Рабочая программа по доп.образованию. Культурология. Немецко- язычные страны.


Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 38 г.о.Тольятти



«Утверждаю»
директор МОУ гимназии №38

______________Ю.С.Мищенко


Программа принята на основании
решения кафедры иностранных
языков
Протокол №___
от «___» сентября 2009г.





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

КУЛЬТУРОЛОГИЯ
(немецкий язык)

Адаптированная
по программе О.А. Письменная
«Окна в англоязычный мир»
Для среднего школьного возраста (11-14 лет)
Срок реализации – 3 года

Составитель: педагог Денисова Вера Петровна.

г. Тольятти


АКТУАЛЬНОСТЬ
Многие учебные заведения с гуманитарным уклоном объявляют факультативы в дополнение к обязательному курсу иностранного языка. Базовый курс иностранного языка, при всей его сложности, не всегда удовлетворяет различным потребностям учащихся, что и является объективной основой для разработки профильно-ориентированных, факультативных курсов по выбору. Одним из наиболее востребованных является курс культурологии.
Это объясняется тем, что на современном этапе развития общества перед системой образования встала задача подготовки школьников к культурному, профессиональному и личному общению с представителями иноязычной культуры. Сегодня многие образовательные учреждения участвуют в программах международного обмена. Подготовка учащихся к реальному диалогу культур переходит в разряд чисто практической необходимости.

Образование средствами иностранного языка предполагает:
Знание о культуре, литературе, истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка;
Знание о странах изучаемого языка в контексте развития мировой культуры;
Включение школьников в диалог культур;
Осознание роли родного языка и культуры в зеркале культуры другого языка.

Курс рассчитан на углубленное изучение культурологи англо-говорящих стран, построен с учётом программных требований к уровню владения немецким языком и нацелен на современные принципы обучения иностранным языкам:
Обучение иностранному языку в контексте диалога культур и цивилизаций;
Опора на аутентичные иноязычные материалы;
Взаимосвязанное обучение основным видам речевой деятельности (говорению, чтению, письму, аудированию);
Учёт возрастных особенностей и потребностей обучаемых;
Обеспечение условий и возможностей для самообразования школьников при изучении предлагаемого материала;
Активный, деятельный подход к изучению немецкого языка;
Использование наглядности.
Данный курс включает в себя тексты, а также оригинальные источники информации – в том числе книги и периодические издания. Тексты информативны, сопровождаются словариками и заданиями для контроля понимания, умения отвечать на вопросы и выражать мысль на немецком языке, для совершенствования навыков поискового чтения.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА
Основная цель курса – социокультурное образование средствами немецкого языка.
Учебный аспект программы направлен на дальнейшее совершенствование навыков чтения, письма, говорения, аудирования.
Познавательный аспект программы направлен на знакомство учащихся с различными сторонами жизни немецкоязычных стран.
Воспитательным аспектом является воспитание уважительного и толерантного отношения к другой культуре, более глубокое осознание своей родной культуры.
Задачи курса:
Формирование куммуникативной компетенции и билингвизма.
Знать и понимать национальные особенности Германии, Австрии, Швейцарии, Люксембурга, Лихтенштейна в соответствии с изучаемыми темами.
Умение вести обсуждение по содержанию изучаемых тем, выражая своё мнение и грамотно аргументировать его.
Развитие навыков исследовательской работы.
Умение выполнить проектную работу, обсуждать проблемы, проводить дискуссии и диспуты.
Уметь самостоятельно подготовить доклад и устное сообщение по выбранной теме и выступить с ним.
Сформировать различные виды учебного чтения, умение анализировать, систематизировать, обобщать полученные знания, выделять главное.
Совершенствовать различные формы записи как при получении информации со слуха, так и при чтении материалов.
Развитие речи на английском языке, а также умений взаимодействовать с аудиторией.
Соединить воедино знания, полученные в ходе изучения различных дисциплин, и вывести их на новый виток осмысления, применительно к новым практическим задачам.
С помощью творческих заданий развивать навыки поискового чтения, письма, использовать часть лексического материала для формирования пассивного и активного словаря учащихся.
Способствовать созданию творческой обстановки на занятиях, усилению мотивации учебного процесса; инициировать потребность к получению знаний, повышению интереса к изучаемому предмету.
Создать условия для многостороннего развития личности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Для реализации программы используются различные формы и методы обучения и воспитания:
- словесные (используются для теоретических занятий в форме лекции, беседы,
семинары, деловых игр);
- наглядные (просмотр фото/видеоматериалов);
- практические (выполнение различных исследований, проведение экскурсий, встречи с носителями языка, работа в сети Интернет и т.п.);
- участие в различных акциях, массовых мероприятиях, конкурсах, брейн-рингах,
олимпиадах;
- тренинги и тестирование.
Теоретические занятия осуществляются, главным образом, в форме лекций, консультаций, отчетов, бесед.
Задания, предлагаемые в ходе лекций, помогают:
- обеспечить необходимый уровень мотивации;
- получить/передать необходимую информацию по рассматриваемым вопросам;
- ориентировать учащихся на определенный уровень обобщений, а также на анализ исторических фактов и событий;
- попрактиковаться в умении выделять главное, вести конспект лекции, тренировать память и решать другие практические задачи о которых шла речь выше;
- установить необходимый уровень обратной связи и контроля.
В целях обеспечения наибольшей активности учащихся и продуктивности курса рекомендуется основную часть практических занятий проводить в формате семинаров с использованием активных методов и коммуникативных приемов обучения.
На таких занятиях можно широко использовать:
- решение проблемных задач языкового/речевого/социокультурного характера;
- коммуникативные приемы работы с текстовым материалом;
- парную и групповую работу, что позволяет обеспечить постоянное речевое
взаимодействие учащихся;
- взаимообучение и взаимоконтроль посредством индивидуальных докладов и
сообщений, интервью и опросов, викторин, конкурсов;
- активные методы обучения с использованием различных видов наглядности, игр, диспутов, совместных проектов, встреч с носителями языка, экскурсий и т.д.
Практические занятие проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения исследовательской работы, выпуска газеты. Также предусматривается участие детей в различных конкурсах; мероприятиях, проводимых в рамках международного сотрудничества; акциях в масштабе города.
Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме, в ходе выполнения практических и исследовательских работ. Занятия проводятся в малых группах, иногда применяются индивидуальные занятия, которые дают наиболее эффективные результаты.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В начале учебных занятий проводится определение начального уровня знаний учащихся в виде тестирования или анкетирования.
Контроль результативности обучения проводится по 4 уровням:
1. Защита проектов, зачеты, деловые игры, заметки в газету, доклады и сообщения.
2. Участие в различных городских мероприятиях, конкурсах, викторинах, конференциях исследовательских работ, где полученные знания проверяются в ходе выполнения учащимися индивидуальных практических заданий и исследований.
3. Участие в школьных, районных, городских олимпиадах.
4. Участие в региональных, областных, международных мероприятиях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ
Все формы контроля освоения необходимы для совершенствования преподавания.
Оперативный контроль. Осуществляется в ходе объяснения нового материала с помощью контрольных вопросов. Такой контроль необходим для выявления трудных для понимания фактов и суждений, для оперативного изменения хода занятия.
Анализ зачетных занятий. Зачеты проводятся по окончании этапов обучения.
Анализ качества работы при подготовке и участии в конференциях. Используется как контроль за способностью учащегося получать более глубокие знания. Педагог анализирует качество и способность учащегося работать самостоятельно и творчески.
Анализ качества проектных работ. Педагог анализирует не только материал, используемый при создании проекта, но и качество оформления (соответствие стандартным требованиям; структурированность текста; качество эскизов, схем, рисунков; эстетичность), обоснование (аргументированность предложенных решений, цитируемость), уровень творчества (самостоятельность, оригинальность решений).
Анализ качества заметок в газету. Педагог анализирует не только материал заметки, но и стиль написания, объем разработки, полнота и подготовленность у публикации, цитируемость.
Беседы с родителями и педагогами. Такие беседы важны перед поездками на экскурсии. В ходе бесед педагог уточняет особенности характера и навыков ребенка, которые необходимы в путешествии.
Итоговой формой контроля является участие учащихся в викторинах, конкурсах. Подготовка к викторине/конкурсу является успешной формой обобщения полученных знаний и приобретения новых, а также дополнительным методом межкультурного воспитания учащихся. Знания, полученные активным способом, являются наиболее надежными и наиболее прочно запоминаются. По окончании курса проводится зачет, на котором проверяются полученные знания и навыки, и выдается сертификат о прохождении курса культурологи.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Материалы курса отбираются и целенаправленно строятся с учетом следующих принципов:
- постоянного речевого взаимодействия;
- творческого переосмысления полученных знаний на основе рефлексии;
- избыточности предлагаемого языкового и текстового материала;
- избирательности в использовании предлагаемых материалов в зависимости от речевой задачи и ситуации;
- одновременного развития языковых и речевых навыков в различных видах речевой деятельности;
- индивидуальной активности учащихся.
В курсе предполагается широкое использование проектных форм работы.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Обучение знаниям о культуре, истории, реалиях и традициях стран изучаемого языка.
- Включение школьников в диалог культур.
- Обучение навыкам оценки и осознания роли родного языка и культуры в зеркале
культуры другого языка.
- Организация коллективных мероприятий, позволяющих организовывать досуг детей,
сделать его содержательным и интересным.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Одна из задач воспитания – это формирование культуры, под которой понимается совокупность развитых в культурологическом аспекте сознания, эмоционально-чувственной, деятельной сфер личности. Показатели сформированности культуры необходимо исследовать на внутреннем и внешнем уровнях – качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром. На внутреннем уровне мы оперируем такими категориями, как способности, интересы, ценности, мотивы, привычки, чувства, эмоции, знания, умения, навыки, субъективная позиция и др. На внешнем уровне мы пользуемся такими категориями, как отношение, поведение, поступок, деятельность, взаимодействие и др.
Большую роль в диагностике результатов культурного воспитания играет целенаправленное наблюдение педагога за поведением ребенка на экскурсиях, при проведении акций, во время проведения и подготовки к мероприятиям; как ребенок общается со сверстниками, реагирование на проблемные ситуации и трудности.
На основании этих наблюдений можно сделать вывод об уровне культурного воспитания учащегося.
Педагогом проводится анализ откликов родителей на результаты занятий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешной организации учебного процесса необходимы:
Учебный кабинет. Видеомагнитофон/DVD проигрыватель, телевизор, видеокассеты/DVDдиски.
Канцтовары: бумага, ручки, карандаши, краски.
Компьютер, проектор.
Учебная литература.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

п/п
Виды работ
Срок
Задачи

1.
Родительские собрания в детских объединениях.
Каждый сентябрь
май

Решение организационных вопросов.
Планирование.
Подведение итогов.

2.
Открытые занятия в детских объединениях.
По графику
Знакомство с требованиями и результатами учебной программы.

3.
Консультации для родителей.
В течение периода действия программы
Решение совместных задач по воспитанию детей.

4.
Привлечение родителей к посильному участию в жизни детских объединений (оформление кабинета, организация и участие в экскурсиях, лекциях, защите проектов, брейн-рингах и т. п.)
В течение периода действия программы
Решение совместных задач по воспитанию и организации досуга детей.

5.
Проведение в детских объединениях совместных вечеров:
- День матери;
- Рождественский вечер;
- День защитника отечества;
- Международный женский день;

Каждый сентябрь
декабрь
февраль
март
Воспитание чувства уважения, любви к родителям


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы
Теория
Практика
Всего часов

1.
Введение. Географическое положение Германии. Климат страны и его особенности. Отражение истории в старых народных обычаях. Происхождение немецкого языка.
4
4
8

2.
Люди.
6
6
12

3.
Праздники в Германии.
6
4
11

4.
Развитие денежной системы, мер длины, веса, объема, площади.
6
4
1 0

5.
Религия и церковь.
8
6
14

6.
Германские Федеральные земли. Берлин – столица Германии.
6
8
14


ИТОГО: 72 ЧАСА
В неделю: 2 часа
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение. Географическое положение Германии. Климат страны и его особенности. Происхождение немецкого языка. Исторические факты.
Страна, государство, народ: значение некоторых названий. Географическое положение, общий обзор. Происхождение некоторых географических названий. Климат и его особенности. Отражение истории в старых народных обычаях, поверьях, традициях, приметах. История возникновения немецкого языка. Его распространение. Правописание. Диалекты. След разных исторических эпох в развитии немецкого языка.
2. Люди.
Региональные различия. Иностранные граждане. Национально – специфичные жесты. Личные имена и фамилии в фоновых знаниях носителей языка и культуры. Знаменитые немцы. Наука и техника. К.Ф.Бенц. В.Г. Рентген. А. Энштейн.
3. Праздники в Германии.
Краткий обзор. Праздники в Германии и их отражение в языке. Рождество. Пасха. Иисус воскрес! Вокруг Пасхи. Яйцо – символ жизни. Что рассказывают о пасхальном зайце.
4. Развитие денежной системы, мер длины, веса, объема, площади.
История происхождения наименований денежных единиц в Германии. Деньги и их обращение. Наименование мер длины и веса. Меры объема и веса. Старые меры площади.
5. Религия и церковь.
Церкви и религиозные объединения. Города, епископства и монастыри на территории Германии. К истории религиозной борьбы в Германии. Храмовое строительство. Некоторые церковные праздники. Крылатые слова из Библии.
6. Германские Федеральные земли. Берлин – столица Германии.
Германские Федеральные Земли. Краткий обзор. Берлин. Берлинцы. Унтер ден линден и другие достопримечательности Берлина. Маленький Истамбул. Генрих Циле.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В КОНЦЕ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Должны знать:
- основные географические названия на территории Германии;
- происхождение и развитие немецкого языка;
- о многонациональном составе Германии, знаменитых ученых;
- об основных праздниках и обычаях их празднования;
- об истории происхождения денежных единиц, а также единиц длины, объема, веса;
- об основных направлениях религиозной борьбе в Германии, некоторых церковных праздниках;
- крылатые слова из Библии;
- количество Федеральных земель Германии, информацию о столице Германии-Берлине и немецком художнике Генрихе Циле.
Формируемые навыки и умения:
- работать со словарем;
- бережно относиться к выбору слов и их употреблению в речи;
- характеризовать/описывать культурные особенности страны изучаемого языка;
- устанавливать характер взаимовлияния и взаимозависимости стран в рамках
формирования мировой истории и культуры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы
Теория
Практика
Всего часов

1.
Германия.
8
8
16

2.
Федеральные земли. Обзор
4
4
8

3.
Отдельные регионы Германии.
4
4
8

4.
Неофициальные названия некоторых городов.

6
6
12

5.
Праздники в Германии. Фестивали и ярмарки. Обычаи. Досуг.

6
6
12

6.
Знаменитые люди Германии. Область литературы.

6
6
12

ИТОГО: 72 ЧАСА
В неделю: 2 час
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Германия.
История Германии. Позднее средневековье. Эпоха религиозного раскола. Тридцатилетняя война. Тридцатилетняя война глазами художников.
2. Федеральные земли. Обзор.
Общие сведения. Саксония. Тюрингия. Города. Культура и традиции.
3. Отдельные регионы Германии.
Саксонская Швейцария. Мекленбургская Швейцария. «Земля тысячи канав».
4. Неофициальные названия некоторых городов.
Неофициальные названия некоторых городов. Их отличительные особенности по сравнению с другими городами. История названий некоторых городов. Легенды и предания, связанные с некоторыми немецкими городами. Гамельн. Ульм. Бремен. Росток. Гамбург.
5. Праздники. Фестивали и ярмарки.Обычаи. Досуг.
Государственные праздники. Новый год в Германии. День святого Валентина. День матери. Октоберфест в Баварии. Ярмарки. Нюрнберг. Дрезден. Старинные поверья. Приметы. Свадьба. Свободное время. Отпуск. Путешествия.
6. Знаменитые люди Германии. Область литературы.
Основные этапы развития литературы в Германии. Книгопечатание. Гуттенберг. Кодекс. Письмо и шрифты. Студенческий словарь. Формы и жанры немецкой литературы. Народная песня. Шванк. Рыцарский роман. Героический эпос. Народная литература. Афоризмы литературного происхождения. Гете. Гейне. Шиллер. Краткая характеристика их произведений. Современные авторы разных жанров.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В КОНЦЕ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Должны знать:
- основные сведения о Германии, эпохе религиозного раскола, причинах и следствии тридцатилетней войны;
- основные исторические события, развитие отношений, достопримечательности,
традиции и культуру, язык и литературу, выдающихся людей этих стран;
- отдельные уникальные регионы Германии;
- историю легендарных немецких городов;
- праздники, традиции и обычаи;
- старинные поверья и приметы;
- досуг;
- основные этапы развития литературы в Германии;
- известных немецких писателей и поэтов.
Формируемые навыки и умения:
- умения работы со справочной литературой;
- рационально и осознанно готовиться к публичному выступлению/написанию
письменной работы;
- публично выступать;
- собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, систематизировать факты, события, явления;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, фактами, явлениями;
- сравнивать традиции разных стран и народов, определяя их сходство и различие.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разделы
Теория
Практика
Всего часов

1.
Федеративная республика Германия. Введение.
10
6
16

2.
Вехи истории.
6
2
8

3.
Германия 19 века.
8
4
12

4.
Германия 20 века.
8
4
12

5.
География. Язык.
6
2
8

6.
Германия. Взгляд со стороны.
8
4
12


ИТОГО: 72 ЧАСА
В неделю: 2 час

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 Федеративная республика Германия. Введение.
Происхождение названия «Федеративная республика Германия». Немецкий флаг – цвета. Немецкий герб и его происхождение. Гимн Германии.
2. Вехи истории.
Германия в XI-XVвв. Развитие производительных сил. Изменения в поземельных отношениях. Политика Штауфенов. Войны Ф. Барабароссы с Ломбардской лигой. Расправа с Генрихом Львом. Возникновение территориальных княжеств. Немецкие захваты на востоке. Колонизация славянских земель онемечение славян. Завоевание Прибалтики. Захват земель пруссов Тевтонским орденом. Междуцарствие и начало династии Габсбургов. Образование Швейцарского союза. Развитие ремесла и торговли. Положение крестьянства. Городские и крестьянские движения. Обострение политической борьбы в империи. Золотая булла. Империя и княжества в XIV веке.
3. Германия 19 века.
Эпоха абсолютизма. Подъем Пруссии. Империя при Бисмарке.
4. Германия 20 века.
Первая мировая война. Веймарская республика. Диктатура национал – социализма. Вторая мировая война и ее последствия. Германия после 1945 года. Берлинская стена и ее падение. Объединение Германии.
5. География и язык.
Географическое положение. Географические названия. Диалекты и их особенности Практические советы туристам.
6. Германия. Взгляд со стороны.
Общий обзор. Религии в Германии. Названия федеральных земель и их происхождение. Международные сотрудничества.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В КОНЦЕ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
Должны знать:
- основные сведения о Германии, названия федеральных земель, основные города;
- возникновение Германии, основные исторические события, Германия в годы первой и второй мировых войн, развитие отношений;
- достопримечательности, традиции и культуру, язык и литературу, выдающихся людей,
политических деятелей;
- праздники, традиции и обычаи;
- традиционные церемонии;
- основные виды спорта, популярные в Германии; досуг.
Формируемые навыки и умения:
- работать со справочной литературой;
- рационально и осознанно готовиться к публичному выступлению/написанию
письменной работы;
- исследовательские умения собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать,
систематизировать факты, события, явления;
- писать доклады;
- устанавливать причинно-следственные связи между событиями, фактами, явлениями;
- аргументировать свою точку зрения;
- речевые навыки вести презентацию, дискуссию;
Список литературы:
Д.Г.Мальцева "Немецко-русский лингвострановедческий словарь" Издательство
"Русские словари", ООО"Астрель", АСТ. Москва 2000г.
Х.Г.-И. Панасюк "Германия. Страна и люди". Издательство"Высшая школа"1998г.
А.Г.Овчинникова, А.Ф.Овчинников "О Германии вкратце". Хрестоматия по страноведению Германии для чтения в старших классах средней общеобразовательной школы. Из-во: "Лист" Москва 1998г.
Der grosse ADAC-Fьhrer zu den schцnsten Urlaubszielen"Faszinierende Landschaften
in Europa" ADAS Verlag Gmbg, Mьnchen 1996.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] klar.de
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


15