Статья Содержание деятельности педагога-психолога в условиях внедрения новых образовательных стандартов


Егорова Елена Александровна
МБОУ «СШ №25», ГО ЗАТО Свободный
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Одним из приоритетных направлений нового образовательного стандарта является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, в связи с этим актуальной задачей становится обеспечение полноценного развития универсальных учебных действий, как компонента психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять педагогу в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Следовательно, педагогам, работающим в парадигме знаний, умений и навыков, занимающимся в основном тренировкой детей, сейчас необходимо переходить к парадигме развивающей, которая подразумевает комплексный подход к развитию детей. В связи с этим положением, усиливается роль школьного педагога-психолога, одной из приоритетных задач которого, в условиях внедрения образовательных стандартов, будет являться повышение психологической компетентности педагогов и администрации образовательного учреждения.
По мнению доктора психологических наук, профессора, президента Федерации психологов образования России В.В. Рубцова, в функционал психолога должно войти выстраивание индивидуальных образовательных траекторий, интеграция инклюзивного обучения в рамках школьного. Так как внедрение нового образовательного стандарта предусматривает обучение в одной школе детей одаренных, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с задержкой и отставание развития, а так же детей с девиантным поведением. [3] Специалистом, владеющим соответствующими компетенциями, знающим, как построить эту работу и распределить ответственность между различными участниками образовательного процесса, является педагог-психолог. Именно этот специалист знает особенности различных категорий детей, наряду с особенностями развития каждого ребенка.
Введение ФГОС потребует активного участия педагога – психолога, именно на этого специалиста будет возложена разработка отдельных блоков основной образовательной программы, оказание помощи педагогам в планировании урока с учетом новых требований, консультирование учителей по вопросам формирования УУД учащихся. Также педагог-психолог будет играть большую роль в разработке пакета психодиагностических методик, в том числе, и для диагностики УУД. Работа педагога - психолога, таким образом, становится системообразующей в управлении образовательным процессом школы. [2]
В условиях внедрения новых образовательных стандартов, перед школьными педагогами-психологами ставятся новые задач, такие как:
- организация психологического сопровождения педагогов, обучающихся, родителей на этапе внедрения нового образовательного стандарта;
- обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у младшего школьного возраста;
- умение осуществлять мониторинг развития индивидуально-личностных характеристик ребенка в классах начального образования;
- организация психологического сопровождения внеурочной деятельности обучающихся, в том числе их духовно-нравственного развития и воспитания;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи таким детям. [1]
В связи постановкой новых задач школьные психологи сталкиваются с определенными проблемами. В первую очередь, это проблема недостаточной просвещенности педагогов-психологов ОУ в вопросах обновления содержания и организации психологического сопровождения развития детей в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
Так же немаловажными проблемами являются отсутствие системного подхода к мониторингу обучающихся, единого банка (комплекта) психодиагностического инструментария для определения уровня сформированности УУД.
Наряду с вышеперечисленными проблемами, существует проблема организации системы работы по психологическому сопровождению внеурочной деятельности детей, недостаточной разработанности системы поддержки педагогов, профилактики профессионального выгорания и деформации. [2]
Таким образом, введение новых образовательных стандартов влечет за собой серьезные изменения в деятельности педагога-психолога ОУ; новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требуют при реализации обновленной роли психолога в школе.
Литература:
1. Зиновьева М.В., Никифорова Г.В. Специфика деятельности педагога- психолога в условиях введения ФГОС // Справочник педагога-психолога. Школа. - №4. – 2012 г.
2. Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения ФГОС нового поколения / авт.-сост.: Г.А. Шешерина. – Тамбов, 2011. – 65 с.
3. Рубцов В.В. Ключевая роль в обновленной системе образования //Школьный психолог. - № 1. – 2010г