Развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки.

В отечественной педагогической науке в самых различных аспектах изучается возможность творческого развития ребенка в младшем школьном возрасте (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдов, Д.Б.Кабалевский, Б.М.Неменский, А.Ж.Овчинникова, Д.Б. Эльконин, Е.Л. Яковлева и др.). Теоретическим и экспериментальным путем раскрыта преобразующая роль искусства в решении самых сложных воспитательно-образовательных задач. Однако специфика творческого развития младших школьников еще не стала предметом самостоятельного педагогического исследования, раскрывающего место и роль искусства в решении социально-педагогической задачи.
Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. Между тем, у каждого ребенка есть способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое, целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи. Кроме того, недостаточная теоретическая и практическая, техническая сторона в подготовке учителей для целенаправленного развития творческих способностей не позволяет педагогам самостоятельно контролировать динамику развития и является одной из причин отсутствия контроля развития творческих способностей учащихся в начальной школе. Другой причиной, на мой взгляд, является невостребованность наблюдений за ростом творческих способностей младших школьников на уроках искусства. Этим определяется актуальность избранной темы в исследовательской работе.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной школы на уроках музыки.
Предмет исследования: методы и приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
Цель работы - исследовать развитие творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
Исходя, из цели мною поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические основы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки.
2. Провести психолого-педагогическую работу по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках музыки и разработать методические рекомендации по данной проблеме.
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное начала. Потери в эстетическом воспитании обедняют внутренний мир человека. Не зная подлинных ценностей, дети легко принимают ценности лживые, мнимые.
Творчество - это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель.
Детям младшего школьного возраста изначально присуща талантливость. Музыка здесь выступает в роли универсального средства эстетического и нравственного воспитания. Музыкальное искусство, пожалуй, самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Творческие задания на уроках музыки способствуют общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.
У первоклассников и второклассников доминирует наглядно-действенное наглядно-образное мышление, в то время как ученики третьих и четвертых классов в большей степени опираются на словесно-логическое и образное
мышление, причем одинаково успешно решают задачи во всех трех планах: практическом, образном и словесно-логическом (вербальном).
Немаловажное значение для успехов в учении имеют коммуникативные черты характера ребенка, в частности, его общительность, контактность, отзывчивость и покладистость, а также волевые черты личности: настойчивость, целеустремленность, упорство и другие.
Музыкально-художественная деятельность протекает в форме учебной деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя). При этом учащиеся проникают в произведение, познавая саму природу музыкального творчества, музыкального знания, раскрывают в целостном самоценном искусстве явление действительности, его сущностные внутренние связи и отношения, благодаря чему музыка пред школьниками предстает как отражение, художественное произведение, диалектики жизни
(Василевский, 1981. С.28).
Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Большой интерес для младших школьников представляют игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими людьми. Участие детей в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив и тому
подобное.
В младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются его основные черты, которые в дальнейшем влияют на практическую деятельность ребенка и на его общение с людьми. Одним из показателей творческого развития ребенка, в том числе и в музыке, является уровень художественно-образного мышления. (Готсдинер, 1993. С. 5).
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Один из сущностных признаков детского творчества - его синкретическая природа, о которой говорит Л.С. Выготский, когда «отдельные виды искусства еще не расчленены и не специализированны». Синкретизм роднит творчество с игрой, о чем свидетельствует то, что в процессе творчества ребенок стремится опробовать разные роли, показать свои умения в различных видах деятельности: игровой, музыкальной, изобразительной, трудовой, учебной, исследовательской. Творческая деятельность на уроках музыки в начальной школе подчинена единой системе творческих заданий.
Система творческих заданий, по-моему, мнению, существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка.
Творческие задания, по сути, пронизывают весь урок от начала и до конца. Независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают представления о различной высоте и продолжительности музыкальных звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки разных эпох. Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии, сменой настроения. В младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств (Гуревич, 1993. С.31).
При изучении каждой из тем, сюжетов на уроках музыки применяются различные варианты творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: одной - обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей;
другой - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.
Для оптимального восприятия и усвоения музыкальных средств выразительности в системе творческих заданий важна установка на выявление взаимосвязи между конкретным художественным образом и средствами его воплощения. Существует множество типов творческих заданий.
Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
Построение заданий от частного к общему.
В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи (цветовым, графическим, моделированном) или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий - обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.
Графическое, цветовое моделирование музыки отвечает специфике музыки как вида искусства и особенностям восприятия младших школьников. Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.
Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что похоже это облако? (ветка, звук, музыкальный мотив, и тому подобное). Интересно описание конкретных «зрений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.
В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.
Поскольку один из видов музыкальной деятельности на уроке музыки является пение, то целесообразно для усвоения средств выразительности прибегать к методу варьирования мелодии: одни и те же напевы пропевать решительно, мягко, задумчиво, что требует соответствующего исполнения темы, динамики, звукоизвлечения и так далее. Подобные вариативные творческие задания следует предлагать и в таких видах деятельности, как слушание, сочинение, исполнение.
Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Важно, чтобы разговор о музыке не подменял музыку. Любое толкование музыки не раскроет тайны духовных стремлений композитора и душевную тайну личного восприятия музыки. Нужно всячески оберегать это таинство духовного общения композитора и юного слушателя.
Замечательна идея Л. Футлик о проведении творческого урока-театра.
В театре-уроке тоже возникает игра-сотворчество, где одни показывают, действуя в воображаемом пространстве, а другие угадывают, что им хотят показать, но здесь театральная игра происходит в реальной жизненной ситуации урока. Это «театр для себя», где действующие лица постоянно меняют свои роли, становясь то артистами, то зрителями.
Педагог здесь попеременно или одновременно драматург и режиссер, артист и зритель учебного спектакля, а в определенный момент он передает ведущую роль детям, и сами дети продолжают «путешествия» из реальной сферы урока в воображаемый мир театра, и получают эстетическое наслаждение от сиюминутного открытия реального мира и самого себя.
Задача педагога - постоянно «провоцировать» эти перемены, превращать жизненную ситуацию в театральную, а возникшую театральную ситуацию связывать с жизненными стремлениями юной личности, то есть создавать на уроке игровые условия, побуждающие ребенка к самопознанию, саморазвитию, творчеству (Футлик, 1995, С.57).
Творчески импровизируя драматургию урока, педагог направляет его сквозное действие к осуществлению определенной жизненной сверхзадачи. У каждого урока-спектакля есть конкретная учебная тема, своя педагогическая и нравственная цель. К этой педагогической сверхзадаче, к сегодняшнему личному открытию учебной темы педагог направляет все творческие задания.
Основой этих творческих заданий становятся все традиционные упражнения и этюды, выработанные многолетней практикой театральной школы. Но в театре-уроке они внутренне преобразуются, «идя от себя» к игровой роли, ребенок приходит к самому себе, в совместной игровой импровизации педагога и ученика на уроке рождаются новые виды упражнений и этюдов, побуждающих труд души юной личности, духовное познание связей искусства и жизни. (Пример: наш оркестр - игра в воображаемом оркестре).
Остановимся на типах творческих заданий, посильных для младших школьников, в которых тесно соприкасаются закономерности разных видов искусства.
С первых уроков музыки можно приступить и к сочинению мелодий.
Переходя к сочинению мелодий, следует опираться на имеющийся у ребят слуховой опыт. Его составляет и репертуар детской музыки, сложившийся в
дошкольный период, и усвоенные слухом и памятью некоторые закономерности музыкального интонирования. Работа над сочинением мелодий должна рассматриваться также как средство накопления опыта, формирования интонационного «словаря», осмысления законов формообразования (Богино, 1974. С.293). Как и любое творчество, творчество детей не может быть ограничено только процессом созидания. Оно непременно требует общения по поводу созданного, то есть его исполнения и восприятия. Психологические мотивы творчества, поддерживающие желание творить, нуждаются в подпитке в виде открытых концертных исполнений того, что сочинено на уроке.
Исполнительная деятельность как разновидность творчества не замыкается на декламировании стихотворений и пении. Она заполняются, например, музицированием - игрой на шумовых ударных инструментах, простейшим, состоящим хотя бы из двух-трех созвучий, аккомпанементом на фортепиано.
Ребусы на музыкальном материале - это тот вид деятельности, где творчество близко соприкасается с игрой и даже переходит в игру, что характерно для детского возраста. Ребус способствует развитию воображения, остроумия, находчивости и других, важных для ребенка личностных свойств. Он преследует и прагматические цели - учит поиску, варьированию, комбинаторике, всему тому, что детям приходится использовать в процессе сочинения стихотворений и мелодий.
Итак, уроки музыки как уроки творчества призваны сыграть немалую роль в творческом и общем развитии личности. Они не только оснащают человека умениями, умениями и навыками в локальной сфере - музыке, но и закладывают основы личностной расположенности к музыке отзывчивости на нее, потребности в ней. Через творчество на уроках музыки созидается и потенциальный слушатель, и развиваются творческие способности ребенка.
Система развивающего обучения (РО), которая в построении и организации учебного процесса учитывает потребность и возможности ребенка и не отвергает детей, как неспособных к тому, или иному виду деятельности, делает возможность ребенку попробовать свои силы в основных видах музыкальной деятельности (триада: сочинение, исполнение, восприятие). Участие (активное) ребенка в различных видах музыкальной деятельности помогает выявить и развить специальные (ритм, слух, память) способности, необходимые для полного восприятия музыкального произведения. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Особенно важно, чтобы участие в сочинении музыки, ее и. с полнении и восприятии было ребенку по силам. Основой содержания начального обучения является включение учеников под руководством педагога в ведущие виды музыкальной деятельности.
Работа с музыкальным звуком - первый (базовый) этап в обучении детей музыке. Занятия музыкой в начальной школе приобретают особую важность потому, что в младшем школьном возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки.
Музыкально-исполнительская деятельность то зерно, из которого может вырасти любовь к музыке, потребность в постоянном общении с ней, тот мостик, по которому можно перейти к следующему - второму этапу музыкального образования школьников. (Нозадзе, 1997. С.65).
Не менее значимы, чем музыкально-исполнительская деятельность, на начальном этапе обучения занятия музыкальной грамотой и сочинительская практика. Именно этот вид деятельности помогает осознать ребенку основные законы музыкального языка и овладеть специальными знаниями, умениями, навыками, необходимыми для музыкальной деятельности.
Основная цель начального этапа обучения (работа с музыкальным звуком, первый - второй класс) - открыть и осознать основные законы музыкального языка, которые помогут в понимании музыкальных произведений.
Принцип проведения урока музыки как урока, пробуждающего и стимулирующего творческий потенциал ребенка, основан, прежде всего, на оптимизации воображения, эмоционально-образной сферы школьника.
В основе построения занятий творческого типа лежит диалектическая взаимосвязь жизни и искусства, искусства и жизни.
К определяющим принципам занятий творческого типа нужно отнести следующие:
1. продуктивное развитие способности эстетического постижения
действительности и искусства как умения вступать в особую форму духовного
ощущения с эстетически преображенным и этически содержательным миром
человеческих чувств, эмоций жизненных реалий;
направленность на формирование образного мышления как важнейшего фактора художественного освоения бытия. Именно образное мышление оптимизирует у ребенка понимание эстетической многомерности окружающей действительности;
оптимизация способности художественного синтезирования как условия для пластически-чувственного и эстетически многопланового освоения явлений деятельности;
развитие навыков художественного общения как основы для целостного восприятия искусства;
создание нравственно-эстетических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности;
воспитание навыков импровизации как основы ля формирования художественно-самобытного отношения к окружающему миру.
Импровизация - первооснова художественного творчества детей. Обращение к детскому творчеству как к методу воспитания - характерная тенденция современной художественной педагогики. Импровизация позволяет развивать умение видеть целое, постигаемое в единстве продуктивных и продуктивных сторон мышления, дает возможность осознать процесс творчества в педагогике.
Построение уроков музыки как уроков творчества предполагает такие
тактические методы и художественно-творческие формы работы, как импровизация, ритмизация, театрализация, пластическое интонирование, инструментальное музицирование, вокально-хоровое музицирование и другие Терентьева, 1994. С.28).
Задача педагога заключается в создании микроклимата и условий для естественного «выращивания» и созревания уникальной растущей личности ребенка, ее само актуализации. Особую важность приобретает достижение коммуникативной конгруэнтности, гармонии, согласованности, соответствия переживаний и взаимодействий.
Педагог должен знать, что процесс развития происходит по принципу диалектической спирали, восхождение по которой способствует изменению при главноуровневом возвращении к исходным позициям, так как прошлое и будущее располагается также спирально, пронизывая и обуславливая очередной виток развития.
Таким образом, взаимосвязь всех компонентов творческого процесса при оптимальных условиях организации и управления закономерно обеспечивает продуктивно-созидательный результат обучения и самовоспитания, что способствует самовыражению творческого потенциала и самоактуализации творческой индивидуальности личности. Процесс активизации творчества на уроке искусства зависит от установки учителя на созидание во всех видах деятельности.
В настоящее время существует немало новых программ, которые особое внимание уделяют технологии развития творческого начала. Их авторы: Д. Кабалевский, Ю. Алиев, Л. Школяр, И. Кадобнова,Г.С. Ригина, Л. Виноградова и другие.
По определению ученых-психологов, творчество - есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая само продвижение индивида в своем развитии. Показателями творческих способностей являются оперирования ЗУНами, а также активность, уверенность, увлеченность различными формами музицирования. Для изучения развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки средствами творческих заданий, мною проведено исследование. Работа включала в себя несколько этапов: диагностический, собственно-экспериментальный (развивающий) и заключительный (констатирующий). На заключительном этапе проведена повторная диагностика и анализ результатов, которая дает сравнение достигнутых положительных результатов. Полученные результаты позволяют нам говорить о положительной динамике, об определенном развитии творческих способностей детей.
Творческое развитие ребенка теснейшим образом связано с искусством и, в частности, со школьными уроками музыки. Именно уроки музыки помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке.
Исследование показало, что наиболее целесообразным основанием для нашей работы является использование системного подхода к разработке системы творческих заданий, представляющей результативную программу творческой деятельности.
Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий включает:
1. взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности;
2. обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках учебной программы;
3. диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников.
Анализ эффективности реализации системы творческих заданий и условий ее функционирования позволил зафиксировать позитивные количественные и качественные изменения уровня, который развития компонентов творческих способностей младших школьников.
Разработанная в ходе экспериментальной деятельности система творческих заданий способствует организации самостоятельной продуктивной творческой деятельности младших школьников, что позволяет использовать систему творческих заданий педагогами на уроках музыки.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15