ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ МОЯ ФОРМУЛА УСПЕХА

Педагогическое эссе учителя ГБОУСОШ с. Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Фоминой Светланы Александровны

МОЯ ФОРМУЛА УСПЕХА

Как известно, в 2006 году был дан старт Приоритетному национальному проекту «Образование» по поддержке лучших учителей России, и основной его целью является совершенствование профессиональной деятельности учителя. В данном конкурсе я участвовала дважды и стала победителем в 2008 и 2011 годах. И если в премии на 100 тысяч основной акцент сводился на достижениях учащихся под руководством учителя, то в конкурсе на соискание президентской премии в 200 тысяч рублей основным приоритетом, необходимым для победы, являлся уровень научно-методической базы учителя, наличие у него как методических разработок, программ, так и уровень их распространения и публикации на разных уровнях: от муниципального до всероссийского и международного. Поэтому, безусловно, участие в конкурсе невозможно без соответствующей подготовки и инновационной работы. Для меня победа в этом конкурсе – это пополнение своего багажа новыми педагогическими приёмами, техниками и методиками, улучшение имеющихся и разработка собственных (авторских) программ обучения, повышение уровня своей компетентности. Участвуя во второй раз, я обобщила и систематизировала весь свой накопленный опыт и представила в презентации, в которой указала все технологии и методики, используемые мною, а также результативность своей работы за три года. О своих наработках я лишь немного расскажу: результатом участия в диалектологической экспедиции явилось разработанная мною учебная программа элективного курса по лингвистическому краеведению, которая успешно прошла рецензирование на кафедре русского языка и методики его преподавания в ПГСГА. Данный курс рекомендован для сельских школ и направлен не только на изучение диалектной лексики, но и на формирование навыков и умений научно-иссследовательской деятельности. Мною была написана статья и опубликована в окружной газете, а в прошлом учебном году программа прошла широкое обсуждение и получила логотип публикации в сети творческих учителей в сообществе краеведения, где, кстати, как приложение к программе была опубликована научно-исследовательская работа ученицы 11 класса по диалектной лексике села Криволучье-Ивановка, получившая в ходе обсуждения также высокую оценку учителей, а на областной научно-практической конференции работе было присуждено 1 место. В результате участия в конкурсе опыт моей работы был опубликован на сайте СИПКРО «Проекты как инновационный метод».
Изучив работы ученых - методистов Афанасьевой Н.А. “Личностный подход в обучении”, Лукьяновой М.И. “Теоретико-методологические основы организации личностно ориентированного урока”; технологию личностно ориентированного образования Якиманской И.С., Шогана В.В., я разработала свою систему индивидуальной работы с учащимися на уроках русского языка и литературы. Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов. Главным вопросом для меня является: “Как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?” В этом состоит основное противоречие традиционной школы, связанное с групповой формой организации обучения и индивидуальным характером усвоения знаний. Разрешить это противоречие может принцип дифференцированного подхода к обучению, осуществляемый на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих особенностей, возможностей и потребностей определяет личную “траекторию” своего развития. Другими словами, в процессе личностно-индивидуального обучения я решаю важную проблему – поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы  в классе, так и  самостоятельной работы во внеурочное время. Методистами выделяются три вида индивидуализации: индивидная, субъектная и личностная.
Я также являюсь классным руководителем 11 класса и свою задачу вижу в том, чтобы создать максимальные условия для воспитания человека, гражданина-патриота, развития личности - свободной, культурной, гуманной, способной к саморазвитию. Теоретико - методологической основой опыта моей работы как классного руководителя являются философские идеи гуманизма и современные концепции гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Щуркова и др.); концепции личностно-ориентированного образования и воспитания (Е.Н. Степанов, Н.Е Щуркова, И.С. Якиманская и др.); основные положения педагогики сотрудничества, теории социального общения (О.С. Газман, И.П. Иванов, С.Д. Поляков); концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. В создании собственного опыта воспитательной работы с классом я руководствовалась теоретическим подходом к структуре и систематизации педагогических технологий (С.Д. Поляков, Г.К. Селевко, Е.Н.Степанов). Ориентируясь на ценный опыт педагогов-ученых, я определила в качестве приоритетной идеи собственного педагогического опыта идеологию духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности на основе базовых национальных ценностей: семья, Отечество, Земля (природа), Мир, труд, культура, знания.
В целях оказания помощи учащимся в определении временной перспективы будущего, в профессиональном и личностном самоопределении я провожу тестирование, анкетирование по методикам В.В. Успенского, Т.Е. Макаровой, помогающие мне выявить профессиональные намерения старшеклассников, определить правильный выбор элективных курсов в соответствии с интересами и способностями. Таким образом, используемый мною психолого-педагогический мониторинг помогает мне не только отслеживать результативность личностного развития учащихся, но и проводить психокоррекционную, тренинговую деятельность, что способствует предотвращению стрессовых, проблемных ситуаций, созданию положительного психологического климата в ученическом коллективе. В результате в работе с классом мне удалось достичь таких положительных результатов, как:
присуждение звания «Лучший класс» в результате внутришкольного конкурса;
уровень воспитанности выше среднего по школе;
повысился уровень достижений в конкурсах, олимпиадах разных уровней;
появились успехи в самоопределении.
Желание не останавливаться на достигнутом побудило меня вести многоплановую внеурочную работу по предметам, заниматься исследованиями по краеведению, осуществлять взаимодействие с научными структурами, проводить работу в Самарском, Московском государственных архивах, организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся по изучению истории села, лингвистическому краеведению.
Как же добиться победы и какими должны быть составляющие будущего успеха? На мой взгляд, однозначного ответа нет и вряд ли будет, как нет и готовых рецептов так называемого успеха. И все же я попытаюсь назвать самые главные, причем, всем хорошо известные приоритеты. Я уверена, никогда не бывает и не произойдет большого успеха, если не будет единства трех составляющих – ученик, учитель и родители. Ведь наш успех всегда в победах учеников. И это единое целое. Не будет педагога, нет и победы. Не будет ученика, то и победа рассматривается в совершенно ином аспекте. Для меня неспособных детей не существует. Профессионализм учителя, на мой взгляд, и состоит в том, чтобы пробудить эти способности, помочь поверить в себя, зажечь желанием творить и идти вместе с учителем до победного конца. Искрящиеся восторгом глаза детей во время олимпиад и творческих конкурсов - лучший подарок учителю. Так вот ПОДАРИТЬ СЕБЕ БЛАГОДАРНОСТЬ УЧЕНИКОВ – это самая главная награда, к которой я всегда стремлюсь в своей работе. И я счастлива, что таких наград у меня было много – преданных, поверивших в меня и в свои возможности учеников. И сегодня многие из них выбрали для себя профессию учителя и являются одними из лучших студентов вузов. И я горжусь этим!
Завоевать понимание и благодарность родителей, которые смогли поверить мне, как учителю, и помочь своим детям добиться победы – не меньшая для меня награда, которую мне хочется пожелать приобрести всем учителям.
Моей гордостью являются высокие достижения моих учеников: неоднократно они становились победителями и призерами предметных олимпиад, конкурсов научно-исследовательской, творческой направленности на разных уровнях: от районного до всероссийского. Высоких результатов мне удалось добиться и в организации проектной деятельности: за последние годы под моим руководством воспитанники создали и реализовали четыре социально значимых проекта, а в марте 2014 года они стали победителем областного конкурса социальных проектов «Гражданин».
Научный подход к обучению позволил мне добиться и успехов в ЕГЭ: так, по результатам ЕГЭ по русскому языку в 2013 году показатель среднего балла (87) – не только самый высокий среди школ Красноармейского района, но и превышает территориальные и региональные значения, а в 2011 год моя выпускница показала максимальный 100-бальный результат по литературе. Как показывает анализ результатов ЕГЭ по обществознанию (выполнение задания С9), у многих учеников нет чёткого понимания самого жанра эссе, его структуры и особенностей.. К сожалению, в настоящее время недостаточно литературы, содержащей конкретный обучающий материал по заданию С9; а также образцов эссе, по которым учащиеся смогли бы отрабатывать умения и навыки творческого письма. Именно это и побудило меня создать учебное пособие, которое в настоящее время широко востребовано и ориентировано на подготовку учащихся к ЕГЭ по обществознанию. Я неоднократно представляла свой опыт на Всероссийских и Международных научно-практических конференциях. В настоящее время я занимаюсь опытно-экспериментальной работой. Мною создана программа по теме «Система социально-педагогической поддержки детей, воспитывающихся в приёмных семьях» на базе ГОУ СИПКРО на 2014-2015 г.г. «Школа сад – здоровая семья» под руководством Н.А. Солововой, доцента кафедры педагогики и психологии ГОУ СИПКРО. Актуальность данной проблемы исследования очевидна: дети-сироты представляют определенную специфическую группу, которая не способна без помощи и поддержки государства, социальных институтов, важным из которых является приемная семья, школа, адаптироваться в современном обществе и поэтому нуждается в защите. За последние 3 года контингент учащихся ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановки пополнился за счет детей, воспитывающихся в приемных семьях, поэтому они нуждаются в дополнительной социально-педагогической поддержке. Эта тема изучена недостаточно, она актуальна не только для нашего образовательного учреждения, но и для современного образования.
В настоящее время в средствах массовой информации среди педагогов ведется широкая дискуссия по многим вопросам: нужны ли вообще учителю такие конкурсы, не отвлекают ли они от серьезной работы с учеником; как добиться победы и можно ли учителю из небольшой сельской школы конкурировать и встать на одну ступеньку с учителями из больших городских школ, гимназий, академий? Я уверена, что конкурсы необходимы учителю, а результаты конкурса должны быть полезны в будущей работе, а не только для получения очередного диплома. На мой взгляд, одна из составляющих моей работы, и несомненно, моего успеха – это понимание и поддержка со стороны педагогического коллектива, и прежде всего администрации. Максимум доверия, которое невозможно не оправдать, помогло мне справиться со многими задачами многолетнего педагогического марафона. Я благодарна директору школы Ефименко Галине Михайловне, чье неспокойствие не давало и мне спокойно жить и побуждало к постоянному стремлению покорения профессиональных вершин, «восхождения» в профессию. Благодарна я и своим коллегам, которые смогли увидеть во мне не педагога - «рвача», расталкивающего всех локтями и стремящегося быть первым, а учителя, который учится у других, и у которого можно чему-то научиться!
Обращаясь ко всем педагогам, я хотела бы пожелать неустанного творческого поиска, благодарных учеников и родителей, определения собственных составляющих будущего успеха. Обязательно участвуйте в конкурсе, идите к победе и не бойтесь поражения! Относитесь к жизни, как к погоде: в любых условиях развиваться и находить возможность позитивно действовать. И помните: успех никогда не придет к тому, кто ждет его, сложа руки. Успех всегда придет к тому, кто сам стремится к нему на встречу. И если каждый из нас с вами, уважаемые коллеги, в определенный момент профессионального самоопределения имеет право самому себе сказать: Честь имею, а своему ученику: делай, как я, то Успех не заставит себя ждать! УСПЕХА всем!











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415