- Конечно же, вы все узнали эту историю А.Волкова «Волшебник Изумрудного города», которую мы недавно читали на уроках литературного чтения.
Слайд №3
- Элли нашла в Волшебной стране много новых друзей, но она очень хотела вернуться домой, к маме и папе. Но как это сделать??? (Нужно было преодолеть много испытаний и трудностей, чтобы добиться результата)
- Вот и нам с вами на уроках ежедневно приходится преодолевать трудности и отыскивать новые знания.
- А сегодня на уроке вам предстоит хорошо потрудиться и помочь девочке вернуться домой.
Слайд №4
- Прочитайте стихотворение – эпиграф к уроку.
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро
Начинаешь ты решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
- Какая тема урока спрятана в строчках стихотворения? (Формула пути, т.к. нужно знать как, с какой скоростью идти)
- С темой «Формулы. Формула пути» мы с вами работаем уже 2 недели, а сегодня у нас последний урок по этой теме.
- Давайте попробуем составить план нашего путешествия.
- Что мы обычно делаем в начале урока? (Повторяем то, что знаем и то, что пригодится на уроке)
- Что нам нужно повторить, чтобы решать задачи на движение?
1. (Формулы, т.е. повторить теорию)
- Где мы можем применить знание изученных формул? (При решении задач)
- Какие виды задач мы можем решить, применив формулы? (буквенные и с числовыми данными, т.е)
2. Блиц-турнир
3. Решение задач на движение (с комментированием)
- Сегодня мы закрепляем все наши знания, значит как обязательно нужно поработать, чтобы проверить чему каждый научился?
4. Самостоятельная работа – решение задачи
- А когда мы потренируемся в решении задач на движение, чем можно позаниматься? (решить уравнение, выражение, геометрическую задачу)
5. Задание по выбору
- И что нужно сделать в конце урока?
6. Подведение итогов
- Посмотрите на план путешествия и сформулируйте цели сегодняшнего урока, чему же мы будем учиться, и что будем закреплять и отрабатывать?

Итак, ТЕМА урока: Формула пути. Решение составных задач на движение.
Слайд №5
План путешествия:
1. Вспомни: Теоретический опрос: «Формулы. Формула пути» - спасение Страшилы
Цель: – проверить сформированность теоретических знаний по теме «Формулы. Формула пути»;
- формировать умение работать в паре, понимать и слушать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
+ Работа в группе: С.23 №10 Решить примеры, расположив ответы в порядке убывания
Цель: - закрепить письменные вычислительные навыки сложения, вычитания, умножения и деления;
- формировать умение работать в группе, понимать и слушать других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
2. «Блиц-турнир» – спасение Железного Дровосека
Цель: - проверим умение применять теоретические знания при составлении выражений к задачам;
- учимся на основе анализа делать выводы, осуществлять самооценку.
+ индивидуальная работа - (карточка)
Цель: - закрепить знание изученных формул;

3. Решение задач на движение – спасение Льва
Цель: - умение решать составные задачи, используя формулу пути
4. Самостоятельная работа – переправа
Цель: - умение самостоятельно решать задачи, используя формулу пути;
- умение представлять информацию в виде таблицы, составлять план работы,строить устное речевое высказывание, выбирать способ решения поставленной задачи, проводить самооценку по образцу.
5. Задание по выбору - встреча с Гудвиным
Составное уравнение: стр.20 №8(а)
Цель: - тренировать умение решать составные уравнения по алгоритму: на основе выделения части и целого;
Геометрическая задача
Цель: - закрепить формулу объема прямоугольного параллелепипеда;
- тренировать умение применять алгоритм письменного умножения многозначных чисел;
- учимся извлекать информацию из учебного текста.
6. Возвращение домой – подведение итогов урока
Цель: - подвести итоги работы на уроке, провести самооценку своей работы.
ИТОГ: - Что мы сейчас учились делать? (учились планировать учебную деятельность)
III. Закрепление теоретического материала
Слайд № 6
- Вы готовы помочь Элли?
- Тогда в путь
«Элли шла уже несколько часов и устала. Она присела отдохнуть у голубой изгороди, за которой расстилалось поле спелой пшеницы. Около изгороди стоял длинный шест, на нем торчало соломенное чучело. Чучело имело забавный и вместе с тем добродушный вид. Вдруг чучело заговорило, и девочка узнала, что его зовут Страшила и у него есть заветное желание – получить мозги. Он готов сопровождать Элли в Изумрудный город, но надо помочь ему спуститься на землю.» Для этого нужно:
Цель: - закрепить теоретические знания по теме «Формулы. Формула пути»
Слайд № 7
- Проработайте в паре ответы на вопросы (на четные вопросы отвечают дети, сидящие на 1 варианте, на нечетные – сидящие на 2 варианте)
- какие числа четные? Нечетные?
1. Что такое формула? Работа в группе (3 человека)
2. Какие формулы знаем? С.23 №10 – решить примеры,
3. Для чего учим формулы? расположив ответы
4. Назовите формулу пути в порядке убывания
5. Как найти скорость? + самооценка работы группы
6. Как найти время? по образцу
Слайд № 8
- Оцените своего соседа по следующим критериям: взаимооценка
знает ответы на все вопросы –«5»
знает ответы, но говорит неточно, путается, - «4»
знает ответы не на все вопросы – «3»
не знает теоретический материал – «2»
- Кто получил «5», «4», Кто доволен своим результатом? У кого возникли затруднения? Какой вывод вы для себя сделаете?
ИТОГ: Что закрепляли, чему учились? (Теоретические знания по теме «Формулы. Формула пути», учились работать в паре, проводить взаимооценку)
- Итак, давайте быстро ответим на все вопросы плана
- Так для чего же нужно учить формулы?
- Молодцы, с вашей помощью Страшила оказался на земле, теперь он вместе с нами пойдет за новыми знаниями.
- Поставьте отметку в свой маршрутный лист.
IV. «Блиц-турнир»
Цель: - умение применять теоретическое знание формулы пути при составлении выражений к задачам
Слайд № 9 «Теперь в Изумрудный город они уже шли втроем: Элли, Тотошка и Страшила. Путники вошли в большой лес. В лесу они услышали стон. «У надрубленного дерева с высоко поднятым топором в руках стоял человек, целиком сделанный из железа» Он сказал девочке: “Суставы мои заржавели, и я не могу двигаться. Но если меня смазать, я буду как новенький. Масленку ты найдешь в моей хижине». Чтобы помочь девочке отыскать масленку в хижине Железного Дровосека нужно решить «Блиц-турнир» Стр.22 №1 (время – 2-3 минуты)
+ дополнительное задание для тех, кто быстро решил – стр.24 №15
2 человека за доской (взаимооценка) – остальные самопроверка, самооценка
Итог: - Проверьте себя, оцените по шкале: 0 ош. – «5» Слайд № 11
Слайд №10 1 ош. – «4»
2 ош. – «3»
3 ош. – «2»
- Кто получил «5», «4», Кто доволен своим результатом? У кого возникли затруднения? В чем? Какой вывод вы для себя сделаете?
- Что отрабатывали? Чему учились? (умение составлять к задаче буквенное выражение)
- Поставьте отметку в свой маршрутный лист
- Молодцы, ребята! Элли нашла масленку, друзья помогли Дровосеку, и он рассказал им свою печальную историю. Оказалось, что у него тоже есть заветное желание – Железному Дровосеку очень хотелось иметь сердце. Чтобы его получить он отправился вместе с друзьями в Изумрудный город к великому волшебнику
- А кто этот волшебник мы узнаем у ребят, которые работали в группе. Представьте, пожалуйста, свой результат: (Гудвин)
Итог: - Что вам нужно было сделать? , т.е. вы закрепили письменные вычислительные навыки и умение работать в группе.
V. Решение составной задачи- спасение Льва
Цель: - умение решать составные задачи, используя изученную формулу пути.
Слайд № 12
«По дороге друзья встретили Трусливого Льва, который попросился пойти к великому Гудвину, чтобы тот дал ему смелости. «..По обеим сторонам дороги потянулся еще более угрюмый лес, и стало совсем темно. Из зарослей послышалось глухое сопение и протяжный рев. Трусливый Лев сообщил путникам, что в этом лесу живут саблезубые тигры.» Вот-вот тигры настигнут наших путешественников. Помогите Льву справиться с ними. Для этого надо решить составную задачу, используя формулу пути.
Стр. 22 №4
- Прочитайте текст. Является ли этот текст задачей? Почему?
- Что обязательно должно быть в тексте задачи? (Условие и вопрос)
- Что такое УСЛОВИЕ? (То, что известно в задаче)
- Что такое ВОПРОС задачи? (То, что спрашивается)
- Прочитайте вопрос? Можно ли сразу на него ответить? Почему?
- Что поможет в составлении плана для решения задачи? (Заполнить таблицу)
- Заполним таблицу: Что известно в задаче? Как показать в таблице?
- Что неизвестно?


s
v
t

самолет
3320 км
? км/ч
4 часа на ?

поезд
3320 км
? (в 10 раз меньше)
?

- Повторим план решения задачи:
1. узнать скорость самолета (делением)
2. узнать скорость поезда (делением)
3. узнать время, которое был в пути поезд (делением)
4. узнать, на сколько быстрее лететь самолетом, чем ехать поездом (вычитанием)

1) 3320 : 4 = 830 (км/ч) – скорость, с которой летит самолет
2) 830 : 10 = 83 (км/ч) – скорость, с которой едет поезд
3) 3320 : 83 =40 (ч) – время, за которое проедет поезд
4) 40 – 4 = 36 (ч) – на столько быстрее лететь, чем ехать
Ответ: на 36 часов быстрее лететь, чем ехать на поезде.

В: 3320 : ((3320 : 4) : 10) – 4 = 36 (ч)
- Решить составную задачу, пользуясь формулой пути
1. основной уровень: по действиям с пояснением
2. расширенный уровень: выражением
Слайд № 13
ИТОГ: самопроверка и запись результата в карту урока
- Кто решал задачу по действиям? Кто решал выражением?
- Проверьте решение, оцените себя по следующим критериям:
Слайд №14
«5» - верно
«4» - ошибки в вычислениях
«3» - ошибки в выборе действия
«2» - не решена задача
- Кто решил на 5, 4, кто не справился? Какой вывод вы для себя сделали? – РНО
- Занесите результат в маршрутный лист.
Итог: - Что закрепляли?
- Вы молодцы!!! Тигры побеждены!
Физминутка – зарядка для глаз
VI. Переправа – Самостоятельная работа
Цель: - умение самостоятельно решать составные задачи, используя формулу пути; закрепить вычислительные навыки.
Слайд № 15
«Путники оказались на берегу широкой и быстрой реки. Чтобы переправиться через реку и попасть в Изумрудный город, Железный Дровосек сделал плот, и друзья поплыли, но чтобы не утонуть, нужно потренироваться и выполнить самостоятельную работу»: решить задачу по формуле пути:
Стр. 22 №2 1 вариант
Стр. 22 №3 2 вариант
Слайд № 16
ИТОГ: взаимопроверка по образцу,
Слайд №17 взаимооценка
«5» - верно
«4» - ошибки в вычислениях
«3» - ошибки в выборе действия
«2» - не решена задача
- Кто решил на 5, 4, кто не справился? Какой вывод вы для себя сделали? – РНО
- Занесите результат в маршрутный лист.
Итог: - Что закрепляли? Чему учились? (умение самостоятельно решать задачу, умение проверять по образцу, ставить отметку, аргументировать оценку)
VII. Задания по выбору – встреча с Гудвиным
Составное уравнение
Цель: - тренировать умение решать составные уравнения по алгоритму: на основе выделения части и целого;
Геометрическая задача
Цель: - закрепить формулу нахождения объема параллелепипеда;
- тренировать умение применять алгоритм письменного умножения многозначных чисел;
Слайд № 18
«Наконец-то друзья пришли в Изумрудный город и встретились с волшебником. Но чтобы исполнились их заветные желания, волшебник Гудвин приготовил для них новые испытания»: нужно решить одно из заданий (по выбору)
Слайд № 19
- выберите для себя одно из заданий, в решении которого вам сегодня хочется поупражняться
Реши уравнение: стр. 20 №8(а)
Найди объем зала, в котором принимает своих гостей великий Гудвин, если длина зала 20 м, ширина 12 м, а высота комнаты 6 м.
( 1440 куб.м)
- кто выбрал задание №1? Что вы будете отрабатывать? (Умение решать составное уравнение)
Вспомним алгоритм решения составных уравнений:
1. Определить порядок действий
2. Закрыть все до последнего действия – это неизвестное
3. Определить чем является неизвестное число Ч или Ц, применить правило
4. Выполнить проверку
- кто выбрал задание №2? Что вы будете закреплять? (умение находить объем прямоугольного параллелепипеда и умение умножать многозначные числа)
Самостоятельная работа + доп. задание стр.20 №10*
Слайд № 20 самопроверка и самооценка по образцу:
- кто решил уравнение правильно? «5»
- кто выбрал правильный алгоритм решения, но допустил вычислительную ошибку? «4»
- кто правильно решил только половину уравнения? «3»
- кто не смог решить уравнение? В чем ваша ошибка? – РНО
- занесите результат в маршрутный лист
Слайд №21
- Кто верно нашел объем комнаты Гудвина? «5»
- Кто верно составил выражение, но допустил вычислительную ошибку во 2 действии? «4»
- Кто верно составил выражение по формуле, но допустил вычислительную ошибку в первом же действии? «3»
- Кто не справился с заданием? «2»
- Какова причина ваших ошибок? – РНО
- Занесите результат в маршрутный лист
VIII. Возвращение домой – подведение итогов урока.
Цель: - подвести итоги работы на уроке, провести самооценку своей работы.
- Итак, вы помогли нашим друзьям в осуществлении их самых заветных желаний. Элли и Тотошка вернулись домой.
Слайд № 22
- Стал ли сегодняшний урок для вас плодотворным? ()
- Чему мы учились на уроке? Что закрепляли и отрабатывали?
- Какие затруднения возникали?
– Что нужно сделать, чтобы устранить затруднения и исправить ошибки? (Д/З – выполнить работу над ошибками)
- Оцените свою работу за весь урок.
- Кто доволен своим результатом?
- Кому нужно еще потренироваться?
- Над чем ещё надо поработать? ()
- Где вы можем этим заняться? (На следующих уроках, дома.)
- Оцените свое эмоциональное состояние на уроке. Слайд № 23




























13PAGE 15