Программа внеурочной деятельности Умники и умницы (модуль)


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ЗАВОДОУКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СОШ №4»
КОМСОМОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено
на заседании методического совета
Протокол №________
от « »_________2016 г
Руководитель:_______________
/___________________________/ Согласована
Заместитель директора по УВР
__________/__________________/
«____» «___________» 2016 г Утверждено:
Директор школы:
__________/________________/
«_____» «_________» 2016 г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Начальные классы
Учитель: Колунова Ольга Петровна
п.Комсомольский, 2016
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373, требований основной образовательной программы ОУ, методических пособий Григорьев Д. В., Степанов П. В. «Организация внеурочной деятельности школьников: методический конструктор», М.: Просвещение, Мищенковой Л. В. «36 занятий для будущих отличников», М.: Росткнига, Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам», М.: Росткнига.
Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся необходимых для формирования личности ребенка и его самореализации через проведение предметных недель.
Задачи:
Создать условия для самореализации всех учащихся;
Содействовать формированию интереса к предмету;
Развивать познавательную активность и самостоятельность мыслительной деятельности учащихся;
Способствовать формированию творческих способностей учащихся;
Развивать языковую культуру и формировать коммуникативные умения учащихся: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности.
Актуальность программы определена тем, что в концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности школы фиксируется портрет выпускника начальной школы: любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Cовременное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка способной совершенствоваться.
Программа состоит из четырех модулей, соответствующих основным школьным предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир.
Основные принципы деятельности:
Системно-деятельностный подход;
Взаимопроникновение урочной и внеурочной деятельности;
Детоцентризм (в центре – ребенок);
Взаимодействия всех образовательных и социокультурных институтов.
Формы организации деятельности учащихся:
Фронтальная:
- праздники открытия и закрытия предметных недель;
- посещение музея, библиотек.
Групповая:
- выполнение творческих и интеллектуальных заданий.
Индивидуальная:
- участие в конкурсах, олимпиадах.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
    Личностные универсальные учебные действия:
У ученика будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.
Ученик получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приемов решения задач.
Ученик получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Ученик получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности.
Модуль «Писатель знакомый с детства» - литературное чтение (8 часов)
Знакомство с творчеством Е. И. Чарушина. Чтение книг писателя. Викторина по произведениям Чарушина. Мероприятия по творчеству Е. И. Чарушина в школьной библиотеке и библиотеке п. Комсомольский. Конкурс чтецов произведений поэтов и писателей о природе России. Инсценирование произведений Чарушина. Создание буктрейлеров или мультфильмов по произведениям Е. И. Чарушина. Олимпиада по литературному чтению.
Модуль «Раз словечко, два словечко…» - русский язык (9 часов).
Олимпиада по русскому языку. Конкурс на лучшую тетрадь. Интеллектуальные игры. Срез знаний. Вертушка – синонимы, антонимы, фразеологизмы, анаграммы. Установление соответствия, написание минисочинений, разгадывание ребусов, кроссвордов, пословиц.
Модуль «Дважды два четыре» - математика (9 часов).
Олимпиада по математике. Конкурс рисунков, аппликаций, рисунков-сочинений. Интеллектуальные игры. Срез знаний. Решение экологических математических задач, разгадывание ребусов, волшебных квадратов.
Модуль «Сохраним родную природу» - окружающий мир (8 часов).
Олимпиада по окружающему миру. Всероссийский конкурс «Хранители воды» интеллектуальные конкурсы. Путешествие по станциям – рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие. Экскурсия в музей.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Дата (план) Дата (факт) Тема Основные виды деятельности
Модуль «Писатель знакомый с детства (Е. И. Чарушин)» - литературное чтение (8 часов).
1-2 Подготовка к олимпиадам Установление соответствия, написание минисочинений, разгадывание ребусов, кроссвордов, пословиц.
3 Олимпиада по литературному чтению 4-5 Путешествие в книжкину страну (по творчеству Е. И. Чарушина) Презентация, викторина, громкое чтение в библиотеках школы и п. Комсомольский
6 Конкурс чтецов «Люблю природу русскую!» Чтение стихотворений о природе России
7 Детский театр «Друзья» Инсценирование
8 Закрытие недели. Награждение, презентация буктрейлеров, мультфильмов по произведениям Чарушина.
Модуль «Раз словечко, два словечко…» - русский язык (9 часов).
9-11 Подготовка к олимпиадам Установление соответствия, написание минисочинений, разгадывание ребусов, кроссвордов, пословиц, анаграмм.
12 Олимпиада по русскому языку 13 Конкурс «Мои волшебные пальчики» Смотр тетрадей
14 День интеллектуальных игр Интеллектуальные игры по классам
15 Грамматическая мозаика Срез знаний
16 Вертушка «Великий русский язык» Путешествие по станциям – синонимы, антонимы, фразеологизмы, анаграммы
17 Закрытие недели. Награждение
Модуль «Дважды два четыре» - математика (9 часов)
18-20 Подготовка к олимпиадам Решение логических задач
21 Олимпиада по математике 22 Конкурс рисунков или аппликаций «Парад геометрических человечков» (1-2 класс), «Математика и моя будущая профессия» (3-4 класс) Оформление выставки рисунков, аппликаций, рисунков-сочинений
23 Вертушка «Математическая ярмарка» Решение экологических математических задач, разгадывание ребусов, волшебных квадратов
24 «Математики тропинки одолеем без запинки» Срез знаний (счет)
25 Игра «Заниматика» Интеллектуальные игры по классам
26 Закрытие недели. Награждение
Модуль «Сохраним родную природу» - окружающий мир (8 часов)
27-28 Подготовка к олимпиадам Установление соответствия, написание минисочинений, разгадывание ребусов, кроссвордов, пословиц, анаграмм.
29 Олимпиада по экологии 30 Игра «Хранители воды» Участие во всероссийской игре
31 Игра «Экологическое ассорти» Интеллектуальные экологические игры по классам
32 Вертушка «В мире животных» Путешествие по станциям – рыбы, птицы, насекомые, млекопитающие.
33 Животные родного края Экскурсия в музей
34 Закрытие недели. Награждение
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Учебно-методическое обеспечение:
Мищенкова Л. В. «36 занятий для будущих отличников», М.: Росткнига;
Холодова О. А. «Юным умникам и умницам», М.: РосткнигаРесурсы Интернет.
Технические средства обучения:
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор