Коррекция и развитие творческих способностей младших школьников в специальной школе


Коррекция и развитие творческих способностей младших школьников в специальной школе
Программа
Автор: Нина Николаевна Комарова, психолог КГУ «Рудненская специальная школа- интернат для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с особыми образовательными потребностями»
Актуальность составленной данной программы продиктована тем, что существующие подобные программы неадаптированы к особенностям детей с ЗПР. Данная программа носит развивающий характер и построена с учетом принципов личностно-ориентированного подхода, а также на развитие воображения, творческого потенциала, чувственно-эмоционального и целостно-оценочного отношения к действительности. Целью программы является творческих способностей младших школьников с ЗПР, обучающихся в школе-интернате на основе современных психологических представлений о природе человека. Основное условие реализации данной программы в осознании и проявлении ребенком своей индивидуальности. Задача психолога- принятие и развитие его творческих способностей. Данная работа будет полезна родителям, психологам, педагогам и логопедам.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..4
Занятие 1 Понятие о мире фантазии ………………………………………….....9
Занятие 2. Понятие о психологической инерции…………………………...…12
Занятие 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны……………...……16
Занятие 4. Метафоры…………………………………………………………….19
Занятие 5. Словотворчество……………………………………………...……..21
Занятие 6. Каламбуризация……………………………………………...……..23
Занятие 7. Придумывание сказок………………………………………………25
Занятие 8. Придумывание сказок. Придумываем продолжение сказки……...29
Занятие 9. Придумывание сказок. Придумываем начало сказки……………..31
Список литературы……………………………………………………………....35
ПРИЛОЖЕНИЕ А……………………………………………………………….36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………….…39
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………….…43

Пояснительная записка
Казахстан идет по пути строительства демократического, правового государства. Духовно- нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни, их гибкая социализация есть важнейшая составляющая развития общества и государства. Основные положения государства в области образования и воспитания сформулированы в Законе РК, в Послании Президента к народу, где четко определены цели и задачи воспитания, моделирования воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации.
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании народу Казахстана сказал: «Каким я представляю себе Казахстан через 33 года? Наше молодое государство вырастет и возмужает, наши дети, внуки вырастут с ним. Они будут ответственными и энергичными представителями своего поколения, хорошо образованными, обладающими прекрасным здоровьем» [1, стр.102]. Теперь Президент Нурсултан Назарбаев поставил перед обществом, а значит и перед каждым гражданином Республики Казахстан задачу - в ближайшие 10 лет войти в число 50-ти конкурентоспособных стран мира, что подтверждает необходимость в творчески развитой личности[2, стр.1]. Также в «Комплексной программе воспитания в организациях образования республики Казахстан» обращается внимание на то, что в условиях перехода республики к рыночным отношениям в центр внимания выдвигается вопрос о воспитании конкурентоспособной, с развитым экономическим мышлением, социально адаптированной, всесторонне культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями, с быстрой и гибкой ориентацией в решении сложных жизненных проблем[11, стр.2]. Следует отметить, что своевременность вариативной части упражнений и заданий на казахском языке в контексте внедрения и развития государственного языка как элемента, объединяющего нацию, находит свое подтверждение в поручениях Президента, данных на 12 сессии Ассамблеи народов Казахстана[4, стр.1].
Для выполнения поставленных задач необходимы специальные развивающие программы, целью которых было бы развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста. Актуальность продиктована и тем, что существующие подобные программы неадаптированы к особенностям детей с задержкой психического развития. Данная программа носит развивающий характер и построена с учетом принципов личностно- ориентированного подхода, а также на развитие воображения, творческого потенциала, чувственно- эмоционального и целостно- оценочного отношения к действительности, способов генерирования идей.
Целью программы является развитие творческих способностей младших школьников с ЗПР, обучающихся в школе- интернате на основе современных психологических представлений о природе человека.
Задачи программы:
- развитие творческого потенциала личности младшего школьника;
- коррекция и развитие у младших школьников чувственно- эмоционального и целостно- оценочного отношения к действительности;
- создание условий, обеспечивающих младшим школьникам свободное выражение творческого потенциала;
- обучение способам генерирования творческих идей;
- коррекция и развитие навыков использования имеющихся знаний в новых условиях.
Программа характеризуется рядом особенностей, связанных с психологическими характеристиками младшего школьного возраста, а также включение в нее упражнений и заданий для развития творческих способностей различных форм, методов и техник; использование упражнений, разработанных составителем данной программы (упражнения с использованием арт- техники монотипии), вариативную часть упражнений на казахском языке.
Основное условие реализации данной программы в осознании и проявлении ребенком своей индивидуальности. Тем самым создаются условия развития его творческого потенциала. Задача психолога- принятие и развитие его творческих способностей. Поэтому в качестве основного принципа развития выдвигается принцип трансформации когнитивного содержания в творческое. В соответствии с этим принципом когнитивное содержание (выполняемое ребенком задание) должно быть трансформировано в творческое (необычность выполнения). Суть работы - необходимость создания необычных идей.
В программе также использованы принципы развивающего подхода к обучению и воспитанию: проблемность, диалогичность, индивидуализация.
Для реализации этих условий нужно:
- восхищаться каждой идеей ребенка так же, как восхищаются родители его первыми шагами;
- позитивно подкреплять все идеи и ответы ребенка;
-использовать ошибку как возможность нового, необычного, неожиданного взгляда на что- то привычное;
-максимально адаптироваться ко всем высказываниям и действиям детей;
-создать климат взаимного доверия;
-обеспечить независимость в выборе и принятии решений с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.
Обязательным условием при проведении занятий по данной программе является соблюдение условий безоценочности, принятия, безопасности и поддержки.
Такой подход ориентирован на индивидуальную личностную траекторию развития личности ребенка. Данная программа способствует гибкой социализации детей с ЗПР, обучающихся в школе- интернате.
Следует отметить методы и формы работы, используемые в данной программе. Наиболее эффективными являются:
-создание творческой ситуации, ориентированной на поиск необычных вариантов, нестандартных взаимосвязей;
-поиск необходимых вариативных способов воплощения идей средствами арт- техники (монотипии).
При подготовке программы были использованы научные исследования и методические рекомендации Л.С.Выготского, Н.С. Лейтеса, А.М.Матюшкина, Б.М.Теплова, Дж. Гилфорда, Жд. Галаира, П. Торренса и методические рекомендации Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой, Т.М.Грабенко, Л.А.Григорович, О.С.Ликуновой,а также результаты практического опыта автора программы Комаровой Н.Н.
Данная программа состоит из десяти занятий. К ней прилагается тетрадь творческих работ, разработанная составителем программы, альбом монотипий.
Методические рекомендации:
- количество детей в группе предусматривается не более 15 человек;
- занятия проводятся один раз в неделю;
- продолжительность одного занятия – 40 минут;
- задания в рабочей тетради составлены в соответствии с календарно- тематическим планированием занятий
Календарно- тематический план
№ Тема Кол-во
часов Основная цель Задания в тетради творческих
работ Необходимый
материал
1. Понятие о мире фантазии 1 Научить детей фантазировать Нарисуй волшебный мир Бумага, листы ватмана, кисть, баночка для воды, пастель, цветные мелки
2. Понятие о психологической инерции 1 Научить детей бороться с психологической инерцией Дорисуй цифру Рисунки большой мыши и маленького слона, игрушки этих животных, пластилин.
3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны. 1 Развитие ассоциативных навыков 1.Дорисуй схематичный рисунок
2.Найди привычные и необычные аналогии. Стекло, альбомный лист, акварельные краски, тематические картинки: самолет, вертолет, ковш экскаватора, подводная лодка; карточки со словами: комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино.4. Метафоры 1 Научить правилам придумывания метафор (образных сравнений) Придумай метафоры. Монотипии, карточки «Лес», «Самолет», «Море».
5. Словотворчество 1 Научить словотворчеству как процессу образования новых слов. Придумай название животного, предмета Цветные карандаши, карточки с наклеенными на них кусочками разных слов.
6. Каламбуризация. 1 Научить каламбуризации, в основе которой лежит обыгрывание идеи, скрытого значения слова или выражения. 1.Напиши абсурдные имена.
2.Нарисуй слова.
3.Зашифруй секретный текст. Блокноты, ручки.
7. Придумывание сказок.
1 Научить детей решать сказочные задачи. Придумай сказку. Костюмы для инсценирования, карточки с заданиями по сказкам.
8. Придумывание сказок.
Придумываем продолжение сказки. 1 Научить детей придумывать продолжения сказок. Нарисуй фантастическое продолжение. сказки Маски или рисунки: королевы, колобка, лисы, медведя, зайца, бабы, деда, Бабу- Яги, Кощей Горыныча, дерева, солнце.
9. Придумывание сказок.
Придумываем начало сказки. 1 Научить детей приемам, позволяющим начать сказку. Соедини слова в прямом и обратном порядке. Монотипии, магнитофон, музыка для релаксации.
10. Интересная сказка. 1 Научить детей сочинять сказки. Нарисуй волшебный цветок. Костюмы волшебника, охотника, Дракона. Предметы: посох, ткани: голубая, черная; ширма, стулья.
Занятие 1 Понятие о мире фантазии.
Цель: научить детей фантазировать.
Оборудование: бумага, краски, листы ватмана, кисть, баночка для воды, пастель, цветные мелки.Визуализация.
Психолог.
-Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас в сказочное путешествие по волшебной стране. Вы будете не только слушать сказку, но и участвовать в ней, с вами будут происходить самые неожиданные приключения, а чуть позже, когда сказка станет вашим другом, вы сами сможете придумать ее продолжение. А теперь давайте почувствуем, что мы - одна команда, ведь идти нам придется вместе.
-Закройте глаза, посидите немного в тишине, послушайте эту тишину. Даже сейчас, когда вокруг тихо, сюда проникают какие-то звуки (перечисление). И по мере того, как вы слушаете эти звуки, ваше дыхание как- то изменяется. И пока оно становится иным, вы понимаете, что вы сейчас здесь в полной безопасности и можете расслабиться и пофантазировать.
Сейчас вы представляете себе все, о чем я говорю. Вы легко представите себе, что перед вами лежит ковер. Рассмотрите его, какого он цвета, какие на нем узоры. Насколько он пушистый, есть ли по краям бахрома.
Чтобы лучше его исследовать, представьте себе, что вы ложитесь на него. Почувствуйте, какой он – мягкий или не очень?
Вы устраиваетесь поудобнее, полностью спокойные и расслабленные… И ковер плавно начинает подниматься вверх.
Это не простой ковер, а самый настоящий ковер – самолет. И он может отнести вас в то место, где вы будете чувствовать себя спокойно и приятно. В то место, где вы отдыхаете, в то место, где вам интересно. Вы поднимаетесь все выше, видите над собой небо, облака…
И пока вы так спокойно лежите, вы рассматриваете, какой формы эти облака, какого они цвета, как они двигаются. Плавно двигаясь вместе с этими облаками, вы ощущаете покачивание ковра и можете увидеть, как проплывают внизу прекрасные пейзажи.
И вы выбираете из этого всего многообразия то место, в котором вы хотели бы оказаться. Вы выбираете то место, необыкновенно прекрасное для вас, где можно просто быть радостным и спокойным, где вам интересно, где вы наслаждаетесь и отдыхаете.
Это может быть лесная поляна или вершина горы, берег моря или лужайка у реки, а может быть, ковер принесет вас куда – то еще… Найдите это место и прикажите ковру так: «Вниз!»
И вот вы плавно опускаетесь вниз, туда, в это волшебное место, оглядываетесь вокруг, обращаете внимание на все детали: какой здесь ландшафт, какие вокруг краски…
Это яркие краски или нежные? Есть ли здесь растения, камни, животные, люди? Посмотрите в небо, каких птиц вы видите? Вы все запоминаете, все впитываете.
Какие у вас чувства сейчас?
Побудьте в этом прекрасном месте столько, сколько вам захочется…
А теперь сожмите крепко кулаки и на вдохе откройте глаза.
Запомните хорошенько, что вы себе представляли, какие у вас были чувства… Нам это еще понадобится.
Психолог. Давайте сейчас мы создадим каждый по птице из бумаги и оставим их здесь, в сказочном пространстве, до конца нашего сказочного путешествия. Дети делают бумажного голубка, по желанию пользуясь готовым образцом.
Сказка.
Психолог. И вот полетели наши птицы, наши добры молодцы да красны девицы по белу свету. День летят, другой летят, а на третий видят - вдали город показался с церквами высокими, домами богатыми, куполами позолоченными.
Решили здесь осмотреться, счастья попытать. Ударились оземь и превратились снова в людей. Вышли на улицы городские – ничего понять не могут.
Город богатый, стольный. Добра всякого видимо – невидимо, а народ ходит на улицах мрачный да понурый.
Обратился тут Иван меньшой к прохожему:
Скажи, отчего все тут невеселые, отчего даже ребятишки на улицах не смеются и нигде песни удалой не слышно?
Отвечает прохожий:
Напала на нашу страну хворь небывалая в прошлом году. Никто из нас порадоваться не может. Целый день мы работаем рук не покладая, а радости от работы не чувствуем. Призывал наш царь всяких мудрецов ученых, да только, видать, они тоже заразились, никто ничего путного придумать не смог.
Подумал Ваня, подумал и говорит:
Может, мы чем поможем, все же недолго у вас тут были, хворь к нам еще не прицепилася.
А что ж, - мужик отвечает, и попробуйте.
Ведущий. Вот вам задание: придумать и нарисовать место, где есть такие целебные силы.
Творческая игра «Волшебный мир». Дети работают в группах.
1 этап – все рассказывают друг другу, какое место им представилось, объясняют, почему именно это место самое лучшее для исцеления. Обсуждение в группах.
2 этап - Совместное создание мира, в котором люди обретут радость. Дети работают на больших ватманских листах, используют для рисования пастель, краски, цветные мелки. На этом этапе все - творцы, по очереди рисуют на листе какую – то незаконченную линию, а следующий должен превратить эту линию в объект и нарисовать свою незаконченную линию (говорить, какая фигура имелась в виду, нельзя). Обсуждение в группе: что чувствовали участники, когда их не понимали и дорисовывали что – то другое, а что - когда их понимали.
3 этап - поменявшись рисунками, команды раскрашивают картину, придают ей законченный вид.
4 этап. Представление проекта. Выбранный группой ученик, выслушав предложения членов группы, готовит небольшое сообщение, в котором доказывает, почему именно это место станет целебным для жителей города.
Подведение итогов: Можно обратить внимание детей на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что – то новое, его вначале нужно придумать.
Занятие 2. Понятие о психологической инерции.
Цель: научить детей бороться с психологической инерцией
Оборудование: рисунки большой мыши и маленького слона, игрушки этих животных, пластилин.
Психолог задает детям вопрос: «Может ли мышь быть больше слона?», иногда дети под словом «больше» понимают «выше» и дают неправильные ответы типа: «Да, если она на слона залезет…» или «Да, если он на дереве сидит…» Детям дается задание из пластилина сделать вариант задания. Они догадываются о первом из вариантов правильного ответа.
Правильные варианты выполнения задания:
-если мышь и слон или один из них - «ненастоящие» (рисунок, игрушка, облако, сделан из пластилина, снега, камня …);
- «слон» - шахматная фигура;
Психолог задает вопросы: «А как, взяв в руки игрушки, сделать так, чтобы мышь была больше слона?», «Какой прибор можно взять, чтобы получился такой эффект?»
-оптические увеличения: мышь – близко, а слон – далеко; мышь через увеличительное стекло, лупу;
Вопрос психолога: «А всегда ли большой взрослый?», другие варианты.
-переносное значение слова «больше»: очень важная, хвастливая мышь может посчитать себя больше слона, раз он ее боится; слоненок – «ребенок», который играет, - маленький, а мышь «мама» может быть взрослая – большая;-различные ситуации (во сне, дети в масках мыши и слона).
Психолог. Чтобы понять, что такое психологическая инерция, давайте, представим, что делает машина, когда шофер нажал на тормоз? Конечно, какое – то время продолжает двигаться – то есть едет «по инерции». Человек тоже, выполняя какое – либо действие не сразу может переключиться на другое: срабатывает «психологическая инерция» - продолжение привычных действий. Приведите примеры), человек ищет карманы в новом пальто на том же месте, где они были в старой куртке, ребенок называет маму бабушкой после лета в деревне и т.д.)Выполнение задания (демонстрация психологической инерции).
Как глухонемой может объяснить в магазине, что ему нужен молоток? (дети показывают, как забивают гвозди.) А как слепому попросить ножницы? (дети показывают, как нужно резать, хотя слепой может и сказать).
Какое слово состоит из 11 букв, которое все взрослые и дети пишут неправильно? (Конечно, слово «неправильно»).
Как записать строчку цифр 5, не отрывая руки? (Нужно писать пятерки римскими цифрами).
Психолог. Психологическая инерция помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; рука с ложкой сама находит рот, если вы смотрите в этот момент телевизор; вы можете в темноте пройти из одной комнаты в другую, потому что вы привыкли это делать повторяя многократно… Приведите примеры, когда психологическая инерция помогает.
Задание. Нарисовать в тетрадях для творческих работ, на что похожа цифра 3 и дорисовать ее. Психолог: «3 похожа на птицу, на крылья бабочки, но такие ответы приниматься не будут».
Ребята, давайте сейчас каждая группа ответит на вопрос, который я задам вам, но ответ должен быть обязательно отрицательным.
Примеры вопросов:
Все рыбы плавают?
Машина всегда обгонит пешехода?
Днем всегда светло?
Железо всегда тонет?
У всех деревьев есть листья?
Если закаляться, то никогда не заболеешь?
- Нет, не все рыбы плавают. Рыбу можно нарисовать, она может быть жареная, это может быть название созвездия.
Нет, днем не всегда светло. Во время грозы или солнечного затмения – темно, днем можно находится в комнате без окон.
Болезнь – это не только простуда. Даже закаленный человек может сломать руку или отравиться, это тоже болезни.
Задание. Психолог дает задачу- ситуацию, дети должны отгадать ее, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Подобные задачи называются «да - нетки».
Дуб можно объехать?
Нет.
Проехать на боковых колесах?
Нет.
Смит остановил машину и дальше побежал пешком?
Нет.
Он свалил дуб, чтобы перегородить дорогу, а сам убежал?
Нет. Попробуйте пересказать все, что мы уже знаем.
В горах едет машина, посередине дороги растет дуб. Машина не может его объехать никаким способом, повалить дуб тоже не получается…
Совершенно верно. А теперь закройте глаза и попробуйте представить эту ситуацию…
Я вижу машину, посередине, машина может врезаться в него…
Внимание, психологическая инерция!
А дуб был большой?
Нет, маленький, только пробился сквозь асфальт.
Тогда можно смело ехать дальше, аварии не произойдет!
Молодцы! [6, стр.17]
Примеры задач «Да- Нетки»
1.Мужчина заходит в магазин, покупает колбасу и просит ее порезать, но не поперек, а вдоль. Продавщица спрашивает: «Вы что, пожарник?»- «Да». Как она догадалась? (Он был в форме пожарника).
2.Состоялся баскетбольный матч между двумя школами, который закончился со счетом 32:28. При этом ни один из баскетболистов не забросил ни одного мяча. Как такое может быть? (Играли женские команды, и все мячи были заброшены баскетболистКАМИ).
3.Летчик сообщает по радио диспетчеру: «В баках нет ни капли горючего!» Диспетчер отвечает: «Мы постараемся помочь вам! Аварии удалось избежать. Как это объяснить? ( Самолет еще не взлетел).
4. Мальчик рассказывает: «Вчера был ужасный дождь, а мой не взял с собой ни зонта, ни плаща, ни шляпы. Когда он появился в дверях, вода лилась с него ручьями, но ни один волос на его голове не промок». Как такое может быть?
5. У дамы не было при себе водительских прав. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен; потом, не обращая внимания на «кирпич», двинулась по улице с односторонним движением против движения и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который почему – то не посчитал нужным вмешаться. Почему? (Дама шла пешком).
6.Контрразведка задержала шпиона. Было точно известно, что секретные сведения записаны либо в записной книжке, либо на магнитофонной кассете. Но никакие самые тщательные исследования записей, прослушивание кассеты на разных скоростях ничего не дали. Как же их обнаружить? (Записи были сделаны карандашом на магнитофонной пленке).
7.Бывший моряк поместил в газете объявление: «За умеренную плату высылаю способ борьбы с морской болезнью». Через некоторое время его арестовали, хотя он никого не обманул. Почему? (Способ заключался в словах: «Сидите дома!».
8. Профессор Квиббл прославился демонстрацией уникального опыта: он ставил в центре комнаты бутылку, а затем вползал в нее. Как ему это удавалось? (В нее- то есть в комнату).
9. В зоомагазине продавец уговаривал покупателя: «Эта редкая птица повторяет каждое слово, которое только услышит!» Через некоторое время разгневанный покупатель вернул попугая, так как он не произнес ни слова. Тем не менее продавец не врал. Как такое может быть? (Попугай был глухой).
Подведение итогов. Психолог должен обсудить способы борьбы с психологической инерцией:
«не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего малоинтересным и неоригинальным;
замечать, когда начинает действовать психологическая инерция (можно предложить ребятам подавать сигнал одноклассникам – пищать, когда они будут повторять с небольшими изменениями уже высказанные идеи и решения);
учиться видеть ситуации с разных точек зрения;
выработать привычку: «Не повторять и не повторяться».
Занятие 3. Развитие ассоциативности. Критерии новизны.
Цель: развитие ассоциативных навыков.
Оборудование: стекло, альбомный лист, акварельные краски, тематические картинки: самолет, вертолет, ковш экскаватора, подводная лодка; карточки со словами: комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино. Психолог: Многие изобретения имеют «аналоги» в природе: самолет похож на…птицу, вертолет…- на стрекозу, подводная лодка напоминает… рыбу, а ковш экскаватора…- лапу крота. Значит, чтобы изобретать, нужно быть наблюдательным, уметь придумывать, на что похожи предметы. Давайте представим, на что похожи предметы, которые находятся в классе: стол, стул, лампа, карандаш, пенал, ручка, тетрадь, ластик (ответы учащихся). Но для того, чтобы получить интересные, оригинальные ответы, простого наблюдения недостаточно, ведь наша психологическая инерция сразу же подсказывает достаточно привычные аналогии: кружок похож на солнышко, буква М – на горы… Сейчас мы попробуем научиться «думать о другом»
Последовательность работы по приему:
На доске изображается какой – либо один законченный рисунок, желательно схематичный, например:

2.Предлагается несколько вариантов, на что похоже то, что нарисовано (записывается на доске в столбик).
3.Предлагается назвать 3-4 любых объекта (предметы, живые существа, сказочные герои…), как можно более разнообразных и непохожих на данный рисунок (записываются на доске во второй столбик).
4. Нужно доказать, что рисунок похож на каждый из перечисленных объектов (указать, чем похож). Можно провести аналогию: есть условие задачи и ответ, нужно найти решение – как этот ответ получился.
5. Сравниваются варианты ответов, полученных из слов первого и второго столбиков: где решения более интересные и почему.
Пример выполнения задания:
На что похоже? Думай о другом! Доказательство (устно)
Мяч Крокодил Крокодил, который кусает себя за хвост
Солнышко Линейка Если линейкой очень быстро вращать в воздухе, похоже на круг
Шайба Тетрадь Тетрадь свернута в трубочку
Психолог предлагает выполнить упражнение «Цепочка ассоциаций». Он показывает ребятам карточки со словами (по одной) в следующем порядке: комар, сабля, кошка, солома, брюки, клякса, медведь, черешня, дворец, пианино. Теперь давайте попробуем по этим словам придумать мультфильм, сюжет которого будет разворачиваться от одного слова к другому. Варианты «мультфильма»: «Комар сделал себе саблю из чистого золота и вдруг увидел кошку, которая сидела в соломе. Кошка очень сильно испугалась комара и решила перехитрить ее, одев на себя брюки, вымазав мордочку кляксой. Она решила, что стала похожа на большого и страшного медведя. Однако комар ей не поверил и погнался за кошкой. Она прыгнула на черешню, где находился волшебный дворец. Села за пианино и начала играть любимую песню», «Комар летит с саблей на боку, рукоятка сабли сделана в виде кошачьей головы, усы у кошки – как солома. Из соломы можно сплести брюки. На брюках есть клякса, которая напоминает медведя. Этот медведь любит черешню, а из косточек он сделал дворец, внутри которого играют на пианино…»[13, стр.6].
А теперь попробуем на казахском, используя эти слова:
1.Ит, доп, орман, өзен
2. оқушылар, үстел, машина, әже, үй
1. Мысалы: ит допты алып орманға келгенде қасқыр алдынан шықты, олар барлығы өзенге шомылды.
2. Оқушылар үстел басында отырып, машинаны көрді. Олар машинаға отырып әженің үйіне келді.
Далее ведущий знакомит ребят с арт-техникой – монотипия, показывает образец выполнения работ.
Психолог предлагает учащимся выполнить задание в группах по следующему алгоритму:
Группа получает альбомный лист с акварельными красками, стеклом. Необходимо выполнить работу в технике монотипия.
Обсудить в группе, сколько цветовых пятен получилось в работе. Ответы записываются на отдельном бланке по форме:
№ п/пЦвет Привычные аналогии Необычные аналогии
1. Красный Солнышко, обруч, кольцо. Медуза, современная машина, космический корабль.

При выполнении работы лист разрешается переворачивать, но дорисовывать ничего нельзя. При оценке работы группы нужно учитывать не только общее количество идей, но и количество оригинальных идей.
Монотипия каждой группы обсуждается в других группах, участники дополняют бланк ответов.
Обсуждение монотипии с учетом мнений, выказанных в других группах.
Подведение итогов. Психолог читает стихотворение Р.Сефа:
На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.
Занятие 4. Метафоры.
Цель: научить правилам придумывания метафор (образных сравнений).
Оборудование: монотопии, карточки «Лес», «Самолет», «Море».
Психолог проводит с участниками игру «Море волнуется…»
Во время произнесения ведущим слов: «Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три…» - модно по – разному двигаться. После слов: «Морская фигура, на месте замри!» - нужно замереть в виде какого – либо живого существа (модно сразу дать ограничение – морского).
По просьбе психолога участники называют, кого они изображают. Если, по мнению психолога, изображение «не похоже», участники выбывают. Игра разыгрывается с оставшимися несколько раз, пока не останется три- четыре победителя. Эту игру можно проводить несколько раз, усложняя условие, меняя роль участников. Ведущий начинать игру со слов «Лес гудит раз… На месте лесная фигура замри», «Небо светится раз….. На месте небесная фигура замри…», « Космос шумит раз….. На месте космическая фигура замри».
Далее психолог предлагает ребятам выполнить упражнение «Превращения»
Психолог. Сейчас мы находимся в классе. Здесь есть и шкафы, доска и кран, шторы и розетки… А давайте представим, что наш класс заколдовали и превратили его, например, в лес. В лесу парт нет – во что тогда превратятся наши парты, чтобы было все как в лесу? Каждая группа получает название того, во что превращается класс, и задание по превращению предметов, находящихся в классе.
Например:
Если класс - это лес, то кран – родник, стул – пенек, шкаф – медведь…Если класс – самолет, то психолог – пилот, дети – пассажиры, портфели – спасательные жилеты…Если класс – море, то кран – река, впадающая в море, портфели- крабы, пеналы – рыбы…[6, стр.25]
1.Сынып- орман,ұлдар –құстар,аңдар,қыздар - гүлдер,парталар – ағаштар,орындықтар- шөп,дәптерлер – алма, кiтаптар – алмұрт,
өшiргiш- жидекСынып-теңіз, оқушылар-балықтар,парталар –кеме, бiлiм –су
Например:
Дано – лес.
Что есть в лесу? (Деревья, трава, овраги, мох, кусты, гнезда птиц, норы животных…) Что в классе похоже на перечисленные объекты (…) При подведении итогов учитывается, насколько группе удалось отойти от психологической инерции, суметь максимально описать окружающую обстановку с учетом превращения.
Психолог предлагает придумать метафоры с помощью монотипии по следующей последовательности:
Что? (в группе каждый из участников выбирает свой объект)
Что делает (назвать действие объекта).
На что похоже? (выбрать другой объект, совершающий такое же действие).
Где? (назвать место, где обычно находится первый объект или где происходит его действие).
Соединить 4 и 3 пункты, получится метафора (прилагательное из пункта 4 плюс существительное из пункта 3 и получится метафора. Ведущий может данное упражнение проводить дифференцированно (участники, испытывающие затруднения могут в монотопии брать за основу объекты, а придумывать метафоры сами, не обращаясь к монотопии).
Психолог может использовать слова для придумывания метафор по алгоритму: луна (небесный сыр), подсолнух (огородное солнышко), расческа (карманные грабли), чайник (кухонный вулкан), будильник (настольный петух), дождь (небесные слезы). Далее дети придумывают загадки с помощью метафор: «Хобот есть, а не слон», «Солнце, но не на улице», «Ветер, который помогает маме».
Психолог просит ребят с помощью метафор, придуманных по монотипиям сочинить небольшой рассказ: «Захожу я в кухню и вижу, что кухонный вулкан на плите уже начинает извергаться. Я погасил прирученный огонь и сел на кухонный трон…»
Подведение итогов. Психолог читает стихотворение Ю. Мориц «Что на что похоже ?»:
На горе шумит ветла, До чего же все похоже!
На ветле жужжит пчела, Значит, я, наверно, тоже
Полосатая, как зебра. На кого- нибудь похож?
В нашу лодку иногда Я пошел и крикнул козлам,
Набирается вода. Овцам, уткам и стрекозам:
В глубине плывет звезда, - На кого же я похож?
Серебристая, как рыба. Белый козлик повернулся
В роще клены и дубы, По – козлячьи улыбнулся
А под ними есть грибы, И сказал по – человечьи:
Каждый гриб похож на зонтик. – Разве ты не видишь сам?
Вышел месяц молодой, Ты добрее, чем теленок.
Небо кажется водой, Ты совсем еще ребенок,
Туча кажется волной, Но похож на человека!
Месяц - лодкой деревянной.
Занятие 5. Словотворчество.
Цель: научить словотворчеству как процессу образования новых слов.
Оборудование: цветные карандаши, тетрадь для творческих работ, карточки с наклеенными на них кусочками разных слов.
Психолог. Словотворчество – процесс образования новых слов. За новым словом рождается новый образ, новая история, судьбы. Насколько новые образы и слова, их обозначающие, будут жизнеспособны, зависит от создателей. Самые большие и часто удачливые словотворцы – маленькие дети. Давайте вспомним те необычные слова, которые сами придумали, когда были маленькими, либо вспомните слова, которые говорили ваши меленькие братья и сестры. Дети выполняют задание. Сегодня мы с вами научимся создавать необычные слова. Для создания слов – накладок подбираются слова с общим компонентом, при их слиянии он употребляется единожды. Слова – накладки образуются при наложении окончания одного слова на начало второго:
Например: ПЧЕЛА+ ЛАМПА= ПЧЕЛАМПА
БАОБАБ+ БАБОЧКА= БАОБАБОЧКА
ТОРШЕР+ ШЕРШЕНЬ= ТОРШЕРШЕНЬ
РЮМКА+ КАЮТА= РЮМКАЮТА [10, стр.348]
қала+ана = қалана
қызық +қала = қызықалам хабар+рақмет = хабарақмет
мектеп+ парта = мектепарта
қыс+ сабақ=қысабақ қарындаш+ шаңғы =қарындашаңғы
Ведущий. Все понятно? Тогда давайте придумывать…Ребята проводят работу в парах: один загадывает слова, второй называет слова- накладки. Далее ведущий предлагает изобразить полученные слова- накладки в виде схематичного рисунка, а затем показать пластикой какой он, как ходит, что делает (показывать лучше в парах). Выбирается лучший вариант, который закрепляется ведущим на стене или доске. Также по желанию ребят ведущий предлагает выполнить звуковое сопровождение работ (как это смеется, плачет; какой у него голос и. т.д.).
Ведущий предлагает поиграть в игру «Слова- склейки». Групп может быть несколько. Каждая группа получает задание составить из кусочков слов новые слова и назвать их смысловое значение.
Например: «зам», «ком», «по», «мор», «де» (заместитель комиссара по морским делам).Варианты слов: «Даздралеткан» - За здравствуют летние каникулы, «Болькварнижэт» - большая квартира, нижний этаж, «Школеврстанд» - школа по евростандарту и т.д. [10, стр.349]
Теперь попробуем на казахском:
1. Мен төртiншi сыныпта оқимын . «иеторсыноқ»
2. оқушылар сабақта отыр. «оқсабот»
А сейчас сами.
Психолог. Слова – накладки и слова – склейки удобно использовать в названиях историй, ситуаций, мест действия, имен.
Ведущий. Сейчас я познакомлю вас с еще одним способом придумывать новые слова. Для этого послушайте фрагмент истории, сочиненной Е.Евдокимовой и «расшифруйте» текст.
«Хряповатый брамсик оползонел блямкнулся об кронастую брадру. Брадра не хропистнула, брамсик оползонел. Оползонутый брамзик стрякает: «У-у-у». Брадра не хропистнула. Брамсик жлабливо стрякает: «Обмоги, брадра!». Брадра хропистнула, оглазалась и ветроструйно скопытилась. Умох хряповатый брамсик». О чем идет речь в следующей ситуации… «Мамуленция придупулит в дошмомище. Дювисит грязюпуль и бездоряк. Где мои детюсики? Детюсики пришпендорились. Бысяко- бысяко вселище зачихвостили. Мамуленция повохватила детюсиков. Моканцы!»
Участники составляют небольшой рассказ (несколько предложений) и читают всем ребятам. Ребята должны перевести с «тарабарского языка» на понятный всем.
Психолог. А какие способы словотворчества вы знаете?
запись и чтение от конца к началу (яинадаз – задания, абурт – труба);
переставление слогов в слове (наок – окна, шакры – крыша);
Подведение итогов. Психолог напоминает, что искусством словотворчества все прекрасно владели в детстве, осталось только его вспомни
Занятие 6. Каламбуризация.
Цель: научить каламбуризации, в основе которой лежит обыгрывание идеи, скрытого значения слова или выражения.
Оборудование: блокноты, ручки.
Психолог читает отрывок из повести Е.Клюева «Между двух стульев».
… Не дождавшись поощрения, старичок попытался завязать беседу.
Хорошо тут, в ЧАЩЕ ВСЕГО, правда?
Предлог «в» - лишний, - подумав сказал Пертопавел.- Дурацкое словосочетание получается… «в чаще всего»!
То есть, почему же дурацкое? Вокруг нас – чаща. Она называется ЧАЩА ВСЕГО, ибо здесь всего хватает. И если мы находимся внутри нее, то и выходит, что мы в ЧАЩЕ ВСЕГО.
А теперь давайте поиграем в «крылатые выражения», но вы должны сами придумать каламбур.
«Ума не приложу»- «ума к себе не приложу»;
«Прошу любить и жаловать» - «прошу любить и жаловаться»;
«Сколько волка не корми…»- «сколько волка не кори…»;
«Не велика птица» - «не велика пицца»;
«Рожденный ползать, летать не может»- «рожденный ползать понять не может»;
«яблоку негде упасть» - «яблоку незачем опасть» и.т.д.
А теперь я предлагаю назвать себя по именам, но при этом имена должны быть абсурдными. Например: Ой ли Лукой ли, Тридевятая Цаца, Гном небесный, Пластилин Мира, Спящая уродина, Муравей – разбойник, Белое Безмозглое и другие.
Психолог. А теперь попробуем разделить одно слово на несколько и посмотрим, что из этого получится.
Например:* уполномоченный – упал намоченный;
* соловей – соловий- соло Вий;
*каламбуры – «калам, Буры!» (приветствие по отношению к Бурам)
*передышка, жираф, крокодил и др.
Мысалы:
* тасбол – тас бол ; Жұмаш - жұм аш ;Айкенже - ай кенже.
Психолог. «Отложив спицы, старушка протянула ему (Петропавлу) нечто, упакованное в целофановый пакет.
-Я тут связала Вам спортивный костюм, наденьте … В глазах пестрит от ваших лохмотьев. Просто голова идет кругом! – Она отделила голову от тела и бросила ее в угол. Голова упала с неприятным стуком».
Психолог предлагает выполнить следующее задание. Необходимо создать каламбур на основе обыгрывания многозначности слова. Например, слова «есть» - в значении «иметь» и «кушать», «железный» - свойство металла, характера, «кусать» - подсмеиваться, пережевывать. Психолог. Как вы считаете, а какой прием использует автор в этом отрывке?
Игра со словом Е. Клюева
Да как же, - бросился Петропавел в атаку, - можно предлагать совершить действие, последствия которого неизвестны? А если эта Уродина, проснувшись, нас всех тут пережрет!…
Пусть попробует! Я сам ее зарежу и сожру, - охотно пообещало Дитя- без - Глаза, а Белое Безмозглое печально констатировало: -Ну, пережрет- так пережрет. Будем дальше жить - пережратыми.
(К неизменному корню слова добавляются приставки, суффиксы или окончания) [10, стр.350]
Итог занятия. Психолог проводит игру «Шифровки» (ее можно инсценировать). Для игры потребуются только блокноты и ручки. В этой игре путешественники знакомятся с Начальником Секретной службы страны Абсурда. Его основная задача – «засекречивать любую информацию:
«Тише, не топайте, не лопайте и не лапайте! За нами следят! Все, что вы случайно скажите, может быть использовать против вас. Поэтому все слова надо засекретить. То есть зашифровать. Мы тут для этого используем «тарабарский язык». Доходила до вас информация: «Варкалось, хливкие шорьки, пырялись по наве…». Это наша работа. Но некогда мне тут с вами разговаривать, работы много. Хотите – подключайтесь. Да не чай по ключ садитесь пить, а делом заниматься. Вот вам работа. Зашифруй, абсолютно секретный текст письма Королевы Абсурда:
(варианты:1 «Во дворце полно шпионов, канал связи будет меняться. Для передачи информации встречаемся у фонтана»;
2 «Срочно необходима помощь. Встречаемся ночью у старой башни. Будьте осторожны! Примите меры предосторожности».)Задача участников игры – перевести текст записки на нормальный язык.
Занятие 7. Придумывание сказок.
Цель: научить решать сказочные задачи.
Оборудование: костюмы для инсценировки, карточки с заданиями по сказкам.
Психолог. « Вы стоите у ворот Волшебной страны Рассказии. Наш Король повелел не пускать в страну тех, кто не умеет придумывать и рассказывать сказки. Но вы, я вижу, не такие. Однако приказ Короля – закон. Я – Страж и должен проверить, умеете ли вы рассказывать сказки, и доложить об этом Королю. Но наш Король знает все сказки мира, ничем его не удивишь. Поэтому вот вам первое задание. Придумайте и расскажите волшебную приключенческую сказку о … (героя выбирают ребята) по этой заколдованной картине (монотипия).Помните, что при составлении сказки вы можете придумывать волшебные предметы, превращение героя, волшебные места».
Ребята работают в группах по следующему алгоритму:
1 группа- рождение героя;
2 группа – расставание героя;
3 группа – выбор пути;
4 группа – борьба и победа;
5 группа – путь домой;
6 группа – прибытие;
7 группа – свадьба и коронование.
Обсуждение предлагаемого рассказа в группе;
Выбор рассказчика;
Рассказчики по одному из группы рассказывают сказку по очереди от 1 до 7.
Обсуждение участниками[10, стр.78].
Психолог: «Хорошо, с этим задание вы справились. Молодцы! Но этого недостаточно. Вам необходимо решить следующие волшебные задачи, ответы могут быть оригинальными:
1 группа
– Решил Иван – царевич поступить на службу к Бабе Яге, чтобы заработать Меч – Кладенец. А Баба – Яга очень хитрой была: всем, кто хотел поступить к ней на службу, она всякие задания придумывала. Какое задание она дала Ивану - Царевичу?
Выехал Иван – Царевич из родного дома, чтобы невесту себе найти да белый свет посмотреть. Ехал, ехал да почти всю еду, что из дома прихватил, и съел. Осталась у него только одна горбушка хлеба. Вдруг видит – навстречу ему идет Старичок – Лесовичок, от голода спотыкается. Что делать Ивану – Царевичу? Что будет с ним, если он отдаст последний хлеб?
Жил- был бай Алган. Было у него трое сыновей: Берген, Мерген, Каим. Бай владел несметным количеством скота. Сыновья подросли, и бай хотел отдать скот им, но они не согласились т.к. он был нажит нечестно. Бай не знал куда деть скот, ведь он состарился и ему было тяжело смотреть за ним. Как- то раз он встретил аксакала. Что предложит ему сделать аксакал?
Группа
-В одной сказочной стране есть Огненная река. Ничего живого не растет у ее берегов. Как можно перейти Огненную реку? Как ты думаешь, откуда взялась такая река в этой стране?
-Приехал Иван – Царевич в царство Змея Горыныча и вызвал его на бой. Началась у них битва великая. Взмахнул Иван мечом и отрубил Змею одну голову. Да только Змей подхватил эту голову, провел по ней Огненным пальцем, и голова на старое место встала. Что нужно сделать Иван- Царевичу, чтобы одолеть Змея Горыныча?
-Нашел однажды бедняк в траве яйца синей птички, забрал их себе, а потом продал богачу Хасену. Тот купил яйца и сказал, что если он принесет саму синюю птичку, то он заплатит много денег. Как бедняк поймал птичку?
3 группа
Однажды Злой отправился пешком в далекий путь, он сильно устал и едва волочил ноги. По дороге его нагнал Добрый, ехавший верхом. Они договорились ехать по очереди, но Злой обманул Доброго. Как Добрый проучил Злого?
-Шел Иван – Царевич по лесу заповедному и пошел к избушке на курьих ножках. Сказал он слова волшебные, чтобы она к нему повернулась (кстати, какие это слова?). Избушка повернулась и вышла к нему Баба Яга. «Ага, коли ты сам ко мне пожаловал, дам я три задания. Не выполнишь – голова с плеч!». Какие задания она дала Ивану – Царевичу, и зачем ей нужно было, чтобы он делал именно это?
За лесами, за горами, за морями и полями течет Молочная река Кисельные берега. Как вы думаете, что будет с тем, кто в ней искупается?
4 группа
У сказочной Принцессы случилось несчастье – Дракон похитил ее сестру. Пошла Принцесса разыскивать свою сестру любимую. Шла через поле, шла через лес – долго шла, да всю еду, что из дома взяла, съела. Остался у нее только один пирог. Приготовилась она покушать, как откуда ни возьмись – прибежали Муравьи и стали у нее есть просить. Что сделала принцесса?
В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через эту реку?
Приехала Иван – Царевич во дворец Василисы Премудрой, потому что дала Василиса Ивану слово, что выйдет за него замуж. Василиса жениха напоила и спать уложила. Наутро она ему говорит: «Только тогда выйду за тебя замуж, когда ты искупаешься сначала в чане горячего молока, в потом в чане с ледяным молоком». Зачем ей это нужно? Что будет с Иваном – Царевичем, если он это сделает?
группа
-Далеко – далеко, там где холодно и живут сильные ветры, есть туманные Горы. Тот, кто ходил через Туманные Горы, говорит, что это плохое и опасное место. Дело в том, что в этих горах живут злые Тролли. Это неприятные злые существа. Они очень любят путешественникам разные неприятности доставлять. То камень на голову норовят сбросить, то узкую тропинку ветками да камнями завалят. Как вы думаете, почему Тролли вредят тем, кто идет через горы? Что можно сделать, чтобы пройти через Туманные горы?
В далекой Сказочной стране есть Железный лес. Как вы думаете, кто все заколдовал и почему? Почему именно в железо все заколдовано?
- Захотел Толыбай жениться на Кунше - дочери богатого бая, и задумал ее похитить. Птицы лесные рассказали об этом коварстве Кунше. Стала Кунша думать, как Толыбая перехитрить и себя в обиду не дать. Что придумала Кунша?
группа
Однажды храбрый Алдар - Косе решил жениться на дочери богатого хана. Дочь звали Ханшаим. Она была девушкой редчайшей красоты. Однако об этом узнал друг Алдара –Косе и решил его обмануть, жениться на Ханшаим. Хан дал согласие на свадьбу с богатым другом Алдара –Косе. Как влюбленные перехитрили хана?
Под землей, в горах, живет маленькие человечки и длинными бородами. Это Гномы. Они добывают золото и драгоценные камни. Как вы думаете, что потом Гномы делают с золотом и драгоценными камнями? Расскажите подробно.
В одной сказочной стране жил- был старый Король. И была у него дочь единственная – красоты неописуемой. Шло время, и Король чувствовал, что у него становится все меньше сил для того, чтобы управлять страной. И решил он тогда выдать замуж дочь за человека достойного, который мог бы управлять страной вместо старого короля. Много женихов сваталось к принцессе, но всем она отказывала. Как вы думаете почему? Что хотела принцесса? Какими качествами должен обладать тот, кто будет управлять страной старого Короля.
группа
На одном сказочном острове жило Чудо- Юдо. Мудрые люди говорили, что раньше Чудо – Юдо было прекрасным Принцем. Как вы думаете, кто и почему заколдовал Принца? Что нужно сделать, чтобы его расколдовать?
На одном волшебном острове жила Царевна – Лебедь. Днем она плавала по озеру, как прекрасный лебедь, а ночью сбрасывала лебединые перья и превращалась в красивую девушку. Была она заколдована. Узнал об этом один Принц. И решил помощь Царевне – Лебедь. Ночью, когда царевна скинула с себя лебединые перья и превратилась в девушку, он тихонько собрал все перья и бросил в костер. Помог Принц Царевне – Лебедь или навредил? Придумайте, что случилось потом.
В старину у одного мальчика Тазши- умерли отец и мать. Остался он круглым сиротой. Приютили его старик и старуха. Решил он их отблагодарить. Как он это смог сделать, ведь у него не было денег?
Подведение итогов. Психолог. Сейчас, когда вы решали сказочные задач, вы обращались к волшебным предметам. Назовите их? Каково их назначение?
Занятие 8. Придумывание сказок. Придумываем продолжение сказки.
Цель: научить придумывать продолжения сказок.
Оборудование: маски или рисунки :королева, колобок, лиса, медведь, заяц, баба, деда; Баба – Яга, Кощей Горыныч, дерево, солнце.
Психолог. Мы часто сказку воспринимаем как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить». Использование приема «Что потом?» позволяет придумывать продолжение известных приемов.
Например:
Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок сел себя внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?…
Золушка стала жить с принцем во дворце, а что потом? Продолжала ли она заниматься хозяйством по привычке? Как складывались ее отношения с сестрой и мачехой? Осталась ли она доброй, кому она помогала во дворце?
За вредность старухе Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что было потом? Где она приземлилась? Как объяснила свое появление? Как потом отомстила Чебурашке и его друзьям?
Мойдодыр вымыл неряху, что потом? Стал ли мальчик аккуратным? Как родители отнеслись к тому, что он изменился?
Желательно, чтобы 3-4 сюжета обсуждались кратко (ответы на вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать подробно, как настоящую «сказку». Возможен вариант, когда дети придумывают продолжение по цепочке, а затем учитель повторяет готовый сюжет.
Упражнение «Фантастические продолжения»
Психолог называет какое- либо реальное событие. Например: прошел дождь, нарисовали портрет, замычала корова, сломался велосипед, выросла ромашка… Нужно придумать сказочные, необычные последствия.
Например:
Прошел дождь, но на земле вместо травы выросли новые дождинки (капли были семенами дождя). А что было потом?
Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Этот портрет стали использовать как подслушивающее устройство…
Корова замычала, и у каждого, кто ее слышал, в руках появился стакан молока.
Психолог. А теперь давайте научимся рассказывать сказки от первого лица[10 с.104]. Для этого необходимо выбрать известную сказку. Например «Колобок» Участники распределяют персонажи сказки между собой. Затем каждый участник (или некоторые из них) рассказывает сказку от лица и с точки зрения выбранного ими персонажа. Причем персонажи, от имени которых будет рассказана сказка, могут быть разнообразными (не обязательно выбирать только тех героев, которые непосредственно участвуют в сюжете). То есть можно одушевить любой предмет или часть окружающей среды и от его имени рассказать сказку.
Психолог. Закройте глаза, глубоко вдохните…выдохните…(ведущий в это время может надеть корону или тюлевую накидку – костюм королевы), мы открываем глаза и… Здравствуйте, я – королева волшебной сказочной страны. Я начну рассказывать, а вы мне помогайте…
«Как- то раз решила осмотреть я свое королевство. Ходила, ходила, да устала. Вижу дом стоит, а в нем - бабушка и дедушка сидят. Сидят, пригорюнились. Слышу, дедушка говорит бабушке: «Так кушать хочется. Ты бы спекла хлеб- колобок. Вон, в той кадушке еще немного муки осталось» Бабушка покряхтела, да и пошла стряпать. Испекла в печи колобок, да и положила на другое окошко остывать. В это время солнышко так сильно припекло и разморило меня, что я…» Дети рассказывают от имени Королевы продолжение сказки «Колобок».
«А теперь мы с вами превратимся в маленьких Бабок Ежек. Закрываем глаза, и раз, два, три… (в это время ведущий меняет костюм, либо одевает платок, шапочку на кого – либо из детей) и говорит голосом Бабы Яги: «Здравствуйте, Бабушки Ягушки. Я расскажу вам сказку про колобка. Летела я как- то раз в своей любимой ступе над лесом, Вдруг вижу – по лесной дорожке колобок катится. Вкусненький! Катится, довольный, песни распевает. Глядь, навстречу ему Лиса Патрикеевна. Я спустилась на землю и притаилась за деревом…»
Психолог. А кто хочет рассказать сказку от лица других героев сказки (дети выбирают маски). А можно ли рассказать сказку от лица лесной тропинки, солнышка, домика?
Психолог подводит итог. Упражнение «Варианты сказки»
«Пятнышко на варежке напоминало музу, девочка стала с ним играть, и пятнышко ожило, превратилось в настоящую муху со своими желаниями, просьбами, капризами, которые девочке пришлось выполнять…»;
«Не желая засыпать на зиму, одна любопытная муха с осени забралась в варежку…» (ее приключения зимой);
«Дед Мороз на Новый год дарил детям не только подарки, но и умения, в зависимости от оттого, какой узор был вышит на варежке: у кого ягодки, тот сразу стал прекрасным кондитером, у кого снеговик – перестал мерзнуть зимой, у кого полоски похожие на волны, - тот сразу же научился плавать… У одного мальчика узор был напоминал муху, - и Дед Мороз подарил ему умение летать…»
Занятие 9. Придумывание сказок. Придумываем начало сказки.
Цель: научить приемам, позволяющим начать сказку.
Оборудование: монотипия, тетрадь для творческих работ, магнитофон, музыку для релаксации.
Психолог. Сегодня мы с вами научимся не просто продолжать сказки, но и сочинять начало собственных сказок.
Задание. Выберите 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у детей смысловых ассоциаций и были из разных областей жизни. Например: уж, лампа, сердце, космос, дорога, ботинок, стул, сторож, снегопад, песня. Теперь необходимо попробовать последовательно связать эти слова в прямом и обратном порядке. Например: Уж может обвивать лампу, или лампа может быть в форме Ужа, героем сказки может быть Уж по имени Лампа и пр.
Мысалы
дос – друг;қас – зима;3.аспаз- повар:4. жел – ветер: 5.құс – птица 6.ұшқыш – летчик: 7.әке- папа: 8. төртбұрыш – квадрат:9.ойын – игра :10. қала -город?
Далее каждая группа получает задание сочинить сказку, где эти бы слова (монотипия) были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр. Работа проводится в группах. Затем проходит обсуждение.
Психолог. Подумайте и запишите в тетрадь для творческих работ, что вас волнует, либо о чем вы часто думаете. Это- тема вашей сказки. Выберите героев, сюжет. По окончанию придумывания сказки по желанию обсуждение в группах.
Психолог предлагает всем участникам удобно сесть на стуле и выполнить следующее упражнение.«Вам необходимо выбрать слово, которое кажется интересным, вызывает множественные ассоциации, берет за живое. Это слово станет либо темой, либо героем вашей сказки. Закройте глаза и представьте картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного вами слова. Рассмотрите ее и опишите на бумаге. Это- начало вашей сказки». Далее психолог предлагает подумать, что могло бы нарушить картинку. Это будет конфликт.
Психолог ставит музыку для релаксации. Он предлагает взять ручку и начать водить ручкой в тетрадях для творческих работ по белому (чистому) листу. Дается инструкция: когда рука «захочет» остановиться, участники должны это сделать. После этого дети записывают в тетрадь возникшие ассоциации и подчеркивают ту из них, которая вызвала наибольший отклик. Это – главный герой. Первой фразой сказки может стать: «Жили - были каракули…» Далее участники могут написать сказку в тетрадь.
Психолог подводит итог занятия.
Список литературы.
1.Назарбаев Н.А. Казахстан -2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев.А.:Бiлiм, 1998
2. Назарбаев Н.А. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии. Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Ежегодное Послание народу Казахстана об основных направлениях внутренней и внешней политики.//Казахстанская правда № 45-46,.2006 .
3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1999.
4. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1999г.
5. Гин С. Мир фантазии. Изд. ВИТА – пресс. М.: 2001.
6. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы.// Мысль №11, 2004.
7. Григорович Л.А., Ермоленко О.С., Марцинская Т.Д. 150 тестов, игр, упражнений для младших школьников. М.: ООО Изд. АСТ, 2000.
8.Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии № 2, 1980.
9.Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М.: Изд. Речь, Творческий Центр «Сфера», Санкт – Петербург: 2001.
10.Комплексная программа воспитания в организациях образования Республики Казахстан. Министерство образования и науки Республики Казахстан. // Учитель Казахстана № 21-24.2000.
11.Лейтес Н.С. Способности и одаренности в детские годы. М.: 1984.
12. Ликунова О. Программа по развитию исследовательской и творческой мотивации у детей младшего школьного возраста.// Школьный психолог № 21,2003.
13. Матюшкин А.М. Творческий потенциал одаренности//Вопросы психологии № 4, 1988.
14.Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подходов к изучению одаренности. // Вопросы психологии № 5, 1994.
15.Теплов Б.М. Избранные труды: в 2т. М.: 1985.
16. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: 1980.
17.Яковлева Е. Программа развития творческого потенциала детей младшего школьного возраста// Школьный психолог № 36, 2003.