Игровой самомассаж-как инструмент укрепления здоровья ребенка.


Евдокимова Владлена Владимировна
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Звездочка»
г. Абакан.Игровой самомассаж - как инструмент укрепления здоровья ребёнка.
Статья посвящена укреплению здоровья ребенка в дошкольном образовательном учреждение. Самомассаж – один из методов, направленных на укрепление здоровья и профилактики заболеваний у детей.
Ключевые слова: Здоровье ребенка, дошкольное учреждение, игровой самомассаж.
Мы живем в XXI веке. Наше столетие ознаменовалось бурным техническим прогрессом, оказывающим влияние на все происходящее в мире, но ни для кого не секрет и оборотная сторона такого бурного технического развития. К сожалению, ухудшилось состояние окружающей среды, редко встретишь на прилавках наших магазинов чистые экологические продукты питания, некачественная вода, чрезмерное увлечение гаджетами, снизилась двигательная активность современного человека – это лишь некоторые  факторы, агрессивного воздействия на здоровье людей.     Особенно страдают дети.
Укрепление и охрана здоровья детей это основная задача, которую  должны решать, и решают не только медицинские организации, но и образовательные учреждения. Особая роль в охране здоровья отводится на период дошкольного детства. Именно в это время закладываются  основы КГН, физической культуры, здорового образа жизни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования четко выделяет роль ДОУ в охране и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
В нашем дошкольном учреждение большое внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям.
Технология - это инструмент, при помощи которого  педагог может выстроить процесс образования, применяя различные методики, направленные на сохранение здоровья, а также заложить навыки и знания необходимые для здорового образа жизни
В своей группе мы практикуем оздоровительную работу, направленную на  укрепление организма ребенка. Это различные виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и гимнастика для глаз). Активно используем подвижные и спортивные игры, особенно на свежем воздухе. Физкультурные занятия, спортивные праздники и развлечения прививают интерес к здоровому образу жизни. Используем в своей работе и  нетрадиционные методы. Наиболее эффективным, а главное любимым детьми стал самомассаж.
Самомассаж оказывает благотворное влияние не только на подвергаемый воздействию участок тела, но и на весь организм в целом: усиливает  циркуляцию крови, улучшает обмен веществ, делает мышцы эластичными, оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему. Воздействуя на различные точки можно добиться хороших результатов в  профилактике простудных заболеваний, плоскостопия, снять напряжения зрительного нерва, улучшить общее состояние всего организма. Но учитывая возрастные особенности, перед нами встала задача сделать данный вид деятельности наиболее привлекательным и интересным для самого ребенка. Познакомившись с различными техниками самомассажа мы остановили свой выбор на игровом. Игровой самомассаж, сопровождается веселыми стихами, несложными действиями (похлопываниями, поглаживаниями, легкими постукиваниями, растираниями).   Все это превращается для ребенка в увлекательное занятие, которое прививает привычку к  здоровому образу жизни.
Необходимо ознакомить детей с правилами проведения массажа:
-массажные движения должны быть плавными и направленными от конечностей к центру (от кистей рук к плечу)
-надавливания и потирания указанных точек должны быть легкими и не причинять болезненных ощущений.
В своей группе игровой самомассаж мы проводим во время непосредственно-образовательной деятельности, в свободной игровой деятельности, используем упражнения самомассажа и в индивидуальной работе. Наблюдая за детьми, мы пришли к выводу, что самомассаж благотворно влияет не только на физическое состояние детей, но и на развитие памяти, речи. Делая несложные  массажные движения и произнося при этом весёлые стихи, дети лучше и с большим удовольствием их запоминают.
Для большей эффективности профилактики простудных заболеваний с помощью игрового самомассажа, мы объединили усилия  с родителями. Здоровье детей - это всегда актуальная тема. Никто из родителей не хочет пичкать своих детей таблетками и, познакомившись с таким действенным профилактическим средством как самомассаж, который к тому же не отнимает много сил и времени (5-7 минут в день) с удовольствием включились в совместную работу. На родительском собрании мы познакомили родителей с правилами проведения массажа, провели игру, в которой они сами стали активными участниками оздоровительного процесса. Почувствовав ненадолго себя детьми, улучшив себе настроение, пришли к выводу, что это возможность привить ребенку привычку правильного досуга, которая способствует развитию, как речевых навыков, так и разработке мускулатуры, снятию нервного напряжения, общему расслаблению, улучшению работы внутренних органов и систем жизнедеятельности.  
Для того, чтобы родители могли активно участвовать в работе по оздоровлению детей с помощью игрового самомассажа, мы составили картотеку, в которой описываются массажные движения, сопровождаемые веселыми стихами и потешками. На каждую неделю мы выпускаем буклет с планируемыми занятиями по игровому самомассажу, а также периодически составляем памятки для родителей о том, как правильно проводить игровой самомассаж. Для более мобильной связи с родителями мы создали сайт, где ведем активный диалог и отвечаем на интересующие вопросы  родителей. На страничке   “Интересно” размещаем новые  упражнения самомассажа в игровой форме для проведения  с детьми.  
Таким образом была достигнута наверное самая главная цель - ответственное отношение к сохранению своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Также можно с уверенностью сказать, что многие родители стали больше внимания уделять активному, здоровому образу жизни, что, в свою очередь, снизило в нашей группе уровень простудных заболеваний детей.
В заключении хочу познакомить вас с очень простыми массажными движениями ,которые каждый из вас может с лёгкостью выполнить в любое время. Выполняя данный вид самомассажа ( пять минут в день ) вы защитите свой организм от простудных заболеваний. Сопровождайте ваши движения веселыми стихами и к вам с удовольствием присоединятся ваши дети. Желаю вам здоровья.
«Белый мельник»
Белый-белый мельник сел на облака.
(Провести пальцами по лбу от середины к вискам).
Из мешка посыпалась белая мука.
(Легко постучать пальцами по вискам).
Радуются дети, лепят колобки .(Сжав руки в кулаки, возвышениями больших пальцев быстро растереть крылья носа).
Заплясали санки, лыжи и коньки.
(Раздвинув указательный и средний пальцы, массировать точки перед и за ушными раковинами) . Список литературы:
Голубева, Л. Особенности физического развития и воспитания ребенка второго года жизни / Л. Голубева // журнал Дошкольное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал / М-в образования РФ . – 2005 . – N10 . – С. 102-111. – На рус. яз. 
Киселева, В. Развитие тонкой моторики: коррекционная работа / В. Киселева // журнал Дошкольное воспитание : Ежемесячный научно-методический журнал / М-в образования РФ . – 2006 . – N1 . – С. 65-69. – На рус. яз. 
Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. -N2.-С.171-187.
Сиротюк, А. Плоды просвещения / А. Сиротюк // Дошкольное воспитание.-2006.-N1.-С.70-78 .