Рабочая программа индивидуальной работы с ребенком ОВЗ

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа работы с
Голицыной Домникой .
Пояснительная записка.
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов.
У детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. Поэтому необходима организация целенаправленного коррекционно-развивающего процесса, предполагающего коррекцию не только познавательной, но и речевой деятельности. Данная проблема в работе с детьми с ОНР и ЗПР является очень актуальной.
Логопедическая программа, представленная в данных методических рекомендациях, разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу .
Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.
Основные задачи программы:
Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.


Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие. У детей возникает потребность познать свойства родного языка, чтобы получить возможность более точно и свободно выражать свои мысли, понимать собеседника, обогащать себя всем тем, что уже создано народом - носителем этого языка.
Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача. Под развитием речи в узком смысле понимается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. При этом знания и умения по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Важно подчеркнуть еще и то обстоятельство, что для школьника родной язык - это не только предмет изучения, но и средство обучения другим дисциплинам. На уроках русского языка учащиеся овладевают общеучебными умениями, связанными с полноценной речевой деятельностью. Фактически все специальные речевые умения школьника - умение анализировать прочитанное, устанавливая причинно-следственные связи и обобщая существенное, умение составлять план, создавать текст - повествование, описание или рассуждение с учетом его структуры, подробно, сжато или выборочно передавать его содержание - являются для него и общеучебными умениями. Поэтому речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средствами познания.
Таким образом, основная задача обучения родному языку - развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью. Задачи, поставленные перед школьниками, усложняются с усложнением программных требований. Поскольку все стороны речи – фонетическая, словообразовательная, грамматическая, лексическая – взаимосвязаны между собой, то в каждом классе проводится изучение всех сторон речи, при этом каждая из них изучается не изолированно, а комплексно.
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
Данная программа предназначена для индивидуальной логопедической работы с учащимся, имеющими ЗПР , испытывающих трудности формирования устной и письменной речи (письма и чтения).
Принцип построения курса обучения позволяет осуществить усвоение учебного материала блоками, выделение которых из целостной системы основывается на взаимосвязи между его компонентами.
ПРОГРАММА
индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР

Направления
работы логопеда
Задачи
Содержание и формы работы
Ожидаемые результаты

Диагностическое
1.Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития.
1.Диагностика общего и речевого развития обучающихся.
2.Исследование результатов обученности логопатов.
3.Изучение состояния навыков письменной речи детей-логопатов.
1.Характеристика образовательной ситуации.
2.Составление рекомендаций для родителей и учителей.

Коррекционное
1.Коррекция общего и речевого развития детей-логопатов, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности.
1.Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи,фонетико-фонематических нарушений, нарушений чтения и письма.
1.Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими.

Профилактическое
1.Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся.
1. Направление детей по результатам диагностики на обследование и лечение детскому неврологу, психиатру, офтальмологу и другим медицинским специалистам.
1.Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития.



Логопедическое сопровождение включает в себя профессиональную деятельность логопеда, направленную на преодоление у обучающихся и своевременное предупреждение различных форм нарушений устной и письменной речи, пропаганду логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Коррекционно-развивающие направления
логопедического сопровождения:

1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.
3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по коррекции дизорфографии.
Логопедическая служба оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы.
Характерными особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с задержанным развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более прочное усвоение знаний. Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются такие: «Речь», «Слово», «Предложение», «Звук», «Звуки речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.

Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:
положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;
значимости правильного письма в обыденной жизни человека;
познавательной деятельности (мыслитель-ных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
графо- моторного навыка и мелкой моторики;
саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, т.к. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
поведенческой и эмоционально – волевой сферы.
Характеристика
Голицыной Домники
Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата со значительными аномалиями, недоразвития челюстей. Наблюдаются гиперкинезы языка, страдает объем, точность выполняемых движений. Речевая моторика развита недостаточно. Движения замедленные, не может длительно удерживать положение органов артикуляции. Общее звучание речи невнятное: говорит односложно. В свободной деятельности говорит много. Многие слова употребляет в приближенном значении. Плохо понимает суть пространственных отношений. Затрудняется в классификации предметов, подборе обобщающих слов. Словарный запас недостаточный. Активный словарь в количественном отношении беднее, чем пассивный. Навыками словообразования и словоизменения не владеет. Затруднено понимание грамматических структур выражающие временные и пространственные отношения. Искажена звукослоговая структура слова. Грубо нарушена слоговая структура слова.
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы происходит замедленно, с отставанием от нормы. Восприятие у Домники грубо нарушено, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают неполноценно, ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже –слуховое, поэтому объяснение учебного материала успешнее при наличии наглядной опоры. Внимание - неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания. У Домники нарушено мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия.
Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет программа. Неспособен к устойчивой целенаправленной деятельности, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении заданий на занятиях, недоразвитие произвольных видов ведет к неуспеваемости у Домники по всем занятиям.
Поведение девочки соответствует более младшему возрасту. Значительно отстает Домника и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не может хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Педагогами отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Не подчиняется требованиям взрослых.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
различать гласные и согласные звуки,
различать твердые и мягкие согласные,
придумывать слова  из 3-5 букв.
Учащиеся должны знать:
все буквы русского алфавита;
правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
придумывать слова на заданные звуки.
Литература
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15
Календарно-тематическое планирование
2 класс (34 ч)

Название раздела, темы логопедического занятия
Задачи
Кол-во часов

Информационное сопровождение
Дата







По плану
Факт.

Обследование.

2ч.





1.



Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Обследование импрессивной речи.

Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.
2




Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:,« Айрис дидактика», 2007 г.



Звуковой анализ
3ч.





2.
Звуки речи
Познакомить учеников с образованием гласных 1-го ряда.
2

Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.



3.
Согласные звуки.
Показать различие в образовании гласных и согласных звуков.
1

Схемы звукового анализа. Наглядный раздаточный материал. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.



Дифференциация звонких и глухих парных согласных.
8 ч.






4.


Дифференциация Б – П изолированно и в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



5.
Дифференциация В - Ф изолированно и в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Каше,Г.А. «Исправление недостатков произношения, чтения и письма учащихся». – М:, «Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР»,1960 Г.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



6.
Дифференциация Г - К изолированно и в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



7.
Дифференциация Д – Т изолированно и в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



8.
Дифференциация Ж - Ш изолированно и в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г



9.
Дифференциация З – С изолированно и в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.
1

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



10.
Итоговое занятие по теме « Звонкие и глухие согласные».

Проверить уровень знаний учащихся.
2

Дидактический материал. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.
Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.
4 ч.





11-14.
Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах.

Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.
Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.
4

Разрезная азбука. Кассы букв. Раздаточный наглядный материал. Веера букв. Дидактический материал. Горбунова, С. Ю. «Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР». - М:, 2006 г.





Дифференциация сонорных согласных.
1 ч.





15.
Дифференциация согласных Р – Л в слогах.
Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.
1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
Новоторцева, Н.В. . «Рабочая тетрадь по развитию речи на звук Л - Л». - Ярославль:, «Академия развития», 1999 г.



Дифференциация свистящих и шипящих согласных.
11 ч.





16.
Дифференциация С – Ш в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.




17.
Дифференциация С – Ш в словах.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



18.
Дифференциация С – Ш в предложении.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



19.
Дифференциация З - Ж в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



20.
Дифференциация З - Ж в словах.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина, Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



21.
Дифференциация З - Ж в предложении.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Стихотворный текст, веера букв, мяч, карточки с заданиями. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



22.
Дифференциация С - Щ в слогах.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Слоговые таблицы для чтения, карточки с заданиями, веера букв. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



23.
Дифференциация С - Щ в словах.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Карточки с заданиями, веера букв, кроссворды. Барылкина, Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



24.
Дифференциация С - Щ в предложении.
Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.
1

Карточки с заданиями. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



25.
Занимательная логопедия

2ч.

Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.



Слоговая структура слова.
3 ч.





26.
Анализ односложных слов.
Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.
1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



27.
Анализ двусложных слов.
Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.
1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



28.
Анализ трёхсложных слов.
Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие о слоге как части слова.
1

Раздаточный картинный материал, Карточки со слогами, светофоры с наборами цифр.
Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Предложение.
2 ч.





29.
Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста.
Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста.
2

Карточки с заданиями. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.



Обследование.
2 ч.





30.
Обследование .

2

Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». – М:,« Айрис дидактика», 2007 г.










15