КТП по внеурочной деятельности объединения Умники и умницы. 1 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. А.С. Попова
г. о. Власиха Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ им. А.С. Попова
/Г.Я. Шик/
М.П. Дата______________
Рабочая программа внеурочной деятельности
Объединение «Умники и умницы»
1 «А» класс
Составитель: Герасимова О.Н.,
учитель начальных классов высшей категории
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена в соответствии:
•с п. 2 ст. 32 Закона «Об образовании РФ»;
•с федеральным государственным образовательным стандартом НОО;
•с основной образовательной программой НОО МОУ СОШ им. А.С. Попова;
•с учебным планом МОУ СОШ им. А.С. Попова на 2013/2014 учебный год;
• с годовым учебным календарным графиком в МОУ СОШ им. А.С. Попова в 2013/2014 учебном году;
•с положением о рабочей программе по внеурочной деятельности, утверждённому в МОУ СОШ им. А.С. Попова.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Цели программы : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы :
 способствовать расширению кругозора
 развивать мотивацию к познанию и творчеству
 формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
 обучать младших школьников работе с различными источниками информации
 развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Отличительные особенности программы : В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательной программы : учащиеся 1 классов школы.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 38 занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Основные виды деятельности : решение логических задач по разным отраслям знаний
 работа с различными источниками информации
 составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
Разделы программы:
 языковые логические задачи
 прямой и переносный смысл речевых оборотов
 математические логические задачи
 логические задачи на применение общих знаний
Метапредметными результатами изучения курса «Умники и умницы» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем .
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, нацеленные на развитие, умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Календарно – тематическое планирование занятий
кружка « Умники и умницы»
№ п/п Тема занятия Содержание занятия Кол-во Дата
1 – 2 Наши имена Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов 2
3 – 4 Прятки с предлогами Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги 2 5 – 7 Что скрывает сорока? Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа 3 8 – 10 Что бы это значило? Обучение решению и составлению рисуночных ребусов 3 11 – 12 Карусель загадок Обучение разгадыванию и составлению загадок 2 13 – 14 Загадки - шарады Обучение разгадыванию шарад 2 15 – 17 Путешествие в сказку Решение загадок и логических задач о сказочных героях 3 18 – 19 Секреты анаграммы Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению 2 20 – 21 Крылатые слова Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением 2 22 – 23 Пословица недаром молвится Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц 2 24 – 26 Шиворот - навыворот Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними 3 27 – 29 Волшебный квадрат Обучение решению и составлению «магических» квадратов 3 30 – 31 Игры со спичками Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач 2 32 – 33 Весёлая арифметика Решение и составление задач- шуток 2 34 – 35 Умные цепочки Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» 2 36 – 37 Что увидел Шерлок Холмс? Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей 2 38 Магазин головоломок Итоговое занятие – интеллектуальный марафон 1 Итого: 38 часов УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Г.Александрова «Занимательный русский язык» (серия « Нескучный учебник»), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
М. Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
Э.Вартанян « Крылатые слова», М, Астрель, 2001
В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
В.Волина « Праздник букваря», М, 1995
В.Волина « Праздник числа» М, 19953
Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
Т. Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
Л. Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
«Речевые секреты» под. Редакцией Т. Ладыженской, М, 1993
«Старинные вятские загадки» Киров, 1990
И. Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993