Конспект урока по истории Начало реформ Петра I (7 класс)

Тема: «Начало реформ Петра I»
Цели:
Предметные:
- познакомить обучающихся с условиями вступления на престол Петра I;
- охарактеризовать основные направления внутренней политики Петра в начале его царствования.
Метапредметные:
- Регулятивные – умение самостоятельно определить тему, цели урока: самооценки, самоконтроля.
- Познавательные – учились анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Коммуникативные – работали индивидуально и в группе аргументировали и отстаивали свое мнение.
I. Организационные момент. Целеполагание. Эмоциональный настрой.
Слайд 1.
Добрые рассказы, помню я с детства
Хочу, чтобы о них узнали и вы
Чтобы они попали под самое сердце
И заронили, зерно доброты!
- Дорогие ребята! Все мы любили в детстве слушать чудесные сказки о храбрых героях и прекрасных царевнах, о добрых и злых волшебниках. Но согласитесь, куда интереснее слышать не сказку, а сущую правду о делах наших предков.
- О ком же пойдет наш сегодняшний рассказ? Попробуйте узнать эту маску!
(Ученик в маске читает стихотворение)
Я великий русский царь
Православный Государь
Был я смел, красив, умен
И Европой покорен.
Ездил я туда учиться
И, конечно, поделиться
Жаждал знанием с народом.
Я не знал такого сроду,
Чтоб рядиться в парики,
Ох, ворчали старики!
Флот отстроил я отличный
Много делал сам я лично.
Ввел в Европу я Россию
Чтоб была страна красивей.
- Вы узнали его?
Слайд 2
Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня мы окунемся в эпоху Петра Великого. В конце урока определим самых активных участников нашего разговора. И вы сможете оценить свои знания и свою работу на уроке. Готовы? Тогда за работу!
Прочитайте, как называется глава, к изучению которой мы переходим. Что значит поворот, предположите, о чем пойдет речь в этой главе?
(Поворот – значит изменение курса, направления движения. Речь в этой главе будет идти о тех изменениях, которые произошли с Россией в период правления Петра Великого).
А что означает термин реформа?
(Спланированное государственной властью изменение порядок в экономической, общественно, политической или культурной жизни страны).
- Итак, тема сегодняшнего урока? «Начало реформ Петра I»
Слайд 3
- Вспомните, кто и когда проводил реформы в России до прихода к власти Петра I?
(Иван Грозный в середине XVI в.; Алексей Михайлович – в середине XVII в.)
-Когда началось самостоятельное правление Петра I, он организовал поездку за границу. Одна из целей поездки – познакомиться с европейскими достижениями.
Внимание на экран

Прочитайте, какие слухи распространились после возвращения Петра I из Великого посольства. Изменилось ли отношение к реформам со стороны россиян?
Слайд 4
- Чем простые люди могли объяснить проводимые реформы? Как они считали – это «полезное дело» или прихоть царя?
- А как считал сам Петр I?
(Петр I считал, что реформы не
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·>
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ю
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·є
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·›
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ф
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·делать вывод: существовала ли в России потребность в проведении реформ? Пётр I больше других осознавал необходимость реформ.
-Давайте рассмотрим детство и юность Петра. Как же формировалась его личность?
Задания на карточках группам. Заполните пропуски (один ученик заполняет, другие подсказывают из 1,2 подтемы).


Карточка 1.
Петр I родился в .. году. Он в . Возрасте стал забавляться иноземными вещами. Его первым учителем стал дьяк..
Карточка 2
Петр в свободное время уезжал в , Где учился у иноземцев.
Голландец .. преподавал ему арифметику, геометрию и
С управления .. началось увлечение Петра мореходством.
Карточка 3
Из «потешных полков» Петр I образовал первые полки регулярной армии . и . В 1689 г. царевна Софья организовала второй . Петр I вступил в Москву и заточил Софью в Иван умирает году. Начинается .правление Петра.

- Как формировалась личность Петра?
Петр I больше или меньше других мог осознавать необходимость реформ?
(Образование предыдущих правителей носило религиозный характер. Петр I интересовался науками, с детства окружен иноземными вещами; в немецкой слободе знакомится с европейскими достижениями культуры. Рос не во дворце, не в обстановке старорусских традиций, а среди мальчишек разных сословий. Увлеченность «военными забавами», мореплаванием, привели к тому, что новый царь проводил активную внешнюю политику).
Слайд 8
Задания на экране (читаем, обсуждаем, ответы пишем в лист самооценки)
Письмо Петра I.
«Мин герр кениг России во что бы то ни стало нужен выход в морям! По возвращении от не взятого Азова с консилии господ генералов указано мне к будущей войне за Азов делать корабли, галеры и иные суда. В коих трудах отныне будем пребывать непрестанно»Петр.
Года 1695.
- О первом или втором Азовском походе говориться в письме? Почему вы так решили? В каком году состоялся первый Азовский поход? Какие были цели похода? Чем он закончился? Причины неудач? Какую цель поставил Петр I?
Запишите ответы в листе самооценки.
Слайд 9
Донесение турок своему султану
Всемилостивый султан! Дан продлит Аллах твои дни! Нижайшие имеем сообщить, что вынуждены сдать Азов этим неверным. А что нам оставалось делать? Силы их несметны. Русские создали 30 парусных гребных галер! крепость блокировали и с суши и с моря. Прикажи рубить наши головы, Великий султан, но Азов сдан.
Года 1696.
- Чем закончился второй Азовский поход? В каком году он состоялся? Что появилось у России? благодаря чему была победа? (запишите данные в таблицу).
Слайд 10
- Какую информацию мы взяли из этих 2-х источников
1695г. – Первый Азовский поход
1696 г. – Создание российского флота
1696 г. – Второй Азовский поход
Физминутка
- Мы изучаем историю России 17 века. А башкирский народ был ли в это время в составе России? При каком царе они вошли? Что в это время происходило в Башкортостане? Рассмотрите иллюстрацию и предположите какое здесь событие? (Один ученик читает челобитную башкир)
Выводы: В это время на территории Башкортостана вспыхивали восстания.
Слайд 11
- Какие же мероприятия последовали после Азовских походов?
Задания группам:
1 группа – узнайте из текста учебника цели, дату и результаты Великого посольства. (стр.. )
2 группа – стр. цели, дата, результаты реформы быта
3 группа – рассмотрите рисунки, даты, реформы, приведите в соответствие и прикрепите магнитами на доске.
Слайд 12
(рисунок Петра на корабельной верфи в Саардаме)
1697-1698 гг.
- слушаем 1 группу:
Слайд 13
(рисунок стрижка длинных пол и бород)
1698 – 1700 гг.
- Выводы 2-3 группы. Заполняем таблицу.
Решение проблемы
Вернемся к проблемному вопросу
Слайд 14
- Реформы Петра – полезное дело или прихоть царя?
(реформы Петра I в основном были полезны для развития страны, хотя в отдельных действиях сказывалась и личная прихоть государя).
- Как вы считаете, достаточно ли было проведения этих реформ?
В результате первых действий Петра I Россия получила выход к Азовскому морю, но пока это не способствовало развитию торговли, познакомилась с достижениями европейской культуры. Реформы быта коснулись знатных людей. Этих реформ было недостаточно, так как они не устранили отставания России от европейских государств. Великие реформы были еще впереди!
Подведение итогов урока
Сегодня мы говорили об истории XVII века. Но сегодняшняя история – это вы ребята. Давайте представим что ты . Президент, министр образования., ты .. министр здравоохранения. Какие изменения вы бы внесли в жизнь нашего государства? (ответы детей)
Спасибо! Я как учитель истории успела почувствовать, что вы не равнодушны к судьбе нашей страны.
Пусть сбудутся все ваши пожелания, а наша Родина будет стабильной, сильной и процветающей.
Рефлексия
Посмотрите на экран и подведем итоги урока, закончив предложения
Слайд 15
Самооценка
На листе самооценки ставим себе окончательную оценку.
- Поднимите руки те, кто себе поставил оценку «5», «4», «3».
Домашнее задание:
Прочитайте № 15, таблицу с данными.
Принесите произведения или отрывки произведений, посвященные Петру I.
Найдите и назовите художественные фильмы о правлении Петра Великого. Назовите режиссера.
Вручение календариков, пригласительных.
Слайд 16
Карта Башкортостан
15