Проект Духовно-нравственное воспитание обучающихся средствами изобразительной деятельности


«Искусство – это время и пространство, в котором живёт красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познаёт человеческое в человеке, поднимает себя до прекрасного…» В.А.Сухомлинский Автор проекта Никифорова Римма Ивановна, учитель изобразительного искусства МБОУ Сосновской СОШ № 2 Структура проекта Актуальность ПротиворечияЦельГипотеза ЗадачиЭтапы реализацииПланируемые результатыТеоретическая и практическая значимость исследованияИспользуемые методыДиагностика эффективностиМетодические приемыТрансляция опытаИнформационные ресурсы Актуальность В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Искусство формирует, совершенствует проявившуюся в нем универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности – в науке, политике, в быту, труде. Объект исследования Процесс формирования духовно-нравственных качеств школьников. Гипотеза при реализации воспитательных возможностей, содержания учебного материала на уроке при использовании учителем методов, средств, способствующих формированию нравственных качеств личности духовно-нравственное воспитание школьников будет успешно осуществляться: Противоречия между потребностью общества в духовно-нравственной личности настоящего гражданина и утратой нравственных идеалов и ценностей;между процессом психофизического развития ребенка и процессом духовного становления, возникающее при создании образовательной среды без учета условий, необходимых для правильного духовного становления личности. Цель Формирование у обучающихся духовно-нравственных качеств, культуры и толерантности, воспитание гуманности, патриотизма и эстетического вкуса. Задачи изучить передовой опыт учителей изобразительного искусства по духовно-нравственному воспитанию средствами изобразительной деятельности; воспитывать гражданственность, патриотизм в каждом ученике;формировать представления о душевной и физической красоте человека;формировать эстетические идеалы, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труд и творчество. Подготовительныйсентябрь2012 -январь 2013г. Практическийфевраль 2012 -январь 2013г. Контрольно-аналитический(оценочный)май 2013г. определить цель и задачи проекта, выделить предмет и объект исследования, смоделировать ожидаемый результат, спланировать предстоящую деятельность;познакомиться с аналогичным опытом других педагогов.изучить теоретическую и методическую базу проблемы. подготовка материалов интегрированных уроков, внеклассных мероприятий;использование мультимедийных презентации;привлечение обучающихся к участию в конкурсах различного уровня. обработать полученную информацию, соотнести полученные результаты с поставленной целью и задачами;осуществить анализ результатов работы над проектом, подвести заключительные итоги. Этапы реализации проекта Планируемые результаты развитие познавательного интереса к уроку изобразительного искусства через интегрированные уроки;повышение мотивации к учебно-познавательной деятельности;воспитание у школьников чувства любви к своей истории, народу, Отечеству; воспитание умения свободного самовыражения и самостоятельного мышления;развитие способностей постоянного поиска знаний и умения применять их на практике;умение создавать исследовательские и проектные работы. Теоретическая и практическая значимость исследования ориентированность на решение актуальных задач современного образования; выявление сущности изобразительного искусства как педагогического средства патриотического, эстетического, духовного воспитания школьника.обучение основывается на самостоятельном добывании знаний, личном опыте, наблюдении;создание учебно-методического комплекта наглядных пособий, фотоиллюстраций с изображением известных русских художников и их картин, русских героев различных войн, русских деятелей политики, базы тематических презентаций к урокам. Условия успешности: Обучающиеся подготовлены к изучению темы. Обучающиеся развивают свою фантазию, формируют исследовательские умения, осуществляют творческий подход к своей работе.Обучающиеся видят результаты своих достижений. беседа практическая работа самостоятельные поисково-исследовательскиеработы Используемые методы Диагностика эффективности анкетирование тестирование самооценка и взаимоконтроль результаты выставоки конкурсов Методическиеприёмы,применяемые приреализациипроекта Использование ИКТ Интегрированные уроки Коллективныйанализ творческих работ Использование словесно-изобразительного творчества Результативность 1 Участие в школьном конкурсе проектов «Годы опаленные войной» грамота 2 Участие в сетевом конкурсе «Наследие земли русской!» свидетельствоучастника 3 Участие в сетевом конкурсе рисунков «Воскресение христово» 4 Участие в конкурсе рисунков «Россия-правовое государство» диплом поощрительный 5 Участие в районном конкурсе поделок «Добрых рук творенье» Диплом 2 место 6 Участие в районном конкурсе рисунков «Чернобыль глазами детей» грамоты 1,2,3 место 7 Участие в региональном конкурсе рисунков «Дети и книги» диплом 1,3 место 8 Участие в районном конкурсе рисунков «Шумят Сосновские леса» 1 место Трансляция опыта п Где опубликован Тема публикации 1 На сайте «Инфоурок» «Мудрость старости»-презентация 3 Тамбов Вики Конспект урока «Дорога к храму» 4 openclass.ru Видеоролик «Сосновка-частица Тамбовского края». 5 Блог на сайте инфоурок «Духовно-нравственное воспитание на уроках изобразительного искусства». Систематически провожу открытые урокидля учителей района, директоров, завучей; принимаю участие в неделе педагогического мастерства; делюсь опытом работы на педсоветах, семинарах учителей изобразительного искусства, научно-практических конференциях. Информационные ресурсы Ряхов, Дмитрий Геннадьевич Автореферат « Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе». С.Н. Татаринчик Формирование системы духовно-нравственного воспитания на основе традиций православной культуры в условиях гимназии.Е.В.Пивоварова С чего начинается Родина? (опыт методического эксперимента) Лутовинов В.И. В Патриотизме молодежи будущее России:" Пособие для педагогов, руководителей образовательных учреждений и организаторов работы с молодежью. М: Фонд Андрея Первозванного, 1999. - 208 с. Рисунки патриотической направленности Рисунки экологическойнаправленности Рисунки духовной направленности Тестирование да нет затрудняюсьответить Можно ли нарисовать добрый поступок? 87% 10% 3% Добро, зло, честь, верность, долг, ответственность, милосердие, стыд, совесть, счастье относятся к понятию нравственности? 70% 20% 10% Можно ли добрые поступки совершать каждый день? 92% 3% 5% Относится ли любовь к малой Родине к понятию патриотизм? 93% 4% 3% Считаете ли вы себя патриотом? 70% 13% 17% Тематика уроков духовной направленности тема урока Мамам посвящается. Портрет мамы. «Дары осени»-рисование с натуры овощей и фруктов в натюрморте. «Наряд для матрешки»-декоративное рисование. «Верные друзья»- тематическое рисование. Рисование сельского пейзажа. «Домик в деревне» Аппликация из бумаги на тему «Дружба ослика с цыпленком» Городецкие букеты- декоративное рисование. Весна пришла», «Весеннее настроение»-тематическое рисование. Люди труда в ИЗО «Все работы хороши» Беседа «Искусство народов России». Рисование на тему «Край в котором ты живешь» Рисование натюрморта с хлебом. Тематическое рисование «Летом в деревне» Беседа «Красота пейзажа в Русской живописи». Тематическое рисование «Лесные дали» Выполнение эскизов по мотивам русского народного костюма. Материнство (Рождество, или новорожденный)- Выполнение эскизов декоративного оформления русской избы - памятника деревянной архитектуры Севера. класс тема урока 2 «Непобедимая и легендарная»-тематическое рисование. «Полет на другую планету» «Праздничный салют»-выполнение работ в смешанной технике. 3 «С чего начинается Родина»- изображение природы в различных состояниях. Исторический и батальный жанры. Беседа о любви к Родине. 4 Люди труда в ИЗО. «Все работы хороши». 5 Беседа «Героическое прошлое нашего народа» Композиционное рисование «Русские богатыри» Иллюстрирование сказок по выбору: «Сказка про Илью Муромца», былины «Илья Муромец и Калин-царь» «Герб моей семьи»-выполнение эскиза. 6 Беседа «Искусство народов России». Рисование на тему «Край в котором ты живешь» Рисование на тему « На космодроме». 7 Рисование натюрморта с хлебом. Тематическое рисование «Старый солдат». 8 Тематическое рисование. «Партизаны», «Перед атакой», «Героические события ВОВ» 9 Иллюстрирование былин «Подвиги русских богатырей». Иллюстрирование литературного произведения «Слово о полку Игореве». Тематика уроков патриотической направленности Анкетирование Как вы понимаете слова «Родина», «патриотизм»?Что такое нравственность?Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?Считаете ли вы себя истинно русским человеком?Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?Гордитесь ли тем, что живете в России?Кто такой патриот современной России?Нужно ли нести ответственность за себя, своих друзей, как относитесь взаимовыручке? 5 кл. «Красота пейзажа в Русской живописи». «Материнство (Рождество, или новорожденный)» «Декоративно-прикладное искусство и дизайн». 6 кл. «Взаимосвязь музыки и ИЗО». «Героическое прошлое нашего народа» «Традиции русской реалистической школы» «Труд в изо». 7 кл. «Искусство народов России». «ИЗО зарубежных стран - сокровище мировой культуры». «Культура-зеркало русской души». 8 кл. «Искусство моего народа» «Искусство моего края» 9 кл. «Взаимосвязь изо и литературы, народного фольклора». «Место и роль русского изобразительного искусства в мировой и художественной культуре». Беседы по духовно-нравственному воспитанию.