Статья Активные методы обучения. Сюжетно- ролевые игры


Активные методы обучения:сюжетно-ролевые игры
Горбатенко Ульяна Алексеевна,
преподаватель профессиональных модулей
высшей квалификационной категории
СП №3 ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

Одной из самых эффективных форм проведения практических занятий, способствующих развитию у студентов творческого мышления как основной метод в  профессиональном образовании, являются сюжетно-ролевые игры. Важной целью таких игр является моделирование студентами своего поведения в профессиональной направленности по получаемой ими специальности. Сюжетно-ролевые игры позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности.
Что даёт сюжетно-ролевая игра студентам?
радость общения с единомышленниками,
умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку,
психологическую устойчивость,
снимает уровень тревожности,
вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении
поставленной цели.
А.С. Макаренко утверждал, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности: «Чем же все-таки отличается игра от работы? …Работа есть участие человека в общественном производстве, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, как работа. К общественным целям она не имеет прямого отношения, но …приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы» [7].
Известно насколько игра многогранна, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и дает отдых. Но исторически одна из первых ее задач — обучение. Проведение сюжетно-ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивость сюжетно- ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Сюжетно-ролевые игры имеют общие требования, которые позволяют методически верно их организовать и провести.
Основные принципы организации сюжетно-ролевой игры:
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении студентов в игру;
принципы развития игровой динамики;
принципы поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств студентов);
принципы взаимосвязи игровой и неигровой деятельности. Для педагогов важен
перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт
(ситуационные задачи);
принципы перехода от простейших игр (решение кроссвордов, работа со схемами, иллюстрациями, заполнением пустограф) к сложным игровым формам.
Дидактические требования к сюжетно- ролевой игре:
дидактическая целесообразность метода;
связь содержания с профессиональной подготовкой студентов;
четкая постановка проблемы;
правильная, ясная, логичная формулировка способа решения поставленнойпроблемы.
Методика разработки и проведения сюжетно- ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:
подготовительный: решаются вопросы организационные: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп, ознакомление с обязанностями; предварительное изучение содержательного материала игры.
игровой: характеризуется включением в проблему и осознанием ситуации в группах и между ними.
заключительный: вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
анализ игровой деятельности определяет: степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию сюжетно- ролевой игры.
Сюжетно- ролевых игр существует великое множество, один из примеров мы приведем в данной работе.
Пример сюжетно-ролевой игры «Проведение внутримышечной инъекции»
подготовительный: (решаются организационные вопросы) распределение ролей; формирование игровых минигрупп по три человека, выбор жюри или экспертной группы; ознакомление с обязанностями; предварительное изучение содержательного материала игры (участникам игры выдается конверт с заданием, оценочный лист алгоритма манипуляции);
роль медсестра пациент эксперт
задание Демонстрация техники проведения внутримышечной инъекции по алгоритму на муляже. В процедурный кабинет зашел пациент для очередной внутримышечной инъекции. Пациент просит сделать инъекцию побыстрее - «стоя», так как он спешит на другую процедуру.
Определяет тактику поведения медсестры в сложившейся ситуации.
Фиксирует в оценочном листе правильное выполнение техники проведения внутримышечной инъекции.
Организует обсуждение в своей минигруппе варианты поведения в заданной ситуации.
Прослеживает поведение участников в соответствии с выбранными ролями.
на выполнение задания отводится 7 минут.
игровой: минигруппа моделирует поведение в конкретной ситуации, формулирует способ решения поставленной проблемы.
заключительный: вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.
анализ игровой деятельности: преподаватель просит поделиться экспертов впечатлениями о работе своей минигруппы, высказываются положительные и отрицательные моменты в работе над заданием. После получения ответов преподаватель подводит итог по проведению и участию групп в сюжетно-ролевой игре, предлагает участникам глубже погрузиться в обсуждение и изучение предложенной темы.
Применение данных методов в обучении не является самоцелью. Поэтому для преподавания применение сюжетно- ролевой игры имеет практический смысл в той мере, в какой помогает осуществлять целенаправленный выбор для решения конкретных дидактических задач.
Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.
Безусловно одно – воспитательная, образовательная ценность сюжетно- ролевых игр зависит от участия в них и педагогов и студентов. Главное – уважение к личности студента, пробуждение интереса к работе, стремление развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Метод сюжетно-ролевой игры позволяет расти как студентам, так и преподавателям, а каждый педагог становится режиссером учебного процесса, исходя из опыта своей работы и уровня подготовки студентов.
Литература
Ахметов Н.К., Хайдарова Ж.С. Игра как процесс обучения. А-А, 1985;
Балаев А.А. Активные методы обучения. М., 1986;
Безрукова В.С. “Педагогика. Проективная педагогика” Екатеринбург,1996;
Карандашев В.Н. Педагогическая психология. Хрестоматия 2006;
Маршев В.И., Лукаш Е.Н. Методы активного обучения управлению. Изд.: МГУ, 1991;
Педагогика профессионального образования. Под ред. В.А.Сластенина.- М.,2004.-368с.;
Сборник избр. педаг. произведений (2-е изд.) под общ. ред. Г.С.Макаренко.Всесоюзное учебно-педагогическое изд-во Трудрезервиздат, Москва 1951.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991