Доклад на тему Патриотическое воспитание детей в современном социокультурном пространстве.


Доклад
На тему "Патриотическое воспитание детей в современном социокультурном пространстве".
«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»
Д.С. Лихачев
Для человека естественно любить – эта мысль должна красной нитью проходить через все аспекты воспитания. Мы формируем свое собственное «Я» только в процессе общения с другими людьми. Еще недавно нам казалось, что вопрос патриотизма в нашей стране давно решен. И вот теперь мы сталкиваемся с явлениями, которые каждого честного человека глубоко ранят.
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены. А новые  не имеют четких очертаний.
В современном российском обществе, социально – экономические инновации вызвали определенное расслоение общества, произошел резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большую тревогу вызывает одно из ключевых направлений этой деятельности, связанное с созданием условий для воспитания личности гражданина и патриота России и способного отстаивать ее интересы.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальнейших.
Реформы многое поставили с ног на голову. А многое, напротив, вернули на их прежнее место. Изменилась страна. Изменилось  и отношение ее граждан и идее патриотизма.
Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства.
Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие – важное моральное качество личности.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств.
Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по – хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.
Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности и гражданский долг пред обществом, Родиной, обладать такими качествами личности, как патриотизм и интернационализм, гуманное отношение к людям, добросовестное отношение к труду. Зачатки этих качеств надо формировать в ребенке как можно раньше. С первых лет жизни пробуждать в нем любовь к родной земле, воспитывать черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.
Для воспитания гражданина - труженика мной проводились различные мероприятия, в которых дети знакомились с различными профессиями , выбирая свой путь в жизни, а так же в рамках трудовой деятельности детского дома трудились для своего блага и нужд детского дома. Проводились такие мероприятия, как беседы "Я в мире профессий", "Мастера своего дела", "Чудо земли - хлеб", "Мир профессий", рукоделие "Мы можем". Так же Артур участвовал в муниципальном конкурсе рисунков "Охрана труда глазами детей". Дети принимают участие в работе на огороде, сажая овощи и собирая урожай.
Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Чувство Родины… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Для ознакомления с этими понятиями и для укрепления семейных ценностей я проводила следующие мероприятия: цикл бесед: "Культурные ценности семьи", "Вся семья вместе - так и душа на месте", "Счастливая семья - крепкая страна", деловая игра "Генеалогическое древо", где дети составляли генеалогическое древо своих семей. По этому направлению Артур участвовал во Всероссийском конкурсе рисунков "Семейный портрет" на сайте Арт - Талант и занял 1 место.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Прежде всего, это места, где он родился и живет. Родная природа один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.
Яркие впечатления о родной природе, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь, так как в ее образе  воплощается Родина. Как ни велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос, где ходил в детский сад и школу, где играл с ребятишками в снежки и катался с ледяной горки. По данному направлению "Любовь к родному краю, природе и бережное к ней отношение" так же проводилось мной множество мероприятий: беседа "Суд над мусором", занятие "Животный мир Башкортостана", экологическая беседа "Здравствуйте, птицы", выставка поделок из бросового материала "Новая жизнь", игра - викторина "Люблю тебя, родная природа", создание коллажа "Башкортостан - здоровое будущее", изготовление панно в технике оригами "Моя Башкирия". По данной теме дети участвуют в различных конкурсах:
- ежегодные Муниципальные конкурсы рисунков ко Дню Республики;
- Республиканский конкурс "Они должны жить";
- IV Республиканский интернет - конкурс "Птицы Башкирии";
- участие в Республиканском литературно - художественном конкурсе о заповедных местах Башкирии.
Особое значение имеет рождающее «чувство истории». Действительность раскрывается перед детьми не только в ее сегодняшних проявлениях, но и в фактах, связанных с прошлым России. У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. Это направление патриотического воспитания я раскрывала в следующих мероприятиях: интеллектуальная игра "По тропинкам истории", занятие "День независимости", беседа "Уроки православной культуры", познавательная беседа "История родного села", экскурсии по селу , просмотр презентации "Моё село Петровское".
Дети должны осознать: наша страна – мощная и мирная держава, ее защитники всегда на страже мира и готовы дать отпор любому врагу.
Педагог и родители помогают открыть Родину маленькому человеку, показывая ему связь его детства с героическим прошлым старшего поколения. Разговор на эту тему не сложен для ребёнка – все дело в доходчивых словах и ярких фактах.
Подобные уроки мужества особенно полезны в воспитании мальчиков. Это они – будущие мужчины, а, значит. И будущие воины, должны уметь охранять родную землю и чистое небо нашей Родины. Не менее важны уроки мужества и девочкам. Они – будущие женщины – должны растить достойных сыновей, а, если потребуется, то и уметь воодушевить их на защиту Отчизны.
Важно подвести ребенка к пониманию: мы победили в тяжелой битве с фашистами, потому что люди любят свою Отчизну. По данному направлению проводились такие мероприятия, как устный журнал "Память за собою позову", акция "Обелиск", акция "Письма ветеранам Украины", конкурс рисунков к 75-летию Победы. Так же наши дети принимают участие в ежегодных митингах 9 мая.
Быть гражданином России – это непременно быть интернационалистом. Одна из задач воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.
Правильное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с окружающей средой и общественными событиями. Для этого необходимо детей знакомить с различными народами и их традициями. В этом направлении проводились следующие мероприятия:
- виртуальная экскурсия по святым местам России "Святая Русь";
- цикл бесед :
- "Гостеприимство народов разных национальностей";
- "Новогодние традиции";
- посиделки "Фольклорное рукоделие";
- беседа с элементами творчества "Бабушкина шкатулка".
Вместе с этим дети участвовали в мероприятиях, посвящённых Масленице; в Межрегиональной олимпиаде по изобразительному искусству "Золотая хохлома", где все дети нашей группы получили дипломы победителей (сейчас они участвуют в такой же олимпиаде "Голубые цветы Гжели); во Всероссийском интернет - конкурсе "Золотые руки России" в номинации "Конкурс шитья" "Мастерская игрушек" Эльвина заняла 3 место с работой "Башкирская красавица"; эта же работа заняла 1 место в IV Международном интернет - конкурсе "Ты - гений" в номинации "Декоративно - прикладное искусство"; неоднократно участвовали в Окружном конкурсе декоративно - прикладного искусства "На берегах Волги семьёй единою живём" в г. Казань.
Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение.
Очень важно осознать именно духовно – нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно – нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем, в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Петровский детский дом
Ишимбайский район
Республика Башкортостан
Доклад
"Патриотическое воспитание детей в современном социокультурном пространстве"
воспитателя
Бахчевой Галины Владимировны
2015 г