Урок русского языка в первом классе по теме Ударение. Слова-омографы


Урок русского языка в первом классе
Автор: Толстогузова Елена Владимировна, учитель начальных классов МБНОУ «Гимназия № 70» г. Новокузнецка
Тема урока: Ударение. Слова-омографы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
УМК «Школа России»
Цели: развитие познавательной деятельности и речевых умений обучающихся.
Задачи урока: развивать умение находить в слове ударный слог. Наблюдать над ролью ударения в различении смысла слова. Развивать орфоэпическую культуру учащихся. Обеспечить всестороннее образное восприятие материала, развивать познавательную активность учащихся.  
Планируемые предметные результаты освоения материала:
предметные: осознавать значимость словесного ударения в речи. Определять ударение в слове, наблюдать за изменением значения слова в зависимости от ударения (за́мок и замо́к). Различать ударные и безударные слоги. Составлять и сравнивать модели слогоударной структуры слова.
метапредметные: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. Планировать свои высказывания; оценивать правильность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку учителя. Осуществлять анализ, синтез, сравнение, умозаключения, группировку, классификацию, преобразование материала.
личностные: проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя). Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. Стремиться открывать новое знание, новые способы действия, преодолевать учебные затруднения.
Оборудование: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык для 1 класса. М.: Просвещение, 2015; рабочая тетрадь Канакина В.П. Русский язык. М.: Просвещение, 2015; комплект картинок «Слова-омонимы»
Ход урока
Этап урока Ход урока
1.Организация класса на работу. Психологический настрой. Проверка готовности детей к уроку.
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу хорошего настроения на весь учебный день.
- Я тоже желаю вам всем хорошего настроения!
2. Минутка чистописания. Актуализация опорных знаний. Вызывание исходной мотивации. -Сегодня мы продолжим знакомство с таинствами русского языка. И для начала вспомним написание букв, которые пишутся с нижним соединением. На второй строчке соедините три буквы так, чтобы порядок соединения не повторялся.


-Прочитайте стихотворение. Что хотел сказать автор (Наталья Забила)?
-Объясните выделенные написания. (Опираясь на полученные в период обучения грамоте знания первоклассникам по силам объяснить и проверить подобные орфограммы. В случае затруднения учитель оказывает помощь.)

- Спишите четверостишие каллиграфическим почерком. Проверьте написанное. Поставьте ударение.
-Что такое ударение? (Ответы детей: «Ударение – это выделение одного звука в устной речи».)3.Постановка задачи. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. -Предлагаю вам поиграть в шарады! Разгадайте мои загадки:
Я – сборник карт. От удареньяЗависят два моих значенья:Захочешь – превращусь в названьеБлестящей, шелковистой ткани я.(Атлас – атлАс)
Я – травянистое растениеС цветком сиреневого цвета.Но переставьте ударение –И превращаюсь я в конфету.(Ирис – ирИс)
Учитель записывает слова на доске. Дети определяют место ударения в слове, анализируют совместно с учителем, как меняется значение слова.
4.Работа над новой темой. Предоставление ученику ориентировочной основы действий. -Опираясь на открытие, попробуйте сформулировать тему урока. (Как ударение влияет на смысл слова? Слова в русском языке, совпадающие написанием и отличающиеся друг от друга ударением и значением).-Такие слова называются ОМОГРАФЫ.
Работа продолжается на основе пар картинок (см. Приложение 1) согласно плану:
назвать пару слов
записать слова в тетрадь
поставить ударение в словах
объяснить смысл слов
5. Физкультминутка. На зарядку солнышко
Вызывает нас.
Поднимаем руки мы
По команде: «Раз!»
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде: «Два!»
6. Закрепление изученного материала. Письменные упражнения. -Выполните упр. № 4 в рабочей тетради на стр.21.
Ребята меняют место ударения в каждом слове так, чтобы получилось новое слово, выполняют письменное задание к упражнению.
При выполнении упражнения № 9 учебника на стр.43 обучающиеся находят омографы в скороговорке:
Приучить сороку - одна морока,
А сОрок сорОк – сорок морок.
7. Словарная работа Запись новых словарных слов: сорока, собака.
Придумывание ассоциаций, которые помогают запоминанию непроверяемых написаний:
СОРОКА (сОрок сорОк)
СОБАКА («Сказка про баку с «О», авт. В.Агафонов, см. Приложение 2)
- Составьте схемы к этим словам.
-Что можете сказать? (Схемы совпадают)
-Подберите уже знакомые вам словарные слова, подходящие к этой схеме. (Корова, ворона, лисица…) Запишите их.
8. Физкультминутка -Я буду читать задание, а вы его выполняете с помощью пантомимы:
покажите, как сорока вытягивает свой любопытный клюв;
покажите, как собака виляет хвостиком;
покажите, как лисичка крадется на своих мягких лапках;
покажите, как корова жуёт траву.
9. Развитие умений. - Запишите предложения под диктовку, выполните задания по вариантам.
Прилетели в рощу сороки. Затрещали белобоки на весь лес.
-Обозначьте гласные красными сигнальчиками, разделите слова на слоги, поставьте ударение:
1 вариант – в 1-ом предложении
2 вариант – в 2-ом предложении
-Постройте схему слова:
1 вариант – прилетели
2 вариант - затрещали
10.Итог урока. Рефлексивный анализ деятельности. -Итак, подведём итог урока. Какое открытие сделали для себя на уроке? Что вы узнали сегодня, чего не знали вчера? Что удалось? Над чем надо работать? (Ответы детей)
-Закончите фразы:
Я узнал…
Я умею…
Я хотел бы…
11.Рекомендации для работы в семье В «Ударения» можно поиграть. Предложите ребёнку такую игру: выбираем тему, например, «Школа». Участники игры по очереди называют сначала слова с ударением на первом слоге (школа), затем на втором слоге (портфель), потом на третьем (кабинет) и т.д. Кто не ошибся в ударениях, тот и победил!

Приложение 1.

зАмок – замОк

крУжки – кружкИ

стрелкИ - стрЕлки

Приложение 2.