Сборник загадок Словарная работа


Загадки к словарным словам
I - II класс
Берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, карандаш, капуста, коньки, корова, лисица, лопа та, машина, медведь, молоко, молоток, мороз, собака, сорока, тетрадь, язык.
 Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза.)
Сам не видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадётся — обнимает и дерётся. (Ветер.)
В. Фетисов
Маленький мальчишка в сером армячишкеПо дворам шныряет, крохи собирает. (Воро бей.)
На дереве сидит, кар-кар кричит. (Ворона.)
Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык-тык. (Заяц.)
Тоненькое, кругленькое, сердце тёмненькое,
Кто его видит, мысли знает. (Карандаш.)
Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна. (Капуста.)
Льётся речка — мы лежим,
Лёд на речке — мы бежим. (Коньки.)
 В. Фетисов
Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое. (Корова.)
Рыжая с пушистым хвостом живёт в лесу под кустом. (Лисица.)
Железный нос в землю врос, копает, землю разрыхляет. (Лопата.)
Маленькие домики по улице бегут.
Мальчиков и девочек по улице везут. (Машины.)
К. Чуковский
Летом наедается, зимой отсыпается. (Медведь.)
Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко.)
Деревянная шея, железный клюв, кричит тук-тук-тук! (Молоток.)
Старик-шутник на улице стоять не велит, а нос домой тянет. (Мороз.)
С хозяином дружит, домик сторожит.
Живёт под крылечком, а хвостик колечком. (Соба ка.)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока.)
То я в клетку, то в линейку, написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?.. (Тетрадь.)
Н. ШевляковЕсли б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)
III-IV класс
Горох, дорога, земляника, картофель, лестница, малина, месяц, метро, молоток, морковь, овёс, огурец, орех, осина, помидор, пшеница, ракета, топор, трактор, трамвай, яблоко.Десять мальчиков живут в зелёном чуланчике. (Горох.)
Шагаешь — впереди лежит. Оглянешься — домой бежит. (Дорога.) А. Рождественская
Растет в траве Алёнка в красной рубашонке.
Кто ни пройдёт — всяк поклон кладет. (Земляника.)
Орехи в земле, листья на земле. (Картофель.)
Деревянная дорога, вверх идёт она отлого, что ни шаг, то овраг. (Лестница.)
Красненькая Матрёшка, беленькое сердечко. (Малина.)
Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не обходят. (Месяцы.)
Где бывает: человек стоит, лестница шагает? (Метро.)
Голова железная, а сам деревянный. (Молоток.)
Красная девица росла в темнице, люди брали, косы срывали. (Морковь.)
Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (Овёс.)
Лежит меж грядок, зелен и сладок. (Огурец.)
В лесу на поляне — Ваня в зелёном кафтане.
Богач не велик, а гостинцами наделит. (Орех.)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина.)
Растет на грядке зелёная ветка, а на ней — красные детки. (Помидор)
С неба солнце золотое золотые льёт лучи.
В поле дружною стеною золотые усачи...
Шевелят они усами и тихонько шелестят...
Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.
А когда уходят с поля золотые усачи,
в нашей печке золотятся золотые калачи. (Пшеница.)    В. Белов
Чудо-птица — алый хвост — полетела в стаю звёзд. (Ракета.) В. Фетисов.
Кланяется, кланяется, придёт домой — растянется. (Топор.)
 
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит. (Трактор.)
 Из края города в другой ходит домик под дугой. (Трамвай.)
 
Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко.)
Загадка- это народная мудрость. Она расширяет знания ребёнка, вырабатывает сообразительность и смекалку. В загадках много сравнений, олицетворений, метафор. Они учат ребёнка понимать красоту родного языка. Загадку нужно не только отгадать, но и обосновать отгадку, анализируя текст.С помощью загадок словарные слова лучше запоминаются. Поэтому чаще используйте загадки в работе со словарными словами с детьми младших классов.
Буквы-значки, как бойцы на парад,в строгом порядке построены в ряд.Каждый в условленном месте стоити называется строй ...(Алфавит)
Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке.Его следы - твои труды.(Карандаш)
Раскололся тесный домикНа две половинки.И посыпались оттудаБусинки-дробинки.(Горох)
На припеке у пеньков много тонких стебельков,Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,Разгребаем стебельки-собираем огоньки.(Земляника)
Закутан ребенокВ сорок пеленок.(Капуста)
Закопали в землю в маеИ сто дней не вынимали,А копать стали под осеньНе одну нашли, а восемь.(Картошка)
Красна девицаСидит в темнице,А коса на улице.(Морковь)
На грядке длинный и зеленый,А в кадке желтый и соленый.(Огурец)
Маленький мальчишка в сереньком пальтишкеПо дворам шныряет, крохи подбирает,По ночам кочует - коноплю ворует.(Воробей)
Хозяин лесной, просыпается весной,А зимой, под вьюжный вой,Спит в избушке снеговой.(Медведь)
Гладишь - ласкается,Дразнишь - кусается. (собака)Льется речка - мы лежим.Лед на речке - мы бежим.(Коньки)
Рядом с дворником шагаю,Разгребаю снег кругомИ ребятам помогаюРядом с дворником шагаю,Разгребаю снег кругомИ ребятам помогаюДелать гору, строить дом.(Лопата)
Русская красавица стоит на поляне,В зеленой кофточке, в белом сарафане.(Береза)
В золотой клубочекСпрятался дубочек.(Желудь)
Никто не пугает, а вся дрожит.(Осина)
Если б встала, до неба достала б.(Дорога)
То я в клетку, то в линейку, —Написать по ним сумей-ка,Можешь и нарисовать,Называюсь я…(Тетрадь)
В школьной сумке я лежу,Как ты учишься – скажу.(Дневник)
Зимою в школу он бежит,А летом в комнате лежит.Как только осень настаёт,Меня он за руку берёт.(портфель)
Мой белый брат во льдах живетИ рыбу ест морскую,А я люблю пчелиный медИ ягоду лесную. (медведь)
Рыжий молокозаводДень жует и ночь жует:Ведь траву не так легкоПеределать в молоко! ( корова)
Живёт в болотах и прудах, И носит ласты на ногах,
Прохладу любит, не жару, И мечет под водой икру,
Детёныши её с хвостами. Кто это? Отгадайте сами.
Ей жаба — не сестра, подружка. Скажите, кто она? …(лягушка)
Непоседа пёстрая,птица длиннохвостая,Птица говорливая,самая болтливая.Верещунья белобока,а зовут её ...(сорока)
Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!И вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это ... (снегири)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это? (соловей)
Осень в сад к нам пришла,Красный факел зажгла.Здесь дрозды, скворцы снуют.И, галдя, его клюют. ( рябина)
Есть сережки,Есть и шишки,Да не сосенка;А живет в низинке,Около лозинкиДа не девчонка (ольха)
Благоухает и манит,Цветами нежными дарит,Протянешь руку за плетень -И в ней окажется … (сирень)
То ли с крыши, то ли с неба –Или вата, или пух.Или, может, хлопья снегаПоявились летом вдруг?Кто же их исподтишкаСыплет будто из мешка? (тополь)
А когда я созреваю,Варят из меня томат,В щи кладутИ так едят.(помидоры)
Нарисует он картинуИ раскрасит Буратино.Он напишет объявлениеИ открытку-поздравление.Рисовать плакаты мастер -Яркий, тоненький...(фломастер)
Не вода и не суша -На лодке не уплывешь-И ногами не пройдешь. (болото)Лег асфальтовый ременьЧерез сотню деревень.( Шоссе)
Всюду, всюду мы вдвоёмНеразлучные идём.Мы гуляем по лугам,По зелёным берегам,Вниз по лестнице сбегаем,Вдоль по улице шагаем.Но чуть ветер на порог,Остаёмся мы без ног,А безногим - вот беда! -Ни туда и ни сюда!Что ж, полезем под кровать,Будем там тихонько спать,А когда вернутся ноги,Вновь поскачем по дороге.(ботинки)
Спозаранку за окошкомСтук, и звон, и кутерьма.По прямым стальным дорожкамХодят красные дома.(трамвай)
Ходит великан на работу в океан ( корабль)
Деревянная дорога,Вверх идет она отлого,Что ни шаг – то овраг. (лестница)
Рядом с дворником шагаю,Разгребаю снег кругомИ ребятам помогаюДелать гору, строить дом.(лопата)
Лист бумаги по утрамНа квартиру носят к нам.На одном таком листеМного разных новостей.(газета)
Чайника подружкаИмеет два ушка,Варит кашу, суп для Юли.И зовут её… (кастрюлей)
По ночам во мне ВаняткаДо того задремлет сладко,Что не хочется вставать.Что за штука я? …(кровать)
В этой узенькой коробкеТы найдешь карандаши,Ручки, перья, скрепки, кнопки,Что угодно для души.(пенал)
Листы у неё белые-белые,Они не падают с веток.На них я ошибки делаюСреди полосок и клеток.(тетрадь)
Белое, да не снег,Вкусное, да не мед.От рогатого берутИ ребятам дают.(молоко)--Чьи ужимки без трудаПовторяет детвора?Кто живет среди лиан?Стая диких... (обезьян)
Выписать только ссловарные слова:Урожай! Урожай!Наше лето провожай!Сколько сладкого гороха!Огурцы как на подбор!На гряде сорвать не плохоКрасный крупный помидор!Пробежишься огородом –Съешь морковку мимоходом!
Записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов
(молоток, лопата, топор);
3. Творческий диктант. Заменить развёрнутое определение, одним словом.
К примеру: 1) четвёртый день недели (четверг); 2) приём пищи в середине дня (обед); плод яблони (яблоко); 4) помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
4. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из «Словаря».
Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.
Заяц, … - это звери, а …, … - это птицы. 
Пенал, … - это учебные принадлежности, а …, … -это инструменты.
Морковь, …, … - это овощи. 
Подберите к каждому из слов противоположные по значению слово.Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста….
6.Спишите в алфавитном порядке. Подчеркните безударные гласные.Бутерброд, аквариум, океан, материал, диван, каникулы, коридор, мандарин, магазин, километр, портфель.7. Напиши названия животных(Корова, лисица, собака, медведь)8.Напиши названия деревьев.(Орех, Осина, берёза, яблоня)
9. Напиши названия птиц.(Ворона, сорока, воробей, соловей).