Тема: «Исследовательская деятельность как фактор повышения профессиональной компетенции учителя».

Семинар
Тема: «Исследовательская деятельность как фактор повышения
профессиональной компетенции учителя».
Сегодня заказ общества – это мыслящий, инициативный, творческий, легко ориентирующийся в современном мире выпускник с широким кругозором и прочными знаниями.
И целью обучения становится целостность личности ученика, её всестороннее развитие. В работе каждого учителя важно содействовать всестороннему развитию современного человека, выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры.
PIRLS –  Международное исследование качества чтения и понимания текста. 
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
 I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
 II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
 III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
 IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) равноправные партнеры.
Сегодня на нашем семинаре применение исследовательских проектов в учебной и воспитательной деятельности покажет воспитатель мини-центра Жакатова Л.Ш. по теме «Волшебница - вода» с воспитанниками. В данном проекте дети познакомились со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратили внимание на значение воды в нашей жизни. Закрепили знания, где и в каком виде существует вода в окружающей среде.
Следующий мастер – класс показали обучающиеся 3 класса со своим руководителем Баймухамбетовой С.Г. «Сердце – главный орган кровеносной системы». При работе над данным проектом дети практически расширили свои знания о строении организма человека, познакомились с сердцем – главным органом. Развили мыслительные процессы: умение рассуждать, делать выводы. Посчитали свой пульс на руке, записали количество ударов в тетрадь, затем на месте попрыгали, снова посчитали и записали частоту пульсов. Затем сравнили и увидели изменение пульса в состоянии покоя и после физической нагрузки. Ребята сделали вывод, что после физической нагрузки, сердце бьётся в ускоренном темпе.
И в заключении учитель физики Абилева А.З. показала практически исследовательский проект с обучающимися 9 класса по теме «Определение скорости поверхностной волны». Ребята определили скорость распространения волн на поверхности воды. Используя сосуд прямоугольной формы, налили воду, с одной стороны опустили поплавок, а с другой стороны бросили маленький шарик. Измерили время распространения волнового возмущения до поплавка. Проделали такой опыт несколько раз и определили среднее значение времени распространения волны на расстоянии.
Таким образом, под исследовательской деятельностью школьников понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. А исследовательский метод характеризуется как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и её проверка, формулирование выводов.
Проведя данный семинар, хочется отметить всестороннее развитие обучающихся в воспитательной и учебной деятельности, воспитание функционально грамотной личности современного человека в обществе.
Данный семинар хочется закончить словами педагога психолога Ф. Вассермана «Ребенок алмаз, из которого нужно сделать бриллиант сверкающий своими гранями – это ювелирная работа».
15