Разработка урока по теме :А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы Руслан И Людмила


ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
Тема. А.С.  Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»
 
Цель: ознакомить с содержанием вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» и его художественными особенностями; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения, выражение своего мнения по поводу прочитанного; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические чувства.
Оборудование: различные издания поэмы «Руслан и Людмила», иллюстрации к ним.
Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаическая и стихотворная речь.
ХОД УРОКА
I. Мотивация учебной деятельности школьников- Выдающийся русский поэт, старший современник А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот високоурочистий день, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”». Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что это за сказка-поэма, как она создавалась.
 II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Каким вы представляете себе А.С. Пушкина?
• Что особенного было в биографии поэта?
• Какая из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерна для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность?
Свое мнение обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту.)
 III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала
1. Слово учителя
- Как известно, со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько народных сказок, среди них была и такая: «Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворец странный дуб».
В этом же тетради поэта были и знакомые нам строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» «Край лукоморья дуб зеленый...».
 
2. Сообщения учащихся о сюжете сказки-поэмы О. Пушкина «Руслан и Людмила»
 
3. Слово учителя
- На уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.
 
4. Словарная работа
Поэма - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам;
пролог - вступление;
лукоморье - изгиб морского берега в форме лука;
витязь - рыцарь, воин;
изумрудный - ярко-зеленого цвета;
главарь - предводитель, командир.
 
5. Выразительное чтение «Пролога» к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»
Сначала читает учитель, затем ученики (в переводе и на языке оригинала).
 
6. Обмен впечатлениями о прочитанном
- Что значит «русский дух»? Почувствовали ли вы его и в какой способ?
 
7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских заданий
• Герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэмы? («Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птицу и Серого Волка», «Кощей Бессмертный» и др.)
• Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир Лукоморья. (Леший, русалка, домик на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, предводитель морской)
• Из скольких частей состоит, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) - 1-6 строки; основной части - 7-29 строки и конечности - 30-33 строки, характерной для сказок.)
• В прологе часто (14 раз) повторяется слово «там». С какой, по вашему мнению, целью? (Чтобы подчеркнуть, что все происходит где-то там - в сказке.)
• В конце пролога автор говорит, что и он «там был», «и мед пил...», «и кот ученый сказок» его учил. Что это значит? (Это означает, что в душу поэта навсегда вошел волшебный мир русской народной сказки.)
• Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).
Словарик к тексту оригинала
Неведомый - неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) - долина;
видения - чудеса, видения, фантастические картины;
брег - берег;
витязь - воин, рыцарь;
чредой - по очереди, один за одним;
дяди (устаревшее) - воспитатель;
пленяет - берет в плен;
чахнет - худеет, болеет.
 IV. Закрепление знаний, умений и навыков
Найдите логические пары - предмет и его признак.
 
ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ДОРОЖКИ, БЕРЕГ, ВИТЯЗИ, ЦАРЬ, ВОЛК, ДУХ.
ГРОЗНЫЙ, БУРЫЙ, РУССКИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, УЧЁННЫЙ, МОРСКОЙ, НЕВЕДОМЫХ, ЗЛАТАЯ, ПРЕКРАСНЫХ.  V. Домашнее задание
Выучить наизусть пролог к поэме А. Пушкина « Руслан и Людмила», уметь его анализировать; сделать иллюстрации.
 VI. Итог урока
Интерактивное упражнение «Займи позицию»
 
Я считаю, что народные сказки имеют поучительный смысл, который нужен не только детям, но и взрослымЯ считаю, что сказки - это только забава для детей и все
Я не могу еще определиться со своим мнением
 
(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мнение обосновывается теми, кто желает.)