Сюжетно-ролевые игры на уроках биологии


Методическая копилка для учителя биологии
(приёмы развивающего обучения)
Сюжетно-ролевые игры на уроках биологии
Огромную роль игры в жизни и развитии ребенка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития» - писал В.А.Сухомлинский.
К игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
● Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность к ней.
● Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре.
● Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
● Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников: игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
● Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
● Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности ее использования.
● Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
● Содержание игры должно быть интересно и значимо для ее участников: игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
● Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретенные на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
● Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности ее использования.
1.1.Урок – сказка по теме «Строение корня»
«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память.
Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ну-ка думай, вспоминай,
Корню быстро помогай!»
Задание 1.
Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?
Задание 2.
Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.
Задание 3.
В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.
Задание 4.
Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).
1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)
2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)
3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)
4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)
5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)
6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)
7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)
«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система».
1.2.Игра – путешествие.
Урок на тему «Семейство розоцветные»
- Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!
Станция первая «Загадкино»
Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.
В сенокос - горька,                                                     Царицей цветов я зовусь,
А в мороз – сладка.                                                     На вид я прекрасна, нежна.
Что за ягода?                                                               Но тронешь меня невзначай
(Рябина)                                                                       Почувствуешь, как я сильна.
                                                                                                                       (Роза)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,                                                   Вкус у ягоды хорош,
Нежный запах источала.                                           Но сорви ее поди-ка :А когда пора настала,                                                 Куст в колючках будто еж,-
Разом сделалась она                                                   Вот и назван …
Вся от ягоды черна                                                                                 (Ежевика)
(Черемуха)
Стоит дерево древанское:                                             Кто любит меня,
На нем платье шемаханское,                                       Тот и рад поклониться.
Когти дьявольские,                                                        А имя дала мне
Крылья ангельские.                                                        Родная землица.
(Шиповник)                                                                                         (Земляника)
Станция вторая «Исследовательская»
На каждую парту раздают законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск»
Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фотороботу») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:
1. жизненная форма;
2. характер стебля;
3. листорасположение и особенности листьев;
4. особенности расположения цветков;
5. плод.
Составить общую характеристику для розоцветных.
Станция четвертая «Знайкино»
Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.
Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.
1.3.Дидактический спектакль.
Урок по теме «Происхождение птиц»
Инсценировка «Путешествие во времени»
Сизый голубь, случайно залетев в машину времени, попал в доисторическую эпоху - лес юрского периода.
Голубь. Что за фантастический лес, что за причудливые деревья!
Археоптерикс. Лес как лес: древовидные папоротники да хвощи. И чему тут удивляться.
Голубь. Ты кто?!
Археоптерикс. Я? Птица.
Голубь. Ты птица? Не смеши меня. Какая ты птица! Зубы, пальцы на крыльях…
Археоптерикс. Но крылья-то есть. И хвост…
Голубь. Крылья? Разве это крылья - тяжелые, коротенькие, а хвост – длинный, мясистый. Разве с этим полетаешь?
Археоптерикс. Ну, полетать может, и не полетаешь, но перелететь с дерева на дерево можно. Да и разве в полете дело?
Голубь. А в чем же. Что за птица без полета?!
Археоптерикс. Птеродактиль вон летает, не чета мне, но птицей не стал – ящер он и есть ящер. Самое главное перьевой покров. А перья у меня самые настоящие. Так что я птица – первоптица Археоптерикс.
Ребятам предлагается обсудить разговор голубя с археоптериксом. Выделить черты сходства и различия археоптерикса и птиц.