Программа классного руководителя Путь к успеху


Филиал МБОУ Сеченовской СОШ – Рогоженская ООШ
Согласовано
Руководитиель ШМО классных руководителей
___________Клементьева И.Ю.
Утверждаю
Заведующий филиалом МБОУ Сеченовской СОШ – Рогоженская ООШ
____________Тюрина М.Ю.
Приказ № ___ от «___»____2013 г.
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ8 - 9 КЛАССА
«ПУТЬ К УСПЕХУ»
Срок реализации программы 2 года

Автор программы:
классный руководитель
Быкова С.Вс.Рогожка,2014
Содержание программы
стр.
1.Пояснитльная записка ………………………………………………………….. 3-6
2.Основные программные мероприятия ………………………………………… 6-9
3.План – график реализации программы ………………………………………… 9-14
4.Методическое обеспечение программы ………………………………………. 14-15
5.Ресурсное обеспечение программы ……………………………………………. 15
6. Список литературы ……………………………………………………………. 16
7.Приложение ……………………………………………………………………….17-25
1. Пояснительная записка
«Твой УСПЕХ - это Мой УСПЕХ, Это УСПЕХ каждого из Нас!»
Школа – самая удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет времени скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит все жители этой страны в ответе за будущее.В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть класснымруководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной.      Как 6ы ни была трудна работа классного руководителя, несомненно, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.      Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
В условиях сегодняшнего дня, поставленная цель и задачи воспитательного процесса в школе требует особого отношения к роли классного руководителя в воспитании. Невозможно говорить о функциях, содержании деятельности классного руководителя вне конкретной воспитательной системы школы. Воспитание должно выступать не как пассивное усвоение воспитанниками передаваемого воспитателями опыта, не как активная деятельность воспитанников, организуемая воспитателями, не как активная деятельность воспитанников без воспитателей, а как общая творческая бескорыстная и самоотверженная забота членов общества о всестороннем развитии личности каждого из них в процессе познания и преобразования окружающей деятельности.
Главное в воспитательной работе – в характере взаимодействия классного руководителя, родителей и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя, родителей и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы воспитательной работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.
Залог успешности программы воспитания – создание таких условий (в классе, школе), в которых подросток чувствует себя так же хорошо и комфортно, как и в семье. Этот принцип должен распространяться на все связи в цепи: ученик – сверстники – учителя – социум.
Воспитательная система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Она относится к социальному типу систем, то есть является "живым” системным образованием. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.
С учётом особенностей класса, возрастными особенностями учащихся и в соответствии со школьной моделью воспитательной работы была создана программа деятельности классного руководителя «ПУТЬ КУСПЕХУ». Программа носит комплексныйхарактер, так как она дает возможность сочетания разных видов деятельности и форм работы, налаживания связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования. Комплексностьпрограммы диктует многообразие видов деятельности, охватывающей уроки и внеурочные занятия, работу педагога с классом и с творческими группами ребят.Программа работы построена на основе творческой деятельности и позволяет реализовать идеи сотрудничества учителя и ученика, участия учеников в улучшении окружающей жизни, раскрывать индивидуальные творческие способности школьников.
Актуальность данной воспитательной программы связана с переходом учащихся 8-9 классов в новую для них взрослую среду, с обретением самостоятельности, а также необходимостью профессионального и личностного самоопределения как задачи ранней юности. Важно, чтобы старшеклассники успешно включились в новую среду, успешно адаптировались к меняющимся условиям жизни, сохранили устойчивую адекватную оценку, самостоятельность в принятии решений, способность к установлению социальных контактов. Учебно-воспитательная работа в рамках данной программы предполагает создание единого воспитательного пространства, где усилиями классного руководителя в пределах компетенции организовано взаимосотрудничество педагогов, родителей, работников правоохранительных органов, здравоохранения, активно откликаясь на все изменения как потребностей самого ребенка, так и всего общества
Каждый человек в жизни стремится к успеху. Про успешного человека говорят, что ему сопутствует удача. Школьник, прежде всего, стремится к высоким результатам в учебе и в различных видах общественно-полезной деятельности.На базе этого состояния могут сформироваться устойчивые чувства удовлетворения, новые более сильные мотивы деятельности, может смениться уровень самооценки, самоуважения.
Идеология программы воспитательной  работы « ПУТЬ К УСПЕХУ» опирается на следующие концепции:
успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в учебную и общественную деятельность;
успешность ребенка – необходимое условие социализации человека, развития духовно-ценностной ориентации;
успешность – гуманистический стиль взаимоотношений педагога и учащегося, общения подростков друг с другом, учителей друг с другом;
успешность школьника - результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.);
успешность – способ самоутверждения, самовыражения.
Суть воспитательной программы « ПУТЬ К УСПЕХУ» сводится к предоставлению возможности учащимся и целым классам самостоятельно выбрать сферы приложения сил и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
786765327660Исполнители программы
Цель программы – создание условий для формирования успешной личности, духовно и интеллектуально развитой, образованной, творческой, нравственно и физически здоровой, способной к сознательному выбору жизненной позиции, к самоопределению в современных социокультурных условиях.
Воспитательный процесс направлен на решение следующих задач:
создать образовательную среду, способствующую воспитанию социально адаптированной  личности;
создавать условия для самореализации личности учащегося и подготовки к будущей жизни в обществе;
интегрировать учебную деятельность, воспитательную работу, дополнительное образование внутри школы и за ее пределами;
содействовать мотивации учащихся к участию в делах школы;
содействовать развитию инициативы и творческой активности школьников и педагогов школы;
развивать ключевые компетенции личности (учебной, исследовательской, социально-личностной, коммуникативной, сотрудничества, организаторской деятельности, личностно-адаптивной);приобщать к общечеловеческим ценностям;
формирование нравственных и гражданских качеств личности.
формировать лидерские качества через участие в структурах школьного самоуправления и организацию творческих дел;
создать условия для участия семей учащихся в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, повышения активности родительского сообщества;
привлекать родительскую общественность к участию в соуправлении школой.
Программа рассчитана на 2 года и будет реализована в 2014-2016 годах. Возраст воспитанников 14-15 лет (8,9 классы)
Данная программа включает в себя: содержание, методы, формы и виды деятельности, ожидаемые результаты по реализации программы.
2. Основные программные мероприятия
Классный руководитель должен отбирать и подбирать те виды деятельности, которые будут «вытеснять», а в перспективе и «отторгать» не соответствующую воспитательным целям деятельность. Оптимизация воспитательного процесса предполагает не просто результат, а максимальный результат при минимальных затратах сил и времени. Поэтому большое значение уделяю процессу целеполагания и планирования воспитывающей деятельности.
Формы и методы работы
Познавательная деятельность: психологические практикумы, серия классных часов «Время, события, люди», проекты «Мир моих увлечений», «Парад профессий», создание фото-летописи класса, участие в викторинах, школьных олимпиадах, классные часы по профориентации.Ценностно-ориентировочная деятельность: конкурсы-посвящения, посещение музеев, посещение предприятий в селе, часы интересных встреч с ветеранами и известными людьми, классные часы под различными рубриками.
Трудовая деятельность: работа по благоустройству школы и классного кабинета, субботник, дежурство по школе, украшение школы, выставки творчества и т.д.
Общественно-полезная деятельность: помощь ветеранам и пожилым людям.
Художественно-творческая деятельность: новогодний калейдоскоп, осенний бал, участие в различных выставках, конкурсах, праздники ко Дню защитника Отечества и к Международному женскому дню.
Физкультурно-спортивная деятельность: День здоровья, туристические походы, «Веселые старты.
1 ступень реализации программы - 8 класс (первые полгода);
2 ступеньреализации программы - 8,9 классы.
1 ступень « Кто я, какой я?» предусматривает изучение личностных особенностей учащихся, их увлечений, темперамента, качеств характера и т.д.
2 ступень «Каждой профессии – слава и честь!» - профориентационная направленность.
I ступень « Кто я, какой я?»
Цель:
выявить особенности личности каждого ученика (способности, тип темперамента, тип личности в общении, уровень воспитанности, готовность к саморазвитию, место учащегося в коллективе, особенности межличностных отношений, влияния семьи).
Задачи:
создать благоприятные условия для развития индивидуальных и творческих способностей учащихся;
подобрать рациональные методы общения и обучения учащихся;
развивать чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, умение жить и общаться с разными людьми;
Формы реализации:
наблюдение в учебное и внеучебное время (рассказы друг о друге, поступки, круг интересов, увлечений, отношение к окружающему, влияние семьи).
сочинения (в т. ч. по заданному началу)
анкеты
тесты
опросники
«Фантастический выбор», недописанный тезис и т.д.
Классные часы и т.д.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Использование рациональных и экономных способов воспитательного воздействия на ученика, корректировка влияния семьи, построение отношений учащихся с учителями-предметниками.
Создание благоприятных условий для самореализации в различных видах деятельности.
Овладение основами культуры общения, бережное, внимательное отношение друг к другу.
Формирование общественного мнения по важнейшим вопросам человеческих взаимоотношений. Овладение навыками общения с разными людьми. Создание благоприятной психологической обстановки. Знание возможных путей самопознания и самореализации, типов темперамента и характера. Знание своих личностных особенностей, интересов и склонностей.
Система основных программных мероприятий I ступени
Мероприятия Срок Исполнители
Определились ли вы в своих жизненных выборах?
Сентябрь кл.рук.
Уровень учебной мотивации
Октябрь Удовлетворенность школьной жизнью
Сентябрь кл.рук.
Уровень воспитанности
Сентябрь кл.рук.
Отношение к окружающим людям (тест «Стили взаимодействия») Ноябрь кл.рук.
Изучение типов темперамента
Ноябрь кл.рук.
Стратегия профессионального выбора
(тест «Каким типом интеллекта вы обладаете?») Ноябрь кл.рук.
Труд для вас?
Октябрь кл.рук.
Склонность к типу профессии.
Ноябрь кл.рук.
Карта интересов.
Декабрь кл.рук.
Карта развития трудовых психофизиологических качеств. Декабрь кл.рук.
II ступень «КАЖДОЙ ПРОФЕССИИ-СЛАВА И ЧЕСТЬ!»
(8,9 КЛАССЫ)
Цель:
воспитание человека, приспособленного к требованиям общества.
Задачи:
развивать умения и навыки трудовой деятельности;
воспитывать самостоятельность, предприимчивость, настойчивость,
добросовестность;
проводить профориентационную работу.
Формы реализации:
знакомство с типами, классами, группами профессий, условиями труда;
посещение предприятий;
проекты, презентации, творческие работы; встречи с представителями
разных профессий;
взаимодействие с Центром занятости населения Сеченовского района;
благоустройство школьной спортплощадки и пришкольного участка.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
учащиеся следят за порядком в классе;
имеют представление об основных группах профессий и правилах выбора
профессии;
знают различные учебные заведения, где можно приобрести те или иные
профессии;
знают основные требования при поступлении в учебные заведения;
умеют определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
Система основных программных мероприятий IIступени
Мероприятия срок исполнители
Вовлечение учащихся в кружки по интересам и склонностям В течение года классный руководитель
Деловая игра «Хочу- могу- надо» сентябрь Классный руководитель
Классный час «Имидж делового человека» сентябрь Классный руководитель, родители
Проект «Парад профессий» октябрь Классный руководитель
Серия классных часов с презентациями «Время, события, люди» октябрь Классный руководитель, родители
Знакомство с требованиями профессии к человеку октябрь Центр занятости населения
Разработка анкеты, резюме ноябрь Учитель русского языка, литературы
Библиотечный урок: мир профессий ноябрь библиотекарь
Знакомство с профессиями «Человек – природа»
декабрь Классный руководитель
Знакомство с профессиями «Человек –техника» декабрь Классный руководитель,учительтехнологии
Знакомство с профессиями «Человек – человек»
декабрь Классный руководитель
Знакомство с профессиями «Человек – художественный образ» январь Классный руководитель
Классный час «На пути к будущей профессии». январь Классный руководитель
Школьные занятия и мир профессий февраль Учителя- предметники
Встречи с представителями разных профессий февраль Классный руководитель
Здоровье и выбор профессий март Фельдшер РогоженскогоФАПаБеседы с родителями о факторах выбора профессии март Классный руководитель
Индивидуальные беседы «Пути дальнейшего получения образования учащегося» март Классный руководитель
Беседа с родителями «Система учебных заведений Нижегородской области» апрель Классный руководитель
Потребность региона в кадрах или состояние на рынке труда апрель Центр занятости населения
Классный час «Типичные ошибки при выборе профессии» май Классный руководитель
Организация экскурсии в Сеченовскийагротехникумпо плану Классный руководитель
3. План-график реализации программы
Программа на каждой ступени реализуется по 5 направлениям: учеба, здоровье, семья, патриот, творчество.
Ученик и его интеллектуальные возможности
Цель:
развивать познавательную активность.
Задачи:
расширять информационный кругозор;
формировать потребность в самообразовании, применении знаний по практике;
развивать самостоятельность мышления, индивидуальные способности.
Формы реализации:
школьные и районные предметные олимпиады;
викторины;
конкурсы;
тематические КВНы;
интеллектуальные игры;
районные конкурсы, конференции.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Активное участие и высокие показатели в вышеперечисленных мероприятиях.
Развитые умения и навыки учебной деятельности; самостоятельность мышления.
Сформирована потребность в самообразовании.
Ученик – патриот и гражданин
Цель:
приобщение к духовным ценностям Отечества, воспитание гражданственности,
патриотизма.
Задачи:
поддерживать интерес к истории страны, выдающимся людям, участникам
военных действий;
воспитывать гражданственность, патриотизм и другие лучшие человеческие
качества.
Формы реализации:
встречи с участниками боевых действий;
участие в конкурсах чтецов, посвящённых Дню Победы, Дню Защитника
Отечества;
участие в праздновании Дня Победы;
участие в военно-спортивной игре «Зарница;
экскурсии в краеведческий музей;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Интерес к истории Отечества. Понимание необходимости защищать Родину.
Правильное оценивание поступков людей, героев книг и кинофильмов.
Наличие собственного мнения по важнейшим вопросам жизни общества и человеческих взаимоотношений.
Общение и досуг ученика
Цель:
развивать творческую активность, стремление к самореализации.
Задачи:
развивать индивидуальные способности, умения и навыки творческой деятельности;
повышать самооценку отдельных учащихся;
расширять эстетический кругозор.
Формы реализации:
экскурсии на выставки, в музеи;
участие в конкурсах, смотрах, выставках, концертах, театрализованных
представлениях;
классный час «Мир твоих увлечений»;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
развитие творческой активности, индивидуальных способностей, умений и
навыков творческой деятельности;
появление чувства уверенности в себе, своих способностях у отдельных учащихся;
достижение определённых результатов творческой деятельности.
Ученик и его здоровье
Цель:
формировать потребность вести здоровый образ жизни.
Задачи: выработать отношение к здоровью как к важной личной и общественной
ценности;
познакомить со способами поддержания здоровья;
укреплять здоровье учащихся;
вырабатывать туристические навыки.
Формы реализации:
спортивные соревнования;
турслёты;
загородные прогулки и поездки;
лекции врачей;
беседы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
отношение к здоровью как к важной личной и общественной ценности;
знание способов поддержания здоровья;
увеличение числа учащихся, активно занимающихся спортом;
Ученик и его нравственность
Цель:
помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни
Формы реализации:
цикл классных часов «Уроки нравственности»;
диагностики по определению уровня нравственности.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Повышения уровня нравственности.
Ученик и его семья
Цель:
создать общую благоприятную атмосферу общения с родителями.
Задачи:
изучать влияние семьи на учащегося;
предупредить распространённые ошибки родителей в воспитании детей;
вооружить необходимыми психолого-педагогическими знаниями о воспитании
старших подростков.
Формы реализации:
родительские собрания;
родительский комитет;
индивидуальные консультации
привлечение родителей к участию в мероприятиях;
лекции по психолого-педагогическим проблемам.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Доверие родителей классному руководителю.
Родители и классный руководитель – единомышленники.
Планирование классных часов:
8 класс
месяц Тема классного часа направление Ответств.
Форма проведен.
Сентябрь Здоровым быть здорово!
«На пути к будущей профессии
Имидж делового человека
Проект «Парад профессий»
Охрана здоровья
Нравственное
Интелект. Кл.руковод. Тренинг
Беседа
Кл.часКруглый стол
Октябрь Парламентский час
Смотри в оба
Я утверждаю себя
Каким типом интеллекта вы обладаете? Патриотическое
Охрана здоровья
Психологическое Кл.руковод. Кл.часПрезент.
Кл.час,тест буклет
тест
Ноябрь Игры разума (логические задачи)
Настоящий друг
Герои российского спорта Интеллектуал.
Нравственное
Охрана здоровья Кл.руковод. Интел.играКл.часБеседа
Декабрь Русские самородки (изобретатели, ученые)
Дети и деньги
Вредная пятерка и полезная десятка (здоровое питание) Тематический
Нравственное
Охрана здоровья Кл.руковод. Твор.вечерБеседа
Кл.часЯнварь Как жить в мире с родителями.
Поговорим о милосердии. Психологическое
Охрана здоровья Кл.руковод. Диспут,
буклет
беседа
Февраль Гардемарины, вперед! (конкурс-поздравление для мальчиков)
Эти вредные конфликты
По музеям мира
Библиотечный урок: мир профессий Тематический
Психологическое Кл.руковод. Вечер отдыха
Диспут
Кл.часМарт Красавицы-девицы – умницы и мастерицы (конкурс-поздравление для девочек)
Чти отца своего.
Будущее России. Какое оно? Тематический
Нравственное Кл.руковод. Вечер отдыха
Кл.часКл час
Апрель HomoLegens, или человек читающий.
Моя семья – мое богатство.
«Хочу- могу- надо» Интеллектуал.
Нравственное Кл.руковод. Библиот.
урок
кл.час,играделовая игра
Май Детство, опаленное войной Тематический Кл.руковод. Кл.час9 класс
месяц Тема классного часа направление Ответствен
Форма
проведен
Сентябрь Путь к себе
Ставим условие – долой сквернословие!
300-ление Нижегородской губернии Психологическое
Охрана здоровья
Патриотическое Кл.руковод. Диспут
Кл.часКл.часОктябрь Нужны ли нам мигранты?
Доходы от отходов
Любимец публики
День здоровья Нравственное
Экологическое
Психологическое Кл.руковод. Диспут
Кл.часКл.часНоябрь Мы активные, креативные!
Библия и иконопись
«Путь в успеху»
(выбор профессий)
Конкурс творческих работ Профессии моих родителей Интеллектуал
Тематический Кл.руковод. Деловая игра
Кл.часДиспут
Интервью
Декабрь Семь чудес России
Что день грядущий мне готовит?
Моя будущая жизнь и нынешняя учеба
На пути к будущей профессии Тематический
Кл.руковод. Кл.часКл.часБеседа
презент
Январь Секреты Ромео и Джульетты
Титан российской промышленности
Мир человеческих чувств
«Пути дальнейшего получения образования учащегося» Нравственное
Тематическое Кл.руковод. Беседа
Кл.часбеседа
Февраль Сила ума
Рыцарская академия
Я,вы,они А может быть, мы?
«Время, события, люди»
Разработка анкеты, резюме Интеллектуал.
Тематический Кл.руковод. Делов.играКВН
Беседа
Круглый стол
Март Весенняя мозаика
Страдания от киберманииЗдоровье и выбор профессии
Организация экскурсии в Сеченовскийагротехнику «День открытых дверей» Тематический
Охрана здоровья Кл.руковод. Вечер отдыха
Беседа
Кл.часЭкскурс.
Апрель Пасхальная радость
Железная воля, стальной характер
Выпускник года
Типичные ошибки при выборе профессии Тематический
Психологическое
Тематический Кл.руковод. Беседа
Тренинг,беседабеседа
Май Последний бой, он трудный самый
Как готовиться к экзаменамхтаВахта Памяти
Последний звонок Патриотический
Психологический Кл.руковод. Кл.часБеседа
Митинг
Прогнозируемые общие результаты
Ученик класса:
свободная, творческая, жизнелюбивая личность, обогащенная знаниями о природе и человеке, готовая к творческой, созидательной деятельности, способная к самоопределению;
4. Методическое обеспечение программы
Для того чтобы данная программа была реализована необходимо:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации, школы, педагогического коллектива.
совместная деятельность с родителями, с учреждениями дополнительного образования, службой занятости населения, сельской библиотекой, СДК.
Данная работа реализуется через:
изучение психологических особенностей учащихся (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования с учащимися и родителями, анкетирование, мини исследования);
систематическое посещение уроков с программой наблюдения с последующим анализом на классных и родительских собраниях;
дискуссии, диспуты;
ролевые, деловые, образовательные игры;
экскурсии, походы;
«круглые столы», ток-шоу, брейн-ринги;
соревнования;
викторины;
интеллектуальные марафоны;
проектные игры;
КВН;
участие в общешкольных акциях.
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности.
( см.приложение)
5. Ресурсное обеспечение программы
Интеллектуальные ресурсы:
Классный руководитель – творческий исследователь, владеющий методиками индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания, решает проблемы развивающего обучения, участвующий в разработке интегрированных уроков. Он является одновременно и воспитателем, так как способен составить программу духовного роста ребёнка, помочь в развитии индивидуальности каждого, владеет культурой общения и создаёт гуманистические отношения с учениками.      Координатор программы - зав. филиалом Тюрина М.Ю., руководитель ШМО классных руководителейКлементьева И.Ю.
Соисполнители программы:
Цыганов А.Ю. – педагог дополнительного образования;
Алешин Н.А. - педагог дополнительного образования;
 педагогический коллектив школы;
 родители.
Технические ресурсы:
Материально-техническая база позволяет создать условия, необходимые для реализации данной программы:
учебные классы;
компьютерный класс;
 библиотека;
 спортивный зал и спортивная площадка;
компьютерное оборудование и ТСО: музыкальные центры, принтер, сканер, мультимедийный проектор;
Интернет.
Информационно-аналитические:
 организация выставок
 организация информационных стендов;
освещение работы на сайте школы.
Девизом всей воспитательной работы должны стать слова:
«Твой УСПЕХ - это Мой УСПЕХ, Это УСПЕХ каждого из Нас!
6. Список литературы
Борисова Е.М.Индивидуальность и профессия. – М., 2010.
Великородная В.А., О.Е. Жиренко О.Е. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию5 –11 классы.- М., «ВАКО», 2011.
Газман О.С., Иванов И.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя): Методические рекомендации. – М., 2010.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 5-11 классы.- М., «ВАКО», 2011.
Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: «Народная АСВЕТА», 2011
Завьялова У.С. Воспитательный план – помощник, справочник, путеводитель в работе классного руководителя // Классный руководитель. – 2000. - №8. – С. 24-39.
Калугин Н.И. Профессиональная ориентация учащихся. – М., 2012.
Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 2010.
СтепановаЕ.Н.Воспитательная система класса: теория и практика. - М., Сфера, 2012.
Фридман Л.М., Пушкина Т.А. Изучение личности учащегося и ученического коллективов. – М., 2011.
Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы ВР классного руководителя на диагностической основе. М., Центр «Педагогический поиск», 2011.
Классные часы: 8 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.
Классные часы: 9 класс/ Авт-сост. А.В. Давыдова,- М:ВАКО, 2012.
http://www.it-n.ru/http://www.uchportal.ruhttp://uroki.net/docklruk.htmhttp://bespalovaev.narod.ruhttp://www.psy-help.ruhttp://komobr-eao.ruhttp://www.bibliofond.ruПриложение
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
«Мое представление о нравственных качествах»
Цель: выявить представления учащихся о таких качествах как: исполнительность, ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, честность, бережливость, аккуратность, любовь к Родине.Ход выполнения.
Ученикам предлагается ответить на следующие вопросы.
1.Что значит для тебя высказывание «Этот человек любит свою Родину?»
2.Какого человека можно назвать трудолюбивым?
3.Приведи пример совершенного кем-то бесчестного поступка.
Аккуратный человек – это ________________________
Бережливый человек – это ________________________
4.Кого из учащихся вашего класса ты мог бы назвать исполнительным и ответственным? Почему?
Обработка результатов.
Исходя из ответов ребят, можно понять, в какой мере они понимают сущность названных качеств личности. Проделав качественный анализ по следующим критериям:
- низкий уровень (неправильное представление о качестве)
- средний уровень (правильное, но недостаточно полное и четкое представление)
- высокий уровень (правильное представление)
Этикометрия(для учащихся 5-11 классов, автор В.М. Шепель)
Цель: получить более полный банк данных об учащихся.
Ход выполнения: этот метод состоит в дописывании пяти начатых ниже тезисов, включающих в себя их подробное обоснование.
Мои основные ценности – это _________________________________.
___________________, потому, что _______________________________.
Наиболее устойчивыми моими целями являются _________________,
Потому, что ___________________________________________________.
Мои повседневные привычки __________________________________,
___________________, потому, что ________________________________.
Я могу написать о своих родителях _____________________________
__________________, ласковых слов, потому, что ____________________.
Мое поведение я могу охарактеризовать как поведение человека________________________________________________________
потому, что ____________________________________________________.
«Памятные даты моей жизни»
Цель: данная методика позволяет классному руководителю увидеть суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.
Ход выполнения: учащимся предлагается написать памятные даты своей жизни, начиная с того времени, когда они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнить работу, заполняя следующую таблицу:
Дата Событие
Социометрия
Цель: получить более полный банк данных для оказания адресной помощи старшекласснику.
Ход выполнения:
Старшеклассникам предлагается дописать пять нижеследующих тезисов с указанием причин такого ответа.
У меня __________ друзей потому, что _________________________.
У одноклассников я вызываю _________________________________.
___________(симпатию, антипатию) потому, что _______________.
Ко мне обращаются за помощью и советом _____________________.
___________(часто, редко) потому, что ___________________________.
Меня называют ___________(добрым, злым), потому, что
__________________________________________________________.
При виде плачущего человека я _______________________________.
_______________, потому, что ________________________.
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми
Одаренность—конечно дар,
Богом данный, данный свыше.
Одаренность—это огонь,
Не гаси, поддержи его, слышишь.
Одаренность—пытливый ум,
Почемучка еще с пеленок.
Одаренный—философ и шут,
В общем, трудный еще ребенок.
1. Что такое одаренность?
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
2. Цели и задачи работы с одаренными детьми.
Цель: создание условий для оптимального развития детей.
Задачи:
Выявление одаренных детей с использованием различных диагностик.
Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности.
Развитие у одаренных детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
3. Принципы работы с одаренными детьми:
- Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения обучающихся – высший уровень).
- Принцип опережающего обучения.
- Принцип комфортности в любой деятельности.
- Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей обучающихся.
- Возрастание роли внеурочной деятельности.- Принцип развивающего обучения.- Принцип добровольности.
4. Как отличить одаренного ребенка?
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
5. Основные категории одаренных детей (виды одаренности):
По виду деятельности выделяют 5 групп:
1. Практическая одаренность:
- одаренность в ремеслах
- спортивная
- организационная
2. Познавательная одаренность:
- академическая (высокие результаты по всем или определенным школьным предметам)
- научная (научно-исследовательская деятельность в определенной области)
3. Художественно-эстетическая одаренность:
- хореографическая
- сценическая
- литературно-поэтическая
- изобразительная
- музыкальная
4. Коммуникативная (лидерская) одаренность.
5. Духовно-ценностная одаренность (создание новых духовных ценностей и служение людям).
6. Этапы работы с одаренными детьми:
1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.
Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися в классе.
2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.
На этом этапе работы с одаренными детьми наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания и т.д.
3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.
Цель 3 этапа:создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения для удовлетворения социального заказа родителей.
Задачи 3 этапа:
1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в разных областях науки и творчества;
2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;
3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые
способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в городских, областных олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.
5)      развитие спектра образовательных услуг, удовлетворяющих потребности,  интересы детей.
7. Основные направления работы с одаренными детьми:
         выявление одаренных  обучающихся;
         создание банка данных «Одаренные дети»;
         разработка индивидуальных форм работы;
         внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;
         использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
         создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников  школы  при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся;
         развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит  школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, городских, областных,  всероссийских   олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях;
         включение старшеклассников в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на школьные, городские,  всероссийские  ученические конференции и публикацией тезисов или докладов;
         разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих инициатив учителей и  обучающихся   школы  и других образовательных учреждений района
8. Содержание работы с одаренными детьми
I. Диагностика: 1. Изучение диагностических методик.2. Создание банка тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования. 4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования. 5. Изучение работы  обучающихся на уроке путем посещения занятий учителем. 6. Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми. II. Создание благоприятных условий для реализации творческого и интеллектуального  потенциала одаренных детей: 1. Организация консультативной помощи для  обучающихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность. 2. Информирование  обучающихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 3. Знакомство  обучающихся с новинками литературы. 4. Привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми. 5. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. 6. Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир. 7. Организация помощи ученикам в подборе литературы. 8. Проведение переводной и текущей аттестации  обучающихся в форме собеседования. 9. Предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам. 10. Увеличение времени для самостоятельной работы  обучающихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы. III. Развитие творческих и познавательных  способностей:1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов: - творческие ответы; - выполнение творческих тематических заданий; - выполнение проблемных поисковых работ; - выступления в лекторских группах; - назначение ответственными за проведение предметных недель; - приобщение (в различных формах) к работе учителя; - повышение степени сложности заданий; - интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. 4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов. IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня семьи - выставка творческих достижений  обучающихся. 2. Вынесение на публичное своевременное поощрение успехов  обучающихся (линейки, молнии-объявления). 3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы. 4. Обращение внимания на заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях. 5. Освобождение от переводных экзаменов победителей районных, городских, областных олимпиад. 6. Ходатайствование в вышестоящие органы о поощрении одаренных детей.
Разработка внеклассного мероприятия.
Игра «Я в мире толерантности»
 
Пояснительная записка.
 Одним из инновационных форм воспитательной работы является воспитание  у подрастающегопоколениятолерантности. В начале работы над этой проблемой мною была изучена теоретическая база (Интернет http:\\ru.wikipedia.org\wiki\oon; http:\\tolerantia.narod.ru\ ), затем выделены основные направления работы по развитию воспитания учащихся в духе миролюбия, веротерпимости и понимания:
 
-  «Личность»: изучение учащимися себя как личности: своего темперамента, характера, самооценки, ценностных ориентаций. Эта работа ведется во взаимодействии с школьным психологом.
Формами работы являются:
-психологическая диагностика;
-беседа;
-диспут;
-круглый стол.
 
- «Семья»: определение роли семьи в воспитании доброжелательности, безконфликтности и в профилактике социальной напряженности в обществе. Здесь работает сотрудничество классного руководителя, социального педагога, психолога, родителей  и социума.
Формами работы являются:
-родительские собрания;
-лектории;
-анкетирование;
-тренинги;
-внеклассные мероприятия.
 
- «Общество»: выбор пути развития толерантной личности и неприемлемость интолерантного отношения к окружающим. В этой работе принимают непосредственное участие все воспитательные силы.
Формами работы могут быть:
-уроки;
-классные часы;
-просмотр кинофильмов, видеороликов;
-деловые игры;
-лекции;
-конкурсы рефератов;
-Дни толерантности;
-вечера и клубы;
-спортивные соревнования;
-тренинги;
 
-КТД и другие внеклассные мероприятия.
 
Сейчас со своим классом я работаю по направлению «Общество».  Координируя взаимодействие педагогов, семьи и социума, в себе воспитываю толерантность: сотрудничество, дух партнерства, терпимость к чужим мнениям, расположенность к другим людям, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой. 
 
                 
Игра  «Я в мире толерантности»
Цель:  формирование толерантного сознания учащихся.
Задачи:
- повысить уровень коммуникативной культуры учащихся;
-способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации;
-развить навыки социального поведения;
-выработать принципы толерантного поведения.
 
 Участники: учащиеся 7класса; классный руководитель, школьный психолог, социальный   педагог, помощник (старшеклассник), отвечающий за музыкальное сопровождение игры, родители в качестве гостей.
 
Подготовка к мероприятию:
Классный руководитель подбирает игровой материал, оборудование и оформление игры, координирует взаимодействие участников воспитательного воздействия. Классный руководитель является ведущим игры.
Психолог готовит проведение игры «Большой костер», помогает классному руководителю отобрать материал для игры, анализируя его с точки зрения целесообразности и правомерности. По окончании игры психолог анализирует цветовую гамму трафаретов футболок методом диагностики Люшера для дальнейшего решения  воспитательных задач и индивидуальной работы с учащимися.
Социальный педагог ведет подготовку « трудных детей» к игре.  В ходе мероприятия социальный педагог является участником вместе с учениками с целью помочь детям правильно сформулировать мысли, корректировать самовыражение учащихся в нужном направлении. Он является представителем жюри - оценивает деятельность групп в соответствии с номинациями награждения участников. Кроме того, являясь наблюдателем, социальный педагог анализирует  самовыражение детей для дальнейшего целеполагания работы с отдельными учащимися, родителями.
 
Оформление, оборудование, инвентарь: листы ватмана, листы А4, фломастеры, цветные карандаши, маркер, сигнальные картинки, печатный материал ( истории жителей племен, «Принятие правил»), таблицы, карточки, клей,  трафареты футболок, дипломы участников, конверты с листками для записей отзывов и предложений, доска с магнитами, дополнительная доска, диск с релаксационной музыкой и звуками природы, звуком фанфар.
Подготовительный этап:
Готовится помещение для игры: парты и стулья ставятся таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за четырьмя большими столами (по 7 человек), Столы расположены таким образом, чтобы  при необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство. На столы раскладывается раздаточный материал. Классный руководитель делит детей на четыре группы.
 
Ход проведения:
 
 Вступление.
 
Классный руководитель, школьный психолог и социальный педагог приветствуют группы учащихся и родителей, говорят вступительное слово.
 
Классный руководитель: Ребята, давайте вспомним значение слова толерантность (обращается к доске): Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
 
Психолог: Сегодня мы с вами выясним, что значит быть толерантными, насколько мы толерантны в общении друг с другом и зачем необходимо быть толерантным человеку.
 
Социальный педагог: Итак, мы объявляем начало нашей большой интересной игры «Я в мире толерантности» (звучат фанфары).
 
Мобилизующее начало.
 
Классный руководитель говорит о том, что ребята разделены на группы, в ходе игры будут определены номинации награждения команд и представляет эксперта, оценивающегоигроков  – социального педагога, а также проводит знакомое ученикам по предыдущим мероприятиям «Принятие правил»:
 
Повторяем за мной правила игры: (правила игры распечатаны для групп участников)
1. Не нужно оценивать друг друга;
2.Надо относиться  друг к другу с уважением, доброжелательно;
3.Нельзя рассказывать за стенами класса о том, что говорили о себе и как проявляли себя одноклассники;
4. Нельзя проявлять агрессию.
5.Необходимо слушать друг друга. (говорят по одному)
 
Игра.
 
1.Расширение понятия «толерантность»
 
Классный руководитель объявляет 1 этап (звучат фанфары).
Классный руководитель предлагает участникам групп назвать ассоциации со словом толерантность, оговаривая условия: участники групп говорят по очереди по сигналу классного руководителя до того момента, пока он скажет «Стоп!».
Обращается к 1-ой группе участников и по ходу высказываний записывает их ярким маркером на листе ватмана, прикрепленном к доске, затем останавливает участников и обращается к другой группе, предупредив, что слова не должны повторяться, и т.д.