Методические рекомендации по работе с родителями в условиях учреждения дополнительного образования



 Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»


 



Методические
рекомендации
по работе с родителями
в условиях учреждений
дополнительного образования






 Разработала: методист
.МБУ ДО «ДДТ»

Карпачева И.Ю.
Алексин
2016

     

Содержание
 
1. Вступление

2. Организация и проведение родительских собраний 

3. Организация родительского комитета
 
4. Организация и работа «родительской школы»:
а) родительские тренинги
б) родительский лекторий
в) родительские конференции
 
5. Участие родителей в культурно – досуговых мероприятиях
 
6. Участие родителей в работе детского самоуправления
 
7. Понятийный аппарат
 
8. Заключение


9. Литература
 
 
 




I. Вступление
  Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с каким другим социальным институтам, так как именно в семье формируется и развивается личность ребёнка; происходит овладение им социальных ролей необходимых для безболезненной адаптации ребёнка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Поэтому педагогу необходимо вести тесную работу с родителями обучающегося.
Основная проблема в работе с родителями - это узкая направленность и ограничение в практическом внедрении родителей в жизнь образовательного учреждения. И эта проблема становится всё более актуальной в системе модернизации современного российского образования.
Цель данных методических рекомендаций - оказание методической помощи педагогам дополнительного образованияи заместителям директоров по воспитательной работе в продуктивной систематической работе с родителями, через внедрение и использование разнообразных форм, методов и технологий.
Рекомендации скомпонованы по темам в соответствии с усложнением проводимой работы.
Чтобы обучение и развитие ребёнка было продуктивным, необходимо развивать работу с родителями, которая представляет собой социально- педагогическую помощь, включающую:
- образовательный аспект: обучение и воспитание;
- психологический аспект: поддержка и коррекция;
- посреднический аспект: организационная, информационная и координационная помощь.
Начинать работу нужно с изучения семьи, внутренних взаимоотношений - это поможет представить положение в ней ребёнка. После изучения семьи, задача педагога - создать в семье новые отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные комитеты, клубы, мероприятия, группы и т.д.
Родители - это главные партнёры, которые при успешно поставленной работе будут активными помощниками.
Существует практика, когда педагог составляет «Карту семьи», где даётся характеристика каждому члену семьи, даты рождения, знаменательные даты в семье. Определяется статус семьи, жилищные условия, соседство, религия, нация. Этой работой должен заниматься, социальный педагог учреждения, но эта штатная единица есть лишь в немногих учреждениях дополнительного образования. В связи, с чем на плечи педагога, ложиться большой объём работы. С другой стороны, педагог сам выбирает методы и стратегию своей работы.
Дополнением «Карты» является изучение воспитания в семье. Как и сколько родители проводят времени с ребёнком, есть ли у них общие дела, какая форма общения, беседует ли отец с сыном и т.д.  Важно представить, что знают родители о своих детях: чем ребёнок интересуется, что читает, с кем дружит, о чём мечтает. Какие отношения в классе, любимый учитель, предмет. Какое здоровье у ребёнка, какие проблемы.
Составление «Карты семьи» не обязательно, но она очень поможет педагогу установить тесные взаимоотношения с семьёй (особенно с неблагополучной) и подобрать методы воздействия.
Следует выяснить и то, что знаю дети о своих родителях: их вкусы, образование, интересы, заботы, проблемы.
II. Организация и проведение родительских собраний

  От того, насколько тщательно и продумано готовилось собрание, зависит его результативность. В подготовке и проведении родительских собраний рекомендуется учитывать следующие моменты:
За две недели до проведения родительского собрания следует объявить о нём родителям, подчеркнув необходимость посещения, родителями этого собрания, сообщив тему. Такой срок позволит родителям решить вопрос об освобождении этого вечера и создаст психологический настрой на обязательное посещение. За три дня сделайте повторное объявление- напоминание; приглашение может быть специально отпечатанным, что предусматривает уважительное отношение педагога к родителям воспитанника. Но объявление необходимо лично проконтролировать- позвонить родителям.
К подготовке собрания, как правило, привлекаются члены родительского комитета или актив родителей. Необходимо продумать, кто из родителей сможет выступить по теме собрания. С каждым выступающим нужно поговорить, отметив, положительные моменты в воспитании детей и подчеркнув основные направления сообщения.
К собранию желательно подготовить выставку работ воспитанников, отражающую их деятельность (рисунки, поделки, рефераты, сообщения, стенгазеты и т.д.). К итоговому собранию можно подготовить концертную программу ребят. До начала собрания родители могут ознакомиться с выставкой педагогической литературы по теме собрания.
Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным. Начинать нужно о положительных фактах в жизни ребят, содержать анализ отрицательных явлений и включать такие реальные предложения, которые создали бы у родителей установку на возможность исправления настоящего неблагоприятного положения. Ни в коем случае, не должно быть высказано сомнение в неисправности положения в детском коллективе в целом и у отдельных воспитанников. Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания. Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей. Недопустимо «отчитывать» родителя за промахи ребёнка в поведении, в отсутствии у него желаемых результатов общения. Это может привести к нежеланию со стороны родителя посещать родительские собрания. Тем не менее, необходимо сообщать родителям о недочётах в работе детей (без указаний фамилий), подсказывать пути их преодоления.
Каждому родителю рекомендуется дать сложенный лист бумаги, на внутренней стороне которого сделаны записи только для этого родителя. Это может быть и похвала, и просьба прийти на консультацию в назначенный день и час, и просьба остаться после собрания для беседы.
Чем больше родителей будет участвовать в подготовке родительского собрания, тем активнее они будут вести себя на самом собрании. На собрании следует поблагодарить и тех родителей, кто его готовил, и тех, кто оказывал помощь в организации учебного процесса детей.
В подготовке и проведении собраний очень помогает анкетирование родителей, подготовленное совместно с психологом. Анкеты помогают понять принцип воспитания в семье, выявить трудности воспитания со стороны родителей, узнать какие вопросы воспитания их волнуют, как развивать взаимоотношения в семье.
Родительские собрания могут проводиться в форме семинаров, конференции, лекций, увлекательных походов, в которых принимают участие педагог, дети и родители. На таком собрании по-иному звучит совет профессионального педагога родителям -не дежурной фразой, а свежо, необычно и от этого он будет вдвойне полезней. Тема собрания может быть предложена родителями, воспитанниками, психологом, администрацией и т.д.


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



III. Организация и работа родительского комитета
В начале учебного года педагогу необходимо провести первое родительское собрание, но котором будет выбран состав родительского комитета. Желательно, чтобы родительский комитет состоял от 3- до 7 человек.
Выбранный родительский комитет будет входить в общий родительский комитет образовательного учреждения. При составлении плана работы родительского комитета необходимо учитывать общие мероприятия и дела учреждения.
  Заседания родительского комитета образовательного учреждения должны проводиться на регулярной основе при наличии всех представителей от каждого объединения, и как обязательное условие- это наличие постоянных представителей.
Время проведения согласовывается с представителями родительских комитетов объединений, участвующих в работе общего родительского комитета. Заседания родительского комитета проводятся в запланированные для этого дни. На заседании ведётся протокол, в него вносятся все выступления, предложения и замечания. Протокол является обязательным условием того, что если решение принято родительским комитетом, то оно обязательно выполняется родителями всего образовательного учреждения, и директор не вправе менять это решение по просьбе одного из родителей без согласования с комитетом.
Члены родительских комитетов творческих объединений оповещаются о результатах обсуждения тех или иных вопросов на родительских собраниях. Эти собрания проводит педагог (руководитель) и представитель родительского комитета от творческого объединения.


IV. Организация и работа «родительской школы»
Для наиболее эффективной работы по включению в жизнь учреждения, а так же для повышения компетенции родителей в области воспитания и образования современных детей, можно организовать «родительскую школу». Занятия в ней должны проводить: зам. директора по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, специалист в какой-либо области (медицинской, педагогической, досуговой, психологической и другие). Количество и периодичность занятий зависит от потребностей родителей и возможностей учреждения.
В плане работы «родительской школы» могут быть следующие направления:
1. Родительский тренинг.
2. Родительский лекторий.
3. Родительские конференции.
Родительский тренинг- это новая и эффективная форма работы с родителями обучающихся. Тренинги необходимо проводить в группах от10 до12 человек. Можно меньше, но не больше, иначе не будет должного эффекта от занятия. Желательно чтобы количество участников было чётным. Группы желательно формировать по возрасту детей (группа родителей дошкольников, младших школьников, среднего звена и старшеклассников). Если много желающих, то каждую группу нужно делить на подгруппы.
Работа по тренинговой программе помогает участникам:
- - почувствовать собственную ответственность за свои проблемы в воспитании детей;
- - осознать свою позицию в общении с детьми: понять и проанализировать свои установки при воспитании детей;
-- научиться поддерживать детей и подростков с разными типами характера, разными проблемами ри разными стилями поведения;
-- развивать у себя умение эффективно слушать, создавать у детей ощущение, что их понимают и ппринимают;
- овладеть способами выражения своих эмоций как положительных, так и отрицательных;
- видеть и понимать психологические особенности детей и подростков, учитывать эти особенности в общении с ними.
Психологический тренинг как форма совместной работы большинству родителей не знаком. Поэтому стоит рассказать о тренинге как о форме взаимодействия, целью которого являются прежде всего совместные переживания и новый опыт участников, их совместный анализ и обсуждение. Участников группы (родителей) стоит ознакомить и с режимом работы, предупредив о том, что тренинг предполагает соблюдение правил. Имеет смысл так же сказать, что участие в группе тренинга не всегда вызывает положительные эмоции, чаще оно сопровождается самыми разными переживаниями.
Родительский лекторий- это традиционная форма работы с родителями, в отличие от тренинга, поэтому в неё необходимо постоянно вносить изменения. Например, приглашать специалистов из различных областей по теме, выявленной анкетированием.
Лекторий можно проводить не чаще одного раза в 2-3 месяца, потому что слишком много научной информации уменьшают интерес многих родителей к этой форме. Лектории можно проводить на родительских собраниях, чтобы лишний раз не нагружать родителей. Все лекции должны иметь определённую направленность. Например, один год - валеология, другой - семейные ценности и воспитание, третий- досуг и оздоровление и т.д.
Родительские конференции - целесообразно проводить раз в год, на основе тематики лекториев. На конференцию обязательно пригласить несколько специалистов в области выбранной темы, которые представили опыт других учреждений, городов, стран по данному вопросу. Желающие родители могут выступить с докладом обобщения опыта за год, либо по результатам проведённого им опроса или анкетирования.
V. Участие родителей в культурно - досуговой деятельности

Для реализации многих воспитательных задач, необходимо включать родителей в культурно - досуговую деятельность (КДД). Каждому взрослому иногда хочется погрузиться в мир детства, забыть о проблемах и получить заряд положительных эмоций. Этого можно достичь с помощью КДД., проводимой совместно с детьми (коллективно-творческое дело) или для родителей отдельно, где дети выступят в качестве зрителей.
При подготовке мероприятия в форме коллективно-творческого дела (КТД), родители вместе с детьми составляют сценарий, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, всё делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая к совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.
Ещё одна форма привлечения родителей - это концерты ребят для родителей, различные игры и конкурсы («День именинника», «Семья третьего тысячелетия». В этих мероприятиях родители - активные участники и помощники. Они могут быть ведущими, актёрами, а так же выступать с концертными номерами. Это даст уверенность в себе и родителям и детям.
Можно давать родителям и детям домашние задания, хотя бы раз в год - снять ролик о проведении какого- либо семейного торжества. Конечно же, необходимо помочь родителям подобрать соответствующий материал. Такая форма будет наивысшей стадией в развитии совместного досуга семьи. Ведь в этом случае, родители проводят досуг с детьми не только в рамках учреждения, но и прививают потребность в совместном досуге дома. Это только укрепит и повысит уровень семейных отношений – семья выйдет на новый этап развития.
Дети смогут поделиться с одноклассниками и их родителями материалом по интересному проведению семейных праздников. Это, в свою очередь, сподвигнет других родителей придумать что-то по интереснее, потому что дух соревнования очень силен. Выбрав в конце года лучшие ролики – можно вручить грамоты и призы. Для этого необходима классная копилка, которой ведает родительский комитет.
К тому же можно совершать совместные туристические походы, где желательно провести какие-нибудь конкурсы, например, «заядлого рыбака», «лучшего грибника» и т.д. Все зависит от времени года и места отдыха. Каждое мероприятие желательно снимать на видео или фотопленку. Это поможет в оформлении альбома объединения или учреждения.

VI. Участие родителей в работе детского самоуправления
Самоуправление теперь все больше и больше рассматривается как субъект сложных финансово-экономических отношений, когда, в первую очередь сталкиваются интересы двух социальных групп: профессиональные интересы педагогов и интересы родителей в области образования своих детей. Каждая из данных социальных групп заинтересована в достижении собственных целей. Образовательные учреждения заинтересованы в предложении своей оригинальной образовательной программы, которая привлекала бы родителей, а соответственно и финансовые средства, включая дополнительную помощь со стороны родителей.
Родители, находясь в состоянии выбора среди многообразия образовательных программ, стремятся устроить своего ребенка в то образовательное учреждение, которое как им кажется, создаст комфортные условия обучения и предоставит наилучшие возможности для получения качественного образования. При нахождении общих интересов стороны объединяют свои усилия.
На данный момент государство и органы местного самоуправления, стремятся больше включать родителей в управление учреждением, используя такую форму как Управляющий совет. В связи с чем очень важно, чтобы на этом участие родителей в самоуправлении не ограничилось (решение только финансовых вопросов). Их необходимо включать в работу и детского самоуправления.
Каждое учреждение выбирает или разрабатывает свою систему детского самоуправления. В зависимости от выбранной модели происходит включение детей, родителей и педагогов в работу детского самоуправления. Все вместе проводят заседания, КТД, благотворительные акции и т.д. Включение родителей - это высокий показатель развития детского самоуправления в образовательном учреждении.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


VII. Понятийный аппарат
  Адаптация - процесс перевоспитания в сочетании с влиянием, предполагающим изменение в развитии личности.
Досуг - часть времени личности, группы и общества в целом, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, а так же для удовлетворена личных интересов и потребностей.
Коррекция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.
Конференция - форма коллективного изучения и обсуждения психолого-педагогических проблем воспитания и образования.
Репродуктивность - воспроизводство чего-либо, кого-либо.
  Первичная социализация - обусловлена тем, что семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребёнка, в семье переплетаются естественно биологические и социальные связи родителей и детей. Они определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Обучение ребёнка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растёт, её нравственные нормы и традиции народа.
Родительский комитет- группа родителей, которых выбрали на общем собрании, с целью представления интересов учащихся и активного участия в жизни образовательного учреждения.
Родительское собрание- это вид работы с родителями, в основе которого лежит цель сбора всех членов для обсуждения актуальных проблем и выработки определённых решений.
Самоуправление- это коллективное управление, участие всех членов образовательного процесса, в деятельности соответствующего органа управления, включение исполнителей в процесс выработки и принятия общих решений.
Тренинг- это упражнение в чём-либо, проживание какой-либо ситуации в игре.
Семья - основанное на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимообязанностями по отношению друг к другу.
Социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого существует основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первоначальная социализация детей, бытовой уход, образовательного, медицинского и другого обслуживания.





























VIII. Заключение

  Именно в семье закладываются основные жизненные установки человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Семья способствует самоутверждению, раскрывает человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Поэтому педагогу необходимо вести тесную работу с родителями обучающихся.
 
  Всё многообразие функций семьи накладывает свой отпечаток на планирование работы педагога с конкретной семьёй. Ведь то, что подходит одним семьям, не подходит другим.
 
Благодаря методическим рекомендациям данного пособия, педагог сможет не только наладить работу родительского комитета, правильно организовать и провести родительское собрание, направить родителей в «родительскую школу» по потребностям, но и привлечь к досуговым мероприятиям и работе детского самоуправления. Это в свою очередь будет новой страничкой в жизни семьи. 


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



IX. Литература

1. Будаченкова И.И. «Любовью дорожить умейте»: вечер, посвященный древним традициям и роли семьи в современном обществе / И.И. Будаченкова // Читаем, учимся, играем.- 2005. - № 3.
2. Бурлак Г.Н. Моя родословная: Игра, посвященная истории семьи, родословной и генеалогическому древу / Г.Н. Бурлак // Читаем, учимся, играем.- 2010. - № 6.
3. Виноградова Н.В. Родительское собрание «Урок родительства» Н.В. Виноградова // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.68.
4. Взаимоотношения родителей и детей, Мониторинг воспитательного потенциала семьи. // Педагогика.- 2008. - № 3. С.48 - 59.
5. Галактионова А.О. мальчишки и девчонки, а также их родители: конкурсная программа для семейного праздника в библиотеке А.О. Галактионова // Читаем, учимся, играем.- 2006. - № 3.
6. Мудрость воспитания. Книга для родителей. / Сост. Б.М. Бим-Бад., Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. - М.: Педагогика, 1987. - 288 с. - (Библиотека для родителей).
7. Помощь родителям в воспитании детей/ Общ. ред. и предисл. В.Я. Пилиповского / Пер. с англ. – М., 1992.
8. Сауткина Е.В. Семья – моя надежда и опора: тематический вечер, посвященный семейным ценностям / Е.В. Сауткина // Читаем, учимся, играем.- 2009. - № 10.
9. Свечникова И.В. Папа, мама, я!: Конкурсно - игровая программа / И.В. Свечникова // Читаем, учимся, играем. – 2008. - № 2.
10. Тимонина Л.И. Родительское собрание «Как на самом деле любить своих детей» / Л.И. Тимонина // Классный руководитель. – 2008.- № 2.- С.62.