Методическая разработка: эссе: Формула Успеха


Эссе: "  Формула успеха" 
       Что такое успех, каковы его составляющие? Что значит для учителя быть успешным? 
       У каждого человека формула успеха своя. Так в чем же заключается моя "формула успеха". И вообще, есть ли у меня этот успех? 
       Еще будучи девчонкой я была  просто очаровано своей учительницей и классной мамой Олюниной Тамарой Яковлевной. Она была для меня идеалом доброты, справедливости, требовательности, была человеком, показывающим путь к пониманию отношения к  жизни. Была идеалом во всем. Неслучайно другой профессии кроме, как учитель, будущем я даже и не представляла. А поскольку любимым предметом в школе была -математика, то и специальность была выбрана однозначно. 
       Математика для меня - это не просто формулы и вычисления, а способ мышления и способ общения- логичный, лаконичный, доказательный. И вообще математика - это полет мысли, полет  фантазии. И я рада, что живу жизнью своей мечты - я учитель математики!      Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно 1 сентября я впервые пришла на первый урок ученикам в Паскинскую школу. А за плечами уже 27 лет работы в школе. До сих пор помню , как поначалу я удивлялась: почему дети плохо понимают, когда все так просто и понятно. Оказывается, это нам взрослым все ясно, а им нет. И мне понадобилось много времени, чтобы все это осознать. Я считаю, что настоящий учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до не знаний ученика и вместе совершать восхождения. Принять ученика таким, какой он есть.  Это и стало первым элементом моей формулы успеха. Этим принципам я руководствуюсь в течение всей своей педагогической деятельности.        Вторая составляющая моей формулы успеха заключается в следующем. Учитель должен не просто дать определенную сумму знаний, а научить детей ориентироваться в огромном мире информации, научить их выбирать главное и понять взаимосвязи и причины математических явлений. Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы то, чему учат, было понятно и занимательно. Еще К.Д.Ушинский писал:"Ученье, лишенное всякого интереса, убивает в ученике охоту к ученью". Я не могу допустить, чтобы в глазах моих учеников появилось разочарование от любимого мною математики. В разные годы я пробовала и применяла в своей работе различные системы обучения. Это и проблемное обучение Махмудова, и опорные конспекты по методу  Шаталова  и многое другое. В каждый урок пытаюсь внести что-то новое, занимательное, провожу нестандартные уроки, используя элементы ИКТ.        Я, считаю что каждый ребенок талантлив, талантлив по своему. Заметить и развить этот талант - третья составляющая моей формулы. Я считаю, что нет такого"двоечника", которого не за что было похвалить. Выделить из потока неудач крошечный островок успеха, показать тропинку к пониманию - у ребенка возникнет вера в свои возможности, и появиться желание учиться.        Наша профессия самая удивительная из всех потому что, хороший учитель продлевает себя, свои знания, свои добрые дела в сердцах и умах своих питомцев. В 2010 году 68% моих учеников поступили ВУЗы, предъявляя сертификаты в разные города России: Екатеринбург, Москва, Ижевск, Казань . Я рада, что двое моих бывших учеников выбрали профессию учителя математики: это Ворожцова Татьяна и Морозова Алиса         Я люблю входить в класс, полный детей, смотреть на их лица чувствовать, как с каждым урокам мои ребята все увереннее и увереннее общаются с "царицей наук" - математикой. Но по-прежнему приходить в класс на урок - большая радость для меня. Таким образом, формула успеха, как учителя, это произведение любви к детям на кропотливый каждодневный труд, умноженные на веру ученика, выведена, верно. УСПЕХ= "Любовь к детям" х " вера в ученика" х "труд". Успех - это процесс, а не конечный результат и я думаю, что нахожусь в середине этого пути.
Урок-игра "Путешествие в подводный мир" в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Человеческая культура возникла иразвертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинга.
Одним из основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем остается игра. Эффективная организация урока, продуктивные формы обучения с элементами игры, интерес дают высокие результаты обучения. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, учащихся не замечают, что они учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, расширяют свой кругозор. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с желанием. Предлагаю конспект урока по математике 5ого класса, которые проводится в нетрадиционной форме “ Урок- игра. Путешествие в подводный мир”.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели урока:
- образовательная:
отработка вычислительных навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
контроль за уровнем усвоения сложения и вычитания десятичных дробей;
- развивающая:
развитие познавательного интереса к предмету через игровую деятельность;
развитие наблюдательности, внимания;
формирование потребности в приобретение знаний;
- воспитательная:
воспитание у учащихся трудолюбия, взаимоуважения, чувства товарищества;
привитие умения слушать друг друга;
Тип урока: урок закрепления.
Форма проведения урока: урок - игра “ Путешествие в подводный мир”.
Оборудование:
плакат с девизом урока;
рисунок батискафа;
карточки для игры “Поле чудес”,
таблица с буквами;
портрет М.В.Ломоносова;
набор перфокарт;
карточки,
дифференцированные по группам;
карточки с названием и ответом для исследовательской группы;
плакат с ключом для графического диктанта;
карточки для рефлексии.
Ход урока
І Организационный момент:
/ психологическая минутка /
Учитель: Здравствуйте ребята! Надеюсь у вас сегодня хорошее настроение. Плохое настроение и лень умножим на нуль! Наш девиз урока “Один за всех и все за наш класс”. Сегодня мы с вами проведем урок закрепление, на котором вы поделитесь своими знаниями.
Задача нашего урока: закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей в различных ситуациях.
ІІ Актуализация опорных знаний:
Учитель: Урок будет проведен в форме игры “Путешествие в подводный мир”. Мы отправимся в путешествие вместе с ребятами из батискафа./ рисунок батискафа висит на доске/. Во время путешествия нужны будут некоторые знания, которые помогут нам путешествовать.

Проверка знаний учащихся: /каждый получит карточку заранее/
в форме игры “Поле чудес” /плакат в алфавитном порядке/
а б е и л м о пр2,08 5,85 17,31 4,4 4,88 8,8 5,474 0,67 1,47
т у ч шьыюя
0,37 8,07 76,91 25,4 1,41 10,35 76,4 15,53
получится высказывание:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
при м е рЫ по у ч а ют б
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29  
о л ьше ч е м т е о ри я  
Ученики называют номер карточки и букву.
Примеры для карточки:
1) 16,52 – (4,9 + 10,95) = 0,67
2) 4,2 – ( 0,98 + 1,75) = 1,47
3) ( 2,5 + 7,3) – 5,4 = 4,4
4) 0,68 + ( 3,32 + 4,8 ) = 8,8
5) 25 – ( 19,5 – 11,8 ) = 17,3
6) ( 6,7 + 2,8) – 8,03 = 1,47
7) 15,2 – ( 0,15 + 4,7) = 10,35
8) 17 – ( 3,4 + 12,93) = 0,67
9) 15,8 – ( 1,256 + 9,07) = 5,474
10) 3,31 + ( 12,6 – 7,84) = 8,07
11) 48,01 + ( 32 – 3,1) = 76,91
12) 3,8 – ( 0,12 + 1,6) = 2,08
13) 12,3 + ( 68 - 3,9 ) = 76,4
14) ( 0,17 + 1,5) – 1,3 = 0,37
15) ( 12,5 – 7,25) + 0,6 = 5,85
16) 14 – ( 13,6 – 5,074) = 5,474
17) 24 – ( 3,12 + 16) = 4,88
18) ( 0,15 + 3,7 ) – 2,44 = 1,41
19) 15,3 + 30,2 – 20,1 = 25,4
20) ( 22,5 – 5 ) – 0,2 = 17,3
21) 77 – ( 8,6 – 7,51) = 76,91
22) 6,8 + ( 18 – 7,5) = 17,3
23) 4,6 + ( 11,2 – 7) = 8,8
24) ( 14,2 – 13,9 ) + 0,07 = 0,37
25) 48,3 – ( 26,6 + 4,4) = 17,3
26) 26 – 14,686 – 5,84 = 5,474
27) ( 1,87 – 0,03) – 0,37 = 1,47
28) (3,4 + 4,8) – 3,8 = 4,4
29) ( 48,03 – 3,3) + 0,5 = 15,53
Учитель: Эти слова ребята принадлежат великому русскому ученому М.В.Ломоносову. Историческая справка: / выступление ученика из класса/

М.В.Ломоносов – выходец из архангельских крестьян, его по праву называют отцом русской океанографии. В этой науке, изучающей морские глубины, он достиг исключительных успехов. В своих научных трудах он впервые выдвинул идею Мирового океана. Изучал его происхождение, приливы и отливы, течения. Изобрел приборы для морских путешествий.
Учитель: повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.
ІІ Отработка вычислительных навыков:
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с океаном. Быть может, сегодня океан покорит вас, станет вашей мечтой. В одиночку нельзя выходить в открытое море. С собой надо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту и не бросят в беде. Совместно с соседом по парте выполните следующее задание.
Задания по перфокартам./ 1 вариант - верхнюю строчку, 2 вариант - нижнюю строчку. Ошибки исправляют вместе, т.е работа в парах /. Эти задания надо выполнить за определенное время.
 перфокарта №1

перфокарта №2

перфокарта №3

перфокарта №4

перфокарта №5

 ІV Разгрузочная пауза:
Учитель: Чтобы путешествовать, надо быть сильным и внимательным. Проверим вашу физическую подготовку и внимательность. Я буду показывать одно, но говорить другое. Вы должны выполнить то, что я говорю. / разные 5 – 6 физических упражнений/.
V Этап погружения:
Класс делится на три исследовательские группы. Каждая группа получает свое индивидуальное задание, и ведет исследовательский дневник. В конце один человек с группы, докладывает о результатах исследования. Ответы заранее оформлены на доске , где с одной стороны ответы, а с другой стороны название обитатели этажа.
Учитель: Внимание! Погружение! Океан – как дом. На нем есть этаже. Верхний этаж полон света. Здесь большинство морских животных, плавают стаи различных рыб. Здесь тепло, светло и много растительности. Наблюдать за этим мы поручим исследователям первой группы. Учащимся предлагаются решить следующие задания:

Ниже сумрак. И здесь свои обитатели. Наблюдать за ними с нашего батискафа предложим второй исследовательской группе. Учащимся предлагаются следующие задания:

На самый нижний этаж не проникает солнечный луч. Там живут миниатюрные чудовища. Наблюдать за ним предлагаю третьей исследовательской группе.
Задача. Масса морского ежа 0,4кг, а масса морской звезды на 2,46кг больше, чем масса морского ежа, а масса морской лилии меньше, чем масса ежа и звезды вместе на 1,62кг. Какова масса морского ежа, звезды и лилии вместе.
Каждая исследовательская группа справилась с заданием хорошо. Чтобы не остаться на дне морском проверим ваши знания.
VІ Этап всплытия: в форме графического диктанта. Если ученики согласны с ответом, то рисуют если не согласны -  ..В итоге получим “график”. После решения ученики меняются тетрадями и проверяют задание, сравнивая с ключом задания.
Задания для графического диктанта: - да, - нет;
1) 7,5 – 0,6 = 7,9
2) 3,3 + 12 = 4,5
3) 5,02 + 3,8 = 8,1
4) 7,25 – 4,05 = 3,2
5) 1,37 + 13,7 = 27,4
суббота, 23 ноября 2013 г.
Мастер-класс "Развитие учебной мотивации в процессе обучения математике"
Цель урока: показать методические приемы развития учебной мотивации через систему заданий разной ступени обучения и факторы, побуждающие к учебной деятельности, разного содержания и характера в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ученика.
Ход занятий
Личность – звено между мотивацией и ее реализацией.
Зигмунд Фрейд
Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том , что ребенок получает “удовольствие” от самой деятельности. И успешность процесса изучения математики зависит от желания ученика.
Проблема:
1. Как сформировать интерес у ребенка?2. Как пробудить желание учиться?3. Как сберечь интерес + желание?
Идея:
идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания на подлинном интересе.
В своей педагогической деятельности использую теорию: А.К.Марковой “Теорию формирование мотивации ученья”, Г.И.Щукиной: “Теорию развития познавательного интереса”. Мотивация – динамический процесс формирования и функционирования мотива. Мотив учения – направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Мотивы: социальные и познавательные.
Особое внимание уделяю на познавательные мотивы, которые побуждают ученика развивать свои склонности и возможности, оказывает определяющие влияние на формирование личности и раскрытие ее творческого потенциала.
Большую роль играет организация начала урока, где создаются условия для осознания учеником того, что полезного и нового он узнает на уроке, где сможет применить усвоенное, какие преимущества ему дает усвоение материала на уроке.
Имматационная игра:
I. Мотивация темы урока:
1. 6класс: /после изучения темы рациональные числа/

Вопросы: /самоконструкция/
Какие известные вам свойства натуральных чисел зашифрованы в следующих схемах?
Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодня урок? / свойства действий с рациональными числами/
Какие цели вы можете для себя поставить? /отработать вычислительные навыки действий с рациональными числами/
4025265234952.10-й класс: Всем известно, как много интересных, порою поразительных научных открытий сделали ученые на древней египетской земле. Но самым большим чудом Египта, поражающим людей еще в древности, были удивительные искусственные горы– гробницы древних египетских царей. Путешественникам, плывшим по желтым водам Нила, всегда бросалась в глаза резкая грань там, где Нильскую долину с ее зелеными полями и финиковыми рощами сменяют горячие пески мертвой Ливийской пустыни. Еще дальше на западе видны удивительные горы. Они правильной формы и тянутся на десятки километров– от современного города Каира до Фаюмского оазиса.
  
  
3488055156210
-124460140970
Они словно вырастают из песков пустыни– колоссальные, величественные , подавляющие человека необычайными размерами и строгостью очертаний. Стоя у их подножия трудно себе представить, что эти огромные каменные горы созданы руками людей. Самые высокие их называют “Великими” возведены в эпоху Древнего царства неподалеку от города Мемфис, тогдашней столицы Египта, фараонами Хуфу и Хафра. Аналогичные формы были использованы при строительстве знаменитой Вавилонской башни, о строительстве которой говорится в библии.
3446780117475-59309085090
-18084802205990

II.
Обучение математике – это, в первую очередь, решение задач. Они выступают как главное средство мотиваций учащихся. Умение решать задачи – критерий успешности обучения математике. Существует много факторов , способствующий развитию учебной мотивации учащихся средствами задач. Одним из них является, фактор связанный с самой задачей и ее содержанием, это может быть: новизна, отражение связи с практикой, отражение исторического аспекта, занимательность, нестандартные вопросы.
1.Занимательность:5класс / урок по теме: “ сложение десятичных дробей”
Дикобраз в подарок сыну Сделал счетную машину, К сожалению, онаНедостаточно точна Результаты перед вами, Быстро все исправьте сами:
39,4 + 10,1 = 495 97,3 + 9,04 = 10,63447,03 + 4,8 = 5183 31,26 + 0 = 312,63,067 + 2,033 = 51 729,004 + 10 = 729,014
Занимательность, заложенная в содержании задачи, особым образом окрашивает учебный материал, делает процесс решения более привлекательным, на которой создается положительное отношение к предмету.
2.Отражение связи с практикой: 9класс. Комбинаторика.
Вы пришли в школьную столовую. В меню на обед предложили вторые блюда и напитки:
Блюда:
1. Пюре с котлетами2. Рис отварной со шницелем3. Рожки с сардельками4. Гречка с окорочкамиНапитки:
1. Чай с сахаром2. Компот с сухофруктами3. Сок яблочный4. Клюквенный кисель
Сколькими способами можно получить обед?
Если учащийся видят в решаемой задаче возможность применить полученные знания в практике, то появляется и интерес к ее решению.
Вывод: Осознание учащимся своих мотивов в учебной деятельности позволяет им лучше понимать, оценивать и принимать учебную задачу, определять цели работы на уроке и во внеурочное время. Наличие устойчивого интереса к изучению математики способствует осознанному усвоению математических знаний, умений, навыков. С целью выявления степени выраженности познавательных и социальных мотивов проведено анкетирование: “Зачем я изучаю математику?”. Я изучаю математику потому, что:
1 Математика учит меня мыслить;
2 Учиться хорошо моя обязанность;
3 Математика всегда нужна в жизни, в практической деятельности человека;
4 Мне хочется получать хорошие оценки;
5 Это интересный для меня предмет;
6 Мне математика пригодится после школы для продолжения образования;
7 Уроки математики проходят интересно;
8 Заставляют учителя и родители;
9 Желаю больше узнать по математике, чтобы в дальнейшем преуспеть в жизни;
10 Хочу лучше подготовиться к экзаменам ;
11 Другое(что?)
“Если на уроке ученик переживает свои успехи или неудачи– это способствует развитию мотиваций и центров саморегуляции”.
Л.С. ВыготскийУрок-игра "Путешествие в подводный мир" в 5-м классе по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Человеческая культура возникла иразвертывается в игре, как игра.
Й. Хейзинга.
Одним из основных видов деятельности человека, наряду с трудом и ученьем остается игра. Эффективная организация урока, продуктивные формы обучения с элементами игры, интерес дают высокие результаты обучения. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь игрой, учащихся не замечают, что они учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас знаний, расширяют свой кругозор. Даже самые пассивные ученики включаются в игру с желанием. Предлагаю конспект урока по математике 5ого класса, которые проводится в нетрадиционной форме “ Урок- игра. Путешествие в подводный мир”.
Тема урока: Сложение и вычитание десятичных дробей.
Цели урока:
- образовательная:
отработка вычислительных навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
контроль за уровнем усвоения сложения и вычитания десятичных дробей;
- развивающая:
развитие познавательного интереса к предмету через игровую деятельность;
развитие наблюдательности, внимания;
формирование потребности в приобретение знаний;
- воспитательная:
воспитание у учащихся трудолюбия, взаимоуважения, чувства товарищества;
привитие умения слушать друг друга;
Тип урока: урок закрепления.
Форма проведения урока: урок - игра “ Путешествие в подводный мир”.
Оборудование:
плакат с девизом урока;
рисунок батискафа;
карточки для игры “Поле чудес”,
таблица с буквами;
портрет М.В.Ломоносова;
набор перфокарт;
карточки,
дифференцированные по группам;
карточки с названием и ответом для исследовательской группы;
плакат с ключом для графического диктанта;
карточки для рефлексии.
Ход урока
І Организационный момент:
/ психологическая минутка /
Учитель: Здравствуйте ребята! Надеюсь у вас сегодня хорошее настроение. Плохое настроение и лень умножим на нуль! Наш девиз урока “Один за всех и все за наш класс”. Сегодня мы с вами проведем урок закрепление, на котором вы поделитесь своими знаниями.
Задача нашего урока: закрепить навыки сложения и вычитания десятичных дробей в различных ситуациях.
ІІ Актуализация опорных знаний:
Учитель: Урок будет проведен в форме игры “Путешествие в подводный мир”. Мы отправимся в путешествие вместе с ребятами из батискафа./ рисунок батискафа висит на доске/. Во время путешествия нужны будут некоторые знания, которые помогут нам путешествовать.

Проверка знаний учащихся: /каждый получит карточку заранее/
в форме игры “Поле чудес” /плакат в алфавитном порядке/
а б е и л м о пр2,08 5,85 17,31 4,4 4,88 8,8 5,474 0,67 1,47
т у ч шьыюя
0,37 8,07 76,91 25,4 1,41 10,35 76,4 15,53
получится высказывание:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
при м е рЫ по у ч а ют б
16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29  
о л ьше ч е м т е о ри я  
Ученики называют номер карточки и букву.
Примеры для карточки:
1) 16,52 – (4,9 + 10,95) = 0,67
2) 4,2 – ( 0,98 + 1,75) = 1,47
3) ( 2,5 + 7,3) – 5,4 = 4,4
4) 0,68 + ( 3,32 + 4,8 ) = 8,8
5) 25 – ( 19,5 – 11,8 ) = 17,3
6) ( 6,7 + 2,8) – 8,03 = 1,47
7) 15,2 – ( 0,15 + 4,7) = 10,35
8) 17 – ( 3,4 + 12,93) = 0,67
9) 15,8 – ( 1,256 + 9,07) = 5,474
10) 3,31 + ( 12,6 – 7,84) = 8,07
11) 48,01 + ( 32 – 3,1) = 76,91
12) 3,8 – ( 0,12 + 1,6) = 2,08
13) 12,3 + ( 68 - 3,9 ) = 76,4
14) ( 0,17 + 1,5) – 1,3 = 0,37
15) ( 12,5 – 7,25) + 0,6 = 5,85
16) 14 – ( 13,6 – 5,074) = 5,474
17) 24 – ( 3,12 + 16) = 4,88
18) ( 0,15 + 3,7 ) – 2,44 = 1,41
19) 15,3 + 30,2 – 20,1 = 25,4
20) ( 22,5 – 5 ) – 0,2 = 17,3
21) 77 – ( 8,6 – 7,51) = 76,91
22) 6,8 + ( 18 – 7,5) = 17,3
23) 4,6 + ( 11,2 – 7) = 8,8
24) ( 14,2 – 13,9 ) + 0,07 = 0,37
25) 48,3 – ( 26,6 + 4,4) = 17,3
26) 26 – 14,686 – 5,84 = 5,474
27) ( 1,87 – 0,03) – 0,37 = 1,47
28) (3,4 + 4,8) – 3,8 = 4,4
29) ( 48,03 – 3,3) + 0,5 = 15,53
Учитель: Эти слова ребята принадлежат великому русскому ученому М.В.Ломоносову. Историческая справка: / выступление ученика из класса/

М.В.Ломоносов – выходец из архангельских крестьян, его по праву называют отцом русской океанографии. В этой науке, изучающей морские глубины, он достиг исключительных успехов. В своих научных трудах он впервые выдвинул идею Мирового океана. Изучал его происхождение, приливы и отливы, течения. Изобрел приборы для морских путешествий.
Учитель: повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.
ІІ Отработка вычислительных навыков:
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с океаном. Быть может, сегодня океан покорит вас, станет вашей мечтой. В одиночку нельзя выходить в открытое море. С собой надо взять верных друзей. Они помогут вам в трудную минуту и не бросят в беде. Совместно с соседом по парте выполните следующее задание.
Задания по перфокартам./ 1 вариант - верхнюю строчку, 2 вариант - нижнюю строчку. Ошибки исправляют вместе, т.е работа в парах /. Эти задания надо выполнить за определенное время.
 перфокарта №1

перфокарта №2

перфокарта №3

перфокарта №4

перфокарта №5

 ІV Разгрузочная пауза:
Учитель: Чтобы путешествовать, надо быть сильным и внимательным. Проверим вашу физическую подготовку и внимательность. Я буду показывать одно, но говорить другое. Вы должны выполнить то, что я говорю. / разные 5 – 6 физических упражнений/.
V Этап погружения:
Класс делится на три исследовательские группы. Каждая группа получает свое индивидуальное задание, и ведет исследовательский дневник. В конце один человек с группы, докладывает о результатах исследования. Ответы заранее оформлены на доске , где с одной стороны ответы, а с другой стороны название обитатели этажа.
Учитель: Внимание! Погружение! Океан – как дом. На нем есть этаже. Верхний этаж полон света. Здесь большинство морских животных, плавают стаи различных рыб. Здесь тепло, светло и много растительности. Наблюдать за этим мы поручим исследователям первой группы. Учащимся предлагаются решить следующие задания:

Ниже сумрак. И здесь свои обитатели. Наблюдать за ними с нашего батискафа предложим второй исследовательской группе. Учащимся предлагаются следующие задания:

На самый нижний этаж не проникает солнечный луч. Там живут миниатюрные чудовища. Наблюдать за ним предлагаю третьей исследовательской группе.
Задача. Масса морского ежа 0,4кг, а масса морской звезды на 2,46кг больше, чем масса морского ежа, а масса морской лилии меньше, чем масса ежа и звезды вместе на 1,62кг. Какова масса морского ежа, звезды и лилии вместе.
Каждая исследовательская группа справилась с заданием хорошо. Чтобы не остаться на дне морском проверим ваши знания.
VІ Этап всплытия: в форме графического диктанта. Если ученики согласны с ответом, то рисуют если не согласны -  ..В итоге получим “график”. После решения ученики меняются тетрадями и проверяют задание, сравнивая с ключом задания.
Задания для графического диктанта: - да, - нет;
1) 7,5 – 0,6 = 7,9
2) 3,3 + 12 = 4,5
3) 5,02 + 3,8 = 8,1
4) 7,25 – 4,05 = 3,2
5) 1,37 + 13,7 = 27,4
6) 1 – 0,48 = 1,48
7) 16,4 + 12,3 = 28,7
8) 18,5 – 0,8 = 18,7
9) 7 – 0,13 = 6,87
10) 0,974 – 0,874 = 0,1
ключ: 
Учитель: ребята все справились с заданием, никто не остался на дне океана и удачно всплыли. Нам осталось узнать, с какой скоростью двигался наш с вами батискаф. Для этого решим следующую задачу.
Задача: Собственная скорость батискафа 8,4 км/ч, а скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость движения батискафа по течению и против течения./один ученик решает у доски для проверки/
VІІ Итог урока: / фронтально/
Вопросы:
Как можно сложить или вычисть десятичные дроби?
Как можно сложить или вычисть целое число с десятичных дробей?
Кого вы знаете, как исследователя изучающего моря и океаны?
VІІІ Домашнее задание:
На отработку вычислительных навыков: № 1236(в).
Решите уравнение: № 1241( а, б).
Творческого характера: придумать задачу со словами “ на больше …”, “ на меньше…”.
ІХ Рефлексия: