Обобщающий урок на тему Собирай по ягодке — соберешь кузовок


Разработка открытого урока
Предмет: литературное чтение
Тема: обобщение по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»
Учитель: Алексеенко Юлия Игоревна, выпускница ГБПОУ СО «Нижнетагильский педагогический колледж №1»
Класс: 3
Цель: Обобщение и систематизация знаний учащихся по пройденному материалу
Задачи
1. Обучать коллективному творчеству, обучение чтению в лицах;
2. Развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их.
3. Воспитывать общечеловеческие качества - доброта, терпение, забота о ближних, сочувствие.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Методы проведения урока:
Методы организации и осуществления учебной деятельности – наглядные (иллюстрация), словесные (беседа, рассказ), работа в группах, поисковая деятельность, проблемное обучениеМетоды стимулирования и мотивации:
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.
Материально – техническое обеспечение: Толковый словарь русского языка, портреты писателей, макеты кузовков, карточки с изображением ягод, тексты стихотворений Б.Заходера, учебник «Родная речь», карточки с изображением «лайка»
Планируемый результат:
1. Умение читать по ролям, анализировать произведения.
2. Умение работать в группах, коллективно решать проблемы и подходить к ним творчески.
3. Развитие общечеловеческих качеств.
ХОД УРОКА
Орг. момент 3 мин.
Организация кабинета:
На доске кузовок, а рядом, на парте лежат ягоды со словами: забота, глупость, терпение, равнодушие, труд, доброта, сочувствие, внимание, старание, упрямство, лень.5 круглых столов по 6 стульев у каждого.
В середине каждого стола изображения литературных героев, как и на карточках.
Перед началом урока, проводится жребий.
На столе лежат карточки. На карточках написаны имена:
Иван царевич
КарлсонВини-пухГерда
Красная шапочка
Ребята вытягивают данные карточки и рассаживаются в соответствии с изображением героя на карточке и парте.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, четко говорите
И тихонечко сидите.
Ребята, сегодня у нас в классе много гостей, которые пришли посмотреть на вас, посмотреть, как вы учитесь. Повернитесь и поприветствуйте, наших гостей. Теперь улыбнитесь соседу и пожелайте друг другу творческих успехов.
Я вижу, что у вас настроение хорошее. За окном – весна! Скоро лето, каникулы, вы будете отдыхать, путешествовать, веселиться, а пока нас ждет работа.
Проверим вашу готовность к уроку. Все ли у вас есть на партах?
Ребята, почему для нас важны уроки литературного чтения?
(Учимся хорошо читать, пересказывать, рассуждать, пригодиться в будущем, понимать причины поступков главных героев, разбирает новые и непонятные слова).
Подготовительный этап 5 мин.
На доске название раздела.«Собирай по ягодке - наберешь кузовок».
Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в небольшое путешествие, а точнее у нас будет литературный квест.
Гости которые к нам сегодня придут, обратились к нам за помощью.им нужно помочь найти заветную книгу волшебства, в которой собраны все сказки мира. Если мы не поможем героям найти эту книгу, мы можем потерять эту книгу навсегда!
Но так просто мы ничем им помочь не можем, они едут к нам с волшебными заданиями. Мы должны показать героям, чему научил нас этот литературный раздел.
К нам уже торопятся гости с разных концов планеты, чтобы проверить, что вы знаете и чему вы научились.
Вспомните, пожалуйста, какой раздел мы с вами закончили изучать?
Мы закончили изучение большого раздела «Собирай по ягодке - наберешь кузовок». Какие «ягодки» мы собирали в кузовок, изучая произведения данного раздела? (мудрые советы, полезные правила).
Давайте поприветствуем наших литературных героев.
Выходят литературные герои: Иван Царевич, Карлсон, Вини-пух, Герда, Красная шапочка.
Для нашего квеста понадобится 5 команд по 6 человек. И мы с вами уже разделились, у нас получилось 5 команд по шесть человек. Для более удобной работы выберите себе капитана.
У каждого героя для вас есть задание. Каждой команде дается маршрутный лист. У каждой команды своя последовательность героев.
Иван царевич – «Вспомните название произведения и его автора»
Карлсон–«Аукцион идей»
Вини-пух–«Круговая проверка»
Герда–БлицопросКрасная шапочка – «Писатель, я тебя знаю!»
На выполнение каждого задания 5 мин. Затем ребята меняются и пересаживаются в соответствии с мар.листом за парты. И так выполняются все задания.
К каждому столу подходят герои и предлагают им свои задания. Герои остаются на своих местах, меняются только команды.
Теперь мы можем приступить. Удачи вам, ребята!
Основной этап: 25 мин
Краткое описание заданий:
Иван царевич – «Вспомните название произведения и его автора» (загадки)
Эти дорожки повторяются в том же порядке. Благодаря прозрачности цветного дерева, любая вещь кажется богато украшенной (Б.В. Шерегин «Соберешь по ягодке – наберешь кузовок»)
Мать остановилась и показала сыну вдаль. Там, в конце улицы, стояла новая большая школа, а за школой начинался лес. До школы было еще недалеко (А.П. Платонов «Еще мама»)
Мы продолжали идти в плохом настроении. И только у Тузика настроение было ничего себе. Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие (М.М. Зощенко «Великие путешественники»)
После первого конкурса учитель дает задание одному из учеников:
На столе у нас лежат ягоды, тебе нужно выбрать три добрых качества человека и повесить на наш кузовок.
Карлсон – «Аукцион идей» - собери пословицу
Дурная голова чем родная матушка
Не топор тешет, а плотник ногам покоя не дает
Нет лучше дружка, а плотник
После второго конкурса учитель делает то же самое, предлагает одному из учеников выбрать три добрых качества человека.
Вини-пух – «Круговая проверка» - закончи предложение
Цветок этот самый труженик, он из смерти____________(работает жизнь)
Все надо делать с учетом_____________(сложившейся обстановки)
Все хорошо, что ________________(хорошо кончается)
Герда – Блицопрос – краткий опрос по содержанию раздела
Красная шапочка – «Писатель, я тебя знаю!» По описанию определить, о каком писателе идет речь.
Какие два добрых качества мы с вами забыли повесить? Учитель вешает после ответа учеников.
Итог урока: 5 мин.
Чем заполнили свой кузовок, изучив этот раздел, какими ягодами? Чему научились? (ответы детей)
Что оставили на поляне?
Как вы понимаете название нашего раздела?
Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему?
Рефлексия: 2 мин.На партах у каждого есть рисунки:
«Веселый Лайк» – вам урок понравился, вы считаете, что хорошо работали, и хотели бы получить «5»
«Грустный лайк» - вам не очень понравился урок, вы работали рассеянно, плохо слушали задания, отвлекались.
Выберите свой рисунок, который говорит о том, как вы работали на уроке.
Спасибо за урок!