Педагогическое эссе на тему Учитель+ученик= формула успеха


Педагогическое эссе
Караваева Ольга Валерьевна
МКОУ Новотроицкая СОШ № 12
Учитель + ученик = формула успеха. Данное утверждение является достаточно актуальным в современных условиях и реалиях процесса модернизации современной российской школы, которая переходит на стандарты нового поколения. Проблема точного построения линии учитель-ученик, во время учебного занятия очень важна, так как от ее решения, на мой взгляд, зависит качество обучения учащихся, возможность получения ими максимально достоверного знания. В свою очередь, учитель во многом определяет этот процесс, так как именно он является главным путеводителем и ведет за собой учащихся в богатый и увлекательный мир знаний.
Не стыдно не знать – стыдно не учиться. Эта пословица подчеркивает важность процесса обучения. Для того, чтобы рассчитать вышеуказанную формулу успеха, педагог в современных образовательных реалиях должен быть компетентным, мобильным, гуманным и открытым для своих учеников. От профессионализма учителя будет зависеть то, насколько учащиеся окажутся вовлеченными в процесс познания. Мне хотелось бы в качестве доказательства этой мысли привести высказывание великого русского писателя и педагога Л.Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу – он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику – как отец и мать, - то он будет лучше того учителя, что прочел все книги, но он никогда не будет любить ни дело, ни ученика. Если учитель сочетает любовь к делу и ученикам – он совершенный учитель».
Я считаю, что для того, чтобы формула успеха учитель + ученик сработала, во - первых, от педагога требуется мастерство и правильный выбор современных педагогических технологий, используемых в образовательном процессе. На сегодняшний день их огромное количество: проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, информационно – коммуникационные методы, обучение в сотрудничестве (групповая работа), проектные методы обучения, технологии изучения изобретательских задач, исследовательские методы обучения и другие.
Во – вторых, учитель через групповую работу, исследовательскую работу может вовлечь учащихся в самостоятельный процесс получения качественно нового знания. Целесообразно привести пример из собственной педагогической практики. Каждый год, мы с детьми занимаемся научно-исследовательской деятельностью. Последней из таких научно-исследовательских работ стала работа - «Влияние социальной рекламы на формирование правового сознания и правовой культуры школьников». Ученицы 10 класса – Горлова Диана и Кофанова Татьяна с большим увлечением и энтузиазмом принялись за написание этой исследовательской работы под моим чутким руководством. Как педагог, я помогла девочкам в составлении теоретической части исследования: в подборе литературы по данной теме, определении проблемы исследования, цели, задач, гипотезы и методов. В свою очередь, Диана и Таня самостоятельно разработали вопросы для анкетирования учащихся нашей школы по данной теме, провели социологический опрос среди школьников 5-11 классов, обработали и систематизировали полученные данные. Соответственно, девушки оказались самостоятельно вовлеченными в процесс познания и выступали на равных позициях с учителем, принимая собственные решения. Я лишь контролировала данный процесс, давала советы Диане и Тане по оформлению исследовательской работы, составлению презентации, направляла их познавательную деятельность. Наш результат – II место на школьной научно – практической конференции. Десятиклассницы были очень довольны своим достижением!
Очень показателен и следующий пример. Во время проведения урока по истории в 6 классе, в качестве рефлексии, я предложила учащимся заполнить на доске кластер «Причины феодальной раздробленности на Руси». По мере того, как каждый учащийся определял соответствующую причину, приведшую к раздробленности русских земель, он должен был аргументировать свой ответ перед всем классом и вступить в диспут с одноклассниками, если те не соглашались с его мнением. Соответственно, каждый ученик 6 класса примерил на себя роль учителя, поскольку объяснял свою позицию по данному вопросу. Эти примеры подчеркивают важность и значимость установления субъект-субъектных отношений на уроке, когда ученик выступает таким же полноправным участником образовательного процесса, как и учитель. Педагог лишь выстраивает учебную деятельность и дарит любовь детям, через поощрения и доброе слово за плодотворный труд.
Завершая свое эссе, мне хотелось бы еще раз отметить, что главная задача современного педагога состоит в правильности выбора методов обучения и воспитания школьников. Сам процесс изучения нового материала на уроке должен сопровождаться совместной познавательной и творческой деятельностью – учитель + ученик. Вот она незаменимая формула успеха! Учитель – это не просто профессия, это призвание, служение не конкретному ученику, а всему человечеству. Пусть труд учителя не так заметен, как, допустим, труд врача, но ошибки учителя даются людям не менее дорого, чем врачебные. Именно через свой профессионализм, любовь к детям эта формула «учитель – ученик» будет работать.