Психологические особенности формирования личностных универсальных учебных действий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Рудня»Психологические особенности формирования личностных универсальных учебных действийПедагог-психолог Валетенкова П.И Личностные УУД Обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Личностные УУД 3 типа личностных действий:Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение (внутренняя позиция школьника, самооценка, гражданская идентичность)Смыслообразование (отношение к себе, социуму, школе; мотивы поведения и деятельности).Нравственно – этическая ориентация (знание нравственных категорий, ценностное отношение к нравственным нормам и умение им следовать) Как сформировать личностные УУД Учитель поддерживает познавательную потребность учащегося.Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами.Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия.Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка - это нормально - главное - уметь учиться на ошибках.Учитель помогает ребенку найти самого себя, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других. Портрет ученика со сформированными личностными УУД: 1. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат2. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку3. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься4. У ребенка развита рефлексия5. У ребенка сформирована учебная мотивация6. У ребенка сформирована адекватная самооценка Как развивать личностные УУД Личностное, профессиональное, жизненное самоопределениеПомогайте учащимся в адаптации к быстроменяющемуся миру;Цените детскую индивидуальность;Развивайте у детей инициативность, любознательность;Поддерживайте обратную связь в общении с учащимися;Создавайте ситуацию «успеха»; Используйте мультимедийные презентации в урочной и внеурочной деятельности. Как развивать личностные УУД 2. Действие смыслообразованияСоздавайте оптимальные условия развития для каждого ученика;Предоставляйте учащимся право выбора;Прививайте навыки школьного самоуправления;Обеспечивайте развитие положительных качеств неуверенных в себе школьников. Как развивать личностные УУД 3. Действие нравственно-этического оцениванияПрививайте учащимся духовные традиции нашего народа – уважение к народу, труду, культуре.Учите делать правильный нравственный выбор и давать оценку поступкам и событиям.Создавайте условия для формирования эмпатии и толерантности.