Самостоятельная работа по теме: Виды,формы и структура современного урока математики


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования специалистов «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования»
Профессиональная переподготовка специалистов для получения дополнительной учительской квалификации «учитель математики»
Самостоятельная работа
«Виды, формы, структура современного урока по предмету математика»Работу выполнила:
Тимченко Елена Ивановна
Моздок\, 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z ВВЕДЕНИЕ3
ЧАСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ4
ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ14

ВВЕДЕНИЕ
Учительство-исторически ответственная миссия. В наше время обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Всему этому ученик может научиться на уроке. В результате понятие современного урока математики получает новую трактовку, новый смысл, новую окраску. Само понятие «современный урок» находится в постоянной динамике. Таким образом, мы выявили актуальность данной темы, ведь урок математики был и является предметом исследования многих педагогов и методистов. Выдвинем гипотезу: при соблюдении современных требований к уроку повышается качество обучения математике, а значит и математического образования.
Цель данной работы:
Показать актуальность освоения разнообразных видов и форм современного урока математики в рамках деятельностного подхода.
Задачи работы:
Рассмотреть виды, формы, структуру современного урока математики.
Описать один урок математики в образовательном учреждении.
Сформулировать основные выводы исследования.
ЧАСТЬ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в 17-19 века в трудах Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега, К.Д. Ушинского.
Разрабатывают понятие «урок», описывают его элементы и следующие авторы: Г.Д. Кириллова, В.А. Онищук, Ю.Б. Зотов. Сведения об уроке, его структуре, и анализе можно получить в работах Н.Г. Дайри, Ю.А. Конаржевского, М.Н. Скаткина, Н.Е. Щурковой, Н.М. Яковлева и других авторов.
Современный урок-целостная, логически законченная часть образовательного пространства, ограниченная определенными рамками времени, в которой представлены все элементы учебно-воспитательного процесса: содержание, средства, методы, организационные моменты. Как известно, система уроков имеет циклический характер, обладая периодичностью в дидактическом смысле [8]. Обычно цикл связан с крупной смысловой единицей учебного материала-темой курса и имеет следующие дидактические части:
Изучение нового материала;
Закрепление материала;
Повторение изученного ранее;
Контроль (диагностика) знаний;
Применение знаний к решению задач;
Формирование практических умений и навыков.
В соответствии с этим различают следующие виды урока:
Уроки изучения нового материала;
Комбинированные уроки;
Уроки применения знаний, формирования практических умений и навыков;
Уроки повторения;
Уроки контроля.
В современных условиях, по мнению доктора педагогических наук О.В. Гукаленко [5], когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
Комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
Выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
Определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения;
Дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам. Такой подход встречается, например, в работе учителя математики Кузнецовой С.А. и Н.В. Гайдей [4];
Создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Большая часть времени (20-30 минут), должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название-актуализация опорных знаний, умений, навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью: она превращается в постоянную обратную связь «ученик-учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний.
Структура урока изучения нового материала выглядит так:
Первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
Указание на то, что учащиеся должны запомнить;
Мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
Сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
Первичное закрепление, под руководством учителя, посредством прямого повторения частичных выводов;
Контроль результатов первичного запоминания;
Регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
Внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
Частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура комбинированного урока:
Организация начала урока;
Проверка домашнего задания, постановка цели урока;
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
Изучение нового материала, в том числе и объяснение;
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
Подведение итогов и результатов урока;
Задание на дом;
Подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Структура урока формирования умений и навыков:
Постановка цели урока;
Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
Проведение проверочных упражнений;
Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
Упражнение на их освоение;
Упражнение на их закрепление;
Тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
Упражнения на перенос в сходную ситуацию;
Упражнение творческого характера;
Итог урока;
Задание на дом.
В общеобразовательной школе сложились три основные формы учебной работы на уроке: фронтальная (общеклассная), групповая, индивидуальная.
При фронтальной работе ученик демонстрирует свои знания, эрудицию, желание и умение трудиться в коллективе. Однако эта форма работы имеет и свои слабые стороны, так как она в определенной степени усредняет задания по объему и рассчитана на единый темп работы. Поэтому необходимо сочетание фронтальной работы с другими формами (индивидуальной и групповой) на различных этапах разных типов уроков. Эффективность применения индивидуальных форм работы во многом определяется тем, насколько хорошо учитель знает личностные качества учащихся, уровень их знаний и умений. Групповая форма учебной работы позволяет учитывать особенности и запросы школьников и выступает в качестве переходного звена, соединяющего индивидуальное обучение с коллективным [6].
Однообразие урока постепенно вызывает у учеников скуку, притупляет их внимание. Можно избежать этого, создав оптимальные условия учащимся в соответствии с их возможностями обучения. Такие условия достигаются определенным соотношением на уроке форм учебной работы.
Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Ценность дидактических игр в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. Примеры дидактических игр: викторина, математический турнир, эстафета, аукцион, «кто быстрее», деловые игры, урок-КВН, путешествие.
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес ушедшей индустриальной эпохе называют «информационной эпохой». Самым важным продуктом становится информация. Применение компьютерной техники на уроках позволяет сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы. Тестирование, моделирование, презентации. Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качества обучения [1], создает возможность доступа к свежей информации, осуществления диалога с источником знаний, экономит время. Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации [3].
ЧАСТЬ II.ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ
Урок математики в 5-м классе, по теме «Проценты».
Цели урока:
Систематизировать знания учащихся о десятичных дробях.
Усвоить понятие процента, уметь находить % от числа.
Оборудование: карточки для устного счета, карточки с процентами, плакаты по новой теме.
План и ход урока.
1. Актуализация прежних знаний.
1) Устный счет. Работа с карточками. Всего 10 карточек с заданиями:
20 х 0,4=? 14-0,02=?
12,9x0,1=? 19,9x0,01=?
8,2 + 4,4=? 11 : 0,01=?
20 : 0,1=? 12,03-4,01=?
13x0,01=?23,12- 1,22=?
2) Действие над десятичными дробями. Рассмотрите цепочку равенств и объясните каждое равенство:
234,2 : 100=234,2x0,01
В следующих примерах умножение на десятичную дробь замените делением на 10,100, 1000.
34,25 х 0,01; 3.6 х 0,1; 527 х 0,001
2. Введение новой темы.
1) Люди давно заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название-процент (от латинского-на сто). Значит, 1%- это одна сотая доля. Процент записывается так: 1%, 20%.
1% = 0,01
20% = 0,2
150% =1,52) Как найти 1% от числа? Раз 1%-это одна сотая часть, то надо число разделить на 100. В начале урока мы сделали вывод, что деление числа на 100 можно заменить умножением на 0,01. Поэтому, чтобы найти 1% от данного числа, нужно умножить его на 0,01. А если, например, нужно найти 3%, то умножаем данное число на 0,03.
Правило:
Проценты записать десятичной дробью, т.е. умножая на 0,01.
Данное число умножить на эту десятичную дробь.
Закрепление.
1) Пишем арифметический диктант. Я показываю карточку с %, вы запишите в виде десятичной дроби. Например, 12% = 0,12.
5%; 24%; 120%; 1,5%; 34,2%; 40%.
Работа по учебнику.
Стр. 238, № 1567 (учебник Н.Я. Виленкин, 2010г.)
Работа по таблице.
дробь 1
2 1
10 1
50 Десятичная дробь 0,25 0,05 проценты 20% 100% 1%

4. Итог урока.
О чем вы узнали сегодня на уроке? Что такое 1%?
Как найти какое-то число % от данного числа? Оценки.
Домашнее задание: п.40, №1599,1600,1601.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, каким же должен быть современный урок математики? Для меня современный урок-это интересный урок. Лишь в таких условиях можно поддерживать высокую мотивацию и эмоциональную окраску урока. Это и продуманная структура урока, и логика изученного нового материала, и организация работы, учащихся, и постоянные поиски форм и методов преподавания, и техническое оснащения урока. Работать по-новому интересно, увлекательно, это верный путь в будущее школьного образования.
Сложность понятия «современный урок» в том, что изменения в обществе, некоторых науках (психология, педагогика) существенно влияют на урок, приводя к изменению структуры урока математики. Необходимо оптимальное и разумное внедрение нестандартных уроков в системе обучения наряду с другими методами и формами обучения.
Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее исследование данной темы. Но исходя из практики, считаю, что нестандартные уроки выполняют несколько функций:
развивают и поддерживают интерес школьников к учебе, помогают реализовать их склонности и способности;
позволяют сочетать различные виды групповой и коллективной ученой работы учащихся;
развивают творческие способности учащихся;
способствуют лучшему пониманию и осмыслению изучаемого материала;
являются хорошим средством от информационной перегрузки;
наилучшим образом развивают ребенка, как личность;
- происходит более теплое взаимопонимание между учеником и учителем.
Для этих детей, которые идут рядом с нами, мы живем, работаем, развиваемся и творим. Так позаботимся о том, чтобы их жизнь была лучше нашей, интереснее, насыщеннее, счастливее.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ
ИСТОЧНИКОВ
Аствацатуров Г.О. Дизайн мультимедийного урока. Методика, технологические приемы, фрагменты уроков/ Г.О. Аствацатуров. Волгоград: издательство «Учитель», 2009. 133 с.
Большой энциклопедический словарь/ гл. ред. A.M. Прохоров. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1999. 1453 с.
Бурмистрова Е.Ю. Использование ИКТ на уроках математики. (Единый методический день 10.04.2015г. МАОУ Абатская СОШ №1).
Гайдей Н.В. Индивидуальный подход к учащимся при обучении математике [электронный ресурс]: [сайт] VRL: «center»/
Гукаленко О.В. Педагогика: научно-теоретический журнал.
Интернет-ресурс: Скрипка Н.П. Воспитание сознательной дисциплины на уроках математики.
Осипова Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С. В. Брюханова // Управление начальной школой. 2010.-№10. с. 26-33.
Щуркова Н.Е. Культура современного урока. - М.: Педагогическое общество. Россия, 2000.