Мастер классОпыт использование методических приемов для развития учебной мотивации в процесс обучения математике

Мастер-класс "Опыт использование методических приемов для развития учебной мотивации в процесс обучения математике"
Учителя математики МБОУ СОШ № 31 г.Сургут Шмидт Юлии Сергеевны.
Личность – звено между мотивацией и ее реализацией.
Зигмунд Фрейд
Сл 3 Цель: показать методические приемы развития учебной мотивации через задания разной ступени обучения и факторы, побуждающие к учебной деятельности, разного содержания и характера в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Проблема: Сл 4
1. Как сформировать интерес у ребенка? 2. Как пробудить желание учиться? 3. Как сберечь интерес + желание?
Идея:
идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания на подлинном интересе.
В своей педагогической деятельности использую современные образовательные технологии которые способствуют развитию учебной мотивации.
Особое внимание уделяю на познавательные мотивы, которые побуждают ученика развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющие влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Я предлагаю к вашему внимание некоторые формы и методы которые, я применяю на своих уроках математики. Сл 5
5 Класс
На уроке «открытия» нового знания.
Тема: «Сложение и вычитание смешанных чисел».
Цель урока: формирование навыков учащихся сложения и вычитания смешанных чисел на основе использования технологии деятельностного метода обучения
На этапе урока.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.



Сл 6 На доске записаны выражения: посмотрите внимательно на эти выражения и скажите, которое из них лишнее и почему?

13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
Ребята называют последнее, так как это сумма смешанных чисел Попробуйте ребята выполнить последнее действие.
На доске запишем несколько вариантов ответа


Сл 7 С помощью кругов и равных долей круга выполните действия:
Работа в группа
I г. 2 1\5+1 2\5=3 3\5
II г. 3 2\5-1 1\5=2 1\5
говорят свои ответы Запишем правило (алгоритм) сложения и вычитания смешанных чисел.


Сл 8 Большую роль играет организация начала урока, где создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на уроке.
В 6 классе (после изучения темы рациональные числа)
На этапе. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Предлагается схематическая запись. И задаются вопросы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Вопросы: /самоконструкция/
Какие известные вам свойства натуральных чисел зашифрованы в следующих схемах?
Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодня урок? / свойства действий с рациональными числами/
Какие цели вы можете для себя поставить? /отработать вычислительные навыки действий с рациональными числами/
Тема урока : Свойства действий с рациональными числами.
Сл 9 Обучение математике – это, в первую очередь, решение задач. Они выступают как главное средство мотиваций учащихся. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. Существует много факторов , способствующий развитию учебной мотивации учащихся средствами задач. Одним из них является, фактор связанный с самой задачей и ее содержанием, это может быть: новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартные вопросы.
Занимательность:5класс / урок по теме: “ Сложение десятичных дробей”
Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину, К сожалению, она Недостаточно точна Результаты перед вами, Быстро все исправьте сами:
39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,634 47,03 + 4,8 = 5183 31,26 + 0 = 312,6 3,067 + 2,033 = 51 729,004 + 10 = 729,014
Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, на которой создается положительное отношение к предмету.
Сл 10,11 Метод сравнения, весьма эффективный инструмент не только познания, но и мотивации. Ученики на деле убеждаются, как один материал увязывается с другим. Ребята понимают, как важно учиться не от случая к случаю, а систематически.
Работая в школе обратила внимание, что есть такие понятия в математике, при изучении которых дети очень часто путаются или просто забывают. Если понятие “противоположных чисел” усваивается легко, то понятие “обратное число” улетучивается, не оставив следа. И вот тогда на помощь пришел метод сравнения.
Число
Противоположное
Обратное

3
-3
1/3

2/5
-2/5
5/2=2 1/2

-7/10
7/10
-10/7=-1 3/7

1 3/7
-1 3/7
7/10

-1,5
1,5
10/15=2/3

1/8
-1/8
8

0
0
Нет

А

1/а, при а =0

Подобная тренировка и сопутствующая беседа при составлении такой таблицы помогает ребятам прочно усвоить тему “обратное число” (6 класс), а заодно повторить “противоположное число”, а также учит умениям учебной деятельности – сравнивать.

Сл 12 При закреплении темы «Неравенства, системы неравенств» я предлагаю изображать решения на заданном числовом поле, где перпендикулярно расположены шкала с номерами заданий и шкала решений. Множество решений закрашивается карандашом и получаются своеобразные рисунки.

13 EMBED Equation.3 1415Задание 1
13 EMBED Equation.3 1415










8










7










6










5











4










3










2










1










0










-1










-3










-4










-5










-6










-7










-8










-13 EMBED Equation.3 1415
1 2
3 4
5 6 7
8 9
10
8 9
5 6 7
3 4
1 2






3х – 1
· - 1 .

2(3 – х) – 5
· - 1 .

-5(2х – 1) + 4
· 3х – 4.

0,2(2х + 1) – 1
· 0,5(3х – 2) – 2.

-13
· 2х + 3
· -7.

-3
· 5 – 4х
· 17.

13 EMBED Equation.3 1415.

13 EMBED Equation.3 1415.

13 EMBED Equation.3 1415.

13 EMBED Equation.3 1415.


Сл 13
Решение 13 EMBED Equation.3 1415Задания 1
13 EMBED Equation.3 1415










8










7










6










5










4










3










2










1










0










-1










-3










-4










-5










-6










-7










-8










-13 EMBED Equation.3 1415
1 2
3 4
5 6 7
8 9
10
8 9
5 6 7
3 4
1 2






1) (-13 EMBED Equation.3 1415; 0]
2) [1; 13 EMBED Equation.3 1415)
3) (-13 EMBED Equation.3 1415; 1]
4) [2; 13 EMBED Equation.3 1415)
5) [-8; -5]
6) [-3; 2]
7) [4; 13 EMBED Equation.3 1415)
8) [-1; 0]
9) [4; 5]
10) (-13 EMBED Equation.3 1415; -5]




Сл 14
13 EMBED Equation.3 1415Задание
6






5






4






3






2






1






0






-1






-2






-3






-4






-5






-6
1
2
3
4
5




1. 13 EMBED Equation.3 1415.

(х – 3)(2х – 10)(х – 6)(4 – х)
· 0.

3. 13 EMBED Equation.3 1415.

4. 13 EMBED Equation.3 1415.

5. 13 EMBED Equation.3 1415

Сл 15
13 EMBED Equation.3 1415Задание
6






5






4






3






2






1






0






-1






-2






-3






-4






-5






-6


1


2


3


4


5





1) [3; 6]
2) [3; 4]13 EMBED Equation.3 1415 [5; 6]
3) [-6; 4]13 EMBED Equation.3 1415[5; 6]
4) [-5; -3]13 EMBED Equation.3 1415[3; 4]13 EMBED Equation.3 1415[5; 6]
5) [-4; -3]13 EMBED Equation.3 1415[3; 6]





Сл 16,17 В последние годы я активно внедряю в обучение метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Примером такой деятельности могут служить исследовательские проекты «Логические задачи», «Ребус», созданные учащимися 6 класса. Эти работы были успешно защищена на школьной научно-практической конференции «Ступенька в бедующие». Перед вами выступят авторы проектов. Презентация
Методы развития критического мышления
Название
Характеристика
Применение

Сл 18,19 Составление маркировочной таблицы «ЗУХ» («ЗХУ»)
Одна из форм контроля эффективности чтения с пометами. Читая текст, ученик заполняет графы таблицы: «З(наю) – У(знал) – Х(очу узнать)» или «З(наю) – Х(очу узнать) – У(знал)» своими словами, без цитирования исходного текста.
«осмысление», «рефлексия», контроль знаний, домашнее задание

Сл 20 Составление кластера (пучок, созвездие), т.е. схемы
В центре доски записывается ключевое слово, от него рисуются стрелки-лучи в разные стороны к другим понятиям, связанным с ключевым словом; от них тоже расходятся лучи и т.д. В процессе уточнения информации кластер видоизменяется.
«вызов», другие этапы урока, домашнее задание

Сл 21,22,23 «Кубик»
Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
Осмысление Рефлексия

Сл,24,25,26
Написание синквейна (пятистрочный белый стих)
1. Одно существительное – тема синквейна.
2. Два прилагательных или причастия, раскрывающие тему.
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий.
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая ученику выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание.
Методика: 1) объяснить правила написания синквейна; 2) привести несколько примеров синквейнов; 3) задать тему; 4) зафиксировать время на написание синквейнов; 5)заслушать варианты (по желанию учеников). Можно начинать с коллективного сочинения синквейна, с работы в парах, группах.

«рефлексия»


“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции”.
Л.С. Выготский
Спасибо за внимание.
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native