Образовательная программа дополнительного образования детей «ЛИТЕРАТУРНО – ПОЭТИЧЕСКОЙ СТУДИИ «МАГИЯ СЛОВА» » подготовки юных авторов основного и высшего уровня преподавания


МБУ центр дополнительного образования
«Интеллект»
Образовательная программа дополнительного образования детей
«ЛИТЕРАТУРНО – ПОЭТИЧЕСКОЙ СТУДИИ
«МАГИЯ СЛОВА» »
подготовки юных авторов
основного и высшего уровня преподавания
Возраст обучающихся – учащиеся 5 – 11 классов
Срок реализации - 3 года
Автор Згодько Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы МБОУ школы № 17
Преподаватель дополнительного образования МБУ ЦДО «Интеллект»
Утверждено решением педсовета
МБУ ЦДО «Интеллект»
Протокол № _____ от __________
Феодосия
2014- 2015 учебный год
2015-2016 учебный год
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая программа относится к социально-педагогическому направлению, допрофессиональной подготовке. Учебная программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной/ Сб. общеобразовательных программ и учебниками под редакцией В.Я. Коровиной. Учебная программа литературно-поэтической студии «Магия слова» рекомендована для использования в общеобразовательных и дополнительных учебных заведениях.
Изучение литературы направлено на достижение целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя. Литературно – поэтическое творчество, филологическое образование – одно из условий творческой самореализации учащихся в учебно-познавательной деятельности.
Актуальность программы - занимает центральное место в общей системе эстетического и нравственного воспитания школьников, в развитии их самосознания, познавательных интересов, коммуникативных способностей, художественного вкуса, читательской и речевой культуры. Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Актуальность учебной программы в области литературно – поэтического творчества в практическом применении основ литературоведческих и лингвистических знаний, знаний в области стилистики и культуры речи, теории верстификации в интерактивной форме, в диагностике усвоение учащимися знаний данных дисциплин, теоретических разделов и продуцирования художественного текста как средства творческой самореализации личности учащегося в процессе учебно-познавательной деятельности. Основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения выразительным и средствами русского литературного языка.
Новизна программы в реализации теоретических положений:
гуманизация содержания филологического образования, его направленность на освоение учащимися технологий анализа произведений различных жанров как подлинных общечеловеческих, социальных, моральных и эстетических ценностей;
изучение литературных произведений как явлений искусства слова в органическом единстве их идейного содержания и формы, родовой и жанровой природы;
координация методики преподавания литературно – поэтического творчества принципа взаимосвязи и взаимодействия всего комплекса филологических дисциплин.
Опыт работы с учащимися в области литературно-поэтического творчества важен в процессе реализации программы системного подхода, который включает уровневую дифференциацию учащихся с учетом возрастных, типологических, творческих способностей и интеллектуальной любознательности. В учебной программе разработаны три уровня: воспитанники, учащиеся, слушатели. В подборе тем диалектическая усложненность и логичность расширения информационного поля.
Цель программы: организация учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей учащихся в области литературно-поэтического творчества.
Задачи программы:
Развитие творческих способностей учащихся, создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала юного автора.
Поднятие престижа литературоведческих знаний, способствовать интеллектуальному и творческому развитию личности обучающегося.
Воспитание личность учащегося через развитие интереса к литературоведческим знаниям и корпоративному творчеству.
Получение и закрепление на практике теоретических знаний в области теории литературы; языкознания, стилистики и культуры речи, теории верстимфикации.
Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений, образного и логического мышления.
Формы проведения занятий: лекции, практические работы. интерактивные, с использованием методов традиционного, диалогового, активного, проблемного обучения.
Ожидаемые результаты в реализации задач учебной деятельности:
познакомиться с направлениями русской литературы и их представителями: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм;
научить анализировать лирическое произведение, эпизод из эпического и драматического произведения, сопоставлять образы, писать сочинение-характеристику одного персонажа, сопоставительную характеристику, групповую характеристику, обобщающую характеристику;
развивать общеучебные навыки: составление конспекта лекции, статьи учебника, простого, сложного, цитатного, развёрнутого и тезисного планов, ответ на проблемный вопрос, подготовка сообщения на заданную тему, доклада¸ реферата, работа над проектной работой.
Личностные требования к результатам освоения обучающимися учебной программы:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,
способность ставить цели и строить жизненные планы,
способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Метапредметные требования к результатам освоения обучающимися учебной программы:
освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных),
способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике,
самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
построение индивидуальной образовательной траектории.
Предметные требования к результатам освоения обучающимися образовательной программы. Новые навыки и умения.
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания.
Программа литературно – поэтической студии выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами основ литературоведения, языкознания, стилистики, истории литературы, теории литературы и словесного творчества). Работа по актуализацию знаний и закреплению практических умений и навыков. Используются способы актуализации знаний: повторение, обобщение, систематизация, активные методы обучения, эмоциональные и логические формы освоения материала, творческие и исследовательские задания, коллективные, групповые, индивидуальные виды деятельности, закрепление теоретического материала выполнением практической работы, рефлексивные задания, задания на обнаружение интегративных связей курса с другими дисциплинами.
Основные формы работы с учащимися студии:
поэтические тренинги;
работы, нацеленные на раскрытие психологической природы текстов, написание текстов на заданную тему или предложенный образ; анализ текстов по заданным критериям;
практикумы; построение поэтических цепочек, написание текстов по предложенной поэтической (ритмической, фонологической, аллитерационной) матрице, сочинение литературных стилизаций;
поэтические пазлы: подбор и вмонтирование в предложенный текст своих вариантов рифм, образов, метафор;
опыт взаимного версификационно – стилистического редактирования;
интеллектуальные игры;
тестирование (тесты на общую читательскую культуру и эрудицию);
поэтические чтения и диспуты;
творческие семинары, мастер–классы;
индивидуальные занятия.
Интерактивные формы занятий проходят с использованием методов традиционного, диалогового, активного, проблемного обучения. Разрабатывается практическое задание на рефлексивной основе, формулируется проблемный вопрос.
- в качестве средств текущего контроля используются опросы, зачеты работ на городской сессии литературного творчества.
- в качестве средств итогового контроля применяется защита рефератов и научно-исследовательских работ с последующим обсуждением, выставки работ, участие в конкурсах:
1. Республиканская конференция «Великий и могучий русский язык».
2. X Всекрымский творческий конкурса «Язык – душа народа», посвящённый Международному дню родного языка.
3. Открытый Крымский республиканский конкурс юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос».
4. Крымский конкурс «Космические фантазии».
5. Республиканский конкурс-защита научно-исследовательских работ учащихся-членов Малой академии наук.
6. Республиканский патриотический конкурс литературного творчества «Ради жизни на земле!..»
7. Литературно-поэтический конкурс «Пока сердца стучатся – помните!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
8. Международный детско-юношеский литературный конкурс «70 стихов о войне и Победе»
9. Литературный конкурс для школьников «Моя Родина – Русский язык!»
10. Всероссийский открытый конкурс школьников «Наследники Юрия Гагарина».
11. Всероссийский литературный конкурс для детей и юношества «Юморист же я!»
12. Всероссийский конкурс детского и юношеского литературно-художественного творчества
13. Крымский республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся среднего школьного возраста «Шаг в науку».
- в качестве дополнительных средств контроля используются личные наблюдения преподавателя за учащимися индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
Учебно-тематический план
1-й год обучения (воспитанники)
№ Название разделов и тем
Предмет, дисциплина Количество часов
Теория Практика Всего
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Вводное занятие
Понятие литературного творчества
Культура речи
Введение в теорию версификации
Образные средства
Введение в литературоведение
Введение в языкознание
Семинары, тренинги, мастер – классы, сессии МАН, творческие лаборатории
ВСЕГО:
Итого: 6
24
26
28
12
16
10
12
120
120 6
16
16
18
10
12
12
6
96
96 6
40
42
46
22
28
20
12
216
216
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
1 УРОВЕНЬ – воспитанники
1.Вводные занятия: (6 ч.)
1.1. Положение республиканского конкурса юных поэтов и прозаиков «Мой голос». Требование к оформлению конкурсных работ (2 ч.)
1.2. Основные требования к оформлению творческих взносов для участия в конкурсе – защите научно - исследовательских работ МАН «Искатель» (2 ч.)
1.3. Положения различных конкурсов и фестивалей, основные критерии отбора конкурсных работ (2 ч.)
2. Введение в специфику литературного творчества:
Теоретические занятия: (24 ч.)
2.1. Понятие литературного творчества. Понятие сущности и креативной миссии литературного творчества (2 ч.)
2.2. Понятие специфики литературного творчества (2 ч.)
2.3. Понятие литературного творчества как диалога автор – читатель (2ч.)
2.4. Понятие художественного воображения. Функции художественного воображения при создании литературного произведения (2 ч.)
2.5. Понятие настроения литературного текста (2 ч.)
2.6.Понятие, функции и значение зрительных впечатлений в литературном творчестве (2 ч.)
2.7. Понятие, функции и значение эмоциональных впечатлений в литературном творчестве (2 ч.)
2.8. Понятие, функции и значение эмоционального косвенного опыта в литературном творчестве (2 ч.)
2.9. Понятие синтеза субъективного и объективного в литературном творчестве (2 ч.)
2.10. Понятие основных составляющих литературного произведения (2 ч.)
2.11.Понятие эстетического воздействия литературного произведения. Теория эстетического катарсиса (2 ч.)
2.12. Литературное творчество как отражение интеллектуально – эмоциональной жизни автора, воссоздание «художественного освоения окружающей действительности» (2 ч.)
Практическое занятие: (8 ч.)
1.1. Практикум «Как я понимаю специфику литературного творчества» (2 ч.)
1.2. Лабораторная работа: «Отражение зрительных впечатлений» (2 ч.)
1.3. Практикум: «Истоки эмоциональности» (2 ч.)
1.4. Лабораторная работа: «Что я чувствую, читая эти строки…» (2 ч.)
Индивидуальные занятия: (8 ч.)- работа с текстами воспитанников: верстификационная и стилистическая правка текстов, повторение и закрепление на практике теоретического материала.
Знания:
понятий сущности и специфики литературного творчества;
понятие, функции и значение зрительных и эмоциональных впечатлений в литературном творчестве.
Навыки и умения:
использование зрительных и эмоциональных впечатлений в литературном творчестве.
использование косвенного опыта в литературном творчестве.
3. Культуры речи
Теоретические занятия: (26 ч.)
3.1. Понятие культуры речи. Функции общения и жанры речи (2 ч.)
3.2. Виды общения: человек с человеком (межличностное общение), публичное и бытовое, специальное, художественное, общение с маленькими детьми, общение с животными; речевое общение, невербальное общение и т.д. (2 ч.)3.3 Нормативность литературного языка как соблюдение следующих норм: акцентологические (правила ударения), орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические и пунктуационные (2 ч.)3.4.Функционально-стилевая дифференциация языков. Стилистическое богатство литературной речи. Основные функциональные стили русского языка ( 2 ч. )
3.5. Понятие разговорной и книжной речи. Понятие художественной речи (2 ч.)
3.6. Научный стиль. Жанры научной речи. Деловой стиль и основные свойства делового общения (2 ч.)
3.7. Основные свойства литературного языка: нормативность, распространенность, стилистическое богатство (2 ч.)
3.8. Стилистическое использование синонимов и антонимов (2 ч.)
3.9. Стилистическое использование многозначных слов, омонимов и паронимов (2 ч.)
3.10.Понятие эмоционально – экспрессивной окраски слов. Неоправданность использования в тексте избыточной лексической экспрессивности (2 ч.)
3.11. Понятие эмоционально – экспрессивной бедности текста (2 ч.)
3.12. Понятие лексической стилистики (2 ч.)
3.13. Использование диалектизмов, профессионализмов, жаргонизмов и архаизмов (2 ч.)
Практические занятия: (10 ч.)
3.1. Лабораторная работа: «Стилистическая адаптация монолога» (2 ч.)
3.2. Лабораторная работа: «Стилистическая диагностика текста» (2 ч.)
3.3. Тренинг: «Научный трактат о доброте и зле» (2 ч.)
3.4. Стилистическое использование многозначных слов, омонимов и паронимов (2 ч.)
3.5. Лабораторная работа: «Лексический хронограф: архаизмы и неологизмы» (2 ч.)
Индивидуальные занятия: (6 ч.) - работа с текстами воспитанников: верстификационная и стилистическая правка текстов, повторение и закрепление на практике теоретического материала.
Знания: основных терминов и категорий стилистики и культуры речи; нормативных норм литературного языка и их отличие от других форм языка. основ риторики и ее законов.
Навыки и умения: определения нормативных стилистических норм и путей преодоление не нормативности языка художественного произведения, использование законов риторики при написании художественных текстов.
4. Введение в основы стихосложения:
Теоретические занятия: (28 ч.)
4.1. Понятие поэзии и прозы в вербальном творчестве. Отличие поэзии от прозы. Понятие системы версификации (2 ч.)
4.2. Понятие и функции поэтического ритма (2 ч.)
4.3. Понятие метрической (ритмологической прозы). Понятие рифмованной прозы (2 ч.)
4.4. Основные системы стихосложения: тоническая; силлабическая; силлабо – тоническая (2 ч.)
4.5. Понятие стихотворного метра (2 ч.)
4.6. Понятие поэтической стопы. Классификация стоп. Навык определения стопы (2 ч.)
4.7. Понятие поэтического размера. Понятие поэтической строфы (2 ч.)
4.8. Основные поэтические размеры (2 ч.)
4.9 Понятие и типы ямба (сС) (2 ч.)
4.10. Понятие и типы хорея (Сс) (2 ч.)
4.11. Понятие и типы дактиля (Ссс) (2 ч.)
4.12. Понятие и типы амфибрахия (сСс) (2 ч.)
4.13. Понятие и типы анапеста (ссС) (2 ч.)
4.14. Понятие рифмического и ритмического ожидания. Навык предсказуемости рифмы и ритма поэтического текста. Понятие белого (нерифмовонного) стихотворения. Обобщающее занятие по поэтическим размерам (2 ч.)
Практические занятия: (12 ч.)
4.1. Лабораторная работа: «Препарирование прозаического текста Ш.Бодлера «Полмира в волосах» (2 ч.)
4.2. Классификация поэтической стопы. Классификация поэтической строфы (2 ч.)
4.3. Типология ямба. Типология хорея (2 ч.)
4.4. Типология дактеля. Типология амфмибрахия (2 ч.)
4.5. Типология анапеста (2 ч.)
4.6. Интелектуальная игра: «Верстификационное моделирование» (2 ч.)
Индивидуальные занятия: (6ч.) - работа с текстами воспитанников: верстификационная и стилистическая правка текстов, повторение и закрепление на практике теоретического материала.
Знания: отличительных черт текстуальной организации поэтического языка от прозы; основных систем стихосложения, поэтической стопы; многообразие системы поэтических размеров.
Навыки и умения: владение первичными навыками анализа стихотворной формы произведения; навык определения поэтической строфы и размера, продуцировать тексты с различными поэтическими стопами и в различных поэтических размерах.
5. Образные средства и словесно - предметная изобразительность:
Теоретические занятия: (12 ч.)
5.1. Понятие образности и иносказательности (2 ч.)
5.2. Понятие словесно - предметной изобразительности (2 ч.)
5.3.Функции словесно - предметной изобразительности в вербальном творчестве (2 ч.)
5.4. Образность и метафоричность вербального творчества. Основные типы метафор (2 ч.)
5.5. Понятие иносказательности литературно - поэтического творчества. Понятие тропа как поэтического оборота, употребление слов в прямом и переносном смысле (2 ч.)
5.6. Классификация тропов (2 ч.)
Практические занятия: (6 ч.)
5.1. Практикум: «Словесно – предметная изобразительность» (2 ч.)
5.2. Лабораторная работа: «Природа метафоры» (2 ч.)
5.3. Практикум: «Палитра метафор» (2 ч.)
Индивидуальные занятия: (4 ч.) - работа с текстами воспитанников: верстификационная и стилистическая правка текстов, повторение и закрепление на практике теоретического материала.
Знания: понятий образности и иносказательности, функций словесно - предметной изобразительности, образности и метафоричности вербального творчества.
Навыки и умения: использование словесно - предметной изобразительности, образности и метафоричности вербального творчества, использование тропов.
6. Введение в литературоведение:
Теоретические занятия: (16 ч.)
6.1. Понятия литературоведения как науки о художественной литературе и литературном творчестве. Объект и предмет литературной науки. Специфика и место литературоведения в системе гуманитарных и искусствоведческих и исторических дисциплин (2 ч.)
6.2. Понятие категории эстетического в литературном творчестве. Понятие литературы как искусства слова. Слово – основа для понимания текста (2 ч.)
6.3. Понятие литературной поэтики как область литературоведения, изучающая специфику отдельных литературных произведений. Понятие литературной структуры и литературных канонов (2 ч.)
6.4. Понятие, функции и значение литературного пейзажа (2 ч.)
6.5. Понятие, функции и значение литературного портрета, детали (2 ч.)
6.6. Понятие, функции и значение литературного диалога (2 ч.)
6.7. Понятие «литературного» вкуса как продукта эстетического опыта». Понятие терминов «высокой» (классической), массовой и элитарной литературы. Литература как средство массовой коммуникации (2 ч.)
6.8. Понятие историко–функционального значения литературы. Значение литературы в расширении интеллектуально – информационного поля учащихся (2 ч.)
Практические занятия: (8 ч.)
6.1. Понятийно-терминологический аппарат теории литературы (2 ч.)
6.2. Практикум: «Литературный пейзаж» (2 ч.)
6.3. Лабораторная работа: «Функция портрета и деталей» (2 ч.)
6.4. Тренинг: «Моя книжная полка» (2 ч.)
Индивидуальные занятия: (4ч.) - работа с текстами воспитанников: верстификационная и стилистическая правка текстов, повторение и закрепление на практике теоретического материала.
Знания: специфики и места литературоведения в системе наук; в системе гуманитарных и искусствоведческих дисциплин; предмета и специфики исследования аспектов литературного творчества.
Навыки и умения: умение пользоваться основными терминами и категориями литературоведения.
7. Введение в языкознание:
Теоретические занятия: (10 ч.)
7.1. Понятие языкознания как наука о языке и языковых процессах. Проблема определения языка. Роль языка в жизни человека, его место в системе культурно-значимых средств коммуникации (2 ч.)
7.2. Понятие язык и речь. Речевая и мыслительная деятельность автора (2 ч.)
7.3. Основная характеристика и классификация языков (2 ч.)
7.4. Типы классификации языков: типологический, по количеству носителей, времени происхождения письменности, генеалогический (2 ч.)
7.5.Специфика языка как знаковой системы. Язык как многоаспектное и полифункциональное явление. Основные функции языка: коммуникативная, репрезентативная, номинативная, мыслительная, эмоционально-экспрессивная, перформативная, эстетическая и др. (2 ч.)Практические занятия: (6 ч.)
7.1. Практикум «Языковое древо» (2 ч.)
7.2. Лабораторная работа: «Функциональная типология языка» (2 ч.)
7.3. Понятие словарного запаса языка Исторические изменения словарного запаса языка (2 ч.)
Индивидуальные занятия: (4 ч.) - работа с текстами учащихся: верстификационная и стилистическая правка текстов, расширение палитры словесно – изобразительных средств, повторение и закрепление на практике теоретического материала.
Знания: основных категорий и терминов языкознания, классификации языков, основных функций языка; специфики языка как знаковой системы; определение роли языка и его словарного запаса.
Навыки и умения: умение провести характеристику и классификационную оценку языка; умение пользоваться основными терминами и категориями языковедения.
Литература по теории литературы, верстификации,
специфики литературного творчества:
1.Басё бунсю. Лирика, перевод и вступительная статья В. Н. Марковой. - М.: Художественная литература, 1964.-266 с.
2.Богомолов Н. А. Стихотворная речь. – М.: Наука, 1988.-211 с.
3.Бродский И. Поклониться тени. Статьи. – М.: Азбука, 1999. –180 с.
4.Введение в литературоведение: Хрестоматия // Под ред. П.А. Николаева. - М.: МГУ, 1997. – 278 с.
5.Волков И.Ф. Теория литературы. – М.: Владос ,1995.-204 с.
6.Гаспаров М.Л. Очерки истории русского литературного стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика.- М.: Высшая школа, 1984. – 264 с.
7.Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х - 1925-го гг. в комментариям М: Высшая школа, 1993.- 270 с.
8.Гаспаров М.Л. Истории стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика. - Санкт -Петербург.: ИЛУ, 1994.- 448 с.
9.Григорьев В.П. Паронимия. Языковые процессы современной художественной литературы.- М.: Наука ,1977.- 242 с.
10. Жирмунский В.М. Введение в метрику. В.М. Теория стиха. - Л.:ЛГУ, 1975.-322 с.
11.История современной японской литературы, пер. с япон. - М.: Художественная литература, 1961.- 312 с.
12.Квятковский А. Поэтический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988.- 376 с.
13.Конрад Н. И. Японская литература- М.: Художественная литература, 1974. –344 с.
14.Крупчанов Л.М. Теория литературы. – М.: Флинта, 2000.-282 с.
15.Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. - М.: Педагогика. 1975.- 288 с.
16.Литература Востока в средние века. - М.: Художественная литература, 1970. –326 с.
17.Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х–XVII вв.: Эпохи и стили.- М.: 1973. - 283 с.
18.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса – М.: Педагогика, 2000.- 288 с.
19.Поспелов Г.Н. Теория литературы. - М. Высшая школа, 1976.-314с.
20.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса, Т.М. Марюгина. – М.: Наука, 2000.- 212 с.
21.Розенталь Д., Теленкова М. Словарь – справочник лингвистических терминов. - М.: Книга, 1985.- 322 с.
22.Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь.- М.: Книга,2000.- 320 с.
23.Семенов А.Н. Теория литературы. - М.: Классик стиль, -2003.-432 с.
24.Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект – Пресс, 1996.- 242 с.
25.Томашевский Б.В. Стилистика и стиховедение. - М.:Просвещение,1959.-244 с.
26.Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М.:Наука,2000.-310 с.
27.Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: Высшая школа, 1999.- 405 с.
28.Холшевников В.Е. Основы стиховедения: Русское стихосложение.- Л: ЛГУ,1972.- 282 с.
29.Хрестоматия по теории литературы. Составитель Осьмаков - Л.: ЛГУ, 1978.- 366 с.
30.Шенгели Г.А. Техника стиха. - М.: Высшая школа, 1960.- 242 с.
31.Энциклопедический словарь литературоведа. - М.: Аванта, 1998.- 642 с.
Литература по языкознанию:
1.Введение в языковедение: Хрестоматия. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 266 с.
2. Введение в языкознание: Хрестоматия. - Минск.: МНУ, 1984. – 282 с.
3. Звегинцев В.А. История языкознания XIX - XX веков в очерках и извлечениях. Ч.1, 2. - 3-е изд.,доп. - М.: Просвещение, 1965.- 322 с.
4.Кронгауз М.А. Семантика. - М.: Наука, 2001.- 312 с.
5.Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. - М.: УРС, 2000.- 322 с.
6.Лайонз Дж. Лингвистическая семантика. - М.: Языки культуры, 2003.- 288 с.
7.Лингвистика XX века: Система и структура языка: Хрестоматия. Ч.1, 2; Сост. Е.А.Красина. - М.: РУДН, 2004. – 422 с.
8.Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. Учебное пособие. - М.: Флинта; 2001.- 412 с.
10. Отечественная лингвистика: от А.А.Потебни до В.В.Виноградова: Хрестоматия. - М.: РУДН, 2006.- 396 с.
11. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика: Пособие для студентов гуманитарных вузов и учащихся лицеев. - М.: Аспект Пресс, 1996.- 284 с.
12. Плунгян В.А. Общая морфология. - М.: УРСС, 2000. – 286 с.
13. Попова З.Д. Общее языкознание.- М.: Восток - Запад, 2001.- 402с.
14. Реформатский А.А. Введение в языковедение: Учебник для студентов филологических специальностей. – М.: Аспект Пресс, 2000.- 520 с.
15. Сусов И. П. Введение в теоретическое языкознание. - М., Дрофа, 2006.- 366 с.
16. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику: Учебное пособие. - М.: Издательство Российского открытого университета, 1995.-432с.
17. Шатуновский И. Б. Семантика предложения и нереферентные слова. - М.: Школа, 1996.-342с.
18. Якобсон Р. В поисках сущности языка. Семиотика: Антология. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-302 с.
Литература по стилистике и культуре речи языкознанию:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Наука, 1966.- 226 с.
2. Горшков А. И. Все богатство нашего языка. - М.: Наука, 1993- 248 с.
3. Горшков А.И. Русская словесность. - М.: Наука,1995.- 248 с.
4. Гранин Г. Г. и др. Речь, язык и секреты пунктуации. - М.: Наука, 1995.- 290 с.
5. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи: Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. - М.: Русский язык, 1976.- 286 с.
6. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М.: Русский язык, 1993.-312 с.
7. Кохтев Н.Н. Риторика. - М.: Русский язык,1996.- 220 с.
8. Михальская А.К. Основы стилистики. От мысли к тексту. - М.: Высшая школа, 1996.- 322с.
9. Новиков Л.А. Искусство слова. - М.:АСТ, 1991.- 266 с.
10. Одинцов В.В. Стилистика текста. - М. Педагогика, 1980.- 286 с.
11. Солганик Г.Я. От слова к тексту. - М.: Наука, 1993.-362 с.
12. Солганик Г.Я. Стилистика. - М. Восток - Запад, 2005.- 402 с.
13.Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М.: Педагогика, 1986.- 412с.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
•Коровина В.Я. Литература. Рабочие программы.5-9 кл. – М.: Просвещение, 2011
•Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… дидакт. материалы по литературе: - М.: Просвещение, 2007
•Доронина Т. В. Анализ стихотворения: учебное пособие. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
•Черных О.Г. Практикум по лит-ре: 9 кл. – М.:ВАКО, 2011
• Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс» - М.: Просвещение, 2010
•Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА в новой форме. М. Астрель, 2011 г.
Интернет-ресурсы:
Справочно-информационные и методические материалы:
● http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»
● http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)
•http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература» Художественная литература:
● http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки
● http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы
● http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов