Кружок Секреты звучащей речи


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ученик – языковая личность, формирующаяся на основе богатейшего национального языка – коммуникативной системы, которая обслуживает общество и является его достоянием, обязательным элементом гуманитарной культуры народа и каждого его представителя.
Содержание курса русского языка в школе определяется двумя фактами: целью и предметом обучения. Цель – научить школьника свободно владеть речевой деятельностью и сформировать у него элементарную языковую и речевую компетенцию. Предмет обучения – современный русский литературный язык как динамическая многоуровневая система, его функционирование в различных этно- и социолингвических условиях.
Поскольку язык как система развивается в речи, курс языка предполагает развитие и совершенствование у детей всех видов речевой деятельности – чтения, письма, говорения, аудирования (слашания и слушания). Следовательно, в данном курсе содержаться все языковые факты, законы и алгоритмы, которые позволяют грамотно и коммуникативно целесообразно общаться на русском языке, т.е. правильно и хорошо говорить, слышать, слушать, читать и писать.
Общей основой речевого развития индивида является активный словарный запас.
Н.И. Жинкин указывает на три таких сигнала в процессе формирования лексикона в мозгу человека: речедвижения, звуки и буквы. Существуют определенные правила перехода от сигналов одной материальной природы к сигналам другой природы. Так, переход от букв к звукам – это процесс чтения, переход от речедвижений к звукам – устная речь, переход от представляемых звуков к буквам – письменная речь.
В наших школах процесс усвоения национальной фонетической системы формален и далек от насущных потребностей устного общения. Сведения о звуках заучиваются механически, а богатейшие интонационные возможности звучащей речи в плане передачи дополнительной информации не рассматриваются вовсе.
Культ письменной речи в современной школе не способствует формированию коммуникативной компетенции обучаемых, они не научены улавливать дополнительную информацию в звучании речи, жестах и мимике.
«В наших школах почти всегда забывают, что на обязанности наставника отечественного языка лежит не только письменная, но и устная речь учеников». Давно сказано это К.Д. Ушинским, а звучит более чем злободневно: в подавляющем большинстве школ России (в том числе и в Амурской области) по-прежнему существует приоритет письменной речи, которая в повседневном общении не играет большой роли.
Ощущается настоятельная необходимость дополнить школьную методику изучения родного языка некоторыми свойствами языковых единиц, заложенных в их природе и выявляемых только в процессе коммуникации (имеется в виду не только говорение, но и общение с текстом). Эти свойства не вписываются в рамки традиционных аспектов изучения языковых единиц, не лежат на поверхности. Необходимо знакомить обучаемых со звуком в ткани звучащей речи, повышать их интерес и внимание к произносительной стороне устной речи.
Мы считаем, что языковое развитие при обучении устной речи можно обеспечить, если:
знакомить с артикуляционным и акустическим механизмом;
показывать единицу начального уровня языка как элементарный знак, а фонетическую систему – как знаковую, способную к взаимодействию и влиянию на сознание и подсознание человека;
совершенствовать технику речи обучаемых с помощью фонетико-артикуляционной гимнастики, раскрывая при этом взаимосвязь артикуляционных и акустических свойств звуков на восприятие и правописание;
предусматривать в системе заданий и упражнений не только выработку навыков стилистического анализа звуковых особенностей текста, но и активное использование их в собственной речи в процессе игрового межличностного общения.
В основу обучения говорению на родном языке положены следующие принципы:
обучение видам речевой деятельности в контексте межличностного общения посредством четырех дидактических парадигм – обучение образами, обучение понятиями, обучение действиями, обучение контекстом деятельности, воспроизводящей реальность в лабораторных условиях;
опережающее развитие звуковой стороны речи, произносительно-слуховой культуры как необходимое условие успешного декодирования языковых знаков.
Под произносительно-слуховой культурой мы понимаем умение:
четко артикулировать каждый звук, различные звукосочетания;
свободно, физиологически грамотно владеть всеми органами речевого аппарата;
вслушиваться в звуковой (слуховой) образ слова в чужом или собственном произношении;
расчленять слова на отдельные звуки в отвлечении от их графического изображения;
чувствовать вершину слова – ударение, а также изменения в тех местах звуковой цепи, где происходят живые фонетические процессы, при необходимости уметь перевести их из слухового в зрительный код и наоборот, что позволит предчувствовать орфограммы и нормы современного литературного произношения.
Эти навыки помогут школьнику в процессе общения декодировать информацию, заложенную в звуках и распознавать другие свойства звучащей речи – темп, ритм, паузировку, силу и т.д.
Показателями языкового развития обучающихся на фонетическом уровне следует считать:
*уровень осмысления изучаемой речеведческой теории;
*уровень произносительно-слуховой культуры;
*уровень сформированности звукового анализа;
*уровень восприятия прагматической направленности текста.
Система работы по технике речи
Это первый и необходимый этап в овладении звучащим словом. Устная речь должна быть достаточно слышимой. А это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных ситуациях. Умение владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения – дикции. И, наконец, речь должна быть правильной, т.е. соответствовать орфоэпическим нормам произношения. Только наличие всех этих условий дает возможность говорящему передать все эстетическое и эмоциональное богатство речи.
Техника речи – это практическая дисциплина, и состоит она из четырех основных разделов: 1. Дыхание. 2. Голос. 3. Дикция. 4. Орфоэпия.
Подготовительный этап при обучении технике речи
1. Упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки – релаксации, медитации.
2. Вибрационный самомассаж.
Настрой на счастье, активную умственную деятельность и смелое речевое поведение (по методике академика Г.Н. Сытина).
Лечебная гимнастика организма по методике доктора медицинских наук И. П. Сапненко (см. далее).
Методических рекомендации к практической части занятия
Все занятия по формированию речи надо обязательно начинать со снятия полного мышечного напряжения – это необходимое условие для работы над голосом и речью.
Соблюдать при работе принцип последовательности: начинать надо с простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения, без ставки на достижение быстрого результата.
Тренировкой речевого аппарата и предречевой подготовкой заниматься по 8-10 минут, не более. Из состояния расслабления выводить строго по формуле (см. упр. 12). Не торопить обучаемых, не говорить громко, исключить яркий свет.
Каждое упражнение повторять 4-5 раз, только после полного усвоения одного упражнения переходить к другому.
При выполнении упражнения обязательно поставить к нему задачу, спокойно объяснить словами, затем показать. При выполнении упражнения обязательно морально поддерживать обучаемых: похвалить, поблагодарить и т.д.
Постоянство и систематичность – необходимое условие в работе над техникой речи. Разумная, упорная последовательность поможет достигнуть хороших результатов. Снова и снова повторяйте упражнения, но делать это надо осмысленно, а не механически. Наша цель – достичь сознательного регулирования речевой деятельности и речевого поведения.
Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса во время занятий: не переутомляйте обучаемых, занятия проводите в чистом помещении. «Сдваивать» занятия нельзя.
Сохраняйте с начала до конца занятия комфортный фон обучения, отметки не выставлять! Работаем по игровой системе отслеживания.
Упражнения вводить не все сразу сначала и до конца, а рассредоточенно, малыми порциями, следить при этом за самочувствием.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата
план Дата
факт Тема занятия Кол-во часов Примечание
1 Азбука семиотики 2 Знак –материальный носитель информации. Структура знака. Основные типы знаков: знаки-признаки, знаки-сигналы, знаки-символы.
2 Знаки общения 1 Знаки: безусловные и условные, общения, неречевые и речевые. Звуки животных и птиц, их «язык».
3 Когда и как появился язык 1 Гипотезы возникновения человеческой речи: звукоподражание, междометная теория. Язык – социальное явление.
4 Зачем понадобился человеку язык 1 Язык позволяет людям думать, передавать мысли, выражать различные чувства.
5 Язык, речь, мышление 1 Устная и письменная речь.
6 Разновидности устной речи 1 Особенности устной речи, её разновидности –монолог и диалог
7 Звучание речи 2 Речевой аппарат, его тренировка, речевое дыхание, голос, дикция.
8 Нормы произношения 2 Понятие нормы. Варианты норм. Словари и справочники, как ими пользоваться.
9 Звуковая сторона речи 2 Звук: с позиции говорящего и слушающего; с точки зрения лингвистической, социальной. Звук – носитель смысла, выразитель эмоций, настроения.
10 Звукоподражание 1 11 Звук и смысл 3 Звуковой символизм. Цветовая политра гласных звуков. Звукопись гласными – ассонанс. Звукопись согласными –аллитерация.
12 Звукообраз 1 Звук в поэтическом тексте. Тайна стиха – «союз звуков, чувств и дум» (А.С.Пушкин)
13 Благозвучие и неблагозвучие речи 2 Понятие благозвучия.
14 Интонация 2 Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль (логич. ударение, пауза, мелодика, темп и тембр речи).
15 Главный знак языка - слово 2 Слово – хранилище смысла. Три грани слова.
16 Сила слова 1 Какая речь помогает, какая речь вредит. Речевой этикет.
17 Речевая деятельность 1 Виды речевой деятельности – говорение, чтение, слушание, письмо.
18 Учимся слушать 1 Виды слушания. Условия и приёмы хорошего слушания.
19 Учимся говорить 2 Законы построения речи: вступление, главная часть, заключение. Учимся анализировать речь собеседника.
20 Междометия в нашей речи 1 Учимся использовать междометия в речи.
21 Устное общение на расстоянии 2 22 Письменное общение на расстоянии 1 23 Сопутствующие системы общения 1 Жесты. Мимика. Пантомимика
24 Итоговое занятие 1 Список использованной литературы
Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Екатеринбург: Арго, 1997.
Бондаренко А.А., Гуркова И.В. Говори правильно: орфоэпический словарик. – М.: Просвещение, 1995.
Быкова Г. В. Школьная фонетика: четвертый аспект изучения //Русская словесность. – 1994. – №6. – С. 44-49.
Быкова Г.В. Интенсивный тренинг произносительно-слуховой культуры общения учащихся 5-9 классов. – Благовещенск, 1999.
Быкова Г.В. К орфограмме – к произносительной культуре//Русская словесность. - 1996. - №6. – С. 44-47.
Быкова Г.В. Я говорю, ты говоришь, мы горим… – Благовещенск, 1998.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. – М., 1977.
Михальская А. К. Основы риторики. Мысль и слово: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996. – С.73-77.
Основы педагогического мастерства /Под ред. И. А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. - Гл. 4.
Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – Владивосток, 1994.
Скворецкая Е.В. Культура речи: Упражнения и рекомендации. – Новосибирск, 1991.
Стернин И.А. Речевой этикет. – Воронеж, 1996.
Учимся говорить чисто: Материалы для работы на уроке. – Вып. 2. – Воронеж, 1998.
Учимся речевому дыханию: Материалы для работы на уроке. – Вып.1. – Воронеж, 1998.